Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 01:05, отчет по практике
Местом прохождения практики был магазин «Зорина № 6», осуществляющий торгово-закупочную деятельность, в которой универсальным ассортиментом продаваемых товаров является продукты питания, бытовая химия, текстильные товары. Он расположен по адресу г. Минск, ул. Седых 4 . Недалеко от магазина расположена трамвайная остановка, это облегчает движение покупательских потоков. Он является государственным предприятием. А это значит, что магазину приходится сталкиваться с большим числом конкурентов (ПостТорг, Океан, Соседи и т.д). Магазин хорошо известен.
1. Общее ознакомление с организационной структурой торговой организации. Охрана труда.
1.1. Организационно-правовая характеристика торговой организации.
1.2. Охрана труда в торговой организации.
2. Устройство и технологическая планировка торговой организации.
2.1. Устройство и оформление торговой организации.
2.2. Состав помещений торговой организации, их планировка и взаимосвязь.
2.3. Технологическая планировка торгового зала организации.
3. Организация и технология работы торговой организации.
3.1. Структура и содержание технологического процесса. Характер и структура операций по продаже товаров торговой организации. Основные и вспомогательные операции. Источники товароснабжения.
3.2. Организация и технология доставки товаров в торговую организацию
3.3. Технология приёмки товаров. Органы сертификации. Порядок сертификации товаров. Цифровая и штриховая маркировка товаров.
3.4. Характеристика ассортимента товаров, имеющихся в продаже в разрезе ассортиментных групп.
3.5. Организация хранения товаров. Товарные потери, предложения по их сокращению.
4. Организация и технология продажи товаров и обслуживания покупателей.
4.1. Характер и структура операций по продаже товаров
4.2. Организация торгового обслуживания покупателей. Методы продажи товаров. Оценка эффективности использования методов продажи товаров.
4.3. Формы организации продажи товаров в торговой организации: магазинная, внемагазинная, активная. Организация дополнительных услуг.
4.4. Культура торговли и качество торгового обслуживания. Оценка состояния культуры обслуживания покупателей.
4.5. Защита прав потребителей.
5. Сущность и особенности труда в торговой организации.
5.1. Научная организация труда. Функциональное разделение труда работников.
5.2. Разделение труда по квалификационному признаку. Должностные инструкции продавца, администратора. Повышение квалификации кадров.
6. Индивидуальное задание.
Любое расширение ассортимента
неизбежно влечет за собой
увеличение расходов. При этом
положительные финансовые
Основными задачами
ассортиментной политики
удовлетворение запросов потребителей,
завоевание новых покупателей,
оптимизация финансовых результатов предприятия.
Формирование товарной
политики может идти: путем расширения
товарной номенклатуры за счет
включения новых
3.5. Организация хранения товаров. Товарные потери, предложения по их сокращению.
Хранение товаров - одна из важнейших операций технологического процесса, заключающаяся в обеспечении условий для сохранности потребительских свойств товаров. Процесс хранения начинается после приемки и перемещения товаров на склад.
Запасы товаров, хранящихся на складах, призваны обеспечить непрерывность и ритмичность движения товаров в сферу потребления.
Однако хранение и содержание запасов на складах требует значительных финансовых затрат. В связи с тем, что денежные средства, вложенные в товары, высвобождаются только при условии их продажи и расчете с покупателем, время хранения товара на складе должно быть сокращено до минимума.
б) требования к хранению товаров
Целесообразность хранения товаров определяется потребительским спросом на этот товар, а количество находящихся на складе товаров определяется конъюнктурой рынка и возможностями поставщиков обеспечить ритмичную поставку товаров.
Хранение товаров предполагает выполнение следующих операций:
организация складского пространства;
размещение товаров;
создание необходимых условий хранения и охраны товаров;
организация учета товаров;
движение и перемещение
обеспечение возможности использования
подъемно-транспортного
Планировка складских помещений должна обеспечивать возможность применения наиболее рациональных способов размещения и укладки товаров, использования складского оборудования и обеспечения условий для полной сохранности товаров.
Принятые по количеству и качеству товары укладывают в тару, пакетируют и перемещают в зону хранения.
