Анализ качества кондитерских изделий на примере группы «мучных» (вафли)
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2015 в 17:33, дипломная работа
Краткое описание
Цель работы: провести исследование кондитерских изделий группы «мучных» - вафель, с целью выявления их соответствия или несоответствия текущим нормам ГОСТ. Задачи исследования: 1.Изучить литературу по исследуемой теме; 2.Определить методы исследований (экспертизы); 3. Провести анализ качества вафель.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...4 1.Литературный обзор………….………………………………………………...6 1.1 Пищевая ценность вафель и пути её повышения……………………………7 1.2 Товароведная характеристика вафель…………………………………….…6 1.3 Классификация и пищевая ценность вафель……………………………..…7 1.4 Требования к качеству вафель………………………………...……………..8 1.4 Методы товарной экспертизы……………...………………………………13 2.Экспериментальная часть………………………………………………….….14 2.1 Объекты и методы исследований…………………………………………...15 2.1 Экспертиза качества вафель………………………..………………………15 Выводы……………………….………………………………………………….29 Литература……...……………………………………………………………….30
понимание экспертом
задаваемых ему вопросов с помощью необходимого
инструктажа, а в отдельных случаях и предварительного,
тренировочного опроса;
постановка четко сформулированных
вопросов, не имеющих двусмысленного характера
и не требующих больших дополнительных
пояснений;
использование общепринятых
терминов, по мере возможности стандартизированных,
а при их отсутствии разъяснение новых
или неоднозначно применяемых терминов.
Специфические требовании:
а) к технике интервьюирования
- предпочтительное
использование стандартизированного
интервью,
- доверительность
начала интервью, располагающая
к откровенности,
- быстрота и экономичность
при кодировании ответов эксперта
членами рабочей группы;
- провоцирование
экспертов на аргументацию своих
оценок путем оспаривания его
ответа;
б) к технике анкетирования
- обеспечение четкого
и однозначного понимания экспертами
характера выполнения операций путем
приложения к каждой анкете пояснительной
записки с определением целей и задач
экспертизы,
- методов и последовательности
выполнения операций;
- единообразие в
составлении анкет и пояснительных
записок для облегчения работы
с ними;
- случайный характер
перечисления свойств, которым эксперт
должен дать числовые оценки,
причем эксперты должны быть
предупреждены об этом, в противном
случае может иметь место бессознательное
завышение оценок свойств, стоящих
в списке первыми.
Комбинирование операций
по подготовке и проведению опросов экспертов,
а также технических операций позволило
создать несколько экспертных методов,
получивших наибольшее признание и распространение.
К ним относятся методы Дельфы, ПАТТЕРН
и комбинированный.
Метод Дельфы (в некоторых источниках
— Дельфи) — метод опроса экспертов, основанный
на последовательно осуществляемых процедурах,
которые направлены на формирование группового
мнения по процедурам с недостаточной
информацией.
Название метода произошло
от древнегреческого города Дельфы, где
жили оракулы, предсказывающие будущее.
Особенностями метода
Дельфы являются отказ от совместной работы
экспертов; анонимность оценок; регулирование
обратной связи; групповой ответ.
Отказ от совместной
работы экспертов и анонимность достигаются
тем, что каждый эксперт высказывает свое
мнение в анкете, без группового обсуждения.
Применяются и другие технические приемы
индивидуального опроса, например, ответы
на вопросы вводятся экспертами в компьютер.
Регулируемая обратная связь осуществляется
за счет проведения нескольких туров опроса,
причем результаты каждого тура обрабатываются
статистическими методами и доводятся
до сведения экспертов. Это позволяет
уменьшить разброс индивидуальных оценок
и получить групповой ответ, правильно
отражающий мнение каждого эксперта.
Количество туров (до
четырех) зависит от того, насколько быстро
удается добиться сближения оценок экспертов
в группе.
Анонимность опроса
позволяет уменьшить конформное и авторитарное
влияние отдельных доминирующих экспертов,
а регулируемая обратная связь уменьшает
влияние индивидуальных и групповых интересов.
Введение обратной связи также повышает
критерий объективности и надежность
оценок.
Проведение опроса
в несколько туров с информированием экспертов
о результатах предыдущих этапов работы,
после которых каждый эксперт должен обосновать
свое мнение, позволяет уменьшить колебания
в индивидуальных и групповых ответах.
Это дает неоспоримые преимущества по
сравнению с обычным усреднением индивидуальных
оценок.
При использовании
метода Дельфы к процедурам опроса предъявляются
следующие требования:
- поставленные вопросы
должны допускать возможность выражения
ответа в виде чисел; - достаточная информированность
экспертов для выставления оценок;
- наличие обоснований
эксперта на каждый из заданных
вопросов.
Достоинством рассматриваемого
метода является повышение критерия объективности
за счет анонимности ответов экспертов,
благодаря чему мнение эксперта не искажается
вследствие внушения или приспособления
к мнениям других экспертов. Кроме того,
возрастает и информированность экспертов
за счет ознакомления с оценками других
экспертов после окончания очередного
тура, а также обоснования собственных
оценок. Выявление преобладающих мнений
позволяет сблизить точки зрения разных
экспертов, сформировать групповое, но
не единое, мнение.
Недостатки метода,
проявляющиеся на начальном этапе его
применения, — нестабильность состава
экспертных групп, значительные разрывы
во времени между турами, нечеткие формулировки
вопросов, недоучет разной компетентности
экспертов, необоснованность выбранного
метода усреднения экспертных оценок
— были частично устранены путем разработки
модификаций этого метода (метод СИИР,
Дельфы — Перт и др.). В результате этого
метод Дельфы в настоящее время стал одним
из наиболее применяемых, особенно для
Целей прогнозирования, а также при изучении
ряда экономических и социальных проблем.
