Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2014 в 16:28, курсовая работа
В системе обслуживания населения торговля занимает особое место. Она призвана обеспечивать повседневные потребности населения в продуктах питания и других товаров. Торговое предприятие - основное звено сферы обращения, обладающее хозяйственной и юридической самостоятельностью, осуществляющее продвижение товаров от производителя к потребителям посредством купли-продажи и реализующее собственные интересы на основе удовлетворения потребностей людей, представленных на рынке. В непростых условиях российской сферы обращения выживают те предприятия, которые наилучшим образом используют имеющиеся у него ресурсы для получения максимального количества прибыли
Введение
1. Значение метода продажи
2. Торгово-технологический процесс в магазине
2.1 Организация и технология операций по поступлению и приемке товаров в магазине
2.2 Организация и технология хранения подготовки товаров к продаже
2.3 Размещение и выкладка товаров в торговом зале
2.4 Особенности метода самообслуживания
3. Организация и технология продаж методом самообслуживания в магазине «Инта»
3.1 Организационно - экономическая характеристика
3.2 Организация и технология продажи группы товаров методом самообслуживания в магазине
3.3 Расчет показателей
Выводы и предложения
Список используемой литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГОУ СПО «Кировский механико-технологический техникум молочной промышленности»
Курсовая работа
по теме:
«Организация и технология продажи методом самообслуживания»
Выполнила работу
Русинова Анна
Студентка гр. ТВ - 31
Проверила Ларионова Т.В.
Киров, 2011
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
1. Значение метода продажи
2.
Торгово-технологический
2.1
Организация и технология
2.2
Организация и технология
2.3 Размещение и выкладка товаров в торговом зале
2.4
Особенности метода
3.
Организация и технология
3.1 Организационно - экономическая характеристика
3.2
Организация и технология
3.3 Расчет показателей
Выводы и предложения
Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
В системе обслуживания населения торговля занимает особое место. Она призвана обеспечивать повседневные потребности населения в продуктах питания и других товаров. Торговое предприятие - основное звено сферы обращения, обладающее хозяйственной и юридической самостоятельностью, осуществляющее продвижение товаров от производителя к потребителям посредством купли-продажи и реализующее собственные интересы на основе удовлетворения потребностей людей, представленных на рынке. В непростых условиях российской сферы обращения выживают те предприятия, которые наилучшим образом используют имеющиеся у него ресурсы для получения максимального количества прибыли. Одним из решающих факторов является правильная организация торговых процессов. При этом основную цель данной работы можно сформулировать следующим образом:
Ш Используя предложенную преподавателем литературу и другие источники информации, практически закрепить полученные на занятиях навыки по организации торговых процессов на примере конкретного предприятия розничной торговли.
При этом будут решены следующие задачи:
-
Определение теоретических
-
проанализировать схему
-
рассмотреть возможные пути
Объектом исследования выбран магазин «Инта» (в дальнейшем по тексту работы - предприятие, магазин самообслуживания), занимающийся продажей продовольственных и сопутствующих товаров населению пгт Афанасьево.
В работе будут рассмотрены следующие проблемы:
· общая организационно-экономическая характеристика магазина (анализ товарооборота, показатели деятельности, состав помещений);
· вопросы непосредственной организации торгово-технологического процесса.
Анализ хозяйственной деятельности осуществлен за 2010 (прошлый) - 2011 (отчетный) год.
Актуальность исследования определяется тем, что торговля является одной из основных отраслей народного хозяйства, поскольку она обеспечивает обращение товаров, их движение из сферы производства в сферу потребления. Ее можно рассматривать как вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей-продажей товаров и оказанием услуг покупателям.
Завершение процесса обращения товаров происходит в розничной торговой сети. Она представляет собой совокупность большого числа предприятий, различающихся по ряду признаков (ассортименту реализуемых товаров, размеру торговой площади, величине товарооборота и др.).
1. ЗНАЧЕНИЕ МЕТОДА ПРОДАЖ
Торгово-технологический процесс в магазине представляет собой комплекс взаимосвязанных торговых (коммерческих) и технологических операций и является завершающей стадией всего торгово-технологического процесса товародвижения.