в) правила хранения товаров:
- способы размещения товаров
Для обеспечения сохранности товаров важное значение имеет разработка рациональной схемы размещения товаров, которая предусматривает закрепление за товарами различных групп, подгрупп и наименований постоянных мест хранения и индексацию (кодирование).
Индексация - это условное цифровое обозначение мест хранения товаров.
На составление схемы размещения и выбор оборудования для хранения превалирующее влияние оказывает специфика хранимых товаров. На практике хранение товаров разделяется на несколько типов:
хранение товаров по принципу однородности;
хранение товаров в
раздельное хранение товаров повышенного и пониженного потребительского спроса;
отдельное хранение специфических товаров.
- способы укладки товаров
Одним из условий рациональной организации хранения товаров является оптимальный выбор способа укладки, который определяется свойствами, формой и массой товара, особенностями упаковки и другими факторами.
Различают два способа укладки товаров: штабельный и стеллажный.
Штабельную укладку применяют при хранении различных продовольственных товаров, затаренных в мешки, кули, ящики, бочки. Высота укладки товаров в штабеля зависит от прочности тары и свойств товаров.
Стеллажную укладку используют для товаров, хранящихся в распакованном виде, и товаров во внешней таре. При стеллажном хранении товары располагают на полках. На стеллажах товары могут храниться в коробках, мешках, поддонах.
Стеллажный тип хранения позволяет более рационально использовать емкость складов за счет размещения товаров на максимальной высоте.
Торговое предприятие организует хранение товаров на складах. Факторами, влияющими на формы работы складских служб, являются:
общая площадь и технические характеристики склада;
местонахождение склада по отношению к торговому предприятию в целом и к торговым помещениям;
частота поступлений товаров на склад;
количество продаж за определенный период;
натуральные характеристики товаров;
совместимость товаров по условиям хранения;
технические средства перемещения товаров в пределах склада;
необходимость доработки товаров при их хранении;
объем и ассортимент товаров.
В зависимости от перечисленных факторов способ хранения товаров на складе может быть партионным, сортовым, партионно-сортовым, по наименованиям.
Партионный способ хранения означает, что каждая партия товара, поступившая на склад торгового предприятия по одному транспортному документу, хранится отдельно. В составе данной партии могут быть товары различных сортов и наименований. Партионный способ хранения удобен для выявления своевременности оплаты товаров, реализации по партиям, излишков и недостач. Однако остатки по одному и тому же товару или сорту хранятся в различных местах, если товары получены разными партиями. Площадь складских помещений используется менее экономично.
При сортовом способе отдельно хранятся товары различной сортности. Вновь поступившие на склад товары разбираются по сортам и присоединяются к уже хранящимся товарам того же сорта.
При сортовом способе хранения более экономично используется складская площадь, быстрее осуществляется оперативное управление остатками товаров, однако трудоемко выделение товаров одного сорта, поступивших по разным ценам.
В условиях партионно-сортового способа отдельно хранится каждая партия поступивших на склад товаров. При этом внутри партии товары для хранения разбираются по сортам. Данный способ применяется в условиях широкого ассортимента хранящихся товаров.
Товарные потери, предложения по их сокращению.
Товарные потери - потери при перевозке, хранении и реализации товаров.
Товарные потери могут быть разных видов:
потери при приемке товаров
по вине поставщиков и
потери по непредвиденным обстоятельствам;
потери из-за хищений, порчи,
боя, лома товаров,
потери от естественной убыли
(выветривание, утечка (просачивание),
розлив при перекачке и
завес тары и др.
Все виды товарных потерь влекут за собой недостачу товаров, которая может возникнуть на любом из этапов их движения. Для каждого вида потерь характерны особенности в методах выявления, документальном: оформлении и отражении на счетах .
Потери товаров выявляются путем проведения инвентаризации, в ходе которой проверяется:
фактическое наличие товаров;
соответствие фактического
наличия товаров данным
состояние и оценка товаров.
