Потребительские свойства восстановленных яблочных соков с добавлением аскорбиновой кислоты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2013 в 14:41, дипломная работа

Краткое описание

Значительное снижение объемов производства отечественных соков связано с поступлением на российский рынок импортируемых соков, имеющих привлекательный внешний вид, обладающих длительным сроком хранения.
Актуальность темы заключается в обеспечении потребителя достоверной информацией о качестве соков для детского питания в связи с их разнообразием на потребительском рынке г. Кирова. Фруктовые соки принадлежат к числу продуктов, которые в первую очередь включают в рацион детей раннего возраста в качестве дополнения к грудному молоку или его заменителям

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..4
1. ТОВАРОВЕДНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОССТАНОВЛЕННЫХ ЯБЛОЧНЫХ
СОКОВ С ДОБАВЛЕНИЕМ АСКОРБИНОВОЙ КИСЛОТЫ…………………………7
1.1 История развития производства фруктовых соков………………………………..7
1.2 Пищевая ценность восстановленных яблочных соков с добавлением
аскорбиновой кислоты…………………………………………………………………10
1.3. Факторы, формирующие качество восстановленных яблочных соков с
добавлением аскорбиновой кислоты………………………………………………….14
1.3.1 Сырье, используемое для производства восстановленных яблочных соков
с добавлением аскорбиновой кислоты………………………………………………..14
1.3.2 Процесс производства восстановленных яблочных соков с добавлением
аскорбиновой кислоты…………………………………………………………………16
1.3.3 Новые технологии восстановленных яблочных соков с добавлением
аскорбиновой кислоты…………………………………………………………………19
1.4 Дефекты, причины возникновения, меры предотвращения появления
дефектов в восстановленных яблочных соках с добавлением аскорбиновой
кислоты………………………………………………………………………………….211.5 Маркировка, упаковка восстановленных яблочных соков с добавлением
аскорбиновой кислоты…………………………………………………………………23
2. ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ВОССТАНОВЛЕННЫХ ЯБЛОЧНЫХ СОКОВ
С ДОБАВЛЕНИЕМ АСКОРБИНОВОЙ КИСЛОТЫ………………………………….25
2.1 Объекты исследования……………………………………………………………..25
2.2. Методы и средства испытаний восстановленных яблочных соков с
добавлением аскорбиновой кислоты………………………………………………….28
2.2.1 Методы исследования органолептических свойств восстановленных
яблочных соков с добавлением аскорбиновой кислоты……………………………..28
2.2.2 Методы исследования физико-химических свойств восстановленных
яблочных соков с добавлением аскорбиновой кислоты……………………………..30
2.3. Результаты исследований восстановленных яблочных соков с добавлением
аскорбиновой кислоты…………………………………………………………………33
2.3.1 Результаты органолептических исследований восстановленных яблочных
соков с добавлением аскорбиновой кислоты…………………………………………33
2.3.2 Результаты физико-химических исследований восстановленных яблочных
соков с добавлением аскорбиновой кислоты…………………………………………34
3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА ВОССТАНОВЛЕННЫХ ЯБЛОЧНЫХ
СОКОВ С ДОБАВЛЕНИЕМ АСКОРБИНОВОЙ КИСЛОТЫ Г. КИРОВА…………42
3.1 Оценка рынка восстановленных яблочных соков с добавлением аскорбиновой
кислоты г. Кирова………………………………………………………………………42
3.2 Анализ потребительских предпочтений восстановленных яблочных соков
с добавлением аскорбиновой кислоты на рынке г. Кирова………………………….45
3.3 Расчет интегрального показателя конкурентоспособности на рынке
восстановленных яблочных соков с добавлением аскорбиновой кислоты………...54
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………………...62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

яблочный сок диплом.doc

— 666.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, рынок витаминизированных соков постоянно развивается, предлагая потребителям все новую и новую продукцию. Изучение потребительских предпочтений на нем особенно актуально в связи с прогнозируемым повышением уровня рождаемости, связанным с политикой государства, проводимой в этой области [38].

Мы провели маркетинговые исследования рынка витаминизированных соков, так как они являются важным компонентом рациона ребенка, составляют основу здорового, полноценного питания.

В итоге были определены: частота покупок, структура продаж, наиболее предпочтительные вкусы, критерии выбора, рейтинг популярности брендов.

 В опросе приняли участие 100 покупателей г. Кирова. Опрос проводился в течение четырех дней. Анкета  опроса приведена в Приложении М.

 Опрос проводился в месте продажи соков. Итак, преобладают среди покупателей витаминизированных соков женщины в возрасте до 25–30 лет – 49%, четверть из них – мамы до 25 лет, еще 21% входят в группу респонденток от 31 до 34 лет, а оставшиеся 5% представляют возрастную категорию от 35 лет.

