Организация и технология продажи методом самообслуживания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2014 в 16:28, курсовая работа

Краткое описание

В системе обслуживания населения торговля занимает особое место. Она призвана обеспечивать повседневные потребности населения в продуктах питания и других товаров. Торговое предприятие - основное звено сферы обращения, обладающее хозяйственной и юридической самостоятельностью, осуществляющее продвижение товаров от производителя к потребителям посредством купли-продажи и реализующее собственные интересы на основе удовлетворения потребностей людей, представленных на рынке. В непростых условиях российской сферы обращения выживают те предприятия, которые наилучшим образом используют имеющиеся у него ресурсы для получения максимального количества прибыли

Содержание

Введение

1. Значение метода продажи

2. Торгово-технологический процесс в магазине

2.1 Организация и технология операций по поступлению и приемке товаров в магазине

2.2 Организация и технология хранения подготовки товаров к продаже

2.3 Размещение и выкладка товаров в торговом зале

2.4 Особенности метода самообслуживания

3. Организация и технология продаж методом самообслуживания в магазине «Инта»

3.1 Организационно - экономическая характеристика

3.2 Организация и технология продажи группы товаров методом самообслуживания в магазине

3.3 Расчет показателей

Выводы и предложения

Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

примеры отчета и курсовой работы.docx

— 61.77 Кб (Скачать файл)

 

2.3 РАЗМЕЩЕНИЕ И ВЫКЛАДКА ТОВАРОВ  В ТОРГОВОМ ЗАЛЕ

 

Товары доставляют в торговый зал в то время, когда в нем находится минимальное количество покупателей, чтобы не препятствовать процессу продажи. Для перемещения товаров используют тележки или тару-оборудование. Эффективность работы магазинов, качество обслуживания покупателей во многом зависят от рационального размещения товаров в торговом зале. Оно позволяет правильно спланировать покупательские потоки, сократить время на отборку товаров, увеличить пропускную способность магазина, уменьшить затраты труда персонала магазина, при пополнении товарных запасов в торговом зале. Поэтому размещение товаров в торговом зале магазина следует осуществлять с учетом следующих основных требований:

 

Ш Предоставление покупателям возможности ориентироваться в размещении комплексов, микрокомплексом и товарных групп и в совершении покупки в минимально короткий срок;

 

Ш Создание условий комфортности во время пребывания покупателей в магазин;

 

Ш Предоставление покупателям необходимой информацией и широкого круга услуг;

 

Ш Оптимального использования товарных площадей магазина;

 

Ш Обеспечение сохранности материальных ценностей;

 

Ш Организации рациональных товарных потоков и расчетных операции с покупателями.

 

При размещении товаров в торговом зале необходимо соблюдать правила товарного соседства. За каждой товарной группой следует закреплять постоянную зону размещения. Товары, которые подготавливают к продаже в магазине, размещают ближе к зоне, где выполняются подготовительные операции.

 

На первых этажах магазинов необходимо располагать товары более частого спроса и не требующие длительного выбора. Для размещения товаров в торговом зале магазина используют различные типы торговой мебели, тару-оборудование, торговое холодильное оборудование. Очень важно рационально расположить товары на торговом оборудовании, т. е. эффективно использовать площадь выкладки и емкость торгового оборудования и предоставить покупателям максимум удобств для отборки товаров.

 

При выкладке товаров на торговом оборудовании учитывают следующие основные принципы:

 

Ш однородные товары выкладывают по вертикали, обеспечивая тем самым лучшую их обозримость;

 

Ш целесообразно применять простейшие приемы выкладки товаров (прямую укладку, навалом и т. д.);

 

Ш декоративную выкладку товаров рекомендуется использовать только с рекламной целью;

 

Ш полки горок и другие элементы для выкладки товаров не следует переполнять товарами;

 

Ш в оптимальной зоне обозреваемости необходимо размещать товары, быстрая реализация которых предпочтительна;

 

Ш выкладка товаров в торговом зале должна быть насыщенной;

 

Ш сопутствующие товары следует размещать навалом в различных местах (у торцовых стенок, расчетных узлов и т. д.), используя для этих целей корзины или кассеты.

 

При выкладке товаров в упаковке рекомендуется отдельные образцы оставлять без упаковки или в прозрачной упаковке, чтобы покупатель мог ознакомиться с ними. Размещая товары в зале и выкладывая их на торговом оборудовании, необходимо учитывать методы их продажи, конфигурацию торгового зала и т. д. Большое значение при этом имеют особенности отдельных товаров, их упаковка.

