Совершенствование работы с кадрами государственных служащих (на примере ГУ МЧС России по Нижегородской области управления противопожарн

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 15:23, дипломная работа

Краткое описание

Совершенствование системы управления, государственной и муниципальной службы выступает важным условием успешного решения стоящих перед обществом задач и укрепления российской государственности. Именно органы власти и управления, персонал государственной и муниципальной службы могут непосредственным образом воздействовать на развитие происходящих в стране реформ, обеспечивать реализацию решений, направленных на модернизацию жизни российского общества. Целью работы является изучение теоретико-методологических основ проблемы подбора и расстановки кадров государственной и муниципальной службы и выявление направлений совершенствования кадровой работы в системе государственного и муниципального управления.

Вложенные файлы: 1 файл

Совершенствование работы с кадрами государственных служащих.doc

— 505.50 Кб (Скачать файл)

- 15 договорных подразделений ФПС, общей численностью 703 человека, (486 сотрудников и 217 работников), в том числе 12 пожарных частей в составе отряда;

- 14 пожарных частей специальных  управлений № 4 и 38;

- 21 подразделение частной  пожарной охраны, общей численностью 748 человек;

- 477 формирования муниципальной  пожарной охраны, общей численностью 2259 человек (75 освобожденных начальников, 1658 водителей, 469 пожарных и 47 инструкторов  пожарной профилактики);

- 198 формирований ведомственной  пожарной охраны, общей численностью 1331 человек (76 освобожденных начальников, 654 водителя, 582 пожарных и 19 инструкторов  пожарной профилактики), в том  числе 68 пожарных команд лесхозов  с общей численностью 326 человек;

- 1 подразделение добровольной  пожарной охраны (1 человек);

- Аварийно-спасательных  отрядов – 13, общей численностью 321 человек.

Делая выводы, можно сказать, что Государственная противопожарная  служба – является видом пожарной охраны и частично входит в состав Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ) в качестве единой самостоятельной оперативной службы.

В Государственную противопожарную  службу входят:

- федеральная противопожарная  служба;

- противопожарная служба  субъектов Российской Федерации.

Основными задачами Государственной  противопожарной службы являются:

- организация разработки  и реализация государственных  мер, направленных на предотвращение  пожаров, повышение эффективности  противопожарной защиты населенных  пунктов и предприятий, организаций, учреждений;

- организация и осуществление  государственного пожарного надзора;

- тушение пожаров и  проведение связанных с ними  первоочередных аварийно-спасательных  работ в населенных пунктах  и на объектах;

- профессиональная подготовка кадров для противопожарных аварийно-спасательных работ.

Государственный пожарный надзор одно из важнейших направлений деятельности ГПС – осуществление пожарного  надзора.

2.2 Анализ работы с  кадрами

 

Эффективность обеспечения  пожарной безопасности во многом определяется ее социальной базой. От того, кто придет на службу в органы государственного пожарного надзора сегодня, зависит эффективность государственного управления в области пожарной безопасности в будущем. Состав кадров управления в сфере государственного пожарного надзора представляет собой социально-профессиональную группу, которая находится в процессе активного профессионального и социального становления. Сегодня имеется необходимый потенциал, позволяющий эффективно проводить и реализовывать государственную политику в области пожарной безопасности.

Полученные в ходе исследования данные показывают, что респонденты  в большинстве своем получили наиболее значимый опыт управленческой деятельности в противопожарной  службе9.

Стаж работы в пожарной охране большей части (67,5 %) руководителей управлений ГПН превышает 15 лет, лица, общий стаж работы которых превышает 10 лет, составляют 28,6 %, а 3,9 % опрошенных имеют стаж работы от 5 до 10 лет включительно. Причем перед назначением на руководящую должность 83 % респондентов работали непосредственно в органах ГПН, а 58,4 % – на различных руководящих должностях в системе ФПС.

Уровень современного управления требует от руководителей  широкого кругозора и владения информацией  и умениями из многих областей знаний: юридических, экономических, гуманитарных. Достаточно часто в настоящее время наблюдается наличие у руководителей двух-трех высших образований. Не исключением в этом плане являются и руководители управлений ГПН: так, 27,3 % опрошенных руководителей имеют по два высших образования, а 6,5 % – три высших образования. Основным для руководителей УГПН является высшее профессиональное пожарно-техническое образование, его имеют 87 % опрошенных. Выявленное в результате анкетирования гуманитарное, экономическое или юридическое образование, как правило, является дополнительным к пожарно-техническому или техническому.

