Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 15:54, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Теория организации".
– принцип приоритета структур над функциями в действующих организациях: в реально действующих организациях со временем отлаживаются взаимосвязи между элементами структуры, лишние постепенно отмирают, а недостающие постепенно появляются;
– принцип приоритета субъекта управления над объектом при создании структурного подразделения: при создании организации собственник должен подбирать под себя персонал, выпускаемую продукцию, местоположение организаций;
– принцип приоритета объекта управления над субъектом: руководители и главные специалисты должны подбираться под конкретные структурные подразделения с учетом их совместимости.
Принципы соответствия:
– принцип соответствия между поставленными целями и выделенными ресурсами: каждой цели должен соответствовать набор материальных, финансовых и кадровых ресурсов, призванных обеспечить выполнение набора задач;
– принцип соответствия распорядительства и подчинения: у каждого работника должен быть один линейный руководитель и любое количество функциональных. Не допускается ситуация, когда подчиненный по другим каналам является линейным руководителем своего руководителя;
– принцип соответствия эффективности производства и экономичности: для каждой организации должно быть найдено соответствие между эффективностью и затратами. Увеличение эффективности всегда связано с увеличением качества изделий, а это, в свою очередь, приводит к увеличению затрат;
– принцип ритмичности: производственные и информационные процессы должны идти равномерно по заранее заданным временным интервалам;
– принцип пропорциональности: производственные и информационные процессы должны идти по графику, чтобы не было простоев и затоваривания;
– принцип синхронизации:
среди производственных и информационных
процессов необходимо выделить постоянный
или временный центр
24. ПРИНЦИПЫ РАЦИОНАЛИЗАЦИИ
В любой организации постоянно происходят различного рода изменения либо по инициативе руководства, либо по инициативе ряда работников, либо по стечению обстоятельств.
Проводником таких изменений является человек как на уровне разработки решения, так на уровне исполнения.
Изменения в организации
– объективный процесс и
Принципы рационализации формируют механизм таких преобразований.
Этот механизм включает технологию
консультационной деятельности, социологическую
и психологическую палитры
Существует три типа организации мыслительной деятельности человека: рационализм, иррационализм и сенсуализм.
Рационализм – усовершенствование,
формирование более целесообразной
организации чего-либо, принятие решений
по ранее разработанным
Иррационализм – это познание
реальности через аспекты духовной
жизни человека: волю, интуицию, инстинкт,
озарение. Оно характеризуется
Сенсуализм – это познание реальности только через восприятие, чувство, ощущение.
Рационализация как процесс должна привести к новому состоянию организации, к новой результативности, к достижению максимально возможного уровня эффективности при существующих в данный момент экономических условиях.
Результативность имеет семь составляющих:
1) удовлетворенность потребителя;
2) настроение и подготовка работников;
3) внутренняя производительность;
4) нововведения;
5) подготовка и результативность руководства;
6) операционная (финансовая) смета;
7) социальная ответственность.
Результативность
Действенность определяется достижением заданного уровня трех критериев: качества, количества и своевременности. Причем качество – это степень соответствия организационной системы внутренним требованиям организации.
Качество трудовой жизни – величина субъективная и определяется реакцией работников на социально-технические аспекты в организации. Выделяют три уровня качества трудовой жизни: высокий, средний и низкий.
Высокий уровень качества
жизни создает условия
Внедрение новшеств – величина субъективная и определяется способностью организации реагировать на внешние и внутренние нововведения в технической и социальной областях.
Реализация рационализма проявляется в стремлении к переменам в деятельности организаций. Результатом работы по консультации фирм является разработка решений в форме набора проектов, направленных на совершенствование деятельности организации.
25. ТЕОРИЯ СИСТЕМ
Теория систем является основой теории организации. Выделяют следующие признаки системы: множество элементов, единство главной цели для всех элементов, наличие связи между ними, целостность и единство элементов, структура и иерархичность, относительная самостоятельность, четко выраженное управление. Система – это целое, созданное из частей и элементов, для целенаправленной деятельности.
