Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 10:17, шпаргалка
1.Судебно-конституционное право и процесс как отрасль российского права: понятие, предмет правового регулирования, метод правового регулирования, структура.
Судебно-конституционное право и процесс (конституционное правосудие) как отрасль права — это система нормативных установлений, регулирующих качественно однородный комплекс общественных отношений, складывающихся в процессе организации и функционирования судебного конституционного контроля, осуществляемого специализированными судами в форме конституционного судопроизводства как самостоятельного вида судопроизводств, в целях охраны и защиты конституции на всей территории государства.
применения законодательства РСФСР. 2. Всей своей деятельностью КС РСФСР способствует утверждению законности, укреплению правопорядка, воспитанию в гражданах уважения к Основному Закону своей Республики. В ФКЗ от 21 июля 1994 г. в ст. 3 целями КС РФ названы защита основ
конституционного строя, основных
прав и свобод человека и гражданина, обеспечение
верховенства и прямого действия
Конституции РФ на всей территории РФ
. Цель рассчитана на длительную, стратегическую
перспективу функционирования КС , которая
конкретизируется через определенные
задачи. Целью конституционного правосудия является охрана и защита конституции,
обеспечение ее верховенства и прямого
действия на всей территории государства,
т. е. установление конституционности
Функции КС.
Цели и задачи неразрывно связаны с функциями конституционного правосудия, которые представляют основные направления деятельности конституционных судов, предусматривающие
выполнение задач конституционного
правосудия. Осуществление функций конституционного
правосудия в правовом государстве возможно
только через реализацию полномочий конститу
судов, установленных конституцией
и законами. Функции конституционных судов,
которые реализуются через их полномочия,
можно назвать юрисдикционными (
толкование конституции. Эта функция реализуется через специальное полномочие по официальному толкованию конституции и иные полномочия КС , что предполагает в каждом конкретном случае понимание и интерпретацию конституции (казуальное толкование) и по запросу компетентных субъектов права в рамках конституционного судопроизводства;
конституционный нормоконтроль, объектом которого являются законы и другие нормативные правовые акты, внутригосударственные и международные договоры, правоприменительная практика. При этом конституционный контроль может осуществляться в порядке абстрактного и конкретного нормоконтроля, предварительного и последующего контроля;
защиту прав и свобод человека и гражданина в целях восстановления нарушенных прав и свобод на основе индивидуальных и коллективных жалоб, в порядке конкретного нормоконтроля, а также опосредованно (косвенно) через реализацию всех иных полномочий конституционного суда в процедуре конституционного судопроизводства;
разрешение споров о компетенции в целях разграничения предмета ведения и полномочий между органами публичной власти, между органами федеральной и региональных властей, органами центральной власти и властями автономных и иных образований, наделенных законодательными полномочиями, между судебными органами.
Дополнительными (неосновными)
содействие законотворчеству представительных органов публичной власти;
реализацию конституционной ответственности за нарушение конституции главы государства и других высших должностных лиц в порядке отрешения их от должности (импичмент), политических партий и общественных объединений в процедуре их приостановления или запрета;
дачу экспертных заключений по конституционным вопросам;
осуществление учредительно-регистрационных актов по вопросам конституционного значения.
Дополнительные функции КС связаны с осуществлением их основных функций. Так, при осуществлении основных функций конституционные суды одновременно реализуют дополнительную функцию содействия законодательной деятельности, как в направлении ее совершенствования и развития, так и в утверждении конституционных начал в самом законодательном
процессе. Правовые позиции КС РФ, содержащиеся в его решениях, лежат в основе будущего законодательного регулирования, выступают в качестве его критериев, параметров, своеобразных моделей. На содействие законодателю в его деятельности направлены и такие полномочия КС , предусмотренные в ряде государств, как право внесения предложений по изменению и дополнению конституции, право законодательной инициативы,право посланий, докладов о своей деятельности (Россия, Молдова). Итак, цели и задачи, функции и полномочия конституционных судов находятся между собой в функциональной связи. Установление конституционности как основной цели деятельности органов конституционного правосудия формулируется в конкретных задачах, которые определяют функции и разнообразие опосредующих их полномочий.
