Принцип разделения властей как основа конституционного строя России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2013 в 13:06, дипломная работа

Краткое описание

Дипломная работа о принципе разделения властей как основы конституционного строя России. В работе описано понятие и сущность самого принципа разделения властей, понятие конституционного строя, принцип разделения властей в историческом аспекте, а также проблемы применения принципа разделения властей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….….3
1. Понятие, сущность принципа разделения властей.
1.1. Понятие основ конституционного строя РФ……………………...6
1.2. Принцип разделения властей в историческом аспекте………….16
1.3. Понятие и сущность принципа разделения властей……………..21
2. Разделение властей как элемент основ Конституционного строя Российской Федерации.
2.1. Законодательная власть……………………………………………27
2.2. Исполнительная власть…………………………………………....33
2.3. Судебная власть……………………………………………………44
3. Проблемы применения принципа разделения властей в Российской Федерации.
3.1. Место президента в системе разделения властей РФ……………51
3.2. Проблемы реализации принципа разделения властей в РФ…….56
Заключение……………………………………………………..……………62
Список литературы…………………………………………….…………....64

Вложенные файлы: 1 файл

сам диплом.docx

— 109.38 Кб (Скачать файл)

Теория разделения властей, именуемая нередко принципом разделения властей, в том виде, как она воспринимается ныне применительно к государственному режиму, появилась более 300 лет назад. Основателями ее считаются английский философ-материалист, создатель идейно-политической доктрины материализма Дж. Локк и французский просветитель, философ и правовед Ш. Монтескье.

Идеи Локка относительно необходимости и важности разделения властей были изложены в главном его труде «Два трактата о государственном правлении» (1690), а идеи Монтескье о разделении властей и другие его общественно-политические воззрения — в романе «Персидские письма», историческом очерке «Размышления о причинах величия и падения римлян" и основном его произведении «О духе законов» (1748).

Согласно  философским и политическим воззрениям Локка, если абсолютная монархия, построенная на тирании и беззаконии, находится в глубоком противоречии с природой человека и общественным договором, то публичная политическая власть, построенная на основе принципа разделения властей, изначально соответствует естественной природе людей.

Обосновывая данный тезис, автор обращался к таким природным чертам человека, как его способность создавать общие для всех правила поведения и в повседневной жизни руководствоваться ими; как способность претворять в жизнь принимаемые им решения и применять общие правила к конкретным ситуациям; наконец, как способность не только устанавливать, но и поддерживать на определенном уровне и в определенных рамках свои отношения с другими людьми. Наличием данных природных черт человека обосновывалась необходимость и естественность разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную и федеративную (ведающую международными отношениями) власти.

Разумеется, реальное проявление названных черт, как и само разделение властей, возможно лишь в условиях государственного, а не догосударственного, естественного существования и состояния отдельного человека и всего общества. Ибо, во-первых, в естественном состоянии, по мнению Локка, «не хватает установленного, определенного, известного закона", который был бы признан и допущен по общему согласию в качестве «нормы справедливости и несправедливости и служил бы общим мерилом», при помощи которого разрешались бы между ними споры. Во-вторых, в естественном состоянии «не хватает знающего и беспристрастного судьи», который обладал бы властью разрешать все затруднения в соответствии с установленным законом. И, в-третьих, в естественном состоянии часто «недостает силы, которая могла бы подкрепить и поддержать справедливый

приговор  и привести его в исполнение».19

Под федеративной властью Локк понимал ту власть в государстве, в компетенции которой находятся вопросы войны и мира, участие в коалициях и союзах, право вести дела со всеми лицами и сообществами вне данного государства, т.е. область внешней политики.