Товарные потери делятся на две категории:
нормируемые - естественная убыль продуктов (товаров) в весе или объеме;
ненормируемые - бой, лом,
порча, хищение продуктов (
Нормируемые потери связаны с физико-химическими свойствами товаров либо носят объективный характер (бой при транспортировке) и поэтому на них установлены предельные нормы. Естественная убыль - уменьшение количества (веса, объема) товарно-материальных ценностей при их хранении в результате усушки и выветривания, распыла, испарения и т. д .
Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, предусмотрено отнесение на издержки производства и обращения потерь от недостачи материальных ресурсов и порчи в пределах утвержденных норм естественной убыли .
4. Организация и технология
продажи товаров и
4.1. Характер и структура операций по продаже товаров
Характер и структура операций по продаже товаров зависят в первую очередь от ассортимента реализуемых товаров и методов их продажи. Так, на выбор товаров повседневного спроса покупатель затрачивает значительно меньше времени, чем на товары периодического или редкого спроса. Существенно различается содержание операций по продаже товаров в магазинах, применяющих различные методы продажи, под которыми понимают совокупность приемов и способов реализации товаров покупателям.
В розничной торговле применяют следующие методы продажи товаров: самообслуживание; через прилавок обслуживания; по образцам; с открытой выкладкой; по предварительным заказам.
Продажа товаров на основе самообслуживания — один из самых удобных для покупателей методов продажи товаров. Самообслуживание позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность магазинов, расширить объем реализации товаров. Этот метод предусматривает свободный доступ покупателей к выложенным в торговом зале товарам, возможность самостоятельно осматривать и отбирать их без помощи продавца, что позволяет более рационально распределять функции между работниками магазина. Оплата за отобранные товары осуществляется в узлах расчета, обслуживаемых контроллерами-кассирами. При самообслуживании изменяются технологическая планировка торгового зала и других помещений магазина, организация материальной ответственности, товароснабжение, а также функции работников магазина.
Этот метод применяется при продаже большинства продовольственных и непродовольственных товаров. Товары, требующие нарезки, упаковки и т.д., продают в магазинах самообслуживания через прилавок индивидуального обслуживания.
В магазинах самообслуживания функции работников торгового зала сводятся в основном к консультированию покупателей, выкладке товаров и контролю за их сохранностью, выполнению расчетных операций. Процесс продажи здесь состоит из следующих основных операций:
встреча покупателя и предоставление ему необходимой информации о реализуемых товарах, оказываемых услугах и т. д.;
получение покупателем инвентарной корзины или тележки для отбора товаров;
самостоятельный отбор товаров покупателем и доставка их в узел расчета;
подсчет стоимости отобранных товаров и получение чека;
оплата купленных товаров;
упаковка приобретенных
возврат инвентарной корзины или тележки для отбора товаров на место их концентрации.
Перечень этих операций может быть расширен при продаже технически сложных товаров, когда требуется помощь продавца-консультанта.
Отобранные товары покупатели укладывают в инвентарную корзину или тележку и доставляют в узел расчета. Здесь происходит расчет как за товары, отобранные покупателем, так и за товары, отпущенные ему через прилавок обслуживания. В узле расчета покупателю вручают кассовые чеки, служащие подтверждением правильности расчетов, и в случае необходимости, основанием для обмена товаров. Запрещено устраивать двойной контроль при расчетах с покупателями. Администрация магазина имеет право проводить лишь выборочную проверку правильности оплаты и контролировать работу кассира.
Продажа товаров через прилавок обслуживания включает выполнение следующих операций:
встреча покупателя и выявление его намерения;
предложение и показ товаров;
помощь в выборе товаров и консультация;
предложение сопутствующих и новых товаров;
проведение технологических
расчетные операции;
упаковка и выдача покупок.
Пришедший в магазин покупатель, желающий, к примеру, купить сумку мужскую, должен встретить приветливое отношение со стороны торгового персонала. При этом благоприятное впечатление оставляют опрятный внешний вид работников магазина, порядок и чистота в торговом зале. Выявление намерения покупателей заключается в определении их отношения к моделям, фасонам и другим признакам товаров. Эта операция должна выполняться торговым персоналом ненавязчиво, в вежливой форме.