Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 15:23, дипломная работа
Совершенствование системы управления, государственной и муниципальной службы выступает важным условием успешного решения стоящих перед обществом задач и укрепления российской государственности. Именно органы власти и управления, персонал государственной и муниципальной службы могут непосредственным образом воздействовать на развитие происходящих в стране реформ, обеспечивать реализацию решений, направленных на модернизацию жизни российского общества. Целью работы является изучение теоретико-методологических основ проблемы подбора и расстановки кадров государственной и муниципальной службы и выявление направлений совершенствования кадровой работы в системе государственного и муниципального управления.
- 15 договорных подразделений ФПС, общей численностью 703 человека, (486 сотрудников и 217 работников), в том числе 12 пожарных частей в составе отряда;
- 14 пожарных частей специальных управлений № 4 и 38;
- 21 подразделение частной пожарной охраны, общей численностью 748 человек;
- 477 формирования муниципальной пожарной охраны, общей численностью 2259 человек (75 освобожденных начальников, 1658 водителей, 469 пожарных и 47 инструкторов пожарной профилактики);
- 198 формирований ведомственной пожарной охраны, общей численностью 1331 человек (76 освобожденных начальников, 654 водителя, 582 пожарных и 19 инструкторов пожарной профилактики), в том числе 68 пожарных команд лесхозов с общей численностью 326 человек;
- 1 подразделение добровольной пожарной охраны (1 человек);
- Аварийно-спасательных отрядов – 13, общей численностью 321 человек.
Делая выводы, можно сказать,
что Государственная
В Государственную
- федеральная противопожарная служба;
- противопожарная служба субъектов Российской Федерации.
Основными задачами Государственной противопожарной службы являются:
- организация разработки
и реализация государственных
мер, направленных на
- организация и осуществление
государственного пожарного
- тушение пожаров и
проведение связанных с ними
первоочередных аварийно-
- профессиональная подготовка кадров для противопожарных аварийно-спасательных работ.
Государственный пожарный надзор
одно из важнейших направлений
Эффективность обеспечения пожарной безопасности во многом определяется ее социальной базой. От того, кто придет на службу в органы государственного пожарного надзора сегодня, зависит эффективность государственного управления в области пожарной безопасности в будущем. Состав кадров управления в сфере государственного пожарного надзора представляет собой социально-профессиональную группу, которая находится в процессе активного профессионального и социального становления. Сегодня имеется необходимый потенциал, позволяющий эффективно проводить и реализовывать государственную политику в области пожарной безопасности.
Полученные в ходе исследования данные показывают, что респонденты в большинстве своем получили наиболее значимый опыт управленческой деятельности в противопожарной службе9.
Стаж работы в пожарной охране большей части (67,5 %) руководителей управлений ГПН превышает 15 лет, лица, общий стаж работы которых превышает 10 лет, составляют 28,6 %, а 3,9 % опрошенных имеют стаж работы от 5 до 10 лет включительно. Причем перед назначением на руководящую должность 83 % респондентов работали непосредственно в органах ГПН, а 58,4 % – на различных руководящих должностях в системе ФПС.
Уровень современного управления требует от руководителей широкого кругозора и владения информацией и умениями из многих областей знаний: юридических, экономических, гуманитарных. Достаточно часто в настоящее время наблюдается наличие у руководителей двух-трех высших образований. Не исключением в этом плане являются и руководители управлений ГПН: так, 27,3 % опрошенных руководителей имеют по два высших образования, а 6,5 % – три высших образования. Основным для руководителей УГПН является высшее профессиональное пожарно-техническое образование, его имеют 87 % опрошенных. Выявленное в результате анкетирования гуманитарное, экономическое или юридическое образование, как правило, является дополнительным к пожарно-техническому или техническому.
При этом среди
дипломированных специалистов с
высшим образованием крайне мала доля
лиц, имеющих специальное «
Отмечается
высокая степень овладения
Самой сильной стороной, обеспечивающей руководителям успех преобразований, по мнению опрошенных, являются следующие управленческие качества (смотреть приложение 2).
Приведенные показатели указывают на то, что в системе управления государственным пожарным надзором работают в основном опытные руководители, обладающие необходимыми знаниями, умениями и навыками в области организации и осуществления ГПН. Если придерживаться формальных критериев - наличия специального образования и стажа работы, то большинство респондентов отвечают своему профессиональному назначению, что при определенных условиях гарантирует компетентное управление.
В то же время результаты исследования показали, что остается незначительным объем повышения квалификации лиц указанной должностной категории – из числа опрошенных 41,6 % не прошли обучение. Среди тех респондентов, кто проходил такое обучение, высокий интерес к содержанию учебного курса проявили 24,7 % опрошенных, средний – 33,8 %, а низкий – всего 1,3 %, однако более 40 % при этом затруднились дать какую-либо оценку содержанию учебного курса. Следует отметить, что только 6,5 % респондентов считают, что обучение в системе повышения квалификации достаточно полно ориентировано на повышение эффективности государственного управления в области пожарной безопасности.
Вполне очевидно, что по
мере развития и укрепления органов
ГПН возникает необходимость в расширении
сферы профессионально-
Необходимо заметить, что государственный пожарный надзор, являясь механизмом реализации функций государства в области пожарной безопасности, должен осуществлять политику, направленную на создание условий, обеспечивающих «защиту жизни и здоровья граждан, их имущества, государственного и муниципального имущества, а также имущества организаций от пожаров и ограничение их последствий» 10.
