Российской
Федерации». 7
Конституционное
правосознание можно определить
как совокупность идеологических и
психологических структурных элементов,
включающих взгляды, оценки, установки,
представления, отношения личности
относительно целей и принципов
конкретного государства и общества,
реального состояния основных прав
и свобод человека, действующей правовой
системы, в том числе органов
государственной власти, форм и методов
их деятельности».8
Вероятно,
именно поэтому доступные комментарии
к Конституции России также
не содержат определение понятия
«конституционный строй».
В "Комментарии
к Конституции Российской Федерации"
(постатейный, издание 3-е, исправленное
и дополненное, Г.Д. Садовникова, Юрайт-Издат,
2006) указано лишь следующее: «Действующая
Конституция впервые применяет
понятие "основы конституционного строя".
В гл. 1 юридически закреплен конституционный
статус государства, его основные сущностные
характеристики, устои и принципы,
в соответствии с которыми организованы
и функционируют все основные
государственные и общественные
институты.
Нормы
данной главы имеют особое
значение, поскольку они закрепляют
такие отношения, которые оказывают
влияние не только на нормы
Конституции, но и на содержание
всех законодательных и подзаконных
актов. При этом основы конституционного
строя тесно взаимосвязаны, неотделимы
друг от друга и только в
совокупности обеспечивают те
главные характеристики государства,
которые закреплены в Конституции.
Установленные
гл. 1 принципы должны быть стабильными,
поэтому Конституция (ст. 135) устанавливает
особый порядок пересмотра положений
данной главы».9
В
научно-практическом комментарии
к Конституции РФ под редакцией
Ю.А. Дмитриева указано, что
«под основами конституционного
строя понимаются самые общие
нормы и принципы государственного
и общественного устройства Российской
Федерации, получившие закрепление
в гл. 1 раздела первого Конституции».10
Ряд авторов
говорит о сущности конституционного
строя, что может быть важно для
определения рассматриваемого понятия:
«В литературе сущность конституционного
строя определяется как целостное
воплощение в реально складывающейся
Конституции и в практике общественных
отношений совокупности незыблемых
основополагающих ценностей и принципов,
предопределяющих гуманные, правовые
отношения между человеком, гражданским
обществом и государством и их
подчиненность нормам и институтам
конституционного строя (Румянцев О.Г.
Основы конституционного строя: понятие,
содержание, отражение в Конституции.
С. 3).
Среди
конституционных установлений на
первый план выдвигаются основы
конституционного строя, которым
посвящена гл. 1 Конституции РФ. Они
являются базой для всех других
норм самой Конституции РФ, что
специально подчеркнуто в ст.
16: никакие другие положения Конституции
РФ не могут противоречить
основам конституционного строя.11
Таким
образом, можно утверждать, что
в юридической литературе не
всегда проводятся чёткие различия
между категориями «конституционный
строй» и «основы конституционного
строя». Более того, указанные понятия
фактически признаются тождественными
с учётом круга общественных
отношений, образующих конституционный
строй, и его правового закрепления.
Основы конституционного строя включают
в себя не все общественные отношения,
составляющие суть конституционного строя,
а лишь главные, ключевые общественные
отношения, составляющие суть устройства
общества и государства. Основополагающие
принципы организации общества и государства
образуют как бы фундамент конституционного
строя. Эти нормы, содержащиеся в главе
1 Конституции РФ, в научной литературе
чаще всего именуются нормами-принципами.
Более
широко понятие «конституционного
строя раскрыто Козловой Е.И.
и Кутафиным О.Е.: «Каждое государство
характеризуется определенными
чертами, в которых выражается
его специфика. Оно может быть
демократическим или тоталитарным,
республикой или монархией и
т.д. Совокупность таких черт
позволяет говорить об определенной
форме, определенном способе организации
государства, или о государственном
строе. Этот строй, закрепленный
конституцией государства, становится
его конституционным строем. Таким
образом, конституционный строй
- это определенная форма, определенный
способ организации государства,
закрепленный в его конституции.
