Маркетинговые исследования лекарственного препарата Фенотропил

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 19:43, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время все больше возрастает темп жизни современного человека. Увеличивается объем информации, которую нужно переработать и запомнить, возрастает нагрузка на нервную систему. Из этого следует, что возрастает потребность в лекарственных препаратах (ЛП), которые при минимуме побочных эффектов оказывают значительное положительное влияние на память, процессы восприятия, мышления, обучения. Эту задачу и призваны решать ноотропные средства.

Содержание

Введение 4
Глава I. Обзор литературы 6
1.1. Особенности фармацевтического рынка России 6
1.2. Общая характеристика ноотропных препаратов 7
1.2.1. Определение и классификация ноотропных лекарственных препаратов 7
1.2.2. Спектр клинической активности ноотропных лекарственных препаратов 10
1.2.3. Клиническое применение ноотропных лекарственных препаратов 12
Глава II. Экспериментальная часть 14
2.1. Продукт 14
2.1.1. Действующее вещество препарата 14
2.1.2. Классификация и кодирование лекарственных средств и ЛФ, выпускаемых на его основе 14
2.1.3. Характеристика препарата 18
2.1.4. Качество лекарственного средства 19
2.1.5. Влияние различных факторов на потребительные свойства и качество ЛС и ЛФ на его основе, способы защиты товаров по этапам жизненного цикла 19
2.1.6. Отпуск препарата из аптек 29
2.1.7 Списки и перечни, в которые входит исследуемый препарат 29
2.1.8. Этап жизненного цикла лекарственного средства 30
2.1.9. Позиционирование на рынке 32
2.1.10. Анализ ассортимента 35
2.1.11. Оценка экономической эффективности. Оценка конкурентоспособности 37
2.2. Производитель 37
2.2.1. Краткая история фирмы 37
2.2.2. Нормативные акты, по которым компании разрешено поставлять продукцию в Россию 38
2.2.3. Адрес и телефон представительства в Москве 38
2.3. Цена 38
2.3.1. Оптовая цена у различных производителей и посредников 38
2.3.2. Розничная цена в 7 различных аптеках и аптечных киосках г.Челябинска 39
2.4. Потребитель 42
2.4.1. Больной 45
2.4.2. Врач 46
2.5.1. Каналы товародвижения от производителя к потребителю 46
2.5.2. Методы распространения 48
2.5.3. Методы стимулирования сбыта, используемые фирмами-производителями и посредниками 49
2.5.Продвижение 46
2.6. Влияние внешней среды - STEP-анализ 50
2.7. Прогноз 56
2.7.1. Систематизация основных результатов анализа. SWOT-анализ 56
2.7.2. Прогноз на будущее 58
2.8.1.Выдвижение целей 58
2.8.2. Оценка целей 58
2.8.3. Принятие решения 58
2.8.Маркетинговый синтез 58
2.9. Выдвижение стратегии 58
2.10. Определение тактики 59
Заключение 60
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КР Фенотропил.doc

— 1.12 Мб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы

В настоящее время все больше возрастает темп жизни современного человека. Увеличивается объем информации, которую нужно переработать и запомнить,  возрастает нагрузка на нервную систему. Из этого следует, что возрастает потребность в лекарственных препаратах (ЛП), которые при минимуме побочных эффектов оказывают значительное положительное влияние на память, процессы восприятия, мышления, обучения. Эту задачу и призваны решать ноотропные средства.

Термин «ноотропный» в переводе с греческого языка означает «меняющий разум». Вещества, причисляемые к ноотропам (cognitive- или neuroenhancers) действуют на высшие интеллектуальные способности человека, в ряде случаев заметно усиливая их. Естественно, такие свойства ноотропов приковывают к ним самое пристальное внимание.

Сегодня термин «ноотропы» употребляют в первую очередь для обозначения веществ, действующих на сознание относительно мягко, без нежелательных с точки зрения медицины побочных эффектов. В отличие от психостимуляторов мобилизующего типа, ноотропы не вызывают психомоторного возбуждения, истощения функциональных возможностей организма, привыкания и пристрастия.

Целью курсовой  работы является провести  маркетинговые исследования препарата Фенотропил.

Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:

1) изучить особенности  фармацевтического рынка России;

2) изучить общую характеристику ноотропных препаратов;

3) провести товароведческий  анализ препарата Фенотропил;

4) провести маркетинговый  анализ препарата Фенотропил;

5) провести маркетинговый  синтез, выдвинуть цели и задачи  по улучшению положения продукта  на рынке;

6) предложить стратегию  и тактику, которые бы позволили  достичь поставленных целей;

7) сделать выводы по  результатам работы.

 

ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

1.1. Особенности фармацевтического рынка России

На российском фармацевтическом рынке функционируют зарубежные и отечественные производители, дистрибьюторы, аптечные и больничные учреждения, правительство и другие государственные органы.

Отечественные производители согласно классификации ОКОНХ относятся к химико-фармацевтической промышленности (входит в состав медицинской промышленности).

Рынок характеризуется высокой долей импортной продукции, порядка 65% продукции приходится на импорт.

Велика роль иностранных компаний на внутреннем рынке, причем их доля постоянно увеличивается. Так, по данным ЦМИ «Фармэксперт» доля российских производителей фармацевтической продукции за период 1999 – 2002 гг. сократилась с 58,4 до 20%. Если ситуация на отечественном фармацевтическом рынке в ближайшие годы не изменится в пользу российских компаний, а зарубежные продолжат агрессивное наступление, то, по оценкам экспертов, соотношение долей рынка изменится в еще большей степени: 90-95% будет принадлежать иностранным компаниям. А это практически весь фармацевтический рынок, который относится к числу стратегических, поскольку связан со здоровьем населения страны. В настоящее время объем рынка неуклонно возрастает, однако доля российских производителей продолжает падать. Объем фармацевтического рынка России в I-III кв. 2003 г. вырос по сравнению со сравнимым периодом предыдущего года на 15% и составил около 3 млрд. долл. в ценах конечного потребления.

Постоянным фактором ослабления отечественных производителей является то, что они не могут обеспечить необходимую номенклатуру лекарственной продукции – в основном потому, что не хватает средств на собственные разработки или приобретение лицензий на производство западных препаратов. В итоге, российская фармацевтическая промышленность основывается на производстве старых препаратов и дженериков. Однако производство дженериков становится все более затруднительным ввиду усиления патентного контроля. Все это делает российских производителей крайне уязвимыми перед импортом, особенно учитывая тот факт, что немногие российские предприятия сегодня соответствуют полностью международному стандарту GMP (Good Manufacturing Practice); максимум, чего удалось добиться – это привести в соответствие с GMP отдельные технологические линии. Рынок сбыта российских производителей фармацевтической продукции ограничивается Россией и странами СНГ, поскольку ассортимент и качество продукции не позволяют занять достойные позиции на внешних рынках; более того, и внутри страны препараты российского производства постепенно вытесняются в области потребительских групп с наименьшими доходами. Серьезная проблема российского фармацевтического рынка – распространение фальсифицированной продукции. Масштабы этого явления ужасают, на российском рынке более 10% продукции (до 30% по неофициальным данным), распространяемой через аптечную сеть, являются поддельными. По данным опроса, проведенного по заказу Ассоциации международных фармацевтических производителей (APIM) и Коалиции в защиту прав интеллектуальной собственности (CIPP) среди руководителей 53 российских и зарубежных фармацевтических компаний, доля фальсифицированных лекарственных средств на российском рынке составляет 12%. Представленные в опросе компании контролируют свыше 55% фармацевтического рынка России. При этом ежегодные убытки компаний от этого явления, как то: недополученная прибыль, затраты на борьбу с фальсификатом и т.п. превышают 250 млн. долл. Объем рынка фальсифицированной продукции 250-300 млн. долл., а по неофициальным данным порядка 1 млрд. долл., при этом 67% фальсификата – продукция отечественного производства.

 

1.2. Общая характеристика  ноотропных препаратов

1.2.1. Определение и классификация ноотропных лекарственных препаратов

Ноотропные лекарственные препараты  (греч. noos - мысль и tropos - направлениe) – лекарственные препараты, которые за счет прямого активирующего воздействия на метаболические процессы в центральной нервной системе, усиления энергетических возможностей нейронов, способности оказывать защитное действие при функционировании их в условиях гипоксии стимулируют умственную деятельность, улучшают память, обеспечивают ускорение процессов обучения.