При использовании
данного метода для целей экспертной оценки
качества потребительских товаров проявляются
следующие его недостатки: сложность опроса
экспертов и заполнения анкет, трудоемкость
оценки в связи с большим количеством
показателей качества (иногда до 20—40)
и заполнением нескольких анкет (3—10),
громоздкость пояснительных записок из-за
отсутствия прямого контакта организатора
с экспертами.
Из-за указанных недостатков
использование метода Дельфы при экспертной
оценке качества товаров затруднено, а
в некоторых случаях и нецелесообразно.
Однако он перспективен для получения
групповой экспертной оценки и углубленного
анализа событий в ситуациях неопределенности.
Метод ПАТТЕРН — метод
опроса экспертов, основанный на построении
иерархической структуры — дерева целей
и вынесении решения этих целей после
открытого обсуждения.
Название метода складывается
из первых букв английских слов, означающих
«Помощь планированию посредством количественной
оценки технических данных». Метод был
разработан в 1962-1964 гг. в американской
фирме «Хоннуел» для оценки проектов новых
систем вооружения.
Данный метод предусматривает
несколько этапов.
I этап — постановка
основной проблемы, требующей решения,
и разделение ее на ряд вторичных проблем
первого, второго и так далее порядка,
которые затем делятся на более узкие
задачи. Деление продолжается до тех пор,
пока не будут получены простые элементы,
которые могут быть оценены экспертами.
В результате такого
деления получается иерархическая структура
связанных друг с другом основных, вторичных
проблем и задач, называемая деревом целей.
II этап — определение
с помощью экспертов коэффициентов весомости
(или значимости) каждой задачи относительно
основной цели, при этом эксперты выносят
решения после открытого обсуждения в
экспертной группе.
Такое открытое обсуждение
наряду с достоинством (взаимодействие
экспертов, стремящихся к принятию положительного
решения) имеет и недостаток из-за конформизма,
т. е. искажения действительного мнения
экспертов за счет внушения или приспособления
к мнению большинства.
III этап — применение
компьютеров для обработки полученных
данных и их анализа.
Достоинством метода
ПАТТЕРН по сравнению с методом Дельфы
является упрощение процедуры экспертного
опроса. Однако метод имеет и ряд недостатков:
отсутствие обоснований оптимального
числа членов экспертной группы, а также
методики отбора в экспертную группу компетентных
специалистов; обработка результатов
опроса без учета различий в качестве
отдельных экспертов; отсутствие барьеров для проявления
конформизма экспертов; недостаточная
разработка и неопределенность принципов
построения дерева целей.
Поскольку методы Дельфы
и ПАТТЕРН имеют существенные недостатки
и не отвечают полностью целям экспертной
оценки, Э.Л. Райхман и Г.Г. Азгальдов предложили
комбинированный метод, в котором были
использованы положительные особенности
других экспертных методов и исключены
их недостатки [30].
Комбинированный метод
— метод, основанный на сочетании индивидуальных
и коллективных экспертных оценок.
При экспертной оценке
товаров комбинированный метод имеет
следующий алгоритм операций:
Достоинствами комбинированного
метода, наряду с вышеперечисленными,
являются также достаточная гибкость,
позволяющая исключить ошибки при опросе
экспертов и повысить достоверность результатов
экспертизы, четкое определение стратегии
путем классификации задач по степени
значимости и операций по их выполнению,
высокая воспроизводимость результатов.
К недостаткам метода
относится многооперационность, требующая
значительных затрат времени и средств.
Однако этот недостаток окупается высокой
достоверностью и воспроизводимостью
результатов.
Автор не ставит своей
целью подробное описание каждого метода.
Для этого существует специальная научная
литература [30], в которой подробно рассматриваются
экспертные методы, в том числе и комбинированный.
Однако один из элементов,
общий для многих экспертных методов,
все же целесообразно рассмотреть подробно.
Речь идет о коэффициенте весомости.
Коэффициент весомости
— количественная характеристика степени
значимости конкретного показателя для
оценки качества.
Определение коэффициентов
весомости показателей качества проводится
экспертным методом. Коэффициенты весомости
предназначены для повышения достоверности
экспертной оценки качества товаров.
Каждый показатель
занимает в номенклатуре показателей
качества по значимости определенное
место. Например, для потребителей многих
пищевых продуктов наибольшую значимость
имеют вкус и запах, внешний вид, затем
консистенция и содержание отдельных
веществ. Таким образом, оценивая товар
при покупке, потребитель непроизвольно
ранжирует показатели по степени их значимости
на основании прошлого опыта.
Такое ранжирование
показателей по степени значимости эксперты
осуществляют на основании профессиональных
знаний и умений. Кроме того, любой квалифицированный
эксперт стремится оценить показатели
качества обследованного товара с позиций
массового потребителя.
Для определения коэффициентов
весомости используются шкалы порядка,
интервалов и отношений, но наибольшие
преимущества перед другими имеет шкала
порядка благодаря относительной простоте
экспертной оценки показателей качества
по степени значимости.
Шкала порядка — шкала,
предназначенная для упорядочивания (ранжирования)
в возрастающем или убывающем порядке
количественных характеристик свойств
товаров и/или их коэффициентов весомости.
При определении коэффициентов
весомости показателей качества эксперты
сначала оценивают наиболее важный из
этих показателей (по их мнению) и присваивают
ему определенное число, например 1. Все
последующие показатели оцениваются в
убывающем или возрастающем порядке по
степени значимости. Например, второй
по значимости показатель может получить
значение 2 (или 0,5) и т. д. После этого данные
всех экспертов усредняются по каждому
показателю.