Большую роль в торгово-технологическом процессе играют коммерческие операции. Их своевременность и качество выполнения влияют на широту и глубину ассортимента предлагаемых товаров, бесперебойность торговли ими и в целом на качество обслуживания покупателей. К числу таких операций относят изучение спроса покупателей, составление заявок на завоз товаров, формирование оптимального ассортимента, организацию рекламы и информации. Естественно, что в самостоятельных торговых предприятиях характер коммерческих операций более сложный, чем в магазинах, не обладающих хозяйственной самостоятельностью.
2. ТОРГОВО - ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В МАГАЗИНЕ
Торговый процесс обеспечивает смену формы стоимости. Предметом труда здесь являются не только товары, но и покупатели. Он включает в себя не только доведение товаров до потребителя, но и изучение опроса населения, формирование ассортимента, рекламу товара. Структура торгового процесса, последовательность выполнения различных операций зависят от степени хозяйственной самостоятельности магазина, формы продажи, вида и типа магазина.
Технологический процесс обеспечивает обработку товарных потоков, начиная с поступления товара в магазин и кончая полной подготовкой их к продаже. Он включает в себя такие операции, как приемка товаров по количеству и качеству, хранение, фасовка, упаковка, перемещение, выкладка на торговом оборудовании. Осуществляется без участия покупателей.
На качество торгового обслуживания существенное влияние указывают операции с товарами до предложения их покупателям. К ним относятся:
· Разгрузка транспортных средств;
· Доставку товаров в зону приемки;
· Приемка товаров по количеству и качеству;
· Доставку товаров в зону хранения, подготовки к продаже или не посредственно в торговый зал;
· Хранение товаров;
· Подготовку товаров к продаже;
· Перемещение товаров в торговый зал;
· Выкладку товаров на торговом оборудовании.
Для того чтобы обеспечить высокое качество обслуживания покупателей, в магазине должен постоянно изучаться спрос, который служит основным для составления заявок на завоз товаров. Наиболее ответственную часть торгово-технологического процесса в магазине составляют операции не посредственного обслуживания покупателей, к которым относятся:
· Встреча покупателя;
· Предложение товаров;
· Отбор товаров покупателями;
· Расчет за отобранные товары;
· Оказание покупателям дополнительных услуг.
Торгово-технологический процесс в магазине должен основываться на следующих принципах:
· Обеспечение комплексного подхода к его построению;
· Создание максимальных удобств для покупателей;
· Достижение наиболее рационального использования помещений и торгово-технологического оборудования магазина;
· Создание для работников магазина благоприятных условий труда и отдыха, обеспечивающих высокую культуру и производительность труда;
· Обеспечение необходимой экономической эффективности работы магазина.
Основные принципы организации торгово-технологического процесса в магазинах позволяют:
· обеспечить комплексный подход к выработке оптимальных вариантов продажи товаров;
· обеспечить наилучшие условия выбора товаров, их приобретение, экономии времени покупателей;
· обеспечить соответствие торгово-технологического процесса научно-техническому уровню, использование передовой техники, прогрессивных трудовых процессов, научной организации труда;
· достигать экономической эффективности торгово-технологического процесса за счёт ускорения оборачиваемости товаров, экономии труда, роста его производительности, снижения расходов на реализацию;
· сохранять физико-химические свойства товаров.
Качество торгового обслуживания в значительной степени зависит от количества и качества дополнительных торговых услуг. Все дополнительные услуги можно разделить на группы:
· оказание помощи покупателю в совершении покупки и при ее использовании;
· информационно-консультационные услуги;
· создание удобств покупателям.
· Целесообразно ввести такие виды услуг, как:
· комплектование и улучшенную упаковку имеющихся в наличии товаров;
· проведение рекламных презентаций товаров, таких как дегустация пищевых продуктов;
· гарантированное хранение купленных товаров;
· реализация пищевых продуктов с потреблением на месте;
· приём предварительных заказов;
· парковка личных автомашин покупателей на организованную у магазина стоянку.
К услугам оказываемым покупателям после приобретения товаров относят:
· доставка;
· гарантийное обслуживание;
· сборка (конструкций, дополнительных устройств);
· подарочная упаковка.
