Шпаргалка по "Теории организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 15:54, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Теория организации".

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры менеджмент.docx

— 216.53 Кб (Скачать файл)

Действие закона синергии в организационных системах существенно  обособляет организацию от других объектов и систем материального мира. Для  всех естественных систем (за исключением  сложных биологических) основным законом  является закон сохранения и превращения  энергии, в соответствии с которым  в любой замкнутой системе  при всех ее изменениях количество энергии остается постоянным.

Закон синергии утверждает, что в замкнутых социальных системах возможно изменение энергии в  сторону как увеличения, так и уменьшения.

Применительно к социальным организациям закон синергии проявляется, в частности, в приросте энергии, превышающем сумму индивидуальных усилий членов организации. Это явление  предопределило переход человечества к организованным формам трудовой и  общественной деятельности и привело  к возникновению организаций.

Наиболее важной особенностью действия закона синергии в рамках социальных организаций является возможность  управления приростом энергии.

В деловых организациях это  выражается в целенаправленном регулировании  энергетического и производительного  потенциала. Сложной задачей является проведение мероприятий социально-психологического характера. В социальном плане следует  предусмотреть разработку специальных  программ, связанных с проведением  досуга и отпуска.

Основная трудность управления эффектом синергии состоит в том, что в отличие от физических систем, для которых существуют единицы  измерения энергии и методы оценки энергетического потенциала, для  организационных систем пока еще  нет способов объективной оценки уровня внутренней энергетики. Решение  практических задач управления деловой  организацией вынуждает исследователей вести активные поиски в направлении  разработки таких оценок.

8) Закон самосохранения  и борьбы за выживание.

Деловая организация представляет собой некоторую самостоятельно существующую систему, подобную живому организму, который появляется на свет, растет, развивается, совершенствуется, болеет, стареет и умирает. Организации  присуще стремление к самосохранению. В жизни многих организаций бывали ситуации, когда они оказывались  на грани ликвидации или вступали в процедуру банкротства. Одни из них при этом были ликвидированы, другие, реорганизовав предприятие, сумели найти ресурсы и выжили.

Решению проблем выживания  организаций способствует закон  самосохранения, который утверждает, что любой организации как  социально-экономической системе  присуще стремление к самосохранению (выживанию) за счет onmuмального использования кадровых и материальных ресурсов. Закон самосохранения служит основой для оценки способности организации к выживанию в изменяющихся условиях существования. Полученная оценка используется для определения времени существования организации и при прогнозировании ее дальнейшего развития. В ходе построения оценки необходимо составить максимально полное описание факторов внутренней и внешней среды, оказывающих влияние на деятельность организации, разбить эти факторы на две группы: позитивные и негативные.

Основные факторы внешней  среды

1)Международные факторы(между государствами, соглашение по тарифам и торговле между странами и законодательные основы различных стран

2)Политические факторы(государственный строй, законодательная и нормативная деятельность федерального правительства и органов местной власти, уровень правового регулирования управленческой деятельности, состояние кредитной политики.

3)Экономические факторы(темпы инфляции, налоговые ставки, способность управления финансами на государственном уровне, условие предоставления кредитов, уровень цен, уровень безработицы.

4)Рыночные факторы(анализ спроса и предложения, демографическая ситуация, уровень конкуренции, емкость рынка, изучение поведения конкурентов.

5)Технологические факторы.  Современные технологии, новые технологии  управления организацией.

6)Социальные факторы.(в настоящее время в России – обострение национального чувства, изменение общих ценностей в защиту прав потребитилей.

9)Закон развития деловых  организаций. Базовые и дополнительные  стратегии развития.

Закон: В процессе жизнедеятельности  организации происходят необратимые  и закономерные изменения, направленные на максимальное использование энергетического  потенциала для достижения поставленной цели в результате чего происходит качественное изменение состояния организации.

Организация является весьма сложным объектом. В ее состав входят люди, оборудование, здания, информационная среда и т. д. Энергетический потенциал  организации определяется не только потенциалом материальных ресурсов, но и возможностями коллектива, зависящими от интеллектуальной и профессиональной подготовленности его членов, а также  от общего психологического и эмоционального настроя.

Цель – это предвосхищение результатов, на достижение которых  направлена деятельность организации. Цель деловой организации должна исходить из запросов потребителя, т. е. организация должна решать социально  значимые проблемы, стоящие перед  обществом. В основу деятельности практически  любой деловой организации положена коммерческая идея, т. е. предвидение  того, каким путем она будет зарабатывать деньги и какой будет получать доход. Однако для обеспечения успешного развития такое понимание цели является слишком упрощенным. Прибыль должна рассматриваться как один из критериев успеха, а не как самоцель. Не следует забывать о том, что деньги – это не цель, а лишь средство для достижения цели.

Основной целью организации  должно быть эффективное и быстрое  развитие. Эта задача может решаться за счет освоения и расширения рынка, внедрения новых технологий работы или выпуска новой продукции, решения наиболее актуальных социальных задач и т. п

Базовые и дополнительные стратегии развития.

Базовые: ограниченный рост, рост, сокращение

Дополнительные: ликвидация издержек, структурирование среды обитания, накопление ресурсов, подбор ассортимента, расширение рынка, координация действий партнёров, ликвидация риска.

10)Закон композиции и  пропорциональности.

Организация представляет собой  единый, целостный развивающийся  объект, для которого как для целенаправленной динамической самонастраивающейся  системы характерна тенденция к  объединению. Формирование объединений  различного уровня происходит в соответствии с законом композиции и пропорциональности, который утверждает, что в рамках достижения единой цели существует объективная  тенденция организаций к созданию устойчивых объединений с соблюдением  принципов соразмерности и пропорциональности.

