Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 20:32, дипломная работа
Цель: провести сравнительная оценка качества и оценка конкурентоспособности сдобного печенья отечественного и импортного производства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- описать состояние рынка сдобного печенья;
- рассмотреть химический состав и пищевую ценность сдобного печенья;
- изучить требования к качеству, упаковке, маркировке и хранению, транспортировке сдобного печенья;
- описать факторы, формирующие ассортимент и качество сдобного печенья;
- рассмотреть основы организации эксперимента( объекты и методы исследований);
- провести исследование ассортимента и качества сдобного печенья, представленных в магазине «Грамада» г. Казани;
- разработать практические предложения и рекомендации по совершенствованию показателей ассортимента и качества сдобного печенья, реализуемых в магазине «Грамада» г. Казани.
Введение 3
1. Теоретические основы качества и конкурентоспособности сдобного печенья отечественного и импортного производства 6
1.1 Состояние рынка сдобного печенья 6
1.2 Химический состав и пищевая ценность сдобного печенья 11
1.3 Факторы, формирующие ассортимент и качество сдобного печенья 14
2.Организация эксперимента. Объекты и методы исследований 24
2.1 Постановка опытов, характеристика объектов и методов исследования 24
2.2 Исследование ассортимента сдобного печенья 31
2.3 Результаты исследования 32
2.3.1 Анализ информации маркировки на упаковке сдобного печенья 32
2.3.2 Органолептическая оценка качества сдобного печенья 35
2.3.3 Исследование физико-химических показателей качества 38
3 Коммерческие и технологические операции на предприятии розничной торговли и их эффективность 42
3.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия. Исследование ассортимента и качества сдобного печенья. 42
3.2 Организация коммерческой работы по закупками сдобного печенья и завоза их в магазин 50
3.3 Организация и технология приемки и хранения сдобного печенья в магазине "грамада" 61
3.4 Практические предложения и рекомендации по совершенствованию показателей ассортимента и качества сдобного печенья, реализуемых в магазине «грамада» г. Казани 72
Заключение 77
Список использованных источников 81
Приложение 84
При этом большинство покупателей при проведенном нами опросе хотели бы видеть на прилавке в магазине «Грамада» именно печенье в красивой, подарочной упаковке.
Таким образом, расширить товарный ассортимент магазин «Грамада» может двумя способами: наращивая его или насыщая.
Таблица 17- Ассортимент сдобного печенья
Производитель | Продукция |
ОАО «Чистопольский хлебозавод» | Печенье сдобное с желе |
ОАО «Казанский хлебозавод №2», Республика Татарстан, г.Казань | Печенье сдобное с фруктово-ягодной начинкой |
Кондитерской фабрики «Тортугалия» | Печенье Медок |
Кондитерской фабрики «Тортугалия» | Печенье Нарезное |
Кондитерской фабрики «Тортугалия» | Печенье Овсяное |
Кондитерской фабрики «Тортугалия» | Печенье Овсяночка |
Кондитерской фабрики «Тортугалия» | Печенье Ромашка |
ОАО «Казанский хлебозавод №3» | «Сдобное длительного хранения» |
|
|
Производство Малазия ( поставляется ООО «Бригантина», Москва). | "Sweet message" марки "TATAWA" |
Решение о наращивании товарного ассортимента:
1. Наращивание вниз. Многие фирмы поначалу располагаются в верхнем эшелоне рынка и впоследствии постепенно расширяют свой ассортимент, чтобы охватить и нижележащие эшелоны. Наращивание вниз может иметь целью сдерживание конкурентов, наступление на них или проникновение в наиболее быстро растущие сегменты рынка.
2. Наращивание вверх. Фирмы, действующие в нижних эшелонах рынка, возможно, захотят проникнуть в вышележащие. Их могут привлекать более высокие темпы роста верхних эшелонов рынка или их повышенная прибыльность. А возможно, фирма просто захочет позиционировать себя в качестве производителя с исчерпывающим ассортиментом.
Решение о наращивании вверх может оказаться рискованным. Конкуренты в вышележащих эшелонах не только хорошо «окопались» на своих позициях, но и могут перейти в контратаку, начав проникновение в нижние эшелоны рынка.
3. Двустороннее наращивание. Фирма, работающая в среднем эшелоне рынка, может принять решение о наращивании своего товарного ассортимента и вверх и вниз одновременно.
Решение о насыщении товарного ассортимента:
Расширение товарного ассортимента может происходить и за счет добавления новых изделий в его существующих рамках. Есть несколько причин, по которым прибегают к насыщению ассортимента:
1) стремление получить дополнительные прибыли;
2) попытка удовлетворить дилеров, жалующихся на пробелы в существующем ассортименте;
3) стремление задействовать неиспользуемые производственные мощности;
4) попытки стать ведущей фирмой с исчерпывающим ассортиментом;
5) стремление ликвидировать пробелы с целью недопущения конкурентов.