 

Самообслуживание -- это форма торгового обслуживания, при которой покупатель самостоятельно осматривает, отбирает и доставляет отобранные товары к узлу расчета. Самообслуживание не исключает возможности отпуска товаров, требующих нарезки, отмеривания или взвешивания, продавцами при условии, что прилавки находятся в зале самообслуживания и товары отпускают без предварительной оплаты их стоимости в кассе. Самообслуживание не только отвечает интересам покупателей, но и позволяет предприятию получить большую экономическую выгоду, поскольку в магазинах самообслуживания повышается пропускная способность, на той же площади увеличивается объем продажи товаров. Широкое развитие самообслуживания способствует относительному сокращению потребности в торговой площади, более рациональному использованию трудовых ресурсов. Основными операциями процесса продажи товаров при самообслуживании являются: самостоятельный осмотр и отбор товаров покупателями, доставка отобранных товаров к узлу расчета и расчет за покупку.

 

Для магазинов самообслуживания характерен определенный уровень потерь товаров, связанный с «забывчивостью» покупателей и мелкими хищениями товаров. В крупных магазинах самообслуживания такие потери составляют до 1-2% товарооборота. Практика самообслуживания в нашей стране и за рубежом позволила выработать следующие рекомендации по сокращению потерь в магазинах, применяющих эту форму торгового обслуживания:

 

· размещать запасы товаров на одном уровне с торговым залом;

 

· изолировать помещение приемочной от кладовых;

 

· не провозить запасы товаров через служебный вход;

 

· иметь планировку торгового зала в форме прямоугольника;

 

· размещать оборудование для выкладки товаров на одной оси с кассами;

 

· размещать наиболее удобные для хищения товары в зоне эффективного наблюдения;

 

· располагать рядом с входом-выходом застекленную кабину администратора, причем она должна быть на несколько ступенек выше уровня пола;

 

· применять прозрачную упаковку товаров и достаточно жесткие этикетки, которые не отклеиваются;

 

· перекрывать перегородки и стойки оборудования зеркалами, особенно выпуклыми;

 

· использовать настенные зеркала специального назначения, которые в торговом зале представляют собой обычное зеркало, а со стороны подсобного помещения являются прозрачным стеклом, через которое хорошо просматривается торговый зал;

 

· устанавливать при входе в магазин турникет, действующий только в одном направлении; использовать промышленное телевидение и другие средства контроля за осмотром и отбором товаров;

 

2.4 ОСОБЕННОСТИ МЕТОДА САМООБСЛУЖИВАНИЯ

 

Самообслуживание - это самый эффективный метод продаж. Благодаря такому методу продажи появились гипер- и супермаркеты. Такая система самообслуживания намного удобнее для покупателей и прибыльней для магазина. У покупателей есть, возможность как можно больше узнать о товаре: о составе, сравнить его характеристики с другим товаром, выбрать наиболее подходящий товар покупателю. Сокращается время на покупку товара. И не выстраивается очередь у кассы. Возрастает пропускная способность магазина. Так же существуют и проблемы при таком методе продажи такие как не окупившиеся затраты, воровство, неуниверсальность. Это такой метод продажи, при котором товары открыто выложены в торговом зале на стеллажах, и покупатели имеют к ним свободный доступ, покупатели имеют возможность осмотреть товар самостоятельно, не обращаясь за помощью к персоналу без необходимости, а расплачиваются за выбранный товар на кассе при выходе из зоны самообслуживания.

 

Самообслуживание характеризуется следующими признаками: свободный доступ ко всем товарам, выставленным в торговом зале, определенная система выкладки и размещения товаров, разделение торговых залов на секции и отделы согласно видам размещенных в них товаров, донесение информации до покупателей с помощью указателей, помогающих сориентироваться и найти необходимый товар среди всего представленного ассортимента, квалифицированная помощь сотрудников магазина, консультации при необходимости и обращении покупателя, перемещение покупателями выбранных товаров в тележках или корзинах к узлам расчетов, единый узел расчетов при выходе из зоны самообслуживания, однократная проверка товара при оплате.

 

 

3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДАЖИ  МЕТОДОМ САМООБСЛУЖИВАНИЯ В МАГАЗИНЕ  «ИНТА»

 

В магазине «Инта» продажа товаров ведется на основе самообслуживания и через прилавок обслуживания. Система самообслуживания ориентирована на продажу фасованного товара. А поскольку не весь товар поступает в магазин в фасованном и упакованном виде, то предусмотрен дополнительное фасовочно-упаковочное оборудование для подготовки товара к продаже в зале самообслуживания.

 

Товары, которые входят в ассортимент продажи: мясо и мясопродукты, рыба и рыбопродукты, жиры, молоко и молочные продукты, яйца, сахар, кондитерские изделия, чай, соль, хлеб и хлебобулочные изделия, мука, крупа и макаронные изделия, картофель, овощи, плоды, фрукты, ягоды, арбузы и дыни и другие продовольственные товары, а так же сопутствующие товары.

