Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 01:05, отчет по практике
Местом прохождения практики был магазин «Зорина № 6», осуществляющий торгово-закупочную деятельность, в которой универсальным ассортиментом продаваемых товаров является продукты питания, бытовая химия, текстильные товары. Он расположен по адресу г. Минск, ул. Седых 4 . Недалеко от магазина расположена трамвайная остановка, это облегчает движение покупательских потоков. Он является государственным предприятием. А это значит, что магазину приходится сталкиваться с большим числом конкурентов (ПостТорг, Океан, Соседи и т.д). Магазин хорошо известен.
1. Общее ознакомление с организационной структурой торговой организации. Охрана труда.
1.1. Организационно-правовая характеристика торговой организации.
1.2. Охрана труда в торговой организации.
2. Устройство и технологическая планировка торговой организации.
2.1. Устройство и оформление торговой организации.
2.2. Состав помещений торговой организации, их планировка и взаимосвязь.
2.3. Технологическая планировка торгового зала организации.
3. Организация и технология работы торговой организации.
3.1. Структура и содержание технологического процесса. Характер и структура операций по продаже товаров торговой организации. Основные и вспомогательные операции. Источники товароснабжения.
3.2. Организация и технология доставки товаров в торговую организацию
3.3. Технология приёмки товаров. Органы сертификации. Порядок сертификации товаров. Цифровая и штриховая маркировка товаров.
3.4. Характеристика ассортимента товаров, имеющихся в продаже в разрезе ассортиментных групп.
3.5. Организация хранения товаров. Товарные потери, предложения по их сокращению.
4. Организация и технология продажи товаров и обслуживания покупателей.
4.1. Характер и структура операций по продаже товаров
4.2. Организация торгового обслуживания покупателей. Методы продажи товаров. Оценка эффективности использования методов продажи товаров.
4.3. Формы организации продажи товаров в торговой организации: магазинная, внемагазинная, активная. Организация дополнительных услуг.
4.4. Культура торговли и качество торгового обслуживания. Оценка состояния культуры обслуживания покупателей.
4.5. Защита прав потребителей.
5. Сущность и особенности труда в торговой организации.
5.1. Научная организация труда. Функциональное разделение труда работников.
5.2. Разделение труда по квалификационному признаку. Должностные инструкции продавца, администратора. Повышение квалификации кадров.
6. Индивидуальное задание.
Этот метод применяется при продаже большинства продовольственных и непродовольственных товаров. Исключение составляют бытовые электроприборы и машины, холодильники, ковры и ковровые изделия, сервизы и хрусталь, велосипеды, мотоциклы, моторы, лодки, палатки, радио- и телевизионная аппаратура, радиодетали, ювелирные изделия, часы, сувениры и некоторые другие товары, так как при их выборе покупатели, как правило, нуждаются в помощи продавцов. Эти товары, а также товары, требующие нарезки, упаковки и т. д., продают в магазинах самообслуживания через прилавок индивидуального обслуживания.
Торговый персонал должен обеспечивать строгое соблюдение установленных правил торговли. Так, не разрешается требовать от покупателей, входящих в торговый зал магазина самообслуживания, предъявления приобретенных ими в других магазинах товаров, ставить на них штампы или какие-либо отметки, а также обязывать оставлять личные вещи. При желании покупатель может оставить у входа в торговый зал хозяйственную сумку, портфель и т. д., при этом магазин обязан обеспечить их сохранность.
Отобранные товары покупатели укладывают в инвентарную корзину или тележку и доставляют в узел расчета. Здесь происходит расчет как за товары, отобранные покупателем, так и за товары, отпущенные ему через прилавок обслуживания (в магазинах, где не все товары продают по методу самообслуживания). В узле расчета покупателю вручают кассовые чеки, служащие подтверждением правильности расчетов, и в случае необходимости, основанием для обмена товаров. Запрещено устраивать двойной контроль при расчетах с покупателями. Администрация магазина имеет право проводить лишь выборочную проверку правильности оплаты и контролировать работу кассира.
