Принцип разделения властей как основа конституционного строя России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2013 в 13:06, дипломная работа

Краткое описание

Дипломная работа о принципе разделения властей как основы конституционного строя России. В работе описано понятие и сущность самого принципа разделения властей, понятие конституционного строя, принцип разделения властей в историческом аспекте, а также проблемы применения принципа разделения властей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….….3
1. Понятие, сущность принципа разделения властей.
1.1. Понятие основ конституционного строя РФ……………………...6
1.2. Принцип разделения властей в историческом аспекте………….16
1.3. Понятие и сущность принципа разделения властей……………..21
2. Разделение властей как элемент основ Конституционного строя Российской Федерации.
2.1. Законодательная власть……………………………………………27
2.2. Исполнительная власть…………………………………………....33
2.3. Судебная власть……………………………………………………44
3. Проблемы применения принципа разделения властей в Российской Федерации.
3.1. Место президента в системе разделения властей РФ……………51
3.2. Проблемы реализации принципа разделения властей в РФ…….56
Заключение……………………………………………………..……………62
Список литературы…………………………………………….…………....64

Вложенные файлы: 1 файл

сам диплом.docx

— 109.38 Кб (Скачать файл)

7. Названные  выше признаки содержания исполнительной  власти— универсальность, принудительность, организующий характер — детерминируют  ее организационную форму —  единую, большую по объему, иерархически  построенную государственную исполнительную  власть. Единство многоуровневой  административной машины —   важнейшая основа единства государства. 

Известно, что и законодательная, и судебная власти не обладают организационным  единством, иерархией, подчинением  нижестоящих звеньев вышестоящим. В отличие от других властей, исполнительная власть организационно едина, ее нижестоящие  звенья подчинены вышестоящим, она  делится на иерархические уровни.

8. Непосредственная  повседневная организация разнообразных   социальных связей, реальное осуществление  принуждения требуют большого  количества работников аппарата. Несомненно, что численный состав  административного аппарата, количество  лиц, занимающихся административной  деятельностью, намного превосходит  общее число работников всех  иных государственных органов  вместе взятых. Реализация исполнительной  власти требует большого числа  профессионалов и рациональной  организации их труда. Основная  фигура в администрации — чиновник.

9. Исполнительная  власть выступает как вторичная  по отношению к представительным (законодательным) органам, которые  определяют ее структуру, полномочия  ее органов, даже если носители  исполнительной власти избираются  непосредственно народом (президент,  губернатор и т. д.). Издаваемые  ими властные акты (даже указы  Президента) подзаконны, они развивают,  уточняют, детализируют, применяют  в конкретной обстановке закон.  Действия администрации не могут  противоречить закону, являются  его исполнением. Поэтому органы называют исполнительными, а власть — исполнительной.

10. В условиях  правового государства значительно  изменяются объем и формы контроля  за деятельностью исполнительной  власти. Ее подконтрольность приобретает  качественно иной характер. В  прошлом ее контролировал монарх  и уполномоченные им чиновники:  прокуроры и иные представители  высшей власти. Это был контроль  за подчиненными, осуществляемый  свыше, чаще всего, контроль  одних чиновников за другими. 

В правовом государстве исполнительная власть не подчинена другим властям, она  самостоятельна, но ее вправе контролировать все существующие власти: и парламенты, и суды, и иные органы, не принадлежащие  ни к одной из трех ветвей государственной  власти (прокуратура, счетная палата, уполномоченный по правам человека и  др.). В России огромные контрольные  полномочия принадлежат президентской  власти, занимающей особое положение  в российской системе разделения властей.

Уровень подконтрольности государственной  администрации резко возрастает в условиях развитой демократии и  ее проявлений: свободы слова, права  на получение информации, многопартийности и др.

Исполнительная  власть самостоятельна, но только в  функционально-компетенционном смысле. Ее функции связаны с практической реализацией законов в общегосударственном  масштабе (исполнительством), для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий. Другая часть таких полномочий приходится на долю законодательной  и судебной властей. Следовательно, исполнительную власть можно характеризовать  в качестве подсистемы в рамках системы  единой государственной власти или  же ее механизма.

