Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 10:17, шпаргалка
1.Судебно-конституционное право и процесс как отрасль российского права: понятие, предмет правового регулирования, метод правового регулирования, структура.
Судебно-конституционное право и процесс (конституционное правосудие) как отрасль права — это система нормативных установлений, регулирующих качественно однородный комплекс общественных отношений, складывающихся в процессе организации и функционирования судебного конституционного контроля, осуществляемого специализированными судами в форме конституционного судопроизводства как самостоятельного вида судопроизводств, в целях охраны и защиты конституции на всей территории государства.
предварительный (превентивный, предупредительный) и последующий (репрессивный). Предварительный нормоконтроль (ex ante) означает проверку конституционности законов, как правило, после их принятия парламентом, но до промульгации (подписания и обнародования) и вступления в силу. При предварительном контроле иных нормативных актов они проверяются до их вступления в силу. Последующий нормоконтроль (ex post) распространяется на вступившие в силу, на юридически действующие НПА .Преимущества этого вида контроля усматривают в возможности урегулировать спорные конституционно-правовые вопросы до вступления закона в силу, тем самым способствовать стабильности законодательства и избежать проблемы отмены множества подзаконных актов, основанных на законе, действовавшем много лет и признанном неконституционным ex tunc (с момента его принятия). В то же время этот вид контроля во многом ущербен. Краткие сроки, отводимые для превентивного нормоконтроля, могут сказаться и на его качестве, а включенность такого контроля в еще не завершенный законодательный процесс, имеющий во многом политический характер, может обернуться повышенной политизацией и самого конституционного контроля. Преимущества предварительного нормоконтроля проявляются при проверке конституционности не вступивших в силу международных договоров, позволяющей предотвратить коллизии национального и международного права. Этот нормоконтроль является наиболее распространенным в осуществлении современного конституционного правосудия;
абстрактный и конкретный. Абстрактный нормоконтроль (in abstracto) означает проверку конституционности закона вне связи с каким-либо делом, конкретный контроль осуществляется
только в связи с конкретным делом, при разрешении которого применен или подлежит применению определенный закон, конституционность которого оспаривается. Конкретный нормоконтроль (in concrete) предусматривается обычно для индивидов, юридических лиц, во всех остальных случаях используется абстрактный конституционный контроль. Предварительный конституционный контроль может быть только абстрактным. Конкретный нормоконтроль всегда последующий, но
последующий контроль может быть и абстрактным. В странах с североамериканской моделью судебного конституционного контроля в принципе осуществляется только конкретный конституционный контроль. В странах, где действуют европейская и смешанные модели, применяются и абстрактный, и конкретный конституционный нормоконтроль. • материальный и формальный. Материальный нормоконтроль означает проверку соответствия содержания акта положениям конституции. При формальном нормоконтроле проверяется соблюдение
конституционных требований относительно формы акта, правомочности органа издать оспоренный акт, процедуры его принятия, опубликования и введения в действие. Между приведенными видами конституционного контроля наблюдаются определенные взаимосвязи. Так, предварительный контроль,
как правило, является консультативным, обязательным (реже факультативным), абстрактным, материальным и формальным одновременно. Последующий контроль, как правило, является постановляющим, факультативным, абстрактным (конкретным), материальным (формальным);
консультативный и учреждающий (постановляющий). Учреждающий (постановляющий) нормоконтроль не подлежит обсуждению и сомнению, его результаты обязательны как для участников
конституционного судопроизводства, так и для всех субъектов права.Консультативный нормоконтроль имеет не только высокий моральный авторитет, но и юридическую значимость, он обязывает к рассмотрению решения конституционного суда либо аналогичного ему органа тем органом, от которого зависит дальнейшая судьба проекта закона или самого закона, принятого
парламентом.Итак, судебный конституционный нормоконтроль является факультативным, последующим (репрессивным), аб страктным и конкретным (с возможными комбинациями), материальным и формальным, учреждающим (постановляющим).
Судебный конституционный контроль, или конституционное правосудие, представляет собой самостоятельный вид судопроизводства — конституционное судопроизводство. Именно эта
форма обеспечивает объективность и беспристрастность осуществления
конституционного контроля.
5. 5.Этапы становления судебного конституционного контроля в мире.
Развитие судебного конституционного контроля до и после Второй мировой войны
Конституционный контроль, осуществляемый судами, получил развитие в бывших британских колониях, а также в США.Конституция США 1787 г. прямо не закрепила право судов
на осуществление конституционного контроля. Решающее влияние на формирование судебного конституционного контроля оказало ставшее знаменитым дело (Мэрбери против Мэдисона
(1803 г.), в котором Верховный
суд под председательством
Видную роль в формировании судебного конституционного контроля сыграл профессор права Венского университета Ганс Кельзен. В сентябре 1919 г. был создан Высший конституционный суд Австрии, а институт конституционного судопроизводства был закреплен в Конституции Австрии 1920 г. Следуя австрийской модели, перед Второй мировой войной судебный конституционный контроль был учрежден также в Чехословакии (1920 г.), Греции (1927 г.) и тд.
