Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 12:19, курсовая работа
Ручки, карандаши, фломастеры, маркеры, краски, кисти, пластилин, тетради, блокноты, альбомы, папки, линейки, скрепки, кнопки, штампы, дыроколы, степлеры... - все это именуется канцелярскими (офисными) принадлежностями. Как и любые другие товары, канцелярские изделия бывают - удобными, качественными, эффективными, красивыми, даже эффектными и наоборот. Ведь канцелярия в целом тоже усовершенствуется, обновляется и видоизменяется. Спрос на канцелярскую продукцию всегда был, есть и будет, потому что она необходима всем и каждому из нас в отдельности.
Введение ……………………………………………………………………..………….3
Глава 1.Теоретические основы анализа ассортимента канцелярских товаров
1.1 Состояние и перспективы развития рынка канцелярских товаров…….………6
1.2Ассортимент и групповая характеристика потребительских
свойств канцелярских товаров…………………………………………………………....…..11
1.2.1. Средства оргтехники ….……………………..…………………….……...12
1.2.2. Принадлежности для письма…………………………………..…………….12
1.2.3.Принадлежности длячерчения……………………………………...………..20
1.2.4. Принадлежности для рисования………………………………...……………22
1.2.5. Канцелярские принадлежности для офиса……………..……………………25
1.2.6. Школьные товары…………………………………………..…………………25
1.3Потребительские свойства канцелярских товаров………….…….......25
1.4 Экспертиза и контроль качества…………….…………………..……………....…27
Глава 2. Анализ ассортимента потребительских свойств и качества канцелярских товаров в Т/Д «Арбат»
2.1 Краткая характеристика магазина…………………………………..……………..29
2.2 Анализ ассортимента канцелярских товаров…………………….……………….30
2.3 Оценка потребительских свойств…………………………...............39
2.4 Контроль качества канцелярских товаров………… ……………………….42
Выводы и предложения………………………………..……..…………….44
Библиографический список…………………………….……...…………..46
Приложение 1. Ассортиментный перечень………….………...………….47
Приложение 2. ГОСТ 28937-91………………………………..………..…………….53
Для анализа ассортимента, нами рассчитаны показатели ассортимента: структура, широта и полнота и др.
Расчет удельного веса канцелярских товаров по категориям: для письма, для рисования, школьные товары, для черчения, для офиса (рис. 2.1)
удельный вес товаров для письма: 19/67*100% = 28,36%.
удельный вес товаров для рисования: 14/67*100% = 20,9%
удельный вес школьных товаров: 11/67 *100% = 16,42%
удельный вес товаров для черчения: 9/67*100% = 13,43%.
удельный вес товаров для офиса: 14/67*100% = 20,9%.
Рис. 2.1 Удельный вес канцелярских товаров по видам.
Наибольшую долю в структуре ассортимента канцелярских товаров занимают товары для письма.
Далее рассчитаем структуру ассортимента в зависимости от стоимости изделия.
(рис. 2.2)
Удельный вес изделий, до 10 руб - 20/67*100 = 29,85%
Удельный вес изделий, до 20 руб – 16/67*100 = 23,88%
Удельный вес изделий, до 30 руб - 11/67*100 = 16,42%
Удельный вес изделий до 50 руб = 7/67*100% = 10,44%
Удельный вес изделий до 100 руб = 8/67 *100% = 11,94%
Удельный вес изделий свыше 100 руб – 5/67*100 = 7,47%.
Рис.2.2. Удельный вес стоимости канцелярских товаров.
Таким образом, установлено, что наибольший удельный вес в структуре ассортимента составляют товары стоимостью до 20 руб.
Полнота ассортимента - количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп.
Коэффициент полноты (Кп) выражается как отношение действительного количества видов, разновидностей и наименований товаров, однородных и разнородных групп к базовому и определяется по формуле (2):
Кп = Пд / Пб (2)
где Кп - коэффициента полноты;
Пд - действительная полнота;
Пб –
базовая полнота, в качестве
базовой полноты был принят
ассортиментный перечень
КП = 67/91 = 0,74
Ассортимент только на 74 % соответствует потребностям населения.
Рассчитаем
коэффициент широты ручек по
классификационным признакам (
Широта ассортимента - способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности.
Широта характеризуется количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы.
Коэффициент широты рассчитывается по каждому классификационному признаку.
Затем определяется среднее арифметическое значение коэффициента широты, которое в дальнейшем будет использовано при расчете коэффициента рациональности.