Для того чтобы ускорить расчетные операции с покупателями, в магазине рекомендуется оборудовать единый узел расчета. Напряженность работы контролеров-кассиров в часы «пик» следует регулировать. Для расчетов с покупателями, совершившими мелкие покупки (1-2 предмета), выделяют «экспресс-кассы». Ускорению расчетов с покупателями способствует также применение быстродействующих и автоматизированных кассовых машин, а также механизированных расчетных узлов с механизмом для автоматической выдачи сдачи, конвейером для перемещения товаров и другими устройствами, облегчающими и ускоряющими расчетные операции с покупателями. За рубежом, а также в некоторых московских магазинах в боре товаров и консультация; предложение сопутствующих и новых товаров; проведение технологических операций, связанных с нарезкой, взвешиванием, отмериванием; расчетные операции; упаковка и выдача покупок.
Завершается продажа товаров расчетом с покупателями и выдачей им покупок. Эти операции могут выполняться на рабочем месте продавца или контролера-кассира.
При продаже технически сложных товаров с гарантийным сроком службы, кроме перечисленных операций, продавец обязан сделать отметку в паспорте на изделие, выписать товарный чек и его копию вручить покупателю.
Продажа товаров по образцам предусматривает выкладку образцов в торговом зале и самостоятельное (или с помощью продавца) ознакомление с ними покупателей. После выбора товаров и оплаты покупки продавец вручает покупателю товары, соответствующие образцам. При этом методе продажи рабочие запасы размещают отдельно от образцов. Он удобен тем, что на сравнительно небольшой площади торгового зала можно выставить образцы достаточно широкого ассортимента товаров. Обычно этот метод применяется при продаже технически сложных и крупногабаритных товаров, а также тех товаров, которые требуют перед их отпуском покупателю отмеривания и нарезки. Этим методом осуществляют продажу бытовых холодильников, стиральных машин, осветительных, отопительных и нагревательных приборов, швейных машин, телевизоров, радиоприемников, музыкальных инструментов, мотоциклов, мотороллеров, велосипедов, мебели, тканей и других товаров.
Выставленные в торговом зале образцы товаров должны быть снабжены четко оформленными ярлыками, в которых указывают наименование товара, артикул, сорт, наименование изготовителя, цену. В случае необходимости продавцы оказывают покупателям консультативную помощь.
Функции продавца при этом методе продажи сводятся к консультированию покупателей, взвешиванию, упаковке и отпуску отобранных ими товаров. Расчетные операции могут осуществляться в кассах, установленных в торговом зале или на рабочем месте продавца. Продажа товаров с открытой выкладкой более удобна по сравнению с традиционными методами, так как многие покупатели имеют возможность одновременно знакомиться с открыто выложенными образцами товаров, не отвлекая при этом продавцов на выполнение функций, связанных с показом товаров и информацией об их ассортименте. Применение этого метода позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность магазина и повысить производительность труда продавцов. Обычно этот метод применяется при продаже тех товаров, реализация которых в магазинах самообслуживания осуществляется через прилавки обслуживания (тканей, обуви, чулочно-носочных изделий, бельевых товаров, галантереи, школьно-письменных товаров, посудо-хозяйственных и других непродовольственных и некоторых продовольственных товаров).
При транзитной форме доставка товаров в магазины осуществляется непосредственно из производственных предприятий промышленности или сельского хозяйства. При такой форме ускоряется обращение товаров, сокращается издержки обращения, снижаются товарные потери. Вместе с тем эта форма товароснабжения имеет ограниченное применение из-за измельченности и рассредоточенности розничной торговой сети. В основном она применяется по товарам простого ассортимента, а также по товарам, производство которых осуществляется в районах потребления (хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молочные продукты и т.п.).
При складской форме товары сложного ассортимента, нуждающиеся в предварительной подсортировке, завозятся в магазины со складов оптовых предприятий.
