Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 20:32, дипломная работа
Цель: провести сравнительная оценка качества и оценка конкурентоспособности сдобного печенья отечественного и импортного производства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- описать состояние рынка сдобного печенья;
- рассмотреть химический состав и пищевую ценность сдобного печенья;
- изучить требования к качеству, упаковке, маркировке и хранению, транспортировке сдобного печенья;
- описать факторы, формирующие ассортимент и качество сдобного печенья;
- рассмотреть основы организации эксперимента( объекты и методы исследований);
- провести исследование ассортимента и качества сдобного печенья, представленных в магазине «Грамада» г. Казани;
- разработать практические предложения и рекомендации по совершенствованию показателей ассортимента и качества сдобного печенья, реализуемых в магазине «Грамада» г. Казани.
Введение 3
1. Теоретические основы качества и конкурентоспособности сдобного печенья отечественного и импортного производства 6
1.1 Состояние рынка сдобного печенья 6
1.2 Химический состав и пищевая ценность сдобного печенья 11
1.3 Факторы, формирующие ассортимент и качество сдобного печенья 14
2.Организация эксперимента. Объекты и методы исследований 24
2.1 Постановка опытов, характеристика объектов и методов исследования 24
2.2 Исследование ассортимента сдобного печенья 31
2.3 Результаты исследования 32
2.3.1 Анализ информации маркировки на упаковке сдобного печенья 32
2.3.2 Органолептическая оценка качества сдобного печенья 35
2.3.3 Исследование физико-химических показателей качества 38
3 Коммерческие и технологические операции на предприятии розничной торговли и их эффективность 42
3.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия. Исследование ассортимента и качества сдобного печенья. 42
3.2 Организация коммерческой работы по закупками сдобного печенья и завоза их в магазин 50
3.3 Организация и технология приемки и хранения сдобного печенья в магазине "грамада" 61
3.4 Практические предложения и рекомендации по совершенствованию показателей ассортимента и качества сдобного печенья, реализуемых в магазине «грамада» г. Казани 72
Заключение 77
Список использованных источников 81
Приложение 84
В 2010 г. прибыли от реализации было получено на 4173 тыс.р. больше чем в 2009 г. Рост прибыли произошел за счет увеличения объема услуг на 77584 тыс.р., которое обеспечило увеличение прибыли на 2370 тыс.р.
Издержки обращения за год по сравнению с 2009 г. увеличились на 5896 тыс.р., а их уровень к обороту снизился на 0,8%.
Фирмой была получена балансовая прибыль 7390 тыс.р., на 4173 тыс.р. больше чем в 2008 г., при этом уровень рентабельности повысился на 0,98% и составил 4,04%. Это свидетельствует о повышении эффективности работы в 2009 г. по сравнению с 2009 г. В сравнении с 2009г., в 2010г. балансовая прибыль увеличилась на 279 тыс.р., при этом уровень рентабельности повысился на 0,1%.
Необходимо отметить, что за период с 2009 г. по 2010 г. наблюдался рост производительности труда. Это прямое следствие увеличение объема реализации услуг.
Магазин «Грамада» поддерживает очень большой ассортимент выпускаемой продукции и постоянно его увеличивает. Рассмотрим ассортимент выпускаемой продукции магазина «Грамада»
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Подробнее с ассортиментом магазина «Грамада» можно ознакомиться в Приложении 2.
Ассортимент сдобного печенья представлен в таблице 11
Таблица 11 - Ассортимент сдобного печенья, реализуемого в магазине «Грамада» ( с указанием производителя)
Производитель | Продукция |
ОАО «Чистопольский хлебозавод» | Печенье сдобное с желе |
ОАО «Казанский хлебозавод №2», Республика Татарстан, г.Казань | Печенье сдобное с фруктово-ягодной начинкой |
Кондитерской фабрики «Тортугалия» | Печенье Медок |
Кондитерской фабрики «Тортугалия» | Печенье Нарезное |
Кондитерской фабрики «Тортугалия» | Печенье Овсяное |
Кондитерской фабрики «Тортугалия» | Печенье Овсяночка |
Кондитерской фабрики «Тортугалия» | Печенье Ромашка |
ОАО «Казанский хлебозавод №3» | «Сдобное длительного хранения» |
|
|
Производство Малазия ( поставляется ООО «Бригантина», Москва). | "Sweet message" марки "TATAWA" |
Согласно таблице 11 ассортимент сдобного печенья, реализуемого в магазине «Грамада» состоит из 8 марок, различных производителей. При этом 62% марок производства Кондитерской фабрики «Тортугалия» г. Набережные Челны.
