Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 01:05, отчет по практике
Местом прохождения практики был магазин «Зорина № 6», осуществляющий торгово-закупочную деятельность, в которой универсальным ассортиментом продаваемых товаров является продукты питания, бытовая химия, текстильные товары. Он расположен по адресу г. Минск, ул. Седых 4 . Недалеко от магазина расположена трамвайная остановка, это облегчает движение покупательских потоков. Он является государственным предприятием. А это значит, что магазину приходится сталкиваться с большим числом конкурентов (ПостТорг, Океан, Соседи и т.д). Магазин хорошо известен.
1. Общее ознакомление с организационной структурой торговой организации. Охрана труда.
1.1. Организационно-правовая характеристика торговой организации.
1.2. Охрана труда в торговой организации.
2. Устройство и технологическая планировка торговой организации.
2.1. Устройство и оформление торговой организации.
2.2. Состав помещений торговой организации, их планировка и взаимосвязь.
2.3. Технологическая планировка торгового зала организации.
3. Организация и технология работы торговой организации.
3.1. Структура и содержание технологического процесса. Характер и структура операций по продаже товаров торговой организации. Основные и вспомогательные операции. Источники товароснабжения.
3.2. Организация и технология доставки товаров в торговую организацию
3.3. Технология приёмки товаров. Органы сертификации. Порядок сертификации товаров. Цифровая и штриховая маркировка товаров.
3.4. Характеристика ассортимента товаров, имеющихся в продаже в разрезе ассортиментных групп.
3.5. Организация хранения товаров. Товарные потери, предложения по их сокращению.
4. Организация и технология продажи товаров и обслуживания покупателей.
4.1. Характер и структура операций по продаже товаров
4.2. Организация торгового обслуживания покупателей. Методы продажи товаров. Оценка эффективности использования методов продажи товаров.
4.3. Формы организации продажи товаров в торговой организации: магазинная, внемагазинная, активная. Организация дополнительных услуг.
4.4. Культура торговли и качество торгового обслуживания. Оценка состояния культуры обслуживания покупателей.
4.5. Защита прав потребителей.
5. Сущность и особенности труда в торговой организации.
5.1. Научная организация труда. Функциональное разделение труда работников.
5.2. Разделение труда по квалификационному признаку. Должностные инструкции продавца, администратора. Повышение квалификации кадров.
6. Индивидуальное задание.
зал кафетерия.
Все эти помещения несут функциональную основную нагрузку в магазине. Площади, формы и пропорций торговых помещений в значительной степени обусловливают уровень обслуживания покупателей, оказывает влияние на построение торгово-технологического процесса в магазине, на экономические показатели его работы.
Неторговые помещения
помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продажи;
подсобные помещения;
служебно-бытовые помещения;
технические помещения.
Общими технологическими требованиями к зонам для приемки товаров являются:
- наличие специальных мест для
разгрузки транспортных
- выделение необходимых
- наличие специально выделенных зон для размещения завоза товаров во внерабочее время;
- обеспечение взаимосвязи зоны
приема товаров с помещениями
для хранения товаров,
Основным технологическим требованием к помещениям для хранения товаров является обеспечение их сохранности в течение установленного срока хранения. Зона хранения размещаются в промежутке от зоны приема до места размещения торгового зала.
Помещения для подготовки товаров к продаже планируется с учетом поточной технологии работ независимо от ее характера и степени механизации. Поступление товаров планируется со стороны зоны приема или хранения товара, выдача (отбор ), подготовленных товаров к продаже – в сторону торгового зала.
Указанные помещения, в свою очередь, состоят из помещений и зон для выполнения конкретных операций (приемочные, разгрузочные, кладовые, фасовочные, комплектовочные и др.) и размещения рабочих мест конторских работников, общетехнических устройств магазина и т.д.
Все помещения магазина должны быть расположены с учетом обеспечения рациональной взаимосвязи между ними. Принципами размещения помещений магазина являются:
- обеспечение непосредственной
взаимосвязи торговых
- расположение торгового зала и кладовых на одном уровне;
- максимальное приближение
- расположение помещений для хранения тары, упаковочных материалов и инвентаря непосредственно у приемочной или разгрузочной рампы;
- служебно-бытовые помещения
- гардеробные помещения,
Размещение помещений и их
планировка должны быть
2.3. Технологическая планировка торгового зала организации.
Под технологической планировкой торгового зала понимают; размещением товаров, оборудование торгового зала.
Товары размещают по товарно-отраслевому принципу, когда в пределах одного рабочего места (секции) находятся изделия одной товарной группы, и комплексному, когда на одном этаже, в одной секции, отделе магазина находятся товары различных групп, взаимосвязанных в спросе или удовлетворяющих потребности определенных покупателей.
За каждым товаром закреплено постоянное место, покупатели привыкают к этому и легко ориентируются в торговом зале, а работникам магазина это помогает контролировать сохранность товаров, следить за полнотой ассортимента товаров и своевременно пополнять их запасы.
Товары, размещаемые в торговом зале, в зависимости от назначения делят на рабочий, выставочный и резервный запасы. В магазине рабочий запас выложен на оборудовании открыто и покупатели имеют к нему свободный доступ. При торговле по образцам рабочий запас, подготовленный к подаче в торговый зал, находится в помещениях для хранения.
В магазине при размещении товаров необходимо было соблюсти следующие правила: в непосредственной близости от входа размещают товары частого спроса; с правой стороны, учитывая привычку покупателей к правостороннему движению, размещают товары, объем продажи которых хотят увеличить, а с левой стороны (в направлении к выходу) - товары повышенного спроса. В середине торгового зала размещают товары достаточного ассортимента.