3.2 Организация и технология доставки товаров в торговую организацию
Торгово-технологический
Структура торгово-
Большую роль в торгово-
При централизованной
доставке завоз товаров в
Оптовые предприятия и другие поставщики, осуществляющие централизованный завоз товаров, проводят следующие подготовительные мероприятия:
- анализируют расположение
- рассчитывают грузооборот,
- осуществляют подготовку
- устанавливают систему
Анализируя дислокацию розничной торговой сети, обращают внимание на данные: наименование, типы розничных торговых предприятий, среднемесячный розничный товарооборот, площадь торгового зала и помещений для хранения товаров, численность работников, режим работы магазина , расстояние от магазина до оптовой базы или другого поставщика.
Частоту и оптимальные размеры завозимых партий товара определяют для того, чтобы обеспечить бесперебойную торговлю товарами соответствующего ассортимента при минимальных размерах товарных запасов.
Товары-новинки, которыми магазин ранее не торговал и возможная среднедневная реализация которых неизвестна, рекомендуется для начала заказывать небольшими пробными партиями.
Централизованная доставка товаров должна осуществляться по строго установленным графикам, представляющим собой расписание времени отборки и доставки товаров в магазины.
При составлении графиков учитывают размещение розничной торговой сети, объем завозимых товаров и периодичность их завоза, особенности эксплуатации используемого транспорта.
Централизованная доставка может осуществляться двумя видами маршрутов - маятниковыми и кольцевыми. При использовании маятниковых или линейных маршрутов автомашина за каждый доставляемый товары в одно торговое розничное предприятие. Эффективность в этом случае достигается при загрузке автомашины до ее максимальной грузоподъемности.
Наряду с тарой-оборудованием для доставки товаров в розничную торговую сеть используется специальная многооборотная ящичная и текстильная тара.
Для упрощения управления процессом товароснабжения могут использоваться технологические карты, которые являются детальной разработкой важнейших составных элементов централизованной доставки товаров в розничные предприятия торговли. В них указывается день, время доставки товаров в магазин, номер автомашины, обслуживающей маршрут, фамилия водителя, размер партии товара и другие данные.
Оперативное управление доставкой товаров в розничные предприятия осуществляется диспетчерскими службами.
Они собирают и обобщают информацию, поступающую от магазинов, и оперативно передают ее коммерческим службам предприятий. для принятия необходимого решения о завозе товаров.
Наиболее эффективной для розничных торговых предприятий является централизованная доставка товаров, которая ведет к снижению издержек обращения.
Рациональное использование транспортных средств снижает расходы на перевозки, которые составляют значительную часть издержек обращения.
Необходимо внедрять современные средства автоматизации и механизации, чтобы сокращать до минимума потери товаров в процессе доставки.
3.3. Технология приёмки
товаров. Органы сертификации. Порядок
сертификации товаров.
Поступившие в магазин товары доставляют в зону приемки. Приемка товаров является одной из важных операций торгово-технологического процесса магазина и должна производиться лицами, на которых возложена материальная ответственность. Приемке и оприходованию подлежат только доброкачественные товары, отвечающие требованиям стандартов и технических условий.
Приемка товаров по количеству и качеству в торговой сети должна осуществляться в соответствии с правилами. Установленные инструкцией нормы применяются во всех случаях, если в стандартах, ТУ или других обязательных правилах, в договорах поставки не предусмотрен другой порядок приемки товаров. Лица, участвующие в приемке товаров, должны хорошо знать эти документы и уметь ими пользоваться.
Приемка товаров по количеству заключается в сверке массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями счетов фактур, товарно-транспортных накладных и других сопроводительных документов.
Приемку товаров проводят в определенные сроки. Так, товары поступившие без тары, в открытой или поврежденной таре, следует принимать в момент их доставки в магазин. Товары, поступившие в исправной таре по массе брутто и количеству мест принимают в момент их получения от поставщика, по массе нетто и по количеству товарных мест в каждом месте - одновременно со вскрытием тары, но не позднее 5 дней, а скоропортящиеся товары - не позднее 24 часов с момента их получения.
Количество поступивших товаров определяют в тех же единицах измерения, что и в сопроводительных документах.
Если в процессе приемки будет выявлена недостача, то приемку товаров следует приостановить. Необходимо обеспечить сохранность товаров, а также принять меры к тому, чтобы они не смешались с другими однородными товарами.