Однако  необходимо учитывать, что действующим  законодательством Российской Федерации  фиксируются функции и компетенция  не самой исполнительной власти, как  государственно-правового института, а лишь субъектов, реализующих ее на том или ином уровне государственной организации (например, статус федеральных и региональных органов исполнительной власти).

Исполнительная  власть - необходимый атрибут государственно-властного  механизма, построенного на разделении властей.37

Высшим  федеральным органом, осуществляющим исполнительную власть в России является Правительство Российской Федерации.

Статус  Правительства и порядок его  деятельности определены Главой 6-й  Конституции и федеральным конституционным  законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года с позднейшими  изменениями.

В Конституции  закреплены термины системы и  структуры федеральных органов  исполнительной власти. Так, п. «г» ст. 71 Конституции устанавливает, что  в ведении Российской Федерации  находится установление системы  федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов  государственной власти. Однако о  структуре федеральных органов  исполнительной власти в Конституции  упоминается только в связи с  назначением Председателя Правительства  РФ. Согласно ч. 1 ст. 112 Конституции Председатель Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту РФ предложения о структуре  федеральных органов исполнительной власти.38

Как же соотносятся  понятия «система» и «структура»  федеральных органов исполнительной власти? Эти понятия соподчинены. Система свое содержание раскрывает через структуру составляющих ее организационных и функциональных элементов. Система – это  результат  объединения структурных образующих ее единиц в единстве и целостности. Понятие «структура» означает «строение, внутреннее устройство».39

В Указе  Президента Российской Федерации N 724 «Вопросы системы и структуры федеральных  органов исполнительной власти»  от 12 мая 2008 г. указано, что в систему  федеральных органов исполнительной власти входят:

    1. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам.
    2. Федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам.
    3. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации.40

Что касается структуры органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации, то в соответствии со ст. 77 Конституции РФ, система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими «самостоятельно» в соответствии с основами конституционного строя России и Федеральным законом «Об общих принципах организации представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».41

Рассмотрим  структуру органов исполнительной власти на примере Приморского края.

 В  соответствии с Постановлением  Губернатора Приморского края  от 25 января 2011 г. № 5-пг «Об  утверждении структуры органов  исполнительной власти Приморского  края», структуру органов исполнительной  власти Приморского края составляют: департаменты, управления и отделы.42

 

2.3. Судебная  власть.

В соответствии со ст. 104 Конституции РФ, правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Термин  «судебная власть» употребляется  в нескольких значениях. Во-первых, судебная власть – это деятельность судебных органов по осуществлению  возложенных на них полномочий. Во-вторых, под судебной властью часто понимают совокупность судебных органов, судебную систему. В-третьих, с точки зрения принципа разделения властей, судебная власть – это определенная отрасль  государственной деятельности, совокупность функций, решаемых государством в области  разрешения правовых конфликтов.43

Предназначение  судебной власти – разрешать различные  правовые конфликты между членами  общества, между человеком и государством. Судебная власть обладает рядом неотъемлемых признаков, отличающих ее от других ветвей власти в государстве:

1)судебная  власть осуществляется особыми  государственными органами –  судами. Суды в Российской Федерации  в совокупности образуют судебную  систему;

2)судебная  власть, согласно ч. 2 ст. 118 Конституции  РФ, осуществляется посредством  конституционного, гражданского, административного  и уголовного судопроизводства;

3)судебная  власть осуществляется в соответствии  с четко установленной процессуальной  формой (надлежащей правовой процедурой);

4)решения  органов судебной власти не  могут быть пересмотрены органами  других ветвей власти.44

К числу  существенных особенностей судебной власти относятся:

Во-первых, эта власть может осуществляться исключительно судом и в этом смысле обособление судебной власти от других «ветвей» государственной  власти - законодательной, исполнительной – производится путем монопольного сосредоточения ее в рамках системы  судебных органов, что принципиально  исключает возможность какого-либо перераспределения властных полномочий с другими органами государства.