Что касается соподчиненности властей  в государстве, то, по мнению Локка, «может быть всего одна верховная власть, а именно законодательная, которой все остальные подчиняются и должны подчиняться».20

Аналогичные идеи о разделении властей развивались  и дополнились позднее в работах Монтескье. В каждом государстве, писал он, «есть три рода власти: власть законодательная, власть исполнительная, ведающая вопросами международного права, и власть исполнительная, ведающая вопросами права гражданского.21

В России о разделении властей писали многие авторы. Так, в фундаментальном труде  выдающеюся русского правоведа Н. М. Коркунова "Русское государственное право" отмечается, что «предложенное Ш. Монтескье разделение властей является частным  случаем более общей проблемы соотношения государственных  структур при осуществлении ими совместного властвования. Государственная власть, чтобы остаться государственной, должна быть предметом совместного пользования всех составляющих государства".22

Эту точку зрения разделяли и  другие отечественные ученые. Они  доказывали несостоятельность утверждения, что принцип разделения властей  якобы означает разделение государственной  власти на три самостоятельные власти. "Государство, — писал Н. Ворошилов, — представляет собой единство всей жизни народа; дробление этого  единства ведет и к уничтожению  самого государства. Поэтому и государственная власть, как выражение этого единства, должна быть одна: несколько властей, одинаково самостоятельных и равных друг другу, ведут к постоянным столкновениям, борьбе между ними и, следовательно, к уничтожению государства".23

Действительно, полного разделения властей, их абсолютной независимости друг от друга быть не может. Еще Г. Гегель писал: "Представление о так называемой независимости властей друг от друга заключает в себе ту основную ошибку, что независимые власти тем не менее должны ограничивать друг друга. И посредством этой же независимости уничтожается единство государства, которое надлежит требовать прежде всего".24

В Российской истории было не так много примеров хотя бы частичной реализации теории разделения властей. До начала XX в. трудно было говорить даже о разграничении полномочий между различными государственными органами, тем более о разграничении власти между разными социальными силами. 1905 год стал важным рубежом в истории России. Помимо многих преобразований в жизни общества и государства, проведенных в результате революции, встал вопрос и о разделении властей в России. Как и в XVIII в. во Франции, в России возникла новая социальная сила  - буржуазия, которая стремилась освободится от тормозящей развитие общества абсолютной монархии. В результате первой российской революции появился первый в России парламент – Государственная Дума. Безусловно, полномочия первых российских парламентов часто ставились монархом под сомнение, система сдержек и противовесов действовала только тогда, когда того хотел император.

Следующий этап – это советский период. С установлением советской власти, надежды сторонников теории разделения властей на скорое ее воплощение в  России стали менее оправданы. Сначала  была провозглашена диктатура пролетариата, что прямо противоречило идее разделения властей, позже в социалистической доктрине все более укреплялся принцип  – лозунг «Вся власть Советам!». Несмотря на то, что в СССР провозглашалось  полновластие Советов, о Совете Министров  говорилось как о высшем органе исполнительно-распорядительной власти, т.е. теоретически принцип единовластия Советов был небезупречен. Слияние  партийного и государственного аппарата внесло новые принципы в организацию  системы государственных органов, которые явно не соответствовали  теории разделения властей. «Если в  той или иной стране, как, скажем, в СССР, при определенных исторических обстоятельствах сложилась однопартийная  система, то от нее надо отказаться, а принцип разделения властей  должен быть дополнен более общим  принципом строгого разграничения  функций партии и государства. Это  обеспечит суверенитет государства  и недопустимость его подмены  властью любого партийного органа, подчиняющего себе административные органы государства, что фактически превращают законодательную и судебную власть, а потому и право в придаток идеологизированной бюрократической системы уловления, которую возглавляет или представляет партийный лидер и его ближайшее окружение. Именно, пренебрежение к разделению властей  и функций привело, помимо прочего, к отчуждению трудящихся от политической власти, к сталинщине».25

 

1.3. Понятие  и сущность принципа разделения  властей

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и  судебной власти самостоятельны.26

Таким образом, согласно Конституции, разделение властей  означает не только рассредоточение, распределение, демонополизацию власти, но и действительное, реальное взаимное ее уравновешивание, при котором ни одна из трех властей  не может ущемить или подчинить  себе другие и вынуждена действовать  в условиях взаимопонимания и  взаимосотрудничества.

Для того чтобы обеспечить реализацию принципа разделения властей нет только в  верхних эшелонах государственной  власти, но и во всей иерархии государственных  органов, Конституция (ст.5) предусматривает  соединение принципа разделения властей  с принципом разграничения предметов  ведения и полномочий между Российской Федерацией, составляющими ее республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными  округами.27

Главное содержание этого принципа состоит в том, что только при условии разделения функций государственной власти между самостоятельными органами может быть установлен демократический режим правления. Как известно, существуют три основные функции государственной власти: законодательная, исполнительная и судебная, поэтому каждая из этих функций и должна исполняться предназначенными для нее органами государства.