Кондитерские изделия нельзя назвать товаром первой необходимости, но тем не менее мы привыкли к регулярным покупкам кондитерских изделий, они уже стали неотъемлемой частью рациона практически всего населения. В магазине «Грамада» представлены практические все виды кондитерских изделий, кроме диетических. На это и нужно обратить внимание руководству магазина.
Планировка магазина «Грамада» представлена на рисунке 8.
1- Торговый зал; 2- Рабочее помещение; 3- Склад
Рисунок 8 - Планировка магазина «Грамада»
Площадь торгового зала 32 кв.м. Форма торгового зала имеет прямоугольную конфигурацию с соотношением сторон 1:2. Эта форма удобна, т. к. позволяет рационально разместить торговое оборудование, организовать процесс подачи товара в торговый зал, предусмотреть движение покупательских потоков. Вся площадь торгового зала подразделяется на:
площадь для размещения торгового оборудования;
движение покупателей;
выкладки товаров;
площадь для работы продавцов.
Рабочие места продавцов расположены ближе к подсобным помещениям. Оборудование в торговом зале расположено вдоль стен и называется линейной планировкой.
Использование торгово-технологического оборудования в магазине связано с его общей площадью, планировкой основных помещений, особенностей товаров, системой товароснабжения, формой продажи.
В торговом зале используют пристенное оборудование, прилавки, прилавки-витрины, охлаждаемые витрины. В подсобных помещениях используют следующее оборудование: подтоварники для хранения товаров в упакованном виде (мешках, ящиках), стеллажи для хранения распакованных товаров, вешала для хранения продовольственных товаров.
Все торгово-техническое оборудование, используемое в магазине, соответствует экономическим, эргономическим, эстетическим, техническим, санитарно-гигиеническим требованиям
Так, магазин Грамада, оснащен тремя прилавками Eclipse, которые представляет собой кондитерскую холодильную витрину с обновленным дизайном, специально разработанную для установки в магазинах и кондитерских.
Эта модель, обеспечивающая широкий обзор, отличается большой поверхностью экспозиции и повышенной освещенностью.
Витрина, которая может быть собрана в канал и дополнена открытыми и закрытыми угловыми элементами, предлагается в следующих исполнениях: модель Eclipse - стекла открываются вниз, боковые стенки и фронтальный картер окрашены в серый и коричневый цвет.
Рисунок 9- Витрина модели Eclipse
Техническая характеристика:
• Холодопроизводительность, Вт: 730.
• Температурный режим, С: +1….+10.
• Габаритные размеры, мм: 1955*962*1350.
• Возможность соединения в линию.
• Экспозиционная площадь, кВ.м: 7.
ИП «Грамада» не оснащено лабораторией и лабораторным оборудованием, т.к. не производит кондитерские изделия, а только реализует.
Контрольно-кассовое оборудование. Расчетные операции с покупателями играют важную роль в торгово-технологическом процессе магазина «Грамада». От правильной их организации зависят затраты покупателями времени на приобретение товаров. Расчеты с покупателями могут осуществляться путем приема денег непосредственно продавцом, кассиром или контролером-кассиром и одновременного учета поступившей суммы с помощью кассовой машины. Контрольно-кассовые машины обеспечивают наглядность, простоту и правильность расчета, контроль за ведением расчетно-кассовых операций, точность учета денежных поступлений. При этом значительно ускоряется процесс расчетов с покупателями. Магазин «Грамада» оснащен одним контрольно-кассовым аппаратом.
Конструкция современных контрольно-кассовых машин позволяет вести учет нарастающим итогом полученных от покупателей денег, печатать чек с различными данными, печатать на контрольной ленте порядковый номер чека, уплаченную сумму, шифр, номер счетчика. Одновременно на их индикаторах указывается проведенная сумма, шифр и номер счетчика.
Для определения степени рациональности использования торговой площади магазина «Грамада» находят коэффициенты установочной и выставочной площадей, удельный вес площади торговых помещений в общей площади магазина, товарооборот и прибыль, приходящиеся на 1 кв. м площади торгового зала.