В целом покупатели удовлетворены  качеством – 97% и ассортиментом  – 92% имеющихся в продаже соков. Однако на вопрос о том, что их устраивает в большей мере – ассортимент или качество представленной продукции, 56% респондентов ответили, что полностью довольны ассортиментом соков, в то время как качеством – только 38%.

Соки можно отнести  к продуктам регулярного потребления, активного спроса. Большинство участников опроса - 56% - покупают соки 1 раз в неделю и чаще, а еще практически треть – ежедневно. Данные представлены на рисунке 11.

Женщины особенно внимательно  подходят к выбору соков для своих  маленьких детей, поэтому значительная часть молодых матерей покупают это продукцию в аптеках, которые в их представлении выступают залогом качественной продукции. При этом большинство респонденток – 41% - предпочитают приобретать соки  в супермаркетах, видимо, из удобства, то есть, приобретая их наряду с другими продуктами питания. Также значительная доля семей – 22% - покупает детские соки в продуктовых магазинах. Данные на рисунке 12.

 

 

 

Согласно результатам  опроса, большая часть молодых  мам покупают соки в качестве ежедневного питания ребенка – так ответили 32% опрошенных – и восполнения дефицита витаминов – 31% ответов, 15% семей покупают соки для того, чтобы разнообразить питание ребенка, и почти столько же – чтобы побаловать своего малыша. Результаты представлены на рисунке 13.

Определяющим фактором выбора того или иного сока выступает  отсутствие консервантов и красителей – так сказали 40% покупательниц. Далее с заметным отставанием  следует такой фактор, как состав продукта – его назвали 20% респонденток. Третье место в рейтинге критериев занимает производитель: его важность отметили 16% опрошенных. Для 6% покупателей важны дата производства и срок хранения, и почти столько же участниц опроса обращают внимание на вкус продукта, цену. Наименьшее влияние при выборе сока на покупательниц оказывают рекомендации продавца. Данные  проведенного   опроса

представлены рисунке 14.

Хотя упаковка не является определяющим критерием выбора рассматриваемых  напитков, все же на нее обращают внимание. Так, 54% семей предпочитает соки в картонной упаковке, треть – в стеклянной емкости. Как в картонной, так и в стеклянной упаковке покупают соки 16% опрошенных. Результаты представлены на рисунке 15.

 

 

 

Большая часть покупательниц  соков для детского питания отдает предпочтение сокам с мякотью  – 45%. Наименьший результат – соки с добавлением сахара – 15%. Результаты на рисунке 16.

Среди многообразия ягодных, фруктовых и овощных вкусов, которые предлагают различные производители соков, наибольшим спросом пользуется яблочный – его чаще всего приобретают 45% респонденток. Весьма популярны персиковый и грушевый соки – их покупают соответственно 15 и 13% опрошенных (рисунок 17). Среди прочих любимых вкусов соковой продукции были также отмечены тыквенный, вишневый, морковный и виноградный.

 

 

Как уже было отмечено, состав является одним из наиболее важных критериев выбора сока, и  почти для всех покупательниц особенно  ценным компонентом соков для детского питания выступают витамины. Кроме того, участницы опроса обращают внимание на наличие в напитках таких ингредиентов, как ягоды и овощи, а также таких веществ, как йод и кальций (рисунок 18).

Производитель также  весьма значим при выборе сока: он занимает третье место в рейтинге критериев  выбора сока. Так, безусловным лидером  рынка соков является ОАО «Лебедянский» (г. Лебедянь Липецкой области), а точнее его торговая марка «Фрутоняня», занимающаяся первую позицию в рейтинге популярности марок. Продукцию торговой марки «Фрутоняня» приобретают 41% опрошенных. Второе место со значительным отставанием от лидера принадлежит торговой марке «Агуша» (ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты питания», Москва) -

соки этого бренда покупают 25% респонденток. На третьем месте находится ТМ «Ясли-сад» (ЗАО «Мултон», Санкт-Петербург) с показателем 15% голосов покупательниц. Далее следуют такие марки, как «Спеленок» (АПК «Придонье», Волгоград) и «Азов» (рисунок 19).

Таким образом, исходя из анализа критериев выбора соковой  продукции, предпочтительных вкусов и  характеристик, прорисовывается концепция  позиционирования соков как одного из неотъемлемых элементов рациона  детского питания. На эмоциональном  уровне покупка соков служит еще и проявлением заботы о ребенке [39].

Анализ потребительских  предпочтений в отношении яблочных соков с добавлением аскорбиновой кислоты в магазине «Продуктовая лавка» показал следующее. Соки –  стабильно популярные продукты. Большинство потребителей покупают их 1 раз в неделю. Большинство респондентов совершают покупку соков в супермаркетах, что объясняется наличием у крупных магазинов различных возможностей для привлечения покупателей,  а также широким ассортиментом. Почти треть опрошенных приобретают соки в качестве ежедневного рациона питания и для восполнения недостатка в витаминах. Как выяснилось, определяющим фактором при выборе сока является отсутствие консервантов и

красителей. Так считает почти половина всех респондентов. Более половины покупателей отдают свое предпочтение сокам в картонной упаковке «Тетра-Пак». Данные опроса показывают, что наиболее популярный сок – яблочный. Почти половина респондентов приобретают соки с мякотью,  в связи с большей пищевой ценностью. Лидером продаж является ОАО «Лебедянский». Продукцию данного производителя предпочитает покупать половина опрошенных.