При этом среди  дипломированных специалистов с  высшим образованием крайне мала доля лиц, имеющих специальное «управленческое» образование. Лишь 13 % респондентов обучались на факультете руководящих кадров Академии ГПС МЧС России по специальности «Государственное и муниципальное образование».

Отмечается  высокая степень овладения навыками и умениями, характерными для современной  организационной культуры руководителей государственного пожарного надзора. По мнению 47 % респондентов, отмеченному в ходе исследования, у них имеются необходимые способности для управленческой деятельности. Практически каждый четвертый из опрошенных руководителей выполняет должностные обязанности на высоком уровне. Испытывают недостаток знаний, умений и навыков для успешного решения задач профессиональной деятельности только 9 % респондентов.

Самой сильной стороной, обеспечивающей руководителям успех  преобразований, по мнению опрошенных, являются следующие управленческие качества (смотреть приложение 2).

Приведенные показатели указывают  на то, что в системе управления государственным пожарным надзором работают в основном опытные руководители, обладающие необходимыми знаниями, умениями и навыками в области организации и осуществления ГПН. Если придерживаться формальных критериев - наличия специального образования и стажа работы, то большинство респондентов отвечают своему профессиональному назначению, что при определенных условиях гарантирует компетентное управление.

В то же время результаты исследования показали, что остается незначительным объем повышения  квалификации лиц указанной должностной  категории – из числа опрошенных 41,6 % не прошли обучение. Среди тех  респондентов, кто проходил такое обучение, высокий интерес к содержанию учебного курса проявили 24,7 % опрошенных, средний – 33,8 %, а низкий – всего 1,3 %, однако более 40 % при этом затруднились дать какую-либо оценку содержанию учебного курса. Следует отметить, что только 6,5 % респондентов считают, что обучение в системе повышения квалификации достаточно полно ориентировано на повышение эффективности государственного управления в области пожарной безопасности.

Вполне очевидно, что по мере развития и укрепления органов  ГПН возникает необходимость в расширении сферы профессионально-квалификационного развития, укреплении связи между повышением квалификации и продвижением на наиболее высокие должности. Это может стать важным рычагом стимулирования кадров управления к повышению деловой квалификации, их социального статуса.

Необходимо заметить, что  государственный пожарный надзор, являясь  механизмом реализации функций государства  в области пожарной безопасности, должен осуществлять политику, направленную на создание условий, обеспечивающих «защиту жизни и здоровья граждан, их имущества, государственного и муниципального имущества, а также имущества организаций от пожаров и ограничение их последствий» 10.

Другими словами, государственный  пожарный надзор является своеобразным инструментом реализации потребностей граждан. Однако размывание специфики государственного пожарного надзора как института общественного служения привело к тому, что он не достиг высокого уровня авторитета. Так, оценивая в настоящее время авторитет государственных инспекторов по пожарному надзору, 9,1 % опрошенных оценивают его как высокий, по мнению 67,5 %, он является средним. На то, что авторитет государственных инспекторов по пожарному надзору является низким, указало 22,1 % респондентов и затруднились ответить 1,3 %.

На вопрос, непосредственно  обращенный к респондентам, о причинах, по которым авторитет государственных  инспекторов по пожарному надзору  является низким, были получены следующие  ответы (смотреть приложение 3).

В принципе приведенные данные не новы. О распространенности, например, нарушений законности при осуществлении служебной деятельности государственных инспекторов и установленных процедур надзорной деятельности нередко высказываются в СМИ различные должностные лица. При этом важно обратить внимание на то, что критическое отношение к деятельности государственных инспекторов связано с субъективными оценками подавляющего большинства респондентов организации профессиональной подготовки, уровня правосознания части государственных инспекторов по пожарному надзору и авторитета структур управления МЧС России в области организации и осуществления ГПН.

Изучение неблагоприятных  факторов, затрудняющих исполнение руководителями управлений ГПН обязанностей по занимаемой ими должности, показало значимость социальной защищенности и оптимизации системы управления в области пожарной безопасности. Так, среди многих неблагоприятных факторов 67,5 % респондентов выделили недостаточную эффективность механизмов реформирования государственного управления в области пожарной безопасности, 49,4 % – несоответствие оплаты труда его напряженности, 28,6 % – невысокий интерес к проблемам ГПН со стороны вышестоящего руководства, 20,8 % – несоразмерность имеющихся у них прав и обязанностей с новыми задачами и функциями МЧС России.