Установочная площадь – это площадь, занимаемая под установку оборудования и крупногабаритных товаров, размещаемых на полу.
Коэффициент использования торговой площади под оборудование определяется отношением установочной площади к площади торгового зала:
где Ку – коэффициент установочной площади;
Sy - установочная площадь, м2
Sт.з. - площадь торгового зала,м2.
Обычно эффективным является коэффициент установочной площади от 0,27 до 0,32
Итак, если установочная площадь составляет 5,64 кв.м., а площадь торгового зала 32 кв.м, то коэффициент использования торговой площади будет равен 0,176, что значительно ниже нормативов.
Коэффициент экспозиционной площади рассчитывается по следующей формуле: К эксп. = S эксп / S тз
где К эксп. - коэффициент экспозиционной площади;
S эксп. - экспозиционная площадь;
S тз - площадь торгового зала.
Итак, если экспозиционная площадь составляет 21 кв.м., а площадь торгового зала 32 кв.м, то коэффициент использования торговой площади будет равен 0,66, что значительно ниже нормативов.
Оптимальная величина этого коэффициента:
для магазинов самообслуживания со смешанным ассортиментом ...... 0,75-0,82
для магазинов непродовольственных товаров ................ 0,72-0,78
для магазинов продовольственных товаров ......................
Основным предложением по повышению эффективности использования торговой площади магазина является увеличение Коэффициент использования торговой и экспозиционной площади . Этого можно добиться путем установления еще одним прилавком Eclipse.
Анализ магазина «Грамада» начнём с детального анализа организации товароснабжения. Товароснабжение – это комплекс коммерческих и технологических мероприятий, осуществляемых промышленными и транспортными организациями, направленных на доведение товара от производственных и оптовых предприятий до магазинов. Процесс товароснабжения розничной торговой сети заключается в организации, доведения товаров от производителей до розничной торговой сети в количестве и ассортименте, соответствующих спросу населения.
Для детального рассмотрения процесса товароснабжения необходимо выделить магазин «Грамада» в общей схеме товароснабжения.
Предприятие-производитель |
| Оптовое торговое звено |
| Розничное торговое предприятие «Грамада» |
| Потребитель |
|
|
|
Рисунок 10- «Схема товароснабжения»
Рисунок 11- Основные этапы товароснабжения магазина «Грамада»
В соответствии с рисунком 11 процесс товароснабжения магазина «Грамада» подразделяется на следующие основные этапы: организация закупки товаров; распределение по торговым предприятиям; организация завоза; приемка и хранение товаров.
Закупочная деятельность магазина «Грамада» планомерно организована и экономически обоснована. Магазин «Грамада» ведет систематическое изучение источников закупки и поставщиков товаров.
Систематическое изучение торговой конъюнктуры, установление постоянной связи с поставщиками позволяют своевременно определять изменение конъюнктуры рынка, изучать производственные возможности расширения ассортимента выпускаемой продукции. Все это дает возможность предъявлять поставщикам более обоснованные требования в отношении количества, качества, ассортимента товаров.
Завоз товара в магазин в зависимости от порядка имеют две формы: транзитную и складскую.
Рисунок 12 - Виды завоза товара, используемые магазином «Грамада»
Завоз товаров непосредственно из производственных предприятий, минуя промежуточные склады оптовых и розничных организаций, называется транзитным.
Под складской формой товародвижения понимают поступление товаров в магазины со складов оптовых и розничных организаций, которые, принимая крупные партии товаров от поставщиков, выполняют все необходимые операции (распаковка, подсортировка, проверка качества и т.д.) по подготовке товаров к их дальнейшему продвижению в розничную торговую сеть.
Выбор той или иной формы товародвижения требует учета конкретных условий и зависит от специфики ассортимента товаров, месторасположения поставщика и покупателя, от мощности магазина (величина товарооборота, размеров торговых и складских площадей), транспортных условий и экономической целесообразности той или иной формы завоза.
Транзитный завоз товаров в магазине снижает расходы по загрузке-выгрузке, ускоряет продвижение товаров в розничную сеть, содействует улучшению сохранности товаров[33].
В большинстве случаев транзитный завоз товаров осуществляется с промышленных предприятий, расположенных в одном городе.