Анализ качества кондитерских изделий на примере группы «мучных» (вафли)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2015 в 17:33, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: провести исследование кондитерских изделий группы «мучных» - вафель, с целью выявления их соответствия или несоответствия текущим нормам ГОСТ.
Задачи исследования:
1.Изучить литературу по исследуемой теме;
2.Определить методы исследований (экспертизы);
3. Провести анализ качества вафель.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
1.Литературный обзор………….………………………………………………...6
1.1 Пищевая ценность вафель и пути её повышения……………………………7
1.2 Товароведная характеристика вафель…………………………………….…6
1.3 Классификация и пищевая ценность вафель……………………………..…7
1.4 Требования к качеству вафель………………………………...……………..8
1.4 Методы товарной экспертизы……………...………………………………13
2.Экспериментальная часть………………………………………………….….14
2.1 Объекты и методы исследований…………………………………………...15
2.1 Экспертиза качества вафель………………………..………………………15
Выводы……………………….………………………………………………….29
Литература……...……………………………………………………………….30

Вложенные файлы: 1 файл

черновик выпускная квалификационная работа.docx

— 1.21 Мб (Скачать файл)

Методы опроса

Методы опроса — методы, основанные на проведении анкетного опроса группы экспертов с последующим анализом и обработкой полученной от них информации.

Целью этих методов является определение индивидуальной и групповой экспертной оценки для принятия окончательных решений.

Основанием для выбора этих методов служит необходимость принятия сложных решений в ситуации неопределенности или составление научно обоснованного прогноза, требующего участия группы независимых и компетентных специалистов в узкой области {1ЛЙ многих областях знаний (например, знаний однородной группы товаров или всех продовольственных либо непродовольственных товаров). Важнейшими инструментами методов опроса служат его процедура и анкеты.

Разработка процедуры опроса проводится после формулирования целей и задач, формирования группы аналитиков. Для этого составляются анкеты (открытые и закрытые) и определяются методы опроса (индивидуальные и групповые, очные и заочные). Существуют определенные методики составления анкет, которые целесообразно учитывать при их разработке.

При разработке анкет группа аналитиков должна предусмотреть уровень детализации проблемы, который определяется спецификой и целями экспертизы. От уровня детализации зависит достоверность результатов экспертизы, причем с ростом степени детализации согласованность экспертных оценок, как правило, увеличивается. Однако излишняя детализация проблемы может привести и к снижению надежности информации, полученной от экспертов.

Детализация проблемы осуществляется путем включения в анкету тестов (закрытых вопросов) с элементами готовых ответов или без ответов (открытых вопросов). Элементы готовых ответов в дальнейшем позволяют облегчить обобщение и формализацию ответов экспертов, но и ограничивают информативность оценки одним или несколькими альтернативными ответами, при этом возникает опасность навязывания эксперту ответов. При включении в анкету открытых вопросов эксперт может дать ответ в любой форме и с любым объемом информации. В этом случае появляется возможность обнаружения с помощью экспертов новых, порой неожиданных для аналитиков аспектов проблемы.

Конкретный вопрос с определенным набором готовых альтернативных ответов называется признаком анкеты. Набор ответов может быть качественного и количественного характера. При качественном характере набора ответов задача эксперта заключается в выборе из предлагаемых элементов ответов, которые, по его мнению, наиболее полно отражают суть проблемы по данному вопросу. При количественном Характере набора ответам на вопросы присваивают числовые значения.

При подборе признаков, которые желательно включить в анкету нельзя допускать возможность двойного толкования вопросов. Поэтому полезно проверить анкету самими аналитиками. Если распределение суждений по некоторому признаку имеет значительное стандартное отклонение, можно предположить, что данный признак двусмыслен.

Все вопросы в анкете можно разделить в зависимости от их содержания на три группы:

• объективные анкетные данные об эксперте — возраст, образование, профессия, стаж работы, научное звание, узкая специализация;

• характеристики, позволяющие оценить мотивы, которыми руководствовался эксперт при оценке исследуемой проблемы;

• основные вопросы, касающиеся существа исследуемой проблемы. В зависимости от широты охвата методы опроса экспертов подразделяются на индивидуальные и групповые, а от наличия или отсутствия обсуждения результатов оценки в экспертной группе, его характера, обоснования оценок, личных контактов и опрашиваемых субъектов различаются несколько способов экспертного опроса (рис. 17).

Выбор того или иного способа проведения экспертного опроса определяется целями экспертизы, затратами на ее проведение и ожидаемыми результатами, а критериями выбора служат объективность, информированность и трудоемкость.

Критерий объективности. Хотя требование объективности эксперта является одним из основных, однако на практике на экспертов может быть оказано определенное влияние. Оно может носить конформный или авторитарный характер и играет отрицательную роль, так как мнение и оценка эксперта формируются под влиянием факторов, не относящихся к свойствам товаров или других объектов экспертизы.

В связи с этим при выборе способов проведения опросов экспертов предпочтение следует отдавать тем из них, при которых конформное или авторитарное влияние проявляется в меньшей степени. К таким способам относятся, например, анонимное обоснование оценок, отсутствие контактов между экспертами, закрытое голосование. При вынесении коллективной экспертной оценки обычно не происходит беспристрастного и последовательного анализа проблем. Оценка основана на компромиссе между суждениями отдельных экспертов, поэтому способ коллективной экспертной оценки редко применяется при опросе экспертов.