Коэффициент широты (Кш) (отношение действительного показателя широты к базовому) определяется по формуле (3): (таблица 2.3)
Кш = Шд / Шб (3)
Классификационные Признаки |
Характеристика класс. признак. |
Шб |
Шд |
Кш |
По виду |
Перьевые Шариковые Гелевые Капилярные |
4 |
3 |
0,75 |
По назначению |
Школьные Офисные Подарочные |
3 |
3 |
1 |
По конструкции |
Со сменным пишущим узлом Без сменного пишущего узла |
2 |
2 |
1 |
По числу пишущих узлов |
С одним С несколькими |
2 |
2 |
1 |
По способу закрепления пишущего узла |
С неподвижным пиш.узлом С выдвижным пишущим узлом |
2 |
2 |
1 |
По механизму выдвижения |
С поворотным механизмом С выдвижным механизмом |
2 |
2 |
1 |
По комплектности |
2 |
2 |
1 |
Таким образом,
Кш=(0,75+1+1+1+1+1+1)/7=0,96
Из расчетов видно, что коэффициент удовлетворяет потребности потребителя на 96%, из этого следует вывод , что он достаточно широк. Для полного ассортимента ему не хватает в наличии ручек перьевых.
Устойчивость ассортимента - способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них. Коэффициент устойчивости (Ку) - отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей (У), к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп (Пб). Определяется коэффициент устойчивости по формуле (4):
Ку = У / Пб (4)
где Ку - коэффициент устойчивости;
У - устойчивость;
Пб - базовая полнота.
Ку = 10/25= 0,4
Новизна (обновление) ассортимента — способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров. Новизна характеризуется коэффициентом обновления.
Коэффициент обновления определяется как отношение количества новых товаров (Н) к общему количеству изделий, имеющихся в магазине (Пд) по формуле (5):
Кн = Н / Пд (5)
где Кн - коэффициент новизны;
Н - новизна;
Пд - действительная полнота.
Ассортимент магазина обновлен только на 15 % .
В связи с тем, что ассортимент очень узкий магазину «Арбат» следует расширить ассортимент канцелярских товаров, за счет школьных товаров и товаров для офиса.
Прежде, чем приступить к завершающему этапу-определению коэффициенту рациональности, необходимо установить коэффициент весомости, отражающие значимость показателей ассортимента в данной товарной группе.
Коэффициенты весомости определяется эмпирическим путем для каждой однородной группы товаров, для более детального исследования коэффициенты весомости определяются экспертным путем (таблица 2. 4).
Показатели ассортимента |
Эксперты |
Сумма α |
Кв gi |
||||
1 |
2 |
3 |
|||||
Широта |
1 |
2 |
1 |
4 |
0,13 |
-3,5 |
12,25 |
Полнота |
4 |
4 |
4 |
12 |
0,4 |
4,5 |
20,25 |
Устойчивость |
3 |
3 |
3 |
9 |
0,3 |
1,5 |
2,25 |
Новизна |
2 |
1 |
2 |
5 |
0,17 |
-2,5 |
6,25 |
Итого: |
30 |
1 |
41 |
Определить коэффициент весомости (gi) показателей ассортимента можно методом фиксированной суммы, который заключается в следующем. Эксперты назначают коэффициент весомости по каждому показателю ассортимента с учетом их значимости (важности) таким образом, чтобы сумма (gi) была равна 1.
Определим коэффициент конкордации по формуле (6):
==0,91 (6)
где , (7)
n-количество экспертов,
m- количество показателей
Полученный результат показывает, что мнение экспертов согласованы, так как коэффициент конкордации больше 0,5
Коэффициент рациональности - средневзвешенное значение показателя рациональности с учетом реальных значений показателей широты, полноты, устойчивости и новизны, помноженные на соответствующие коэффициенты весомости. Расчетная формула коэффициента рациональности имеет вид:
Кр = Кш × Квш + Кп × Квп + Ку × Кву + Кн × Квн,
где Кш - коэффициент широты;
Квш - коэффициент весомости широты;
Кп - коэффициент полноты;
Квп - коэффициент весомости полноты;
Ку - коэффициент устойчивости;
Кву - коэффициент весомости устойчивости;
Кн - коэффициент новизны;
Квн - коэффициент весомости новизны.
Кр = 0,96×0,13+0,74×0,4+0,4×0,3+0,
Коэффициент рациональности равен 0,57, что составляет 57% использования ассортимента. Оптимальным считается ассортимент при значении Кр=0,75 Для достижения оптимального уровня, необходимо обратить внимание на формирование устойчивости ассортимента и его обновления.
2.3 Оценка потребительских свойств ручек
Объектом наших исследований являются потребительские свойства ручек, реализуемых ТД «Арбат».
Образец №1
Образец №2
Образец №3
Образец №4
Образец №5
Образец №6
Образец №7
Образец №8
Рис.2.3. Образцы исследуемых ручек.
При оценки потребительских свойств товара применяется экспертный метод, сущность которого заключается в определении комплексного показателя потребительских свойств.