Другими словами, государственный пожарный надзор является своеобразным инструментом реализации потребностей граждан. Однако размывание специфики государственного пожарного надзора как института общественного служения привело к тому, что он не достиг высокого уровня авторитета. Так, оценивая в настоящее время авторитет государственных инспекторов по пожарному надзору, 9,1 % опрошенных оценивают его как высокий, по мнению 67,5 %, он является средним. На то, что авторитет государственных инспекторов по пожарному надзору является низким, указало 22,1 % респондентов и затруднились ответить 1,3 %.
На вопрос, непосредственно
обращенный к респондентам, о причинах,
по которым авторитет
В принципе приведенные данные не новы. О распространенности, например, нарушений законности при осуществлении служебной деятельности государственных инспекторов и установленных процедур надзорной деятельности нередко высказываются в СМИ различные должностные лица. При этом важно обратить внимание на то, что критическое отношение к деятельности государственных инспекторов связано с субъективными оценками подавляющего большинства респондентов организации профессиональной подготовки, уровня правосознания части государственных инспекторов по пожарному надзору и авторитета структур управления МЧС России в области организации и осуществления ГПН.
Изучение неблагоприятных факторов, затрудняющих исполнение руководителями управлений ГПН обязанностей по занимаемой ими должности, показало значимость социальной защищенности и оптимизации системы управления в области пожарной безопасности. Так, среди многих неблагоприятных факторов 67,5 % респондентов выделили недостаточную эффективность механизмов реформирования государственного управления в области пожарной безопасности, 49,4 % – несоответствие оплаты труда его напряженности, 28,6 % – невысокий интерес к проблемам ГПН со стороны вышестоящего руководства, 20,8 % – несоразмерность имеющихся у них прав и обязанностей с новыми задачами и функциями МЧС России.
Другими факторами явились: высокая занятость изучением новых нормативных правовых документов – 19,5 %; совершенствование технологий взаимодействия с вышестоящими структурами управления и другими организациями – 10,4 %; овладение новыми управленческими, социальными и психологическими знаниями в области организации производства по делам об административных правонарушениях – 10,4 %.
Среди наиболее острых проблем, которые приводят к возникновению конфликтов, респонденты выделяют следующие (при этом допускалось выбирать несколько ответов одновременно):
- усталость сотрудников, отсутствие нормального отдыха – 41,6 %;
- низкий профессиональный уровень подчиненных – 29,9 %;
- психологическая
- слабая исполнительская дисциплина в аппарате – 14,3 %;
- жесткость стиля руководства коллективом – 13 %;
- невыполнение требований
пожарной безопасности
- завышенные требования
коллектива и руководителя
- низкий общий моральный и культурный уровень сотрудников – 6,5 %.
Отвечая на вопрос о своем
нынешнем отношении к процессам
реформирования государственного управления
в области пожарной безопасности,
более половины респондентов (65 %) указали
на то, что их вполне удовлетворяет
выделение ГПН в
Следует отметить, что значительная часть респондентов (74 %) увидела позитивные сдвиги в служебном продвижении по службе. В то же время многих из них волнуют несовершенство условий труда, дополнительные льготы, состояние системы формирования и подготовки резерва кадров, складывающиеся взаимоотношения в системе управления.
К числу тех, кого вполне удовлетворяют условия труда, относится 21 % респондентов, 53,2 % – такие условия удовлетворяют частично, 22 % – не удовлетворяют созданные условия труда. Затруднились ответить 3,8 % опрошенных.
Достаточно критически оценили респонденты практику дополнительных льгот, которые выступают критерием поощрительной системы. Лишь 7,8 % опрошенных указали на то, что их такая практика вполне удовлетворяет, 23,4 % – частично удовлетворяет. Резко отрицательное отношение по этому поводу выразили 50,6 % респондентов и 18,2 % затруднились ответить.
Такого рода субъективная информация косвенно свидетельствует о том, что зона социальных норм, способствующих развитию и укреплению социального благополучия и повышению производительности управленческого труда, значительно сужена. Дисбаланс самооценки и вознаграждения за добросовестную работу способствует снижению мотивации труда.
Результаты исследования свидетельствуют и о постепенном привыкании сознания руководителей управлений ГПН к построению взаимоотношений в системе управления как к не очень благоприятным. Вполне удовлетворяют взаимоотношения в системе управления 31,2 % опрошенных, в то время как оценки «частично удовлетворяет» и «не удовлетворяет» дали соответственно 51,9 % и 14,3 % респондентов, 2,6 % затруднились ответить.
Естественно, эти субъективные оценки можно учитывать с известными ограничениями. Они, вероятно, свидетельствуют о том, что модель адаптационных технологий в системе управления еще не сложилась.
Улучшение организации работы органов государственного пожарного надзора большинство руководителей управлений ГПН связывают с эффективными действиями руководства региональных центров и главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации. Наиболее высоко они оценивают их роль во внедрении эффективных организационных технологий и в стимулировании их освоения – 43 %, в решении проблем отбора и продвижения кадров в соответствии с ценностями службы – 38 %, в оценке личного примера руководителей – 37 %.
Важно отметить результаты ответов на вопрос о роли руководителей высшего управленческого уровня в адаптации должностных лиц ФПС на службе в системе МЧС России. В результате только 5,2 % опрошенных дали позитивные ответы. Такой низкий уровень удовлетворенности говорит скорее о сниженной готовности руководителей управлений ГПН принять на этапе реформирования системы управления в области пожарной безопасности какие-то перемены, чем об издержках в организационной культуре руководства региональных центров и главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации при реализации адаптационных технологий.