Шпаргалка по "Теории организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 15:54, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Теория организации".

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры менеджмент.docx

— 216.53 Кб (Скачать файл)

 

13) формирование аппарата  управления и структурных подразделений  организационных систем – подготовка  штатного расписания и издание  приказа об образовании нового  структурного подразделения;

 

14) приобретение, монтаж и  наладка комплекса технических  средств – покупка и установка  комплекса технических средств;

 

15) обучение аппарата управления  работе в условиях функционирования  системы – инструктаж административного  персонала;

 

16) проведение опытной  эксплуатации организационных систем  – доводка организационной системы  в процессе ее функционирования;

 

17) вход организационной  системы в промышленную эксплуатацию  – подготовка и издание приказа  о начале промышленной эксплуатации.

40. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  И ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИЯТИЙ 

 

Государство выступает как  властная структура, устанавливающая  правила на рынке и определяющая условия функционирования рыночных субъектов; как механизм экономического регулирования, поддержки и стимулирования; как собственник государственного имущества, действующий на рынке  наряду с иными субъектами хозяйствования. Преобладание какого-либо одного подхода  ведет к слабости государственной  власти и сдерживает экономическую  активность предприятий. В качестве властной структуры, устанавливающей  для субъектов рыночной экономики  общие правила поведения, государство  обязано создать стабильную правовую базу предпринимательства и на основе экономических и административных методов управления проводить активную политику поддержки предприятий.

 

Выделяют три формы  государственного регулирования экономической  жизни: 1) утверждение единых правил поведения субъектов хозяйствования; 2) установление различных правовых режимов для отдельных групп  хозяйствующих субъектов; 3) использование  индивидуальных административных актов  управления. Соотношение и степень  внедрения указанных форм определяют степень вмешательства государства  в экономические отношения.

 

Формы и методы государственного регулирования в определенной мере зависят от разновидностей рынков, функционирующих в экономике. Рынки  можно подразделить на следующие  основные виды:

 

– рынок потребительских  товаров, т. е. товаров и услуг, используемых в личном потреблении;

 

– рынок инвестиционных товаров, т. е. товаров, предназначенных для  производства, хранения и продажи  потребительских товаров;

 

– рынок недвижимости, объединяет объекты, которые используются в  личном и государственном потреблении, коммерческих целях;

 

– рынок рабочей силы, т. е. товара, стоимость которого включает знания, умственные и физические способности  работника, добровольно за плату  предоставляемые в распоряжение работодателя;

 

– рынок капитала, т. е. денежных средств, используемых для получения  прибыли;

 

– рынок информации, используется для извлечения прибыли на рынках потребительских и инвестиционных товаров, недвижимости, рабочей силы и капитала.

 

Общее регулирование отношений  между продавцами и покупателями осуществляется системой контрактного и трудового права.

 

Государство берет на себя обязанности по контролю за рынками в процессе совершения сделок (лицензирование, сертификация, текущая инспекция, разрешительная регистрация и др.). В процессы регулирования рынка вовлечены федеральные министерства и ведомства, органы регионального управления.

 

Среди мер государственной  поддержки – прямые субсидии, освобождение от налогов, льготное кредитование, отсрочка налоговых и социальных платежей, установление норм ускоренной амортизации, государственные контракты и  т. п.

 

Особое внимание обращается на предоставление государственной  помощи мелким и средним предприятиям, поощрение научно-технической деятельности, защиту окружающей среды.

 

Чрезмерное вмешательство  государства в экономическую  жизнь подавляет частную инициативу, сводя к минимуму эффективность  рыночной экономики. Но никто не может  определить пределы вмешательства  государства в экономическую  жизнь.

41. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СОБСТВЕННОСТЬЮ 

 

Особое место в развитой рыночной экономике занимает государственная  собственность. Государство выступает  как собственник имущества и  предприниматель, а также как  регулятор социально-экономических  процессов. Государственная собственность  является важнейшим инструментом проведения политики государства. Поэтому первоочередное значение приобретает проблема эффективного управления государственной собственностью. Среди ее разновидностей выделяются собственность государства, находящаяся  под его прямым контролем; государственная  акционерная собственность со 100 %-ным участием государства в акционерном капитале; смешанная государственно-частная собственность с контрольным пакетом акций в руках государства; участие государства в капитале частных фирм.

 

Процесс формирования государственной  собственности осуществляется, как  правило, на основе:

 

1) национализации государством  объектов, находящихся в частной  или смешанной собственности;

 

2) создания новых объектов  за счет средств государственного  бюджета; 3) выкупа государством объектов  у частного капитала.

 

Главными целями предприятий  государственного сектора являются повышение конкурентоспособности  коммерческих организаций, улучшение  финансово-экономических показателей  их деятельности, а также их вовлечение в процесс совершенствования  управления.

 

С помощью создания тех  или иных предприятий государство  может оказывать регулирующее воздействие  на рынок по таким направлениям, как повышение занятости населения, осуществление проектов, имеющих  высокую степень риска, антиинфляционные меры, выравнивание уровней экономического развития регионов, субсидирование определенных категорий потребителей.

 

При этом государственные  предприятия в силу возложенных  на них общегосударственных задач  пользуются определенными гарантиями государства – это субсидии, гарантии от банкротства, освобождение от обязательств по импорту, государственные закупки  и т. д.

 

Новые подходы к управлению государственной собственностью проявляются  в ходе приватизации. Во многих странах  запрещается приватизация отраслей инфраструктуры, отличающихся высокой  капиталоемкостью.

 

Государство предпочитает реализовывать  на рынке небольшой пакет акций  приватизируемого предприятия, сохраняя контрольный пакет акций в  своих руках. Это позволяет ему  осуществлять регулирующие функции  в данной компании.