 Указанная тенденция  реализуется прежде всего в желании выбрать оптимальную структуру и создать благоприятную среду обитания, что особенно характерно для современных организаций, работающих в условиях глобализации экономической и политической деятельности мирового сообщества. На этом фоне происходит активное формирование организаций «мирового масштаба», которые принято называть надорганизациями, поскольку они регулируют или влияют на работу таких больших организационных систем, как целые государства. Что касается деловых организаций, то применительно к ним закон композиции и пропорциональности выражается в стремлении к работе с добросовестными и надежными партнерами.

Если речь идет об организациях производственного типа, то в качестве таких партнеров в первую очередь  выступают поставщики сырья, материалов, комплектующих изделий, а также  организации, осуществляющие сбыт продукции. По мере развития и завоевания определенного  сектора рынка налаживается взаимодействие не только с партнерами, но и с  потребителями производимого организацией продукта или оказываемых услуг, а также с конкурирующими организациями, осуществляющими аналогичную деятельность. Взаимодействие с конкурентами по возможности  не должно носить антагонистического характера, так как это увеличивает  риск и затрудняет деятельность всех противоборствующих организаций. Желательно большую часть потенциальных  ко1. МЕСТО ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ НАУК

Термин «организация»  употребляется для обозначения  деятельности по упорядочению всех элементов  определенного объекта во времени  и пространстве; иначе организация  рассматривается как объект, обладающий внутренней упорядоченной структурой.

Организация как объект представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных  элементов и единство с внешним  окружением. Организация – социальная группировка, созданная для выполнения определенных целей. В современном  мире большая часть производства товаров и оказания услуг предпринимается  именно организациями, они в основном и обеспечивают занятость. Основные черты современной организации  были выделены Максом Вебером (1864–1920 гг.) в его анализе бюрократии. По его  мнению, бюрократическая организация  была доминирующим типом организации  в современном ему индустриальном обществе.

В изучении организации применяют  структурный и поведенческий  подходы.

Поведенческий подход исследует  роль человека в организации, отношения  между людьми, компетентность сотрудников, а также индивидуальные способности  и мотивацию к труду.

Выделяют несколько основных вопросов, на которые должна ответить теория организации:

1) определение размеров  и границ организации, т. е.  определение размеров производства  и сбыта продукции. Размер и  граница организации будут связаны  с максимизацией превышения результата  над затратами (максимизацией  прибыли от деятельности);

2) определение способа  упорядочивания элементов организации.  Это возможно только при помощи  исследования внутренней структуры  организации;

3) определение способа  адаптации организации к изменениям.

Задача теории организации  – изучение влияния индивидуумов и групп людей на эффективную  деятельность организации, на достижение желаемых изменений и достижение поставленных целей. Организации не могут быть предметом изучения одной  науки – теории организации. Рассмотрим систему наук об организации.

1. Теория управления изучает  субъекты и объекты управления, стимулирование и мотивацию, принятие  и реализацию решений, подготовку  руководителей, линейное и функциональное  руководство.

2. Психология помогает  изучать, понимать и прогнозировать  поведение как отдельного человека, так и групп, коллективов, что позволяет анализировать способности работников, мотивацию и способы обучения сотрудников.

3. Социология помогает  изучать поведение группы, коллектива  в рамках организации, нормы  и роли работников, конфликты,  бюрократию, организационную культуру. Проведение социологических исследований  нередко дает четкие рекомендации  по необходимым изменениям, раскрывает  потенциал и ожидания работников.

4. Социальная психология  объясняет процессы деятельности  человека, находящегося в группе, коллективе. Определяются варианты  поведения индивидуума в группе. Основной задачей является определение  полноты самореализации, успешности  межличностных коммуникаций, выявление  нераскрытых способностей человека.

5. Антропология выявляет  сравнительные ценности, нормы, позиции,  этнические особенности.

6. Экономика формирует  экономические стратегии организации,  определяет взаимоотношения с  внутренней и внешней средой  организации.

7. Юридические науки законодательно  регламентируют формы хозяйственной  деятельности, устанавливают правила  и нормативы, а также предупреждают  о возможных санкциях и ответственности.

8. Информатика несет с  собой новые информационные технологии, информационные потоки, что позволяет  более грамотно обосновывать  принимаемые решения.

2. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ  ОРГАНИЗАЦИИ 

Организация – сознательно  координируемое социальное образование  с определенными границами, которое  функционирует на постоянной основе для достижения общих целей. Организация  – активный, относительно независимый  элемент общественной системы, через  который преломляются интересы индивида и общества.

Организация – образование  группы или отдельных лиц, взаимодействующих  между собой и работающих для  достижения определенной цели.

Для организации характерны следующие признаки:

– комплексность, определяющая степень разделения труда в организации, уровень специализации, количество уровней иерархии;

– формализация – разработанные  правила и процедуры, определяющие поведение работников; (что можно  и нельзя делать);

– соотношение централизации  и децентрализации – уровни, на которых принимаются решения. Соотношение  централизации и децентрализации  определяет тип и характер организационной  структуры управления.

Каждая организация имеет  миссию. Миссия – сформулированное утверждение относительно того, для  чего и по какой причине существует организация. Разработка миссии необходима для выявления основной задачи фирмы, разработки на ее основе целей и  критериев принятия решений.

Для организации миссия является точкой отсчета для принятия плановых решений (определить, для чего существует компания); придает ясность цели, к которой движется организация (в чем отличие данной компании от уже работающих на рынке); помогает концентрировать усилия работников на достижение цели (согласованность  интересов всех лиц организации); вызывает понимание и поддержку  внешних участников организации, способствует созданию корпоративного духа организации.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории организации"