Перенасыщение ассортимента ведет к уменьшению общих прибылей, так как товары начинают подрывать сбыт друг друга, а потребители оказываются сбитыми с толку. При выпуске новых товаров фирме следует удостовериться, что новинка заметно отличается от уже выпускаемых изделий[14].
В условиях рыночной экономики нет четкого мнения, каков должен быть ассортимент товаров, чтобы наилучшим образом удовлетворить спрос покупателей, обеспечить получение необходимых прибылей и решить другие коммерческие задачи. Каждое торговое предприятие ищет свою нишу на рынке, исходя из сложившихся конъюнктурных условий. Поэтому коммерческие работники потребительской кооперации должны четко представлять, на каких покупателей они рассчитывают, в какой конкурентной обстановке предстоит вести работу и др.
С учетом того, что магазин «Грамада» имеет постоянного покупателя в лице жителей близлежайших улиц, то и потребности легко определяемы.
Как мы указывали выше большинство покупателей при проведенном нами опросе хотели бы видеть на прилавке в магазине «Грамада» печенье в красивой, подарочной упаковке. Следовательно магазину «Грамада» можно расширить ассортимент путем насыщения.
Так, можно насытить ассортимент магазина «Грамада» можно путем закупок на продажу сдобного печенья, например, Компании «Бискотти» ( приложение 3):
"Бискотти с кремом";
"Бискотти с орехом";
"Бискотти с кокосом";
"Бискотти с мармеладом";
"Бискотти шокко".
Сдобное печенье «Бисконти» упаковано в фирменную коробочку с коррексом. У этой упаковки много преимуществ:
- коробочка располагается вертикально на полке и при малой ширине использует всё вертикальное пространство полки, что очень важно, так как каждый сантиметр полки стоит денег;
- коробочка имеет золотистую тарелочку, так называемый коррекс, благодаря которому печенье зафиксировано и не перемещается в коробочке, поэтому нет лома и крошки печенья. Прозрачная пленка дает возможность покупателю видеть каждое печенье и убедиться, что каждая следующая печенинка точная копия предыдущей;
- коробочка затянута полиолефиновой пленкой, поставляемой из Франции. Её очень сложно порвать руками, а это гарантия от повреждения любознательным покупателем, который так и норовит потрогать продукт руками. Пленка выдерживает температуру до -400ºС и не рвется. Пленка также имеет перфорацию по вертикали. Это сделано для того, чтобы печенье дышало, и покупатель смог на расстоянии почувствовать незабываемый, возбуждающий аппетит аромат печенья "Бискотти".
Кроме внешнего вида и разнообразия вкусов печенье «Бисконти» отличается качеством. Оно с 2007 по 2009 годы получало Золотую медаль
на международном конкурсе "Лучший продукт " проходившем в рамках выставки "ПРОДЭКСПО-2007".
Что касается рекомендации по совершенствованию показателей качества сдобного печенья, реализуемых в магазине «Грамада» г. Казани, то здесь можно посоветовать в помещении склада магазина «Грамада» замерять температуру и влажность.
Кроме того, в магазине «Грамада» есть складское помещение где храниться продукция. Поступившая продукция храниться в привезенной упаковке в беспорядке. На одной полке могут быть печенья, вафли и сушки. Беспорядок способствует залежанию продукции и, следовательно, порче. Здесь можно порекомендовать прописать правила размещения продукции на складе.
Сдобное печенье – одна из разновидностей печенья как мучного кондитерского изделия. Доля локальных производителей в сегменте сдобного печенья и пряников, как правило, составляет более 90%. Среди них наибольший ассортимент сдобного печенья производит Кондитерская фабрика «Тортугалия».
Сдобное печенье уже давно и прочно удерживает лидирующие позиции среди мучных кондитерских изделий в г.казань. Количество вариантов этого лакомства стремится к бесконечности – помимо традиционных вкусов постоянно появляются новые, необычные и яркие, при этом отнюдь не каждый продукт, даже самый оригинальный, может заинтересовать покупателей и, что самое главное, удержаться на рынке.
Опрос потребителей показал, что большинство потребителей сдобного печенья со среднемесячным доходом от 4000 до 7000 руб., в основном женщины и дети, и частично потребители со среднемесячным доходом от 7000 руб. и более предпочитают сдобное печенье песочное.
