Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 10:17, шпаргалка
1.Судебно-конституционное право и процесс как отрасль российского права: понятие, предмет правового регулирования, метод правового регулирования, структура.
Судебно-конституционное право и процесс (конституционное правосудие) как отрасль права — это система нормативных установлений, регулирующих качественно однородный комплекс общественных отношений, складывающихся в процессе организации и функционирования судебного конституционного контроля, осуществляемого специализированными судами в форме конституционного судопроизводства как самостоятельного вида судопроизводств, в целях охраны и защиты конституции на всей территории государства.
1. 1.Судебно-
Судебно-конституционное право
и процесс (конституционное правосудие)
как отрасль права — это система нормативных
установлений, регулирующих качественно
однородный комплекс общественных отношений,
складывающихся в процессе организации
и функционирования судебного конституционного
контроля, осуществляемого специализированными
судами в форме конституционного судопроизводства
как самостоятельного вида судопроизводств,
в целях охраны и защиты конституции на
всей территории государства. Предмет является ведущим, определяющим
критерием разграничения отраслей права.
В структуру предмета правового регулирования
входят: субъекты общественных отношений;
их поведение; объекты, на которые направлено
поведение субъектов; факты (события, действия
и др.), с которыми связано возникновение,
изменение, прекращение правоотношений
между субъектами. Содержание метода
отдельные виды общественных отношений конституционного уровня в полном объеме.
В системе российского права
конституционное право занимает определяющее
место и играет ведущую роль. Такое место и роль конституционного
права обусловлены, во-первых, характ
и значением общественных отношений, которые оно регулирует, т. е. его предметом и содержанием, и, во-вторых, верховенством и высшей юридической силой Конституции как основного (высшего) закона Российского государства, установления которого являются исходными, определяющими для всех
отраслей права.
2. 2.Источники судебно-конституционного права и процесса.
Источники (формы) судебно-конституционного права и процесса(класс.-ция Витрука): - Конституция как источник судебно-конституционного права и процесса
-Источники судебно-
- особый субъект, который
устанавливает конституцию или
от имени которого она
- учредительный, первичный
характер конституционных
- всеохватывающий характер конституционной регламентации, регламентация основополагающих общественных отношений во всех сферах жизни общества;
- политическая направленность
и большой идеологический
К особым свойствам Конституции РФ, то есть качественным характеристикам, которые отличают данный правовой акт от актов текущего законодательства, относят:
- верховенство;- высшую юридическую силу;- прямое действие Конституции РФ;
- действие Конституции РФ на всей территории страны;- Конституция РФ выступает в качестве базы, основы правовой системы России;- особую охрану Конституции РФ;- особый порядок принятия и пересмотра конституции, внесения в нее поправок. Следующим источником, а точнее группой источников являются международные договоры. В силу ч.4 ст.15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. К источникам судебного конституционного права относят федеративные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий. Конституция РФ устанавливает, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий (ч.3 ст.11 Конституции РФ).
Далее следует назвать Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ в ред. от 02.06.2009 "О Конституционном Суде Российской Федерации". Дела о соответствии Конституции РФ международных договоров, не вступивших в силу (или отдельных их положений), разрешаются Конституционным Судом РФ. Если Суд признаёт их не соответствующими Конституции, то такие договоры не подлежат введению в действие и применению. Законодательные акты Российской Федерации и ее субъектов. Источниками конституционного судебного права являются не все федеральные законы, а только те, которые содержат конституционно-правовые нормы. Например, в их перечне можно назвать следующие федеральные законы: Федеральный закон от 04.03.1998 N 33-ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации".
Акты Президента РФ можно отнести к источникам судебного конституционного права в том случае, когда они являются, во-первых, нормативными, во-вторых, регулируют конституционно-правовые отношения, например, Указ Президента РФ от 21.11.2008 N 1644 "О помещении Государственного Герба Российской Федерации на бланках законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации", Указ Президента РФ от 24.12.1993 N 2287 "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации".
К источникам судебного конституционного права относятся и правовые акты Правительства РФ, содержащие конституционно-правовые нормы. Прежде всего, необходимо выделить правительственные постановления по конкретизации правового статуса граждан, лиц без гражданства, иностранных граждан, беженцев, вынужденных переселенцев. Значительную группу образуют постановления Правительства, связанные с регламентацией организационно-правотворческих и процедурных аспектов его деятельности, обеспечением взаимодействия Правительства РФ с Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ, другими государственными органами. Постановления Правительства Россииявляются обязательными для органов исполнительной власти субъектов Федерации по вопросам, относящимся к ведению РФ (ст. 71 Конституции) и совместному ведению Федерации и её субъектов (ст. 72 Конституции) Источники конституционного судебного процесса Судебный конституционный процесс как подотрасль конституционного правосудия есть система норм права, регулирующих процедуру рассмотрения дел в конституционном суде (принципы конституционного судопроизводства, стадии конституционного судопроизводства, особенности рассмотрения отдельных категорий дел).