Любая система обладает следующими составляющими: входное воздействие, система обработки, конечные результаты и обратная связь.
Также можно выделить свойства систем:
1) потребность в управлении;
2) стремление сохранить свою структуру;
3) формирование сложной взаимосвязи от свойств входящих в нее элементов и подсистем.
Если система имеет слишком большое количество элементов, то ее делят на подсистемы. Подсистема – это набор элементов, представляющих автономную внутри системы область.
Основной классификацией систем является группировка их в трех подсистемах.
1. Техническая подсистема
включает любые
2. Биологическая подсистема
включает флору, фауну и
3. Социальная подсистема
характеризуется наличием
1. Искусственные и естественные
системы. Искусственные
2. Открытые и закрытые
системы. Открытые системы
3. Детерминированные и
стохастические системы.
4. Мягкие и жесткие системы.
Мягкие системы
Жесткие системы основаны
на высоком профессионализме небольшой
группы руководителей. Они обладают
большей устойчивостью к
Каждая организация должна
обладать всеми свойствами систем,
с этим связан выбор подходов к
анализу и синтезу различных
организованных образований. Существует
три вида подходов:1) системный подход
требует учета всех ключевых элементов,
влияющих на принятие решения; 2) комплексный
подход требует составления
26. КЛАССИФИЦИКАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ
Хозяйственные организации создаются для удовлетворения потребностей и интересов человека и общества во внешней для организации среде. Данные организации могут производить продукцию в виде товара, услуг, информации или знаний.
К хозяйственным организациям относятся:
– юридические лица всех форм (кроме общественных и религиозных организаций), в том числе общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, потребительские кооперативы и т. п.;
– неюридические лица всех форм, в том числе подразделения организаций, организации на базе индивидуально-трудовой деятельности и т. д. Хозяйственные организации принято разделять на четыре группы: микроорганизации, малые, средние и крупные. Критериями такого разделения служат численность персонала, стоимость имущественного комплекса, значение выпускаемой продукции и доля занимаемого рынка в соответствующем секторе.
Хозяйственные организации классифицируются по следующим признакам:
– по времени действия: бессрочные и временные. В регистрационных документах указывается время деятельности организации. Можно зарегистрировать организацию на год, месяц и даже на один день;
– по сезону активного действия: летние, зимние, в сезон дождей и т. д. Этот статус дает возможность организации набирать персонал на определенный циклический срок;
– по масштабу производства: единичное, серийное и массовое производство;
– по специализации производства: специализированное и универсальное;
– по номенклатуре выпуска продукции; монономенклатурное и многономенклатурное производство.
Существует и другая классификация организаций.
1. Правительственные и
неправительственные. К
2. Коммерческие и некоммерческие. К коммерческим относятся организации, чьей основной целью является получение прибыли. Основной целью некоммерческих организаций является удовлетворение общественных потребностей.
3. Бюджетные и небюджетные. Бюджетные организации строят свою деятельность исходя из выделенных государством средств, при этом они освобождаются от уплаты многих налогов, в том числе налога на добавленную стоимость. Небюджетные организации сами изыскивают источники своего финансирования.
4. Общественные и хозяйственные.
Общественные организации
5. Формальные и неформальные.
Формальные организации – это
зарегистрированные в
Кроме того, различают организации по отраслевой принадлежности: промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, торговые и др.
27. ОСОБЕННОСТИ ЛИНЕЙНО-
Функциональная структуризация
– это процесс деления
Функциональная организация направлена на стимулирование качества труда и творческого потенциала работников, а также экономии, обусловленной ростом масштабов производства товаров или услуг. Реализация различных функций предполагает разные сроки, цели и принципы, что делает трудными координацию деятельности и ее календарное планирование. Кроме того, функциональная ориентация связана с предпочтением стандартных задач, поощрением узкоограниченных перспектив и ведением отчетности о результатах деятельности.