Необходимо  особо отметить, что сама государственная  власть едина, ее единственным источником в Российской Федерации является многонациональный народ России. Ни один из государственных органов не может присваивать себе полномочия по осуществлению суверенной государственной власти. Речь в данном случае идет только о распределении функций и ответственности между различными государственными органами.

Конституционный принцип, в соответствии с которым "государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную", предполагает создание органов, представляющих каждую ветвь власти.

В пределах своей компетенции по осуществлению  указанных функций эти государственные органы самостоятельны и независимы, но при этом они не могут не взаимодействовать. Таким образом, каждая ветвь следит за тем, чтобы другая не превышала пределы отведенных ей полномочий. Такая "система сдержек и противовесов" применяется в той или иной мере в большинстве демократических государств.

На федеральном уровне система разделения властей выглядит следующим образом: законодательная власть – Федеральное Собрание Российской Федерации; исполнительная власть — Правительство РФ; судебная власть — Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ.

На уровне субъектов Федерации государственную власть осуществляют органы, структура и компетенция которых определяется субъектами Федерации самостоятельно.

Сущностью конституционного принципа разделения властей является ограничение каждой из ветвей власти посредством применения механизмов взаимных сдержек и противовесов. В Конституции РФ содержится важное положение, что никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону (часть 4 статьи 3 Конституции РФ). Выдвигается гипотеза, что из смысла взаимосвязанных положений части 4 статьи 3 и статьи 10 Конституции России может быть выведен более общий принцип конституционного права — принцип необходимости ограничения любой власти  посредством ее разделения на несколько частей (ветвей).

Наличие такого принципа можно  подтвердить, в частности, нормами законодательства, предусматривающими применение системы  сдержек и 

противовесов  в отношениях между представительными  и исполнительными органами местного самоуправления. И даже экономическая  власть порой нуждается в ограничениях посредством ее разделения. Видимо, не случайно организация управления корпорациями, когда имеется общее  собрание участников, наблюдательный совет и совет директоров, очень  напоминает разделение публичной власти.

Безусловно, конституционный принцип разделения властей используется и на «срединном»  уровне публичной власти — в субъектах  Российской Федерации. Объективно, в  силу размеров страны и географической, этнической, культурной, экономической  неоднородности, Россия не может не быть федерацией. При этом не должен вызывать удивления тот факт, что  в некоторых республиках система  разделения властей, помимо традиционной государственно-правовой модели, предполагает нетрадиционные механизмы сдержек и противовесов. Так, в Республике Дагестан фактически посты руководителей органов законодательной и исполнительной власти занимают лица, представляющие различные этнические группы населения. Такая же картина имеет место в Республике Башкортостан.28

Идею  разделения властей в России рекомендуется проводить в трех плоскостях:

1) Ни один орган власти или политическая организация не могут игнорировать либо приостанавливать деятельность конституционно закрепленных институтов, бесконтрольно отправлять властные функции, стремиться к упразднению конституционного строя,  его правовой и социальной опоры. Принципиально исключается возможность насильственного захвата власти.

2)  Функционально  разделение властей предполагает  соответствующую организацию законодательного, исполнительного и судебного   механизмов.  Законодательная власть  ограничивается референдумом, прямыми  выборами Президента, его правом вето, Конституционным Судом; внутренним ее ограничением является двухпалатное построение Парламента. Исполнительная власть ограничена ответственностью перед Парламентом и подзаконным характером издаваемых ею нормативных актов, должна сохраняться также внутренняя разделенность между Президентом и Правительством, федеральной и региональной властью. Судебная власть подчинена Конституции и закону, а ее внутреннее разделение воплощается в том, что Конституционный Суд выделяется из общей  судебной  системы,   меняется   круг полномочий прокуратуры, вводятся системы специальных судов, мировых судей.

Информация о работе Принцип разделения властей как основа конституционного строя России