2.1
ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ
Транспортные средства, доставившие товары в магазин, должны быть без задержки приняты и загружены. Разгрузку следует осуществлять с наблюдением общих правил выполнения погрузочно - разгрузочных работ.
Поступившие в магазин товары доставляют в зону приемки. Приемка товаров является одним из важных операций торгово- технологического процесс. Приемке и приходованию подлежат только доброкачественные товары, отвечающие требованию стандартов и технических условий.
Приемка товаров по количеству и качеству в магазине должна осуществляться в соответствии с правилами, установленными и инструкциях «О порядке приемки продукции производственно - технического назначения и товаров народного потребления по количеству» и «О порядке приемки продукции производственно - технического назначения и товаров народного потребления по качеству». Установленные этими инструкциями нормы применяются во всех случаях, если в стандартных, технических условиях или других обязательных правилах не предусмотрен иной порядок приемки товаров. Лица, участвующие в приемке товаров, должны хорошо знать эти документы и уметь ими пользоваться.
Приемка товаров по количеству. Она заключается в сверке массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с указателями счетов - фактур, товарно-транспортных накладных и других сопроводительных документов. Если товары поступили в магазин без сопроводительных документов, то фактически поступившие их количества составляют акт с указание в нем отсутствующих документов, а поступившие товары принимают на ответственное хранение. Приемку товаров по количеству проводят а определенные сроки. Так, товары. Поступившие без тары, в открытой или поврежденной таре, следует принимать в момент их доставки в магазин. Товары, поступившие в исправной таре, в массе брутто и количеству мест принимают в момент получения их от поставщика, по массе нетто и количеству товарных единиц в каждом месте - одновременно со вскрытием тары, но не позднее 10 дней, а скоропортящиеся товары - не позднее 24 часов с момента получения товаров. Для районов Крайнего Севера, отдаленных районов и других районов досрочного завоза установлены более продолжительные сроки приемки товаров по качеству. Так, приемка не продовольственных товаров проводится не позднее 60 дней, продовольственных (кроме скоропортящихся) - не позднее 40 дней, а скоропортящихся товаров - не позднее 48 часов после поступления. Если в процессе приемки будет выявлена недостача, то приемку товаров следует приостановить. Необходимо обеспечить сохранность товаров, а так же принять меры к тому, чтобы они не смешались с другими однородными товарами. О выявленной недостаче составляют акт за подписями лиц принимавших товар. По результатам окончательной приемки товаров составляют акт. В нем указывают не достающих товаров, их стоимость, приводят сведения о том, что определение количества товара проводилось на исправных весах или другими измерительными приборами, проверенными в установленном порядке и другие сведения. Оформляют акт в соответствии с установленной формой. К нему прилагают копии сопроводительных документов, документ, удостоверяющих полномочия выделенного для участия в приемки товаров представителя, и другие материалы, предусмотренные правила приемки товаров. Если при приемки товаров выявлены излишки, то об этом так же составляют акт.
Приемка товаров по количеству. Приемка товаров по количеству должна быть проведена в установленные сроки. Если поставщик находится в том же населенном пункте, где расположен магазин, то поступившие от него товары принимают в течении 10 дней (скоропортящиеся в течении 24 ч) с момента их получения. При иногородней поставке срок приемки товаров составляет 20 дней с момента их поступления, а по скоропортящимся продуктам - остается прежним. В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях приемка не продовольственных товаров должна быть проведена не позднее 60 дней, продовольственных (кроме скоропортящихся) - не позднее 40 дней, а скоропортящихся товаров - не позднее 48 часов с момента их поступления в магазин. В процессе приемки работники магазина выявляют качества и комплектность товаров, а так же соответствие тары, упаковки и маркировки товаров установленным требованиям. Если при приемки будут обнаружены не доброкачественные или не комплектные товары, то приемку приостанавливают и составляют акт по форме, утвержденной Госкомстатов России. В нем указывают количество осмотренных товаров и характер выявленных дефектов. Одновременно надо создать необходимые условия для сохранности поступивших товаров. Магазин обязан принять на временное хранение не доброкачественные или не комплектные товары до принятия поставщиков решения, об их дальнейшем использовании. Претензия о несоответствии качества (некомплектности) товаров должна быть заявлена поставщику в те же сроки, что и претензия о несоответствии количества товаров. К ней должен быть приложен акт и все другие документы (сопроводительные и т.д.).
