Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 20:32, дипломная работа
Цель: провести сравнительная оценка качества и оценка конкурентоспособности сдобного печенья отечественного и импортного производства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- описать состояние рынка сдобного печенья;
- рассмотреть химический состав и пищевую ценность сдобного печенья;
- изучить требования к качеству, упаковке, маркировке и хранению, транспортировке сдобного печенья;
- описать факторы, формирующие ассортимент и качество сдобного печенья;
- рассмотреть основы организации эксперимента( объекты и методы исследований);
- провести исследование ассортимента и качества сдобного печенья, представленных в магазине «Грамада» г. Казани;
- разработать практические предложения и рекомендации по совершенствованию показателей ассортимента и качества сдобного печенья, реализуемых в магазине «Грамада» г. Казани.
Введение 3
1. Теоретические основы качества и конкурентоспособности сдобного печенья отечественного и импортного производства 6
1.1 Состояние рынка сдобного печенья 6
1.2 Химический состав и пищевая ценность сдобного печенья 11
1.3 Факторы, формирующие ассортимент и качество сдобного печенья 14
2.Организация эксперимента. Объекты и методы исследований 24
2.1 Постановка опытов, характеристика объектов и методов исследования 24
2.2 Исследование ассортимента сдобного печенья 31
2.3 Результаты исследования 32
2.3.1 Анализ информации маркировки на упаковке сдобного печенья 32
2.3.2 Органолептическая оценка качества сдобного печенья 35
2.3.3 Исследование физико-химических показателей качества 38
3 Коммерческие и технологические операции на предприятии розничной торговли и их эффективность 42
3.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия. Исследование ассортимента и качества сдобного печенья. 42
3.2 Организация коммерческой работы по закупками сдобного печенья и завоза их в магазин 50
3.3 Организация и технология приемки и хранения сдобного печенья в магазине "грамада" 61
3.4 Практические предложения и рекомендации по совершенствованию показателей ассортимента и качества сдобного печенья, реализуемых в магазине «грамада» г. Казани 72
Заключение 77
Список использованных источников 81
Приложение 84
В магазине «Грамада» используется как транзитный завоз товаров, так и складской. Завоз товаров транзитным способом осуществляется такими предприятиями, как: ЗАО «Челны-хлеб» ( г.Челны), ОАО «Булочно-кондитерский комбинат» (г. Казань) , ОАО «Чистопольская кондитерская фабрика» ( г.Чистополь) , ряд предприятий, созданных на базе хлебозаводов, а также ООО «Акульчев» ( г. Казань), ООО КЦ «Татарочка» ( г.Казань), ЗАО «Кондитерская фабрика «Заря» ( г. Казань), Компания "Браво"( г. Казань) , Кондитерской фабрики «Тортугалия» ( г. Набережные Челны), ОАО «Казанский хлебозавод №2».
Такие предприятия, как "TATAWA" доставке своей продукции используют посредников. Основным посредником при доставке товаров является собственная база ООО «Бригантина» ( юридический адрес: г.Москва, фактический адрес: г.Казань).
Несомненно, что наиболее целесообразно использовать транзитную форму завоза товаров, так как обеспечивается сохранность товаров, ускоряются складские операции по приёму, хранению и отпуску товаров, ускоряется товарооборачиваемость, уменьшаются товарные потери, сокращается потребность в складах, снижаются расходы по продаже товаров. Но при чрезмерном использовании транзита может произойти замедление времени обращения товаров, неправильное формирование ассортимента товаров, образование излишних товарных запасов, неравномерное размещение товарных запасов.
Поступление товаров от поставщиков производится на основании заключенных между поставщиками и покупателями хозяйственных договоров. В договорах, заключаемых между поставщиками и покупателями, оговариваются: виды поставляемых товаров, коммерческие условия поставки, количественные и стоимостные показатели товаров, сроки исполнения договоров, порядок расчетов, а также ответственность сторон за ненадлежащее исполнение договора.
Каждая хозяйственная операция, том числе поступление товаров, должна быть оформлена документально. В соответствии с пунктом 7 Положения «О бухгалтерском учете и отчетности» любой документ должен иметь следующие основные реквизиты: наименование документа (форма); код фирмы; дата составления; содержание хозяйственной операции; измерители (в количественном и стоимостном выражении); наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи и их расшифровка.
Также могут быть включены дополнительные реквизиты. Документы составляются в момент совершения операции, а если это невозможно, то непосредственно после окончания операции.
Магазином «Грамада» заключается только один вид договоров на поставку товаров – договор поставки.
Договор поставки – это важная форма хозяйственных связей оптовых поставщиков и покупателей товаров.
Договор поставки является основным и самым распространённым видом договора, направленным на реализацию товаров. По договору поставки поставщик обязуется в обусловленные сроки передать товар в собственность покупателю, предназначенный для деятельности, не связанной с личным потреблением (предпринимательской деятельностью), а покупатель обязуется принять товар и оплатить.
Рисунок 13 -Основные особенности договора поставки в магазине «Грамада»
Несомненно, что руководству магазина «Грамада» в процессе составления условий договора необходимо стремиться к устранению невыгодных для магазина условий и наоборот, стремиться предусмотреть ряд дополнительных условий, которые позволят обезопасить себя.
Договор поставки считается заключённым, когда между сторонами достигнуто согласие по трём основным условиям: предмет договора (наименование товара), количество и цена[33].
Для получения товаров и тары от поставщиков представителю предприятия (экспедитору) выдается доверенность.
Все доверенности регистрируются в момент выдачи в специальном журнале. Доверенность выписывается только бухгалтером на конкретное физическое лицо с указанием срока действия и наименованием ценностей, предполагаемых к получению. На доверенности необходима подпись экспедитора, которая должна быть заверена подписями бухгалтера и руководителя с наложением оттиска предприятия. По доверенности представитель предприятия может получить товар непосредственно от поставщика с выпиской одновременно отгрузочных документов.
Основными документами, на основании которых поступают товары, являются счета-фактуры, товарно-транспортная накладная и торгово-закупочные акты. Товарно-транспортные накладные выписываются при поставке товаров автомобильным транспортом, в остальных случаях выписываются счета-фактуры. Счета-фактуры регистрируются в книге продаж и в книге покупок.
За нарушение условий договоров поставщики и магазин «Грамада» несут взаимную материальную ответственность в виде неустойки, штрафование за невыполнение договорных условий, за задержку оплаты расчетных документов и за необоснованный отказ.
Неустойка – установленная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить другой стороне в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, в частности в случае просрочки исполнения. Соглашение о неустойке выполняется в письменной форме.
Штраф – определённая договором денежная сумма, которую должник обязуется уплатить кредитору в заранее определённом размере или в процентном соотношении к сумме долга или всего предмета исполнения (суммы договора).
Пеня – установленная договором