9. 9.Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, их классификация.
В понимании природы и особенностей
конституционного правосудия важным является
уяснение соотношения целей и задач, функций
и полномочий конституционных судов. Целью Конституционного Суда РФ являются:
утверждение Конституционности в обществе
и государстве (Витрук); обеспечение верховенства
на всей территории РФ, высшей юридической
силы и прямого действия Конституции РФ.
Цель конкретизируется и получает предметное
выражение в ее задачах. Задачами являются: 1. Реализация, охрана
и защита основ Конституционного строя;
3.Защита прав и свобод человека и гражданина;
3. Реализация охраны и защиты норм об организации
публичной власти. Цель и задачи неразрывно
связаны с функциями конституционного
суда, представляющими собой основные
направления деятельности конституционных
судов, преследующих достижение цели и
выполнение задач конституционного правосудия.
Осуществление функций конституционного
суда возможно через реализацию полномочий
конституционных судов, установленных
конституцией и ФКЗ. Функции можно разделить
на 2 группы: 1. общесоциальный смысл (это основные способы
воздействия практики Конституционного
суда на государство или общественную
жизнь) политическая – направление политики
государства в конституционно-правовое
русло; экономическая; профилактическая
– предотвращает конституционно-правовые
нарушения в будущем; мировоззренческая
– КС своей деятельностью формирует мировоззрение. 2. Те группы направлений, по которым движется
работа КС РФ. Таких групп 2. 1.: основные,
которые связаны с правовой природой Конституционного
суда Российской Федрации и выражает его
сущность: нормокнотроль; толькование
Конституции РФ; разрешение Конституционно-правовых
споров; защита прав и свобод человека
и гражданина. 2.: дополнительные функции.
При выполнении этих функций Конституционный
суд РФ выступает как обычный орган государственной
власти: содействует законотворчеству
в государстве; реализации конституционной
ответственности отдельных органов государственной
власти; учредительная, регистрационная
деятельность по вопросам местного значения.
Полномочия конституционных судов, опосредующих
основные и дополнительные функции конституционного
правосудия, соответственно можно классифицировать
на основные и дополнительные. Основными полн
Полномочия конституционных
судов, опосредующих основные и дополнительные функции
конституционного правосудия, соответственно
можно классифицировать на основные и
дополнительные. Дополнительный
10. 10.Разграничение полномочий по нормоконтролю между Конституционным Судом Российской Федерации, конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации, судами общей юрисдикции и арбитражными судами.
Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации. Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации рассматривает отнесенные к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Конституционный суд Российской Федерации согласно статье 125 Конституции: По запросам Президента РФ, Совета Федерации или одной пятой его членов, Государственной думы или одной пятой её депутатов, Правительства РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам ведения РФ и совместного ведения, договоров между органами государственной власти, не вступивших в силу международных договоров РФ.; Разрешает споры о компетенции между органами государственной власти РФ и субъектов РФ.; По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле.; По запросу Президента, Государственной думы, Правительства, Совета Федерации, органов законодательной власти субъектов РФ даёт толкование Конституции РФ.; По запросу Совета Федерации даёт заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ. Также КС осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Конституцией (например, согласно ст. 104 он также вправе выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения) и федеральными конституционными законами (например, по запросу Президента РФ или Верховного суда проверяет конституционность референдума РФ согласно статьям 15 и 23 закона «О референдуме Российской Федерации»).
11. 11.Состав и порядок формирования Конституционного Суда Российской Федерации.
Численный состав КС чаще всего определяется конституциями. Он обусловлен количеством и характером полномочий суда, реальным объемом работы, его предполагаемой структурой и другими факторами.Количество КС колеблется от 4 (Андорра) до 19 (Россия).
Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному правосудию"