 

Рис. 7. Классификация способов экспертного опроса

 

 

Критерий информированности относится к важнейшим факторам, влияющим на качество эксперта, а также на надежность принимаемых им оценок. Повышению информированности экспертов способствует их взаимное обогащение в ходе обсуждения оценок Логические доводы других экспертов, сообщаемая при этом дополнительная информация, ранее неизвестная другим экспертам, позволяют повысить уровень информированности, за счет чего эксперт может скорректировать свою оценку.

Исходя из этого, наиболее удачными по критерию информированности являются способы, содержащие информацию об оценках других экспертов. Существуют также личные контакты между экспертами, происходит дискуссионное обсуждение оценок и персональное обоснование их. Поэтому при организации работы постоянных экспертных групп целесообразен обмен информацией, поскольку он способствует слаженной работе экспертов. При создании временных экспертных групп обмен информацией и коллективное обсуждение рекомендуются только в тех случаях, когда проведены оценка и отбор экспертов на объективность корректирования своих суждений (отсутствие конформизма). Во всех случаях при учете критерия информированности экспертов не следует забывать о создании условий для их объективности и исключения конформного или авторитарного влияния.

Критерий трудоемкости зависит от количества проводимых операций, их продолжительности и характера. Так, при письменном обосновании оценок эксперт затрачивает больше времени, чем при устной дискуссии. Эффективность экспертного опроса в значительной степени зависит от способов и техники выявления суждений экспертов.

Способы и техника опроса экспертов. При индивидуальном опросе технический работник проводит опрос каждого эксперта, а при групповом — сразу всей группы. Результаты индивидуального опроса после обобщения и соответствующих расчетов могут быть использованы для установления групповых оценок. Однако групповая оценка может быть получена и в результате индивидуального опроса лидера и сублидера экспертной группы.

Индивидуальный опрос каждого эксперта в группе связан с повышенной трудоемкостью, значительными затратами времени и разбросом суждений, что затрудняет выявление объективной и достоверной экспертной оценки.

При индивидуальном опросе лидеров и сублидеров экспертной группы и особенно отдельных экспертов затраты времени на опрос меньше, однако вероятность конформизма среди членов группы и проявления авторитарных мнений лидера и сублидера больше.

В зависимости от технических приемов анкетирования индивидуальный опрос делится на следующие разновидности: интервью, интервью-анкеты, анкетирование и смешанное анкетирование.

Достоинства и недостатки этих способов указаны в табл. 5. Индивидуальный способ опроса делится на разновидности в зависимости от применяемых технических приемов.

 

 

Таблица 5.

Достоинства и недостатки разных способов опроса экспертов

Способы и разновидности опроса

Достоинства

Недостатки

Индивидуальный способ разновидности по техническим приемам: интервью интервью-анкеты смешанное анкетирование анкетирование Групповой способ

Возможность выявить все или большинство неясных вопросов, уточнить недостаточно сформулированные; использовать технические приемы Сокращение затрат времени экспертов и рабочей группы, снижение критерия трудоемкости

Высокие затраты времени и критерий трудоемкости. При первичном опросе эксперт может задавать нечетко сформулированные вопросы, увеличивающие трудозатраты. Возможно снижение объективности Невозможность использования технических приемов


 

 

 

Интервью — разновидность опроса эксперта для выявления его оценки в ходе свободной, но проводимой по определенной программе беседы с экспертом.

Интервью-анкета — разновидность опроса эксперта путем постановки перед ним конкретных вопросов в определенной последовательности, задаваемых в форме анкеты.

Анкетирование — разновидность опроса экспертов с помощью вопросов анкеты, на которые эксперт дает письменные ответы. Чаще всего анкетирование проводится заочным методом без контакта с рабочей группой. Для повышения степени информированности эксперта к анкете прилагается пояснительная записка.

Смешанное анкетирование — разновидность опроса эксперта с помощью анкет и дополнительного инструктажа членом рабочей группы. Целью инструктажа являются уточнение деталей, постановка дополнительных вопросов (при необходимости).

По информативности наибольшими возможностями обладают такие методы, как интервью, интервью-анкета и смешанное анкетирование, а по объективности — анкетирование. Минимальная объективность свойственна интервью. Однако, исходя из разных целей экспертизы, на практике может применяться любой из указанных способов. При этом предпочтение одной из указанных разновидностей отдается в следующих случаях:

• при отсутствии ограничений времени проведения опроса целесообразно проводить интервью-анкету или смешанное анкетирование;

• при значительном числе экспертов и возможности собрать их всех вместе применяют анкетирование;

• при невозможности задать четко сформулированные вопросы, которые будут поняты всеми экспертами однозначно, а также при затруднениях эксперта выразить ответы на задаваемые вопросы в виде числовых оценок применяют смешанное анкетирование.

При проведении опроса экспертов необходимо соблюдать общие и специфические требования к условиям опроса.

Общие требования к условиям опроса:

• благоприятная психологическая обстановка опроса, способствующая заинтересованности эксперта путем установления благожелательного контакта между опрашиваемым и проводящим опрос;

• исключение возможности сознательного или бессознательного навязывания эксперту мнения членов рабочей группы или других экспертов;

• обеспечение уверенности эксперта в том, что выносимые оценки не будут использованы в неблагоприятных для него целях; в отдельных случаях может быть поставлено условие о конфиденциальности информации об оценках эксперта;

создание и поддержание оптимальной трудоемкости опроса путем выполнения экспертами только творческих, наиболее сложных оценочных операций и передачи вспомогательных расчетных, графических, других операций техническому персоналу рабочей группы;

Информация о работе Анализ качества кондитерских изделий на примере группы «мучных» (вафли)