Однако
есть и другое понятие конституционного
строя, заложенное, в частности,
в Конституции РФ и относящееся
не ко всякому государству,
а лишь к такому, форма, способ
организации которого имеет строго
определенные черты, позволяющие
считать его конституционным
государством.
Дело
в том, что наличие в государстве
конституции совсем не означает,
что такое государство можно
считать конституционным. Конституционное
государство характеризуется прежде
всего тем, что в нем обеспечено
подчинение государства праву.
Известно,
что всякое государство, включая
и тоталитарное, в той или иной
мере подчинено праву, являясь
одновременно и субъектом права,
и фактором правообразования. Но
для того чтобы государство
в полной мере подчинялось
праву, нужны соответствующие
гарантии. В своей совокупности они
обеспечивают такую форму, такой способ
организации государства, который может
быть назван конституционным строем.
Следовательно,
конституционный строй - это форма
(или способ) организации государства,
которая обеспечивает подчинение
его праву и характеризует
его как конституционное государство.
Ограничение
государственной власти правом
имеет одной из целей создание
оптимальных условий для функционирования
гражданского общества, являющегося
неотъемлемым атрибутом конституционного
государства.
В
основу концепции конституционного
строя Российской Федерации в
ее действующей Конституции положены
великие гуманистические идеи, исходящие
из незыблемости и неотчуждаемости
прав и свобод человека и
гражданина. Государство рассматривается
как официальный представитель
общества, правомочный решать только
те вопросы, которые за ним
закреплены Конституцией.12
Также представляется
идея Т.С. Мелешкиной: основы конституционного
строя представляют собой систему
принципов, поэтому в известной
степени первую главу можно назвать
конституцией в Конституции. И если
Конституцию можно считать нормативным
стандартом, которому должны соответствовать
другие законодательные акты, то главу
первую Конституции можно представить
нормой, по которой следует сверять
все иные положения Конституции.
Следовательно, они должны полностью
соответствовать положениям первой
главы.13 Полагаю, что
данная позиция является верной.
В целом
основы конституционного строя - это
устои государства, его основные
принципы, которые призваны обеспечить
России характер конституционного государства.14 К основам,
исходя из главы первой Конституции Российской
Федерации, относятся: 1) государственный
суверенитет; 2) приоритет прав и свобод
человека; 3) народовластие; 4) федерализм;
5) социальное государство; 6) многообразие
форм собственности; 7) разделение властей;
8) идеологическое многообразие; 9) светский
характер государства; 10) целостность
и незыблемость основ конституционного
строя.
Таким
образом, основы конституционного
строя - это те базовые ценности,
на которые ориентировано государство
и общество, и те принципы, которым
должны подчиняться органы публичной
власти и которые должны защищаться
судом».15
По
мнению Каткова Д.Б. и Корчиго
Е.В. «конституционный строй -
система правовых отношений, закрепляющая
способ организации государства,
при котором признаются и гарантируются
права и свободы человека и
гражданина, а государство подчинено
праву и, прежде всего, демократической
Конституции.
Понятие
конституционного строя обладает
двумя основными признаками: 1) это
способ организации государства
- совокупность признаков, по которым
одно государство можно отличить
от другого (форма государственного
устройства, форма правления, политический
режим и др.); 2) это такой способ
организации государства, который
ставит его (государство) в
подчинение интересам человека,
его естественным правам и
свободам через регламентирование
деятельности государства правовыми
ограничениями, рамками, за пределы
которых государство выходить
не должно. Важнейшую роль в
таком ограничении играет Конституция.