 

В ряде стран государство  берет на себя финансирование строительства  капиталоемких объектов, осуществляет инвестиции в те отрасли и сферы  хозяйства, которые не представляют коммерческого интереса для частного капитала.

 

За счет государственных  средств производится финансирование развития новейших высокотехнологичных отраслей атомной промышленности, электроники, производства лазерной техники, космических средств связи.

 

Эти отрасли требуют огромных первоначальных финансовых вложений, не доступных частному капиталу. Созданные  за счет государственных средств предприятия впоследствии передаются для управления частным корпорациям. Регулирующая роль государства проявляется в обеспечении их льготными кредитами, субсидиями, выгодными заказами и пр.

42. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА 

 

Организационная культура –  это совокупность общественно прогрессивных  норм, правил и стандартов, принятая и поддерживаемая в области организационныхотношений.

 

Организационная культура призвана отразить отношение фирмы к законности, личности, качеству выпускаемой продукции, финансам и производственным обязательствам, открытости и достоверности деловой  информации. Это должно воплощаться  в комплексе правил, традиций, ритуалов и символов, которые постоянно  дополняются и совершенствуются.

 

В рыночных условиях успех  работы предприятия зависит от его  репутации как делового партнера. Репутация компании имеет определенное материальное выражение. Репутация  предприятия определяется его надежностью  как партнера, качеством его продукции  и рядом других факторов, охватываемых понятием корпоративной культуры. Доверие  партнеров, работников, населения создает  нормальную рыночную среду, способствующую успешной работе предприятий.

 

Организация формирует собственный  облик, в основе которого лежат стратегия  качества производимой продукции и  оказываемых услуг, правила поведения  и нравственные принципы работников, репутация в деловом мире и  т. п. Это система общепринятых в  организации представлений и  подходов к делу, формам отношений  и достижению результатов деятельности, которые отличают данную организацию  от других.

 

В зависимости от организационной  культуры различают типы организаций:

 

1) реагирующая – характеризуется неуверенностью и импровизацией, отсутствием общей цели и жесткой централизацией;

 

2) отзывчивая – поддержка  инициативы работников, организация  коллективной работы, неформальные  коммуникативные связи, материальное  поощрение работников за результаты;

 

3) активная – серьезная  постановка стратегической цели, высокая дисциплинированность работников, атмосфера доверия и взаимопонимания;

 

4) высокоэффективная – высокий уровень сознания работников, желание постоянного совершенствования.

 

Следует учитывать, что организационная  культура испытывает влияние национальной культуры. Именно черты и характеристики национальной культуры дают ключ к  пониманию особенностей определенных элементов организационной культуры, отличающих деятельность тех или  иных компаний.

 

Национальную культуру определяют четыре группы параметров:

 

1) физическая среда. Люди, живущие на берегу океана, сталкиваются  с другими проблемами повседневной  жизни, чем те, кто живет в  гористой, изолированной местности.  Они более открыты и восприимчивы, более терпимы к посторонним;

 

2) общие системы ценностей  и верований. Религия во всех  своих проявлениях является важным  источником культуры;

 

3) исторический опыт. Люди, пережившие многие войны и  межгосударственные конфликты, отличаются  упорным стремлением отстаивать  элементы национальной культуры. Эти культурные характеристики  отражаются в фольклоре, литературе, песенном творчестве и т. д.;

 

4) уровень развития. Общество  имеет тенденцию к большему  развитию индивидуализма по мере  того, как экономика становится  более зрелой. Организационная культура  проявляется через представления  о ценностях. Из них выводятся  нормы и правила поведения,  которые влияют на конкретное  поведение отдельных групп и  индивидов.

43. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ  КУЛЬТУРЫ 

 

Организационная культура в  своем развитии проходит несколько  этапов:

 

1) возникновение организационной  культуры;

 

2) поддержание организационной  культуры;

 

3) развитие организационной  культуры. Возникновение организационной  культуры начинается с возникновения  организации. Сила организационной  культуры зависит от числа  сотрудников, которые разделяют  положения организационной культуры. Существуют следующие слои организационной  культуры.

 

1. Преобладающая организационная  культура – это организационная  культура, которую разделяют большинство  сотрудников компании. На этапе  возникновения преобладающая организационная  культура означает те правила  и установки, которые даются  руководителями организации.

 

2. Субкультура организации  – это культура профессиональных  групп, которая существует в  организации и которая не идет  вразрез с общими положениями  организационной культуры. Она связана  с региональными особенностями  и спецификой отдельных подразделений.  Различают вертикальную и горизонтальную  субкультуру.

 

Когда производственное отделение  организации обладает уникальной культурой, резко отличающейся от других отделений  организации, то здесь имеет место  вертикальная субкультура. Когда функциональный отдел организации имеет набор  общепринятых понятий, то формируется  горизонтальная субкультура.

 

Любая группа в организации  может создать свою субкультуру. Она будет включать основные ценности преобладающей организационной  культуры плюс дополнительные ценности, присущие только членам этой группы.

 

3. Контркультура организации  – это культура групп сотрудников,  которая противоречит общим нормам  организационной культуры. Если  в организации существует множество  групп, объединяемых культурой,  то организации грозит кризис.

 

Организационная культура позволяет  отличать одну организацию от другой, создает атмосферу идентифици-рованности для членов организации, генерирует приверженность ее целям, укрепляет социальную стабильность, служит контролирующим механизмом, который направляет и формирует отношения и поведение работников.

 

Необходимо различать  сильную и слабую культуру. Сильная  культура характеризуется главными стержневыми ценностями организации, которые активно поддерживаются, четко определены и широко распространяются. Чем большее число членов организации  разделяют ее главные ценности, признают их важность и привержены им, тем  сильнее культура.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории организации"