При размещении товаров на оборудовании применяют вертикальный и горизонтальный способы выкладки. Вертикальный способ выкладки предусматривает размещение однородных товаров на всех площадках данной горки по вертикали. Ширина такой выкладки обычно занимает не более одной секции (0,9 м). При горизонтальном способе выкладки группу товаров размещают вдоль оборудования на значительном протяжении, занимая одну или две полки.
Также в магазине используют выкладку товаров «навалом». Выкладки товаров «навалом» осуществляются с использованием различных типов емкостей или базовых стендов,(имеются и менее подвижные стенды либо бачки, сконструированные для такого рода выкладки товаров, и лучше использовать их, чем тележки.)
Это могут быть магазинные тележки, проволочные корзины, бачки, столы или комплекты емкостей, поставляемые производителями продуктов. Поскольку товар «вываливается» в ту или иную емкость, стоимость этого вида выкладки является довольно низкой. Обычно используется один вид товара. Выкладка товаров навалом требует применения вывесок-указателей, поясняющих способы и цели использования данных продуктов.
Немало важной частью технологической планировки является оборудование. Выбор типов оборудования и комплектование его набора должны основываться на следующих основных принципах: соответствие оборудования товарному профилю и размерам торгового зала магазина; оснащение магазинов торговым оборудованием должно осуществляться с учетом используемых методов продажи товаров; оборудование должно обеспечивать эффективное использование торговой площади магазина.
По назначению торговая мебель подразделяется на следующие виды: для приемки товаров по качеству (столы для бракеража); подготовки товаров к продаже (столы для фасовки товаров); показа товаров (витрины); выкладки и продажи товаров (горки, прилавки); транспортировки и продажи товаров (тара-оборудование); расчетов с покупателями (кассовые кабины); для обслуживания покупателей.
Контрольно-кассовое оборудование. Расчетные операции с покупателями играют важную роль в торгово-технологическом процессе магазина. От правильной их организации зависят затраты покупателями времени на приобретение товаров. Расчеты с покупателями могут осуществляться путем приема денег непосредственно продавцом, кассиром или контролером-кассиром и одновременного учета поступившей суммы с помощью кассовой машины. Контрольно-кассовые машины обеспечивают наглядность, простоту и правильность расчета, контроль за ведением расчетно-кассовых операций, точность учета денежных поступлений. При этом значительно ускоряется процесс расчетов с покупателями.
Холодильное оборудование в магазине представляет собой охлаждаемые устройства, предназначенные для кратковременного хранения, выкладки и продажи скоропортящихся товаров на предприятии, оборудование по назначению делят на основные группы: для хранения товаров (холодильные камеры); для показа и продажи товаров (открытые прилавки, витрины и прилавки-витрины), По температурному режиму, поддерживаемому в охлаждённой ёмкости, холодильное оборудование в этом магазине подразделяют на низкотемпературные и обычное. В низкотемпературном оборудовании товары хранят при температуре - 18ºС и ниже, показано на рисунке 3. Охлаждённые продукты хранят при температуре 0-2ºС.
Дисплейный способ выкладки магазин применяет на дополнительном фирменном холодильном оборудовании, не привязанного к основной точке продажи этого товара.
торговый магазин планировка зал
3. Организация и технология работы торговой организации.
3.1.Структура и содержание технологического процесса. Характер и структура операций по продаже товаров торговой организации. Основные и вспомогательные операции. Источники товароснабжения.
Торгово-технологический
процесс в магазине
Большую роль в
торгово-технологическом
Таким образом,
торгово-технологический
операции с товарами до предложения их покупателям;
операции непосредственного
дополнительные операции по обслуживанию покупателей.
Наиболее ответственную часть торгово-технологического процесса магазина представляет непосредственное обслуживание покупателей, так как оно связано с межличностными и психологическими контактами и отражает сложные экономические отношения распределения и обмена.
Однако качество обслуживания определяется не только самим процессом, но также всем комплексом предшествующих ему работ производственных, транспортных и торговых предприятий.
Принципиальное значение имеет подготовительная работа по обслуживанию покупателей в самом магазине. Если проведена необходимая подготовка товаров к отпуску покупателям, хорошо укомплектован ассортимент и правильно размещен в торговом зале, процесс непосредственного обслуживания покупателей существенно облегчается, а по товарам массового спроса вообще может быть сведен к минимуму трудовых операций.
Особенно возрастает роль подготовительных операций с товарами для магазинов самообслуживания. Здесь торговые услуги заключаются главным образом в надлежащей подготовке товаров и умелом их предложении покупателям различными средствами информации.
В современной розничной торговле повышается роль заключительных операций, связанных с продажей и оказанием дополнительных услуг, которые направлены на экономию затрат времени покупателей на стадии товародвижения: магазин - потребитель и в процессе самого потребления.
Продажа товаров — завершающая стадия торгово-технологического процесса в магазине. Операции, выполняемые на этой стадии, являются наиболее ответственными, так как они связаны с непосредственным обслуживанием покупателей.
Характер и структура операций по продаже товаров зависят, в первую очередь, от ассортимента реализуемых товаров и методов их продажи. Так, на выбор товаров повседневного спроса покупатель затрачивает значительно меньше времени, чем на товары периодического или редкого спроса. Существенно различается содержание операций по продаже товаров в магазинах применяющих различные методы продажи, под которыми понимают совокупность приемов и способов реализации товара покупателям.
В розничной торговле применяют следующие методы продажи товаров: самообслуживание; через прилавок обслуживания; по образцам; с открытой выкладкой; по предварительным заказам.