Популярность сдобного печенья обусловлена, кроме органолептических свойств ( вкус, цвет, запах), его физико-химическими свойствами. Сдобное печенье содержит значительные количества белков, жиров и особенно углеводов, которые, как уже говорилось, являются основными источниками энергии. В связи с этим вполне закономерными представляются и высокие показатели энергетической ценности , а именно 451 кКал. Так, если суточная потребность человека в белках составляет 85-90 г, то потребление 100 гр сдобного печенья удовлетворяет потребность в белках на 7, 5%. Из расчета, что суточная потребность организма в жирах составляет 80-100 г., то потребление сдобного печенья покрывает данную норму на 21%, и на 17% покрывает суточную норму потребности в углеводах, которая составляет 400-500 г.
К факторам, формирующим ассортимент и качество сдобного печенья относятся: сырьевая и материально-техническая база производства, органолептические ( вкус, цвет, запах) и физико-химическим показатели ( влажность, намокаемость, щелочность, массовая доля общего сахара, сернистой кислоты, зольность), условия хранения и упаковка .
В рамках выполнения выпускной квалификационной работы, нами было проведено исследование печений в кондитерском магазине «Грамада» индивидуального предпринимателя ИП Хуснуллиной А.В. ( г.Казань ,ул. Магистральная, д.25.)
Основным видом деятельности магазина «Грамада» является розничная торговля кондитерскими изделиями. Необходимо отметить, что за период с 2009 г. по 2010 г. наблюдался на рассматриваемом нами предприятии наблюдался рост производительности труда. Это прямое следствие увеличение объема реализации услуг.
Процесс товароснабжения магазина «Грамада» подразделяется на следующие основные этапы: организация закупки товаров; распределение по торговым предприятиям; организация завоза; приемка и хранение товаров.
В магазине «Грамада» используется как транзитный завоз товаров, так и складской. Завоз товаров транзитным способом осуществляется такими предприятиями, как: ЗАО «Челны-хлеб» ( г.Челны), ОАО «Булочно-кондитерский комбинат» (г. Казань) , ОАО «Чистопольская кондитерская фабрика» ( г.Чистополь) , ряд предприятий, созданных на базе хлебозаводов, а также ООО «Акульчев» ( г. Казань), ООО КЦ «Татарочка» ( г.Казань), ЗАО «Кондитерская фабрика «Заря» ( г. Казань), Компания "Браво"( г. Казань) , Кондитерской фабрики «Тортугалия» ( г. Казань).
Такие предприятия, как "TATAWA" доставке своей продукции используют посредников. Основным посредником при доставке товаров является собственная база ООО «Бригантина». Магазином «Грамада» заключается только один вид договоров на поставку товаров – договор поставки.
Приемка товаров в магазине «Грамада» является важной составной частью технологического процесса. Она осуществляется зав. товарной секцией в соответствии с Положением о порядке приемки товаров по количеству и качеству. Разгрузка товаров осуществляется грузчиками магазина. Разгрузочные работы осуществляется грузчиками вручную, что приводит к замедлению приемки товара.
Товары в магазине принимаются по количеству и качеству.
Площадь торгового зала 32 кв.м. коэффициент использования торговой площади будет равен 0,66, а коэффициент использования экспозиционной площади будет равен 0,176. Указанные коэффициенты значительно ниже нормативов. Основным предложением по повышению эффективности использования торговой площади магазина является увеличение Коэффициент использования торговой и экспозиционной площади . Этого можно добиться путем установления еще одним прилавком Eclipse.
Согласно таблице 2 ассортимент сдобного печенья, реализуемого в магазине «Грамада» состоит из 9 марок, различных производителей. При этом 62% марок производства Кондитерской фабрики «Тортугалия» г. Набережные Челны.
В рамках выпусной квалификационной работы нами было проведено исслеования качества печенья «Сдобное длительного хранения» производства Россия, г. Казань, ОАО «Казанский хлебозавод №3» и сдобного печенья "Sweet message" марки "TATAWA" производства Малазия ( поставляется ООО «Бригантина», Москва).
При органолептическом определении качества у образца печенья сдобного № 1 получены данные, что данный образец соответствует требованиям стандарта по всем показателям, а образец № 2 имеет отклонение по показателю поверхность - имеется небольшая подгорелость. Поэтому мы можем сказать, что образец под № 2 не соответствуют ГОСТ 24901-89, что привело к снижению их качества по органолептическим показателям.
Таким образом, исследуя образцы сдобного печенья, было выявлено, что образцы - № 1 и 2 соответствовали стандартам по показателям влажности, общей доли сахара, жира и намокаемости.
При анализе информация на маркировке печенья отечественного и импортного производства, мы пришли к выводу, что они практически не отличаются. На маркировке печенья импортного производства добавлена информация на языках тех стран куда оно поставляется и информация о импортере: ООО «Бригантина» ( юридический адрес: г.Москва, фактический адрес: г.Казань).