Среди источников конституционного судебного процессуального права необходимо назвать: -Конституцию РФ, -федеральные конституционные законы, -федеральные законы, -конституции и уставы субъектов РФ,-региональные законы о конституционных (уставных) судах, а также регламенты указанных судов. Источниками конституционного судебного процессуального права могут быть также собственно решения Конституционного Суда РФ, региональных конституционных (уставных) судов. В своих правовых позициях эти суды зачастую формулируют "недостающие" процедурные элементы, устанавливают новые правила конституционного судебного процесса и т.п. К примеру, своим Постановлением от 18 июля 2003 г. Конституционный Суд, по сути, наделил Генерального прокурора РФ правом обращения в федеральный Конституционный Суд с запросом о проверке соответствия Конституции РФ конституций и уставов субъектов РФ. Как известно, Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" дает Генеральному прокурору право обращения в Конституционный Суд только в связи с нарушением конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. Таким образом, Суд расширил число участников конституционного судебного процесса по названной процедуре, то есть установил новую процессуальную норму.
3. 3.Судебный конституционный контроль: понятие и модели.
В правовом государстве суды осуществляют разнообразные функции в порядке конституционного, гражданского, арбитражного, административного, уголовного судопроизводства: разрешают конфликты, споры между участниками общественных отношений на основе конституции и закона; восстанавливают нарушенные права и свободы граждан и других субъектов общественных отношений; применяют меры юридической ответственности (конституционной, гражданской, дисциплинарной, административной, уголовной), в том числе в виде наказания за содеянные правонарушения на основе закона; проверяют законность применения мер пресечения в совершении правонарушений и других мер государственного принуждения, связанных с ограничением прав и свобод физических и юридических лиц; устанавливают юридические факты (недееспособности, безвестного отсутствия и др.). Наряду с указанными функциями судебная власть осуществляет в правовом государстве конституционный контроль, т. е. проверку на соответствие конституции законов и иных нормативных правовых актов, решений и действий органов публичной власти, их должностных лиц. Особое значение и преимущества этого контроля обусловлены специальной судебной процедурой его осуществления в виде судопроизводства и обязательной юридической силой его результатов. Конституционный контроль возможен в государстве, где система права иерархична, а Конституция имеет высшую юридическую силу. Конституционный контроль является одним из инструментов охраны и защиты Конституции ( система мер, которые направлены на предотвращение нарушений Конституции РФ, и сведение к минимиму последствий этих нарушений). Помимо конституционного контроля такими инструментами являются: Конституционный надзор (осуществляется прокуратурой РФ); Усложненный порядок пересмотра Конституции РФ и внесения в нее поправок; Конституционная ответственность. Виды конституционного контроля можно классифицировать по субъектам осуществления: 1. Общий – тот, который осуществляется всеми органами государственной власти, и является дополнительной функцией для этих органов гос.власти. (Президент –Вето президента; Совет Федерации – Парламентское расследование); 2. Специализированный – тот, который осуществляется специально созданными органами, для которых конституционный контроль является основной функцией. (Конституционный суды или Квази-судебные органы – не созданные в форме суда. Например, Французский Конституционный Совет).
Конституционный контроль –
один из видов деятельности государства,
который заключается в проверке определенного
состояния того или иного объекта,
желаемому и необходимому состоянию, предусмотренному
в Конституции. Существуют две основные
модели судебного конституционного контроля: 1. Северо-американская
модель (США, Канада, Аргентина, Боливия,
Доминиканская республика, Индия, Иран,
Пакистан, Япония).Характерные черты: Конституционный
контроль осуществляется не специально
созданным органом, а судами общей юрисдикции;
Конституционный контроль – дополнительная
функция для судов общей юрисдикции только
в связи с конкретным делом; Рассмотрение
дел происходит по обычной процедуре судопроизводства;
Акт, признанный не соответствующим Конституции
формально продолжает действовать. Суд
не лишает его юридической силы. Признанный
неконституционным акт лишается судебной
защиты. Существуют две разновидности:
децентрализованная – Конституционный
контроль могут осуществлять все суды
общей юрисдикции; централизованная –
конституционный контроль осуществляется
только высшими судебными инстанциями
(Мальта, Австралия). 2. Европейская модель. (Восточная Европа, Коста-Рика,
Турция, Южная Корея). Характерные черты:
Конституционный суд занимает автономное
положение в судебной системе; Конституционный
контроль – это основная функция; Рассмотрение
дело происходит по специальной процедуре
конституционного судопроизводства; Судьями
становятся не профессиональные судьи,
а признанные ученые в области права; Это
органы со специальной компетенцией; Решение
Конституционного Суда лишает акт юридической
силы. Помимо двух основных моделей существуют
смешанные модели: Южно-американская (
4. 4.Виды конституционного нормоконтроля.
Наиболее распространенным и значимым полномочием судов является конституционный нормоконтролъ: проверка конституционности законов, подзаконных нормативных актов,
внутригосударственных и международных договоров. Виды судебного конституционного нормоконтроля. Конституционный нормоконтроль имеет следующие разновидности:
обязательный (императивный) и факультативный. В силу принципа диспозитивности конституционный нормоконтроль, как правило, является факультативным, т. е. осуществляется по инициативе заинтересованного органа, физического или юридического лица. Однако в силу действия закона принцип публичности в ряде случаев диктует обязательный конституционный нормоконтроль.
Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному правосудию"