Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 21:22, реферат
Целью курсовой работы является анализ ассортимента, качества пряностей реализуемых в Стародорожском райпо и разработка рекомендаций по совершенствованию ассортимента.
Объектом исследования в курсовой работе является пряности.
Закон от 23 ноября 1993 г. № 2583-ХП «О санитарно - эпидемическим благополучии населения» в качестве меры обеспечения санитарно -эпидемического благополучия населения определяет государственную гигиеническую регламентацию и государственную регистрацию в отношении проводимых в Республике Беларусь и закупаемых по импорту веществ, материалов и изделий из них, представляющих потенциальную опасность для здоровья людей, а также в отношении продукции производственно-технического назначения, товаров для личных (бытовых) нужд, продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также материалов и изделий, применяемых для производства, упаковки, хранения, транспортировки, продажи, иных способов отчуждения продовольственного сырья и пищевых продуктов и их использования [9].
В Республике Беларусь осуществляется государственное регулирование в области технического нормирования и стандартизации.
Основные задачи технического нормирования и стандартизации включают:
- установление рациональной
номенклатуры выпускаемой
- согласование требований к качеству продукции с требованиями к качеству комплектующих элементов, сырья и полуфабрикатов;
- нормативное обеспечение
- установление единых
- создание единой системы
- создание системы
Стандартизация – деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих и потенциальных задач.
Государственные стандарты определяют требования к качеству продукции, обеспечивающие ее безопасность для здоровья населения. Например, ГОСТ 29050-91 Перец черный и белый. Технические условия. Характеризующий - Внешний вид, вкус и запах. Требования к органолептическим свойствам. Физико-химические показатели.
СанПин 11-63 РБ 98 Гигиенические требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов. Регламентирует содержание радионуклидов в пряностях не должно превышать действующих республи-канских допустимых уровней, утвержденных Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
Показатели безопасности должны соответствовать по уровню содержания токсичных элементов, радионуклидов согласно нормам СаН-Пина 11-63 [4].
Сертификация - процедура, при помощи которой третья сторона дает письменное подтверждение того, что продукт, процесс или услуга соответствуют установленным требованиям
Сертификация по форме может быть добровольная и обязательная. определение этих форм устанавливается законом о сертификации.
Обязательной сертификации подлежит продукция, в стандартах на которую имеются требования по безопасности жизни и здоровья людей, экологичности, совместимости и взаимозаменяемости. Эти требования подлежат выполнению. К такой продукции относятся сельскохозяйственное сырье и продово-льственные товары, детские товары, товары народного потребления, контактирующие с пищевыми продуктами и питьевой водой, и др. [20, с.37-38].
Пряности фасуют в пачки по ГОСТ 12303 из бумаги по ГОСТ 7247, картона по ГОСТ 7933, с внутренним пакетом из пергамента по ГОСТ 1341, подпергамента по ГОСТ 1760, пергамина по ГОСТ 2995, комбинированных термосваривающихся материалов, разрешенных Минздравом СССР для контакта с пищевыми продуктами [1].
Содержание токсичных элементов определяют по ГОСТ 28877-90 и методикам, утвержденным в установленном порядке. Содержание радио-нуклидов определяют по методикам выполнения измерений, утвержденным в установленном порядке .
В итоге можно отметить, что сертификация по форме может быть добровольная и обязательная. Определение этих форм устанавливается законом о сертификации. Обязательной сертификации подлежит продукция, в стандартах на которую имеются требования по безопасности жизни и здоровья людей, экологичности, совместимости и взаимозаменяемости.
Следовательно, качество и безопасность продуктов в торговле, обеспечивается в Республике Беларусь путем государственного регулирования.
2 СОСТОЯНИЕ
РЫНКА ПРЯНОСТЕЙ. АНАЛИЗ
2.1 Анализ состояния рынка пряностей в Республике Беларусь
По данным Минсельхозпрода Республике Беларусь в настоящее время в Беларуси фирм, предлагающих пищевые добавки для мясного и рыбного производства, насчитывается более 50, и из года в год это число растет. На рынке появились современные комплексные препараты, упростившие работу технологов до предела и гарантирующие стабильный конечный результат.