2.2
ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ
После приемки товары доставляют в помещение для хранения. Процесс хранения товаров в магазине предусматривает их правильное размещение и укладку, создание оптимального режима, наблюдение и текущий уход за товарами. Сохранность количества и качества товаров в процессе их хранения должны обеспечить материально-ответственные лица. Товары, поступившие от поставщика в таре-оборудовании и подлежащие хранению непродолжительное время, размещают в той же таре-оборудовании. Пакетированные товары хранят на поддонах и подтоварниках, товары в промышленной таре - на стеллажах и подтоварниках. Размещаемые на хранение товары группируют по признаку однородности режимов хранения. При этом учитывают их физико-химические и биологические свойства, правила товарного соседства и санитарно-гигиенические требования. Товары, воспринимающие посторонние запахи, должны быть изолированы от товаров, обладающих острыми запахами. Гигроскопические товары нельзя хранить совместно с товарами, выделяющими влагу. Температуру и относительную влажность воздуха в помещениях контролируют при помощи термометров и психрометров и при необходимости регулируют. При повышенной влажности воздуха помещения проветривают, отапливают или используют влагопоглощающие средства, при пониженной - воздух в помещениях увлажняют (разбрызгивают воду и т.д.). Ближе к дверям, на нижних полках стеллажей размещают товары краткосрочного хранения, а также громоздкие и тяжелые товары. В глубине помещений хранят товары, реализация которых осуществляется сравнительно медленно. За каждой группой товаров закрепляют постоянные места хранения. Товары хранят в упакованном или распакованном виде, используя штабельный или стеллажный способ укладки. Размещенные на стеллажах и в штабелях товары должны находиться на расстоянии не менее 1м от отопительных устройств и не менее 50 см от источников освещения и электропроводки. Укладка товаров должна обеспечивать нормальную циркуляцию воздуха. На товары не должны попадать прямые солнечные лучи. В помещениях для хранения товаров строго соблюдают санитарный режим. Хранящиеся в магазине товары следует периодически просматривать, перекладывать, очищать от пыли. Необходимо регулярно проводить дератизацию и дезинсекцию. В процессе хранения товаров, так же как и при осуществлении других технологических операций (подготовка товаров к продаже и т.д.) в магазине могут возникнуть товарные потери (естественная убыль и актируемые потери), размеры которых при рациональной организации хранения можно свести к минимуму. Перед подачей в торговый зал товары необходимо подготовить к продаже. Подготовка товаров к продаже заключается в их распаковке, сортировке, маркировке и т.д. Количество подготовительных операций в магазине зависит от степени подготовленности товаров к продаже в момент поступления в магазин, сложности ассортимента и других факторов. При распаковке товары освобождают от внешней транспортной тары, сортируют, т.е. группируют по ассортиментным признакам, очищают от пыли, загрязнений, антикоррозийных смазочных веществ, устраняют мелкие дефекты. Все эти подготовительные операции целесообразно проводить в специальных помещениях с соответствующим образом подготовленными рабочими местами. Например, для подготовки к продаже радио- и электротоваров в универмаге должна быть мастерская, оборудованная сетевыми электрическими розетками и телевизионными антеннами. Здесь проверяют наличие инструкций по эксплуатации и паспортов, комплектность изделий и их работоспособность. При необходимости удаляют мелкие неисправности, вызванные транспортированием. В продовольственных магазинах может осуществляться предварительная фасовка сыпучих бакалейных товаров, кондитерских изделий, овощей, фруктов. Для этого создаются специальные зоны (помещения) площадью не менее 6 кв.м. Зону для фасовки располагают в непосредственной близости от зоны хранения товаров и вблизи торгового зала. Рабочее место фасовщика оснащают соответствующим инвентарем и упаковочными материалами. В магазинах с достаточно большим объемом фасовки товаров применяют специальные устройства или приспособления. Перед доставкой в торговый зал товары маркируют и укладывают в лотки, корзины, тележки или тару-оборудование.
Информация о работе Организация и технология продажи методом самообслуживания