Осуществление конституционного контроля
специализированными — конституционными
— судами по специальной процедуре получило
название европейской модели судебного
конституционного контроля.Наиболее широкое распространение
в различных модификациях судебный конституционный
контроль получил после Второй мировой
войны. Он был введен в Бирме, Японии,
Италии (1947 г.), Германии, Таиланде, Индии
(1949 г.), Сирии, Люксембурге (1950 г.), в Турции
(1961 г.), Алжире, Югославии (1963 г.). В некоторых
странах судебный конституционный контроль
учрежден после свержения диктаторских
режимов в Греции (1968 г.), Португалии (1976
г.), Испании (1978 г.). В 1960-е гг. некоторые
системы судебного конституционного контроля
были пересмотрены в государствах Европы
(Австрия, Бельгия, Германия).Господствовавшая в социалистических
странах государственно-
государства, существенными признаками которого являются господство права, конституции и закона, уважение прав и свобод человека и гражданина. В Венгрии учреждение Конституционного суда было закреплено в Конституции 1989 г. Суд начал работать с 1 января 1990 г. После распада СФРЮ в ее бывших республиках, а ныне независимых государствах (Сербии, Словении, Хорватии, Македонии, Боснии и Герцеговине) начали функционировать конституционные суды, были уточнены компетенция, организация и порядок их деятельности. В Болгарии Конституция 1991 г. впервые предусмотрела создание Конституционного суда, который действует на основе Закона о Конституционном суде, принятого 16 августа 1991 г. Конституция Румынии, принятая на референдуме 8 декабря 1991 г., учредила Конституционный суд. Закон о Конституционном суде 1992 г. установил основы его организации и деятельности. Основной задачей судебной власти в государствах молодой демократии является правовая защита прав и свобод человека и гражданина, демократических принципов, общесоциальных ценностей в соответствии с требованиями национального законодательства и международными стандартами. Конституционное правосудие играет особую роль в обеспечении принципа разделения властей, системы сдержек и противовесов. Разрешая споры между органами публичной власти на различных уровнях, конституционный суд выступает в качестве гаранта политического мира и стабильности в обществе и государстве и хранителя конституционных ценностей. Однако деятельность конституционных судов на постсоветском пространстве связана с определенными трудностями. Процесс развития судебного конституционного контроля в постсоветских государствах обусловлен рядом факторов и обстоятельств: конкретной расстановкой политических сил в стране, взаимоотношениями между законодательной и исполнительной властями, между конституционным судом и судами общей юрисдикции и др.
6. 6.Учреждение и образование Конституционного Суда в России. Периоды деятельности Конституционного Суда Российской Федерации.
Конституционный суд РСФСР впервые был избран Съездом народных депутатов РСФСР 30 октября 1991 года в составе 13 судей.
В 1992—1993 годах Конституционный
суд активно участвовал в урегулировании конституционног
23 марта 1993 года Конституционный суд признал телеобращение президента Ельцина к народу от 20 марта неконституционным, что послужило основанием для рассмотрения вопроса об отрешения Президента от должности.
21 сентября 1993 года президент Ельцин объявил о роспуске Верховного Совета. Конституционный суд собрался в ночь с 21 на 22 сентября по собственной инициативе (что не противоречило действовавшему тогда закону) или, по другой версии, по устному запросу членов Верховного Совета РФ, и признал действия президента неконституционными.
После событий 3—4 октября 1993 года президент Ельцин «приостановил»
деятельность Конституционного суда,
а в 1994 году был принят новый закон о Конституционном
суде. Согласно нему, суд утратил право
рассматривать дела по собственной инициативе
и оценивать конституционность действий
тех или иных должностных лиц, а также
конституционность партий. Вновь Конституционный
суд был назначен Советом Федерации РФ
в феврале 1995 года в количестве 19 судей (по оценке
судьи КС Г. Гаджиева, расширение состава
КС было вызвано желанием президента Ельцина
обеспечить себе перевес над 9 судьями,
голосовавшими против него во время кризисаhttp://ru.wikipedia.
За это время Конституционный суд принял более 200 постановлений. Большая часть рассмотренных дел касалась проверки конституционности законов. Более 30 раз неконституционными признавались отдельные положения Уголовно-процессуального кодекса РСФСР.
7. 7.Самостоятельность и независимость Конституционного Суда Российской Федерации, их гарантии.
Самостоятельность и независимость
КС - один из основных принципов
его организации и функционирования. Самостоятель
Независимость КС обеспечивается тем, что КС никому не подотчетен и не подконтролен. Он самостоятелен и независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношении от любых других гос-ных органов. Компетенция, структура и организация деятельности КС имеют целью обеспечение его самостоятельности и независимости в системе как органов гос-ной власти, так и судебных органов. Самой существенной гарантией независимости КС является его финансирование из гос-ного бюджета, что должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с законом. КС распоряжается финансовыми средствами, выделяемыми бюджетом для обеспечения его деятельности, по своему усмотрению. КС сам-но и независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей деятельности, может располагать на правах собственности опр-ным имуществом. КС выступает в гражданском обороте самостоятельно, как юридическое лицо, может быть истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции.
Какое бы то ни было ограничение правовых, организационных,
финансовых, информационных, материально-технических,
кадровых и других условий деятельности
конституционного суда,установленных
конституцией и законом, не допускается. Нарушение этих правил может
повлечь уголовную, административную,
дисциплинарную ответственность.Самостоятельно
8. 8.Цель, задачи и функции Конституционного Суда Российской Федерации.
Цель и задачи.Сознательная деятельность всегда имеет цель, которая конкретизируется и получает предметное выражение в ее (деятельности) задачах. Цель и задачи деятельности КС по содержанию очень близки друг к другу и, как правило, определяются в специальных законах о КС . Ранее действовавший Закон РСФСР от 12 июля 1991 г. в ст. 2 «Цели и задачи КС РСФСР» предусматривал: 1. В целях охраны суверенитета народов РСФСР,защиты конституционного строя РСФСР, основных прав и свобод человека, признанных Конституцией РСФСР прав и законных интересов граждан и юридических лиц, поддержания верховенства и непосредственного действия Конституции РСФСР на всей территории РФ КС РСФСР устанавливает соответствие Основному Закону РСФСР международных договоров РСФСР, законодательства РСФСР и республик в составе РСФСР, а также практики
Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному правосудию"