Во-вторых, правосудие как власть суда – это  непосредственное соединение власти и  права, соединение, которое обуславливает  два начала:

1)  власть  в строгих рамках права, за  пределами которых произвол;

2)  право,  реализующее себя во власти.

В соединении двух указанных начал находит  свое воплощение правосудие.

Суд как  средство и форма исполнения закона без соответствующих полномочий реализовать право, содержащееся в  законе, не может быть органом правосудия. Правоохранительным органом государства  он считается в той мере, в какой  выполняет предписания и установки  закона, безотносительно к соответствию их праву.

В-третьих, осуществление правосудия возможно лишь при неукоснительном соблюдении установленных законом процессуальных норм –судопроизводства, соответственно, конституционного, гражданского, административного  и уголовного. Судопроизводство –  это правовая технология формирования судебной власти, если рассматривать правосудие как процесс нахождения истины и достижения справедливости объективным и независимым судом при строгом соблюдении законных прав и интересов, участвующих в суде лиц.

В-четвертых, применение судебной власти жестко предопределено необходимостью разрешения юридического конфликта или спора. Без такого конфликта и спора пусть даже в потенции, не может осуществляться правосудие, судебная власть.45

Правосудие  – это властное, осуществляемое от имени государства и в установленных  законом процессуальных формах, и  беспристрастное разрешение судом  реального конфликта или спора  путем объективной оценки истоков  и сущности этого конфликта или  спора, позиций сторон и предоставленных  суду доказательств, сложившейся вследствие конфликта или спора ситуации и ее последствий, вынесение в  строгом соответствии с действующим  законодательством властного, а  потому обязательного для исполнения вердикта с восстановлением законности и справедливости, с наказанием виновного  и возмещением ущерба потерпевшему.46

В-пятых, равноправие сторон в судебном процессе, состязательность и реальная возможность  сторон доказывать суду истину в конфликте  или споре, справедливость своей  позиции, предоставлять в соответствии с установленными процессуальными  правилами доказательства, обеспечение  гарантированного законом права  на защиту – все это направлено на формирование таких качественных характеристик, присущих судебной власти, как объективность и справедливость. Лишенная объективности и справедливости власть суда, не будучи правосудной, превращает этот орган государства в орудие репрессий.

Подлинное правосудие в противоположность  судебной власти как репрессивной силы с необходимостью требует истинной состязательности процессуально равноправных сторон перед лицом справедливого, непредвзятого, объективного суда. Практическое достижение этого не сводится только к декларативному включению принципа состязательности и равноправия сторон в общие части гражданско-процессуального, уголовно-процессуального, административного и арбитражного кодексов России, как считают некоторые авторы, а предполагает, прежде всего, глубокую и всестороннюю перестройку ряда важнейших звеньев судебной системы и прокуратуры РФ с разработкой и принятием поправок в действующее российское законодательство.

В-шестых, судебная власть – власть системная  и в этом одна из ее основных качественных особенностей, отличающих судебную власть от других «ветвей» государственной  власти. Каждый из судов, составляющих отдельные звенья общей судебной системы, самостоятелен и независим  в осуществлении правосудия от кого бы ни было, исключая закон, в том  числе и от других судов, в том  числе судов вышестоящих. Но результат  осуществления этой власти – решение  или приговор суда – может быть отменен или изменен судом  вышестоящим (кассационная и надзорная  инстанции). Верховный Суд РФ является не только высшим судебным органом  по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам  общей юрисдикции, но и осуществляет в предусмотренных федеральным  законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью (ст.126 Конституции  РФ). В свою очередь, Арбитражный  Суд РФ, являющийся высшим судебным органом по разрешению экономических  споров и иных дел, рассматриваемых  арбитражными судами, осуществляет в  предусмотренных федеральным законом  процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов (ст.127 Конституции  РФ). Правосудие в полном объеме, следовательно, осуществляет вся судебная система  в целом. О судебной власти во всей ее полноте можно говорить применительно  к судебной системе в целом.

Информация о работе Принцип разделения властей как основа конституционного строя России