 

 

 

3.3 Расчет интегрального  показателя конкурентоспособности  на рынке восстановленных яблочных  соков с добавлением аскорбиновой кислоты

Для  определения конкурентоспособности  исследуемых образцов использованы данные  бальной оценки, проводимой при органолептическом исследовании восстановленных яблочных соков  с  добавлением аскорбиновой кислоты.

Коэффициенты весомости были установлены дегустационной комиссией, проводившей органолептическую оценку. Бальная оценка образцов и коэффициенты весомости параметров приведены в таблице 14.

Таблица 14 – Бальная  оценка восстановленных яблочных соков  с добавлением аскорбиновой кислоты по потребительским параметрам

Потребительские параметры

Коэффици-ент весомо-сти

База

Бальная оценка

«Nutricia»

«Semper»

«Агуша»

«Фруто-няня»

«Фруте-на»

Цвет,  внешний вид

0,6

7

7

7

7

7

7

Вкус и аромат

0,4

12

11,7

11,1

11,3

10,3

12

Итого:

1

19

18,7

18,1

18,3

17,3

19

Цена,

100 мл/руб.

 

14,5

22,45

21,05

14,00

5,56

9,45


 

Цена базового образца  рассчитывалась как средняя цена исследуемых образцов по формуле (3):

 

                                              ,                                                                (3)

 

где Cбаза – средняя базовая цена,

С – цена потребления  исследуемого товара,

n – количество образцов товара.

 

 Единичные показатели  конкурентоспособности восстановленных яблочных соков  с добавлением аскорбиновой кислоты рассчитываются по формуле (4):

 

                                                  ,                                                         (4)

 

где qi – единичный показатель конкурентоспособности по i-му параметру исследуемого товара,

pi – бальная оценка по потребительским параметрам исследуемого товара,

pi0 - бальная оценка по потребительским параметрам базы сравнения.

Единичные показатели по параметру цвета и внешнего вида:

          

           Единичные показатели по параметру  вкуса и аромата:

          

 

Полученные данные представлены в таблице 15.

Таблица 15 –  Единичные  показатели конкурентоспособности  яблочных соков для детского питания  с добавлением аскорбиновой кислоты

Потреби-тельские параметры

Коэффици-ент весомости

 

Единичные показатели конкурентоспособности,%

«Nutricia»

«Semper»

«Агуша»

«Фруто-няня»

«Фруте-на»

Цвет, внешний вид

0,6

100

100

100

100

100

100

Вкус и аромат

0,4

100

97,5

92,5

94,2

85,8

100


 

 Групповые показатели  конкурентоспособности по потребительским параметрам рассчитываются по формуле (5):

 

                                                 ,                                                           (5)

 

где I – групповой показатель конкурентоспособности по потребительским параметрам,

аi - коэффициент весомости i-го параметра,

qi - единичный показатель конкурентоспособности по i-му параметру исследуемого товара.

          IБаза=100

          INutricia= 0,6*100+0,4*97,5=99,00

ISemper =0,6*100+0,4*92,5=97,00

IАгуша=0,6*100+0,4*94,2=97,68

IФрутоняня=0,6*100+0,4*85,8=94,32

IФрутена=0,6*100+0,4*100=100,00

Сводный индекс конкурентоспособности  по потребительским (органолептическим) параметрам рассчитывается по формуле  (6):

 

                                                        ,                                                           (6)

где Кn – сводный индекс конкурентоспособности по потребительским параметрам,

I – групповой показатель конкурентоспособности по потребительским параметрам,

I0 - групповой показатель конкурентоспособности по потребительским параметрам базы сравнения.

          

Результаты расчета  сводного индекса конкурентоспособности по потребительским параметрам представлены на рисунке 20.

Из рисунка 20 следует, что наилучшими потребительскими параметрами  обладает  восстановленный яблочный сок  с добавлением аскорбиновой кислоты «Фрутена», самый низкий показатель у яблочного сока «Фрутоняня».

Рассчитываем свободный  индекс конкурентоспособности по экономическим  параметрам.

Свободный индекс конкурентоспособности  по экономическим параметрам рассчитывается по формуле (7):

 

                                                        = ,                                                            (7)

 

где Кэ – сводный индекс конкурентоспособности по экономическим параметрам,

С – цена потребления  исследуемого товара,

С0 – базовая цена потребления.

Nutricia=

Semper= =

 Агуша=

Фрутоняня=

 Фрутена=

Информация о работе Потребительские свойства восстановленных яблочных соков с добавлением аскорбиновой кислоты