 

3.1 ОРГАНИЗАЦИОННО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

 

Вся торговая площадь магазина разделена на торговые зоны, своеобразный торгово-операционный зал, независимо друг от друга, что дает возможность осуществлять быструю индивидуальную перепланировку оборудования под смену различных товарных групп, проводить замену или перемещение всего ассортимента товаров в торговом зале. В магазине установлено современное торговое оборудование и средства механизации, позволяющие максимально эффективно использовать торговую площадь, совмещая схемы пристенного и островного его размещения. Размеры витрин позволяют использовать их, как полезно-работающую торговую площадь для габаритного товара или крупных стендов с большим набором товара. Причем зона торгового зала четко соответствуют границам прилегающих к ним витрин, что создает дополнительные удобства в работе. Кроме того, каждая зона имеет свои складские помещения, работающие автономно от центрального склада.

 

Общая площадь 160 кв.м;

 

Торговая площадь 130 кв.м;

 

Складские помещения 30 кв.м.

 

Различают следующие основные варианты технологических планировок торгового зала: линейную, боксовую и смешанную. Выбор соответствующего варианта технологической планировки осуществляется с учетом размеров и конфигурации торгового зала, ассортимента реализуемых товаров и методов их продажи. Линейная планировка торгового зала является наиболее рациональной для продажи товаров с помощью самообслуживания. При такой планировке зона размещения товаров и проходов для покупателей спланирована в виде параллельных линий торгового оборудования, расположенных перпендикулярно линии узла расчета, что дает возможность организовать централизованные кассовые операции в едином узле расчета. Она удобна для покупателей, так как позволяет им свободно передвигаться по всему торговому залу и рассчитываться за все отобранные товары в одном месте.

 

В магазинах электронные торговые весы используются как продавцами, так и работниками склада. В последнем случае используется предварительная фасовка развесного товара до его попадания на полку магазина. Торговые электронные весы и предварительная фасовка позволяет увеличить конечную отпускную цену. Существует возможность увеличения стоимости товара в небольшом объеме. Также весы торговые электронные дают возможность ускорить обслуживание покупателей (все товары предварительно взвешены и запакованы).

 

Для оснащения магазинов используются кассовые аппараты, позволяющие вести не только расчеты с покупателями, изучать покупательский спрос, учитывать число покупателей, но и обрабатывать магнитные карты.

 

Расчеты с покупателями осуществляется путем приема денег непосредственно продавцом или кассиром и одновременного учета поступившей суммы с помощью кассовой машины. Контрольно-кассовые машины обеспечивают наглядность, простоту и правильность расчета, контроль за ведением расчетно-кассовых операций, точность учета денежных поступлений. При этом значительно ускоряется процесс расчетов с покупателями.

 

Денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций и оказании услуг продавцы и кассиры проводят с применением кассовых аппаратов. Все применяемые кассовые аппараты зарегистрированы в государственной налоговой инспекции, как и книги кассира-операциониста. Приходные кассовые ордера при использовании их для приема денежных средств за реализованную продукцию (товары, работы, услуги) перед применением зарегистрированы в налоговых органах, после чего они учитываются как бланки строгой отчетности. Они пронумерованы, прошнурованы и опечатаны сургучной печатью или же на концы шпагата наклеивается плотный четырехугольник и по его углам поставлена чернильная печать, а на последней странице написано прописью количество листов и ставятся подписи директора и главного бухгалтера. Каждый лист книги складывается пополам и под копировальную бумагу записи ведутся в двух экземплярах - первый остается в книге, а второй отрывается и передается в бухгалтерию в качестве кассового отчета со всеми документами.

 

Исправления в кассовой книге оговорены («Исправлено») и подписаны кассиром и бухгалтером. Ежедневно в кассовой книге подсчитываются обороты за день и остаток денег на конец дня.

 

Проанализировала наличие и правильность заполнения сертификатов или деклараций соответствия на товары, подлежащие обязательной сертификации или декларированию соответствия, а также удостоверение качества. Приложила по возможности копии сертификатов, деклараций на 2-3 наименования товара. Установила наличие сертификатов добровольной сертификации на пищевые продукты.

 

Санитарное состояние предприятия торговли соответствует установленным нормам и правилам. Все помещения содержаться в чистоте, для чего производится ежедневная тщательная их уборка. Для проведения текущей уборки используется, в первую очередь, время обеденного перерыва. По окончании работы магазина все помещения оставляться только в полном санитарном порядке. Во время исполнения своих служебных обязанностей работники опрятно одеты, соблюдают правила личной гигиены, содержат рабочие места, торговое оборудование, инвентарь и санитарную одежду в чистоте, предохраняют товары от загрязнения и порчи. Работникам запрещается находиться на рабочих местах без санитарной одежды, фирменных головных уборов.

Информация о работе Организация и технология продажи методом самообслуживания