Завоевать доверие
потребителей, особенно когда речь
идет о продуктах питания, —
дело непростое. Наиболее объек
В 2008 году заметных успехов достигла торговая марка «Мивина», которой покупатели отдали пальму первенства в номинации «Приправы». «Мивина» – известная во многих странах марка «быстрых» продуктов. Ее кредо – избавить потребителей от многочисленных кухонных забот, предоставив продукцию натуральную, быструю в приготовлении, сытную, полезную, с широкой вкусовой гаммой.
Статус лидера, который «Мивина» утверждала на протяжении вот уже более десяти лет, ко многому обязывает. Ее производители считают делом чести, чтобы продукция соответствовала наивысшему уровню. С этой целью в развитие производства вкладываются солидные инвестиции, на предприятиях, производящих товары ТМ «Мивина», введена европейская система контроля качества, фабрики оснащены современным высокоточным автоматическим оборудованием ведущих мировых производителей. Это позволяет выпускать экологически чистые продукты, в которых, благодаря специальной технологии сохраняются все полезные вещества.
Учитывая это, выбор белорусскими потребителями продукта года приправы торговой марки «Мивина» – результат вполне объяснимый, тем более, что критерий отбора победителей самый объективный: покупатель голосует собственным кошельком за понравившийся товар. Это свидетельствует о том, что приправы этой марки наиболее отвечают чаяниям потребителей, гарантируя разнообразие оттенков натуральных вкусов, неповторимый аромат приготовленных с ними блюд [10].
Одним из крупнейших в Беларуси производителей пряностей и приправ является ОАО «Лидапищеконцентраты» (Гродненская обл.) Так, в октябре-ноябре 2006 года на предприятии расширен ассортимент пряно-ароматических приправ. В частности, освоен выпуск приправ для борща, для соления сельди, для голубцов, для плова. Специалисты отметили, что весь ассортимент приправ разного назначения в настоящее время составляет более 20 наименований. В начале третьего квартала 2007 году был освоен выпуск смесей для шашлыков, для соления сала, для пиццы. Приправы изготавливаются фасованными по 15-20 г в пакетиках из ламинированной бумаги под торговой маркой "Лидкон". Большинство приправ являются многокомпонентными и содержат до 8-10 ингредиентов. Для приготовления этой продукции используются различные пряности, добавляют сахар, соль, сушеные овощи. В январе-сентябре 2008 года предприятие произвело около 60 т пряно-ароматических приправ, что на 16 % больше, чем в аналогичном периоде 2007 года.
Кроме того, «Лидапищеконцентраты» выпускает фасованные пряности, в частности, черный перец (молотый и горошек), тмин, красный молотый перец. Импортные пряности выпускаются в пакетиках по 10-30 г. Кроме того, предприятие фасует какао-порошок, лимонную кислоту, питьевую соду, ванильный сахар.
Следует отметит, что основным видом производства для ОАО «Лидапищеконцентраты» являются пищевые концентраты. В частности, производятся концентраты первых и вторых обеденных блюд (супы, каши), сухие кисели, желе. Предприятие освоило выпуск каш и супов не требующих варки. Это производство сертифицировано в соответствии с системой управления качеством HACCP.
В январе-октябре 2008 года «Лидапищеконцентраты» произвели товарной продукции на сумму Br10,7 млрд, что в сопоставимых ценах на 11,2 % превышает объем десяти месяцев 2006 года. В большинстве продукция реализуется на внутреннем рынке, а не требующие варки супы и каши и кисели частично реализуются за пределами республики [24].
Одним из крупнейших производителей соли является ОАО «Мозырьсоль». С 2007 года предприятие начало поставлять в торговую сеть республикe первые партии новой продукции - сухих приправ, созданных на основе соли. Пока на предприятии налажен выпуск двух видов приправ на базе соли экстра «Полесье»: «Приправа «Универсальная плюс» и «Приправа для посола сала по-деревенски». По мере изучения покупательского спроса номенклатура данной продукции может быть расширена. Освоение новых видов продукции на основе поваренной соли является одним из приоритетов экономической политики предприятия, которое еще 20 лет назад вышло на свои проектные мощности - 360 тыс.т товарной соли в год. Это перспективный путь получения дополни-тельных средств для модернизации производства. О работе в этом направлении свидетельствует, например, создание производства косметических солей «Жемчужина Полесья», которые сейчас реализуются в нашей стране и в России. Оператор линии фасовки соли с образцами сухих приправ и косметической соли «Жемчужина Полесья», которые начали производить на ОАО «Мозырьсоль».