Среди специалистов, занимающихся исследованиями в области НЛП, до сих пор не существует единой точки зрения, в какую из групп ЛС их следует относить. К примеру, во Франции НЛП относят к психотропным ЛП, в Японии - к стимуляторам ЦНС, в Италии - к аналептикам.

Кроме того, внутри самой группы НЛП также отсутствует единая классификация, что обусловлено разнородностью данной группы веществ как по химическому строению, так и по механизму действия.

Наиболее полная современная классификация веществ с ноотропным действием была предложена Т.А. Ворониной, С.Б. Середениным, в которой все НЛП разделены на две большие группы.

Классификация веществ с ноотропным действием (1998 г.):

1. НЛП с доминирующим  мнестическим эффектом.

1.1. Пирролидоновые ноотропные  препараты (рацетамы), преимущественно  метаболического действия (пирацетам, оксирацетам, анирацетам, этирацетам, изоцетам и др.).

1.2. Холинэстеразные препараты.

1.2.1. Усиление синтеза  ацетилхолина и его выброса (холин  хлорид, фосфотидил-серин, лецитин, ацетил-L-карнитин  и др.).

1.2.2. Агонисты холинэргических рецепторов (оксотреморин, бетанехол, спиропиперидины и др.).

1.2.3. Ингибиторы ацетилхолинэстеразы (физостигмин, такрин, амиридин, галантамин, эртастигмин и др.).

1.2.4. Вещества со смешанным  механизмом действия (деманол, ацеглутамат, фактор роста нерва, бифемалан и др.).

1.3. Нейропептиды и их  аналоги (АКТГ, эбиратид, соматостатин, вазопрессин, тиролиберин, субстан­ция  Р, ангиотензин II, холецистокинин 8, пептидные  аналоги пирацетама и др.).

1.4. Вещества, влияющие на  систему возбуждающих аминокислот (глутаминовая кислота, милацемид, глицин, Д-циклосерин, нооглютил).

2. НЛП смешанного действия  с широким спектром эффектов («нейропротекторы»).

2.1. Активаторы метаболизма  мозга (актовегин, инстенон, ацетил-L-карнитин, фосфатидилсерин, эфиры гомопантотеновой кислоты, ксантиновые производные и др.).

2.2. Церебральные вазодилататоры (винпоцетин, оксибрал, ницерголин, винконат  и др.).

2.3. Антагонисты кальция (нимодипин, циннаризин, флунаризин и др.).

2.4. Антиоксиданты (мексидол, эксифон, пиритинол, атеровит, меклофеноксат, токоферол).

2.5. Вещества, влияющие на  систему ГАМК (гаммалон, пантогам, пикамилон, лигам, никотинамид, фенибут, фенотропил, натрия оксибутират, нейробутал  и др.).

2.6. Вещества из разных  групп (этимизол, оротовая кислота, метилглюкооротат, оксиметацил, беглимин, цереброкраст, женьшень, инстенон, экстракт гингко билоба, лимонник и др.). 

По АТХ - классификации НЛП относятся к двум классам: А - Пищеварительный тракт и обмен веществ и N - Нервная система (рис.1).

Рис.1. АТХ-классификация НЛП

 

1.2.2. Спектр клинической активности ноотропных лекарственных препаратов

НЛП способны улучшать когнитивные (познавательные) функции как у здоровых людей, так и, в особенности, нарушенные при различных заболеваниях. Способность улучшать когнитивные функции дала основание называть препараты ноотропного ряда «стимуляторами познания».

В целом спектр клинической активности НЛП многообразен и представлен следующими основными эффектами:

1) собственно ноотропное  действие, т.е. улучшение интеллектуальных  способностей (влияние на нарушенные  высшие корковые функции, уровень  суждений);

2) мнемотропное действие (улучшение памяти, повышение успешности обучения);

3) повышение уровня бодрствования, ясности сознания (влияние на  состояние угнетенного и помраченного  сознания);

4) адаптогенное действие (повышение толерантности к различным  экзогенным и психогенным неблагоприятным  воздействиям, в том числе медикаментам, повышение общей устойчивости организма к действию экстремальных факторов);

5) антиастеническое действие (уменьшение явлений слабости, вялости, истощаемости, явлений психической  и физической астении);

6) психостимулирующее действие (влияние на апатию, гиподинамию, гипобулию, аспонтанность, бедность побуждений, психическую инертность, двигательную и интеллектуальную заторможенность);

7) анксиолитическое (транквилизирующее) действие (уменьшение чувства тревоги, эмоциональной напряженности);

8) седативное действие, уменьшение  раздражительности и эмоциональной  возбудимости;

9) антидепрессивное действие;

10) вегетативное действие (влияние на головную боль, головокружение, церебрастенический синдром);

11) антикинетическое действие;

12) противопаркинсоническое действие;

13) противоэпилептическое  действие, влияние на эпилептическую пароксизмальную активность.

У различных препаратов группы НЛП сочетание и степень выраженности составляющих терапевтического эффекта не одинаковы. Из вышеперечисленных свойств некоторые присущи всем НЛП, другие - избирательны.

 

1.2.3. Клиническое применение ноотропных лекарственных препаратов

Первоначально НЛП использовались, в основном, при лечении нарушений функций головного мозга у пожилых пациентов с органическим мозговым синдромом. В последние годы их стали широко применять в разных областях медицины, в том числе в гериатрической, акушерской и педиатрической практике, неврологии, психиатрии и наркологии.

НЛП применяют при:

  • деменции различного генеза (сосудистой, сенильной, при болезни Альцгеймера),
  • хронической цереброваскулярной недостаточности,
  • психорганическом синдроме,
  • при последствиях нарушения мозгового кровообращения, черепно-мозговой травмы,
  • интоксикации,
  • нейроинфекции,
  • интеллектуально-мнестических расстройствах (нарушение памяти, концентрации внимания, мышления), астеническом, астено-депрессивном и депрессивном синдроме,
  • невротическом и неврозоподобном расстройстве,
  • вегето-сосудистой дистонии,
  • хроническом алкоголизме (энцефалопатия, психоорганический синдром, абстиненция),
  • для улучшения умственной работоспособности.

В детской практике показаниями к назначению НЛП являются:

  • задержка психического и речевого развития,
  • умственная отсталость,
  • последствия перинатального поражения ЦНС,
  • детский церебральный паралич,
  • синдром дефицита внимания.

 

 

 

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

2.1. Продукт

2.1.1. Действующее вещество препарата

А) химическая характеристика

1) брутто формула

C12H14N2O2 

2) молекулярная масса 218,25

3) структурная формула (Приложение А)

Б) наименование

1) международное непатентованное 

Фонтурацетам (Fonturacetamum)

2) химическое по Женевской номенклатуре

N-карбамоилметил-4-фенил-2-пирролидон

3) торговое

Фенотропил.

 

2.1.2. Классификация и кодирование лекарственных средств и ЛФ, выпускаемых на его основе

Классификация ЛС по:

А) химической номенклатуре

– производное пирролидона

Б) Фармакологическая группа (фармгруппа по РЛС)

– ноотропное средство

В) Нозологическая классификация (МКБ-10)

  • E66.9 Ожирение неуточненное
  • F07.9 Органическое расстройство личности и поведения, обусловленное болезнью, повреждением или дисфункцией головного мозга, неуточненное
  • F10.2 Синдром алкогольной зависимости
  • F20 Шизофрения
  • F32 Депрессивный эпизод
  • F33 Рекуррентное депрессивное расстройство
  • F48.9 Невротическое расстройство неуточненное
  • F81 Специфические расстройства развития учебных навыков
  • F90.0 Нарушение активности и внимания
  • I67.9 Цереброваскулярная болезнь неуточненная
  • R25.2 Судорога и спазм
  • R41.3.0* Снижение памяти
  • R41.8.0* Расстройства интеллектуально-мнестические
  • R45.3 Деморализация и апатия
  • R45.7 Состояние эмоционального шока и стресса неуточненное
  • R46.4 Заторможенность и замедленная реакция
  • R53 Недомогание и утомляемость
  • T90.9 Последствия неуточненной травмы головы
  • Z60.0 Проблемы, связанные с адаптацией к изменению образа жизни
  • Z73.6 Ограничения деятельности, вызванные снижением трудоспособности

Информация о работе Маркетинговые исследования лекарственного препарата Фенотропил