Конституционный
строй закрепляется всей системой
правовых норм, различными отраслями
российского права. Конституционное
право регламентирует основы
конституционного строя - основополагающие
принципы устройства государства
и его соотношения с человеком
и обществом, его (государства)
существенных характеристик, которые
в совокупности составляют упорядоченную
и относительно завершенную систему
и которые проецируются на все остальные
нормативные установления права. При этом
вся дальнейшая регламентация общественных
отношений является отражением, конкретизацией
и развитием этих основополагающих принципов.
Эти главные принципы настолько важны,
что они содержатся в основном законе
государства - Конституции. В российской
Конституции основам конституционного
строя посвящена первая глава, имеющая
одноименное название.
Положения
Конституции, определяющие основы
конституционного строя, обладают
наивысшей юридической силой
среди всех норм российской
правовой системы. Статья 16 Конституции
РФ устанавливает, что никакие
другие положения Конституции
РФ (а, следовательно, и других
актов) не могут противоречить
основам конституционного строя.
Основы конституционного строя
призваны быть ядром правового
регулирования и поэтому должны
обладать повышенной стабильностью
своего содержания. На это направлен
установленный в Конституции
РФ порядок изменения норм
первой главы. Эти нормы не
могут быть пересмотрены Федеральным
Собранием, а только Конституционным
Собранием, которое созывается
по решению 3/5 от общего числа
членов Совета Федерации и
депутатов Государственной Думы.
При этом невозможно внесение
отдельных изменений в основы
конституционного строя. Конституционное
Собрание либо подтверждает неизменность
Конституции РФ, либо разрабатывает
проект новой Конституции РФ,
который принимается двумя третями
от общего числа членов Конституционного
Собрания либо выносится на
общероссийский референдум.
Система
главных принципов, составляющих
основы конституционного строя
Российской Федерации, закрепляется
в гл. 1 Конституции РФ. Некоторые
из этих принципов Конституция
РФ только декларирует, и их
содержание раскрывается нормами
других частей Конституции РФ,
а также иным законодательством
Российской Федерации. Некоторые
же принципы Конституция РФ
детально раскрывает, определяя
их содержание. Принципы, составляющие
основы конституционного строя, взаимосвязаны
и тесно переплетены между собой, нередко
регулируя одно и то же в более широком
или более конкретном смысле. Именно поэтому
основы конституционного строя необходимо
рассматривать как систему, а не набор
отдельных характеристик российского
государства».16
На
взгляд В.И. Лафитского конституционный
строй охватывает только основы
государственности и права, тогда
как правовое государство - все
стороны государственного и правового
бытия. О.Г.Румянцев считает, что
вышеприведенные определения отражают
лишь отдельные стороны изучаемого
явления, и предлагает понимать
под конституционным строем целостную
систему социально-правовых отношений
и институтов, подчиненную безусловным
нравственным и конституционным
велениям.17
Подводя
итог перечисленным взглядам, я придерживаюсь
мнения Каткова Д.Б. и Корчиго
Е.В. о том, что конституционный
строй – это система правовых
отношений, закрепляющая способ организации
государства, при котором признаются
и гарантируются права и свободы
человека и гражданина, а государство
подчинено праву и, прежде всего,
демократической Конституции. Что
касается Основ Конституционного строя,
то здесь я также солидарна
с Катковым Д.Б. Основы конституционного
строя – это основные принципы
устройства государства, которым не
могут противоречить никакие
другие положения Конституции РФ.
1.2.
Принцип разделения властей в
историческом аспекте
Разделение властей — это
политико-правовая доктрина и конституционный
принцип, лежащий в основе организации
власти демократического государства.
Сама идея разделения властей возникла
давно и возникла она из понимания
той угрозы, которую несет обществу нераздельная,
всеобъемлющая власть. Еще Цицерон советовал:
чтобы небольшая группа людей или один
диктатор не захватил всю полноту власти
в обществе, чтобы влияние самых сильных
не склонило в свою сторону всех избранных
в государственные органы, необходимо,
чтобы их состав был не единым, а разделенным,
т.е. чтобы одна часть контролировала другую.18