Для исследования нами было отобрано 8 образцов (Рис 2.3), показатели оценивались по 5-и бальной шкале (Таблица 2.5;2.6)
Оценка потребительских свойств
Показатели потреб.свойств |
Обр. №1 |
Обр. №2 |
Обр. №3 |
Обр. №4 |
Обр. №5 |
Обр. №6 |
Обр. №7 |
Обр. №8 |
1.Социальные: цена |
3 |
3 |
2 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
2.Функциональные: Подача чернил |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
3. Эргономические: |
4,9 |
4,8 |
4,6 |
5 |
4,9 |
5 |
4,7 |
4,8 |
3.1 Удобство пользования |
4,7 |
4,3 |
4,7 |
5 |
4,7 |
5 |
5 |
5 |
3.1.1 Форма 3.1.2 Конструкция 3.1.3 Масса |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 | |
5 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 | |
3.2 Удобство подготовки к работ |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
3.3 Гигиенические |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4,5 |
3.3.1 Безопасность 3.3.2 Безвредность |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
3 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 | |
4. Эстетические |
5 |
5 |
5 |
4,8 |
4,8 |
4 |
4 |
3,3 |
4.1 Информационная выразит |
5 |
5 |
5 |
4,3 |
4,3 |
4 |
4 |
3,3 |
4.1.1 Оригинальность 4.1.2 Соотв худож решению 4.1.3 Соотв конструкторско-функциональному требованию |
5 |
5 |
5 |
4 |
4 |
3 |
3 |
2 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 | |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 | |
4.2 Целостность композиции |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4 |
3,7 |
4.2.1 Цвет 4.2.2 Фактура 4.2.3 Декор |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4 |
4 | |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4 |
3 | |
4.3 Дизайн |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4 |
3 |
5. Надежность |
4,8 |
4,5 |
4,5 |
4,8 |
4,3 |
4,8 |
4,5 |
4,5 |
5.1 Безотказность 5.2 Сохраняемость 5.3 Долговечность 5.4 Ремонтопригодность |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4 |
4 | |
4 |
4 |
4 |
5 |
4 |
5 |
4 |
4 | |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
Определение
коэффициента весомости
Потреб. св-во |
Мнение экспертов |
Сумма рангов |
gI |
||||||
1 |
2 |
3 | |||||||
1.Социальные |
5 |
5 |
4 |
14 |
0.31 |
5 |
25 | ||
2.Функциональные |
4 |
4 |
3 |
11 |
0.24 |
2 |
4 | ||
3.Эргономические |
1 |
1 |
2 |
4 |
0.1 |
-5 |
25 | ||
4.Эстетические |
3 |
3 |
5 |
11 |
0.24 |
-2 |
4 | ||
5.Надежность |
2 |
2 |
1 |
5 |
0.11 |
-4 |
16 | ||
Итого: |
45 |
1 |
74 |
Для расчета коэффициента конкордации определяем
по формуле (8): ===9
Затем находим отклонения по каждому показателю по формуле (9)
, (9)
Определим коэффициент конкордации (W) по формуле (6 и 7):
W==0.82
Мнение экспертов считается согласованным, т.к. 0,5 и можно использовать в дальнейшем при работе.
Рассчитаем комплексный показатель(Q) по формуле (10):
где X- оценка показателя,
g-коэффициент весомости.
Таким образом получаем,
Q1=3*0,31+5*0,24+4,9*0,1+5*0,
Q2=3*0,31+5*0,24+4,8*0,1+5*0,
Q3=2*0,31+5*0,24+4,6*0,1+5*0,
Q4=4*0,31+5*0,24+5*0,1+4,8*0,
Q5=4*0,31+5*0,24+4,9*0,1+4,8*
Q6=5*0,31+5*0,24+5*0,1+4*0,24+
Q7=5*0,31+5*0,24+4,7*0,1+4*0,
Q8=5*0,31+4*0,24+4,8*0,1+3,3*
Из имеющихся данных определим
уровень потребительских
Уn= (11)
Показатели исследуемых образцов
№ п/п |
Наименование ручек |
Qn |
Уn |
1. |
Ручка автомат.ErichKrause |
4.35 |
0.87 |
2. |
Ручка автоматическая |
4.31 |
0.86 |
3. |
Ручка подарочная с выкр. пишущим узлом |
3.98 |
0.8 |
4. |
Ручка шариковая NIXJN |
4.62 |
0.93 |
5. |
Ручка капилярная Stabilo |
4.56 |
0.91 |
6. |
Ручка шариковая ErichKrause |
4.77 |
0.95 |
7. |
Ручка шариковая Coruinа |
4.68 |
0.94 |
8. |
Ручка шариковая |
4.28 |
0.85 |