Другими факторами явились: высокая занятость изучением новых нормативных правовых документов – 19,5 %; совершенствование технологий взаимодействия с вышестоящими структурами управления и другими организациями – 10,4 %; овладение новыми управленческими, социальными и психологическими знаниями в области организации производства по делам об административных правонарушениях – 10,4 %.

Среди наиболее острых проблем, которые приводят к возникновению  конфликтов, респонденты выделяют следующие (при этом допускалось выбирать несколько ответов одновременно):

- усталость сотрудников,  отсутствие нормального отдыха  – 41,6 %;

- низкий профессиональный  уровень подчиненных – 29,9 %;

- психологическая несовместимость  сотрудников – 20,8 %;

- слабая исполнительская  дисциплина в аппарате – 14,3 %;

- жесткость стиля руководства  коллективом – 13 %;

- невыполнение требований  пожарной безопасности хозяйствующими  субъектами – 13 %;

- завышенные требования  коллектива и руководителя друг  к другу – 6,5 %;

- низкий общий моральный  и культурный уровень сотрудников – 6,5 %.

Отвечая на вопрос о своем  нынешнем отношении к процессам  реформирования государственного управления в области пожарной безопасности, более половины респондентов (65 %) указали  на то, что их вполне удовлетворяет  выделение ГПН в самостоятельное структурное направление. Началом в работе по модернизации государственного пожарного надзора явилось утверждение коллегией МЧС России в мае 2002 г. Концепции совершенствования этой деятельности на период до 2005 г. Сегодня можно констатировать, что в рамках Концепции реализована значительная часть мероприятий, направленных на повышение эффективности надзорной деятельности в сфере пожарной безопасности.

Следует отметить, что значительная часть респондентов (74 %) увидела позитивные сдвиги в служебном продвижении по службе. В то же время многих из них волнуют несовершенство условий труда, дополнительные льготы, состояние системы формирования и подготовки резерва кадров, складывающиеся взаимоотношения в системе управления.

К числу тех, кого вполне удовлетворяют условия труда, относится 21 % респондентов, 53,2 % – такие условия удовлетворяют частично, 22 % – не удовлетворяют созданные условия труда. Затруднились ответить 3,8 % опрошенных.

Достаточно  критически оценили респонденты  практику дополнительных льгот, которые выступают критерием поощрительной системы. Лишь 7,8 % опрошенных указали на то, что их такая практика вполне удовлетворяет, 23,4 % – частично удовлетворяет. Резко отрицательное отношение по этому поводу выразили 50,6 % респондентов и 18,2 % затруднились ответить.

Такого рода субъективная информация косвенно свидетельствует  о том, что зона социальных норм, способствующих развитию и укреплению социального благополучия и повышению  производительности управленческого  труда, значительно сужена. Дисбаланс самооценки и вознаграждения за добросовестную работу способствует снижению мотивации труда.

Результаты  исследования свидетельствуют и  о постепенном привыкании сознания руководителей управлений ГПН к  построению взаимоотношений в системе  управления как к не очень благоприятным. Вполне удовлетворяют взаимоотношения в системе управления 31,2 % опрошенных, в то время как оценки «частично удовлетворяет» и «не удовлетворяет» дали соответственно 51,9 % и 14,3 % респондентов, 2,6 % затруднились ответить.

Естественно, эти  субъективные оценки можно учитывать  с известными ограничениями. Они, вероятно, свидетельствуют о том, что модель адаптационных технологий в системе  управления еще не сложилась.

Улучшение организации  работы органов государственного пожарного надзора большинство руководителей управлений ГПН связывают с эффективными действиями руководства региональных центров и главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации. Наиболее высоко они оценивают их роль во внедрении эффективных организационных технологий и в стимулировании их освоения – 43 %, в решении проблем отбора и продвижения кадров в соответствии с ценностями службы – 38 %, в оценке личного примера руководителей – 37 %.

Важно отметить результаты ответов на вопрос о роли руководителей высшего управленческого уровня в адаптации должностных лиц ФПС на службе в системе МЧС России. В результате только 5,2 % опрошенных дали позитивные ответы. Такой низкий уровень удовлетворенности говорит скорее о сниженной готовности руководителей управлений ГПН принять на этапе реформирования системы управления в области пожарной безопасности какие-то перемены, чем об издержках в организационной культуре руководства региональных центров и главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации при реализации адаптационных технологий.

Информация о работе Совершенствование работы с кадрами государственных служащих (на примере ГУ МЧС России по Нижегородской области управления противопожарн