Самым удачным проектом на ОАО «Мозырьсоль» стало освоение производства таблетированной соли, которая используется для умягчения воды. Умягчение воды - жизненно важный технологический процесс для тех регионов, где жесткость воды превышает нормы. Таблетированная соль исполь-зуется для восстановления «сердцевины» водоумягчительных установок, в том числе и в котельных. В прошлом году солевые таблетки изготавливались на 5 агрегатах, на сегодняшний день завод установил еще четыре установки.
Соль в таблетках успешно реализуется на внутреннем и российском рынках как для промышленных нужд, так и для бытовых. Мозырский солевыварочный завод, созданный на базе одного из крупнейших в Европе месторождений (22,4 млрд.т) каменной соли, был введен в эксплуатацию в 1982 году. Впоследствии преобразован в ОАО «Мозырьсоль». Выпускает соль экстра «Полесье» (без добавок, йодированную, фторированную, йодированно-фторированную, профилактическую). Примерно 85 % продукции отправляется за пределы Беларуси [10].
ИП «Памакс МКС» ОАО (г. Минск) - один из крупнейших производителей майонеза, кетчупов и соусов. Было первым белорусским негосударственным предприятием по производству этого дефицитного в советские и постсоветские времена продукта. Начиналось производство с полукустарного оборудования, но за 1993-1994 гг. предприятие развилось до высококлассного завода, оснаще-нного самым современным оборудованием, способным выпускать до 1000 т продукции в месяц. Вместе с ростом объемов производства рос и ассортимент выпускаемой продукции. Вначале в дополнение к майонезу традиционного вкуса добавились кетчупы, затем горчичные соусы, медки, шоколадные кремы. Каждый из видов обогащался – появились майонезы с добавками чеснока и хрена, кетчуп с аджикой, горчицы с базиликом, ароматом карри и многое др. Всего зарегистрировано 57 оригинальных рецептур, в создание которых вложил душу и умение весь коллектив «Памакса». Продукция компании КАМАКО отмечена золотыми и серебряными медалями на профессиональном дегустационном конкурсе «Премия «ВНИИЖ» - 2008», прошедшем в рамках конференции «Масложировая индустрия – 2008» в Санкт-Петербурге [25].
ООО «Базовый продукт» (г. Минск) импортирует на белорусский рынок продукцию российских производителей. Рынок кетчупов и соусов устойчив на протяжении последних лет, покупательские предпочтения сформированы во всех сегментах. Как правило отмечается только сезонное увеличение спроса накануне Нового года. "Базовый продукт" сотрудничает с российской компанией «Балтимор» (г. Санкт-Петербург). В Беларусь поставляются кетчупы под торговыми марками «Балтимор» и «Восточный гурман». Продукция расфасована в стеклянную тару, ПЭТ и дой-паки (емкости с дозаторами). Наибольшим спросом у населения пользуются кетчупы в стеклянной таре фасовкой 0,5 л, а также в упаковке ПЭТ объемом 1 л. [24]
В Беларуси широкий ассортимент специй и приправ, смесей специй предлагают УП «Руно», ООО «Викос», ООО «Белмикс-продукт», ООО Серебряный мост», ЧУП «МитАльянс», ООО «Вара», ООО «Пряный дом», ООО «Фрименав-то», О ДО «ИнвестБел», ООО «Бел м икс Продукт», ООО «Биями» и т. д. Конечно большинство смесей не обходится без нитрита натрия, проще говоря, соли. И здесь вам поможет ООО «Арш-соль», официальный дилер ГПО «Ар-тёмсоль». Условия поставок специй любого вида сходны, поскольку и оптовая, и розничная торговля относит такие продукты в товар ассортимен-тный. Несмотря на достаточно жесткую конкуренцию и тот факт, что специи - продукт не первой необходимости, поставщики крайне редко предоставляют товар под реализацию. Однако отсрочку платежа (в среднем 5 банковских дней) для постоянных заказчиков практикуют практически все. За предоставление отсрочки более 5 дней поставщик повышает отпускную цену на 2-4 %. Доста-вку за свой счет по всей территории Беларуси предлагают под крупные партии: производители - несколько тонн мокрых специй или десятки килограммов сухих. Оптовые скидки поставщики практикуют при заказе от 50 единиц, раз-мер скидки составляет 2-10 % в зависимости от партии и наименования товара.
Информация о работе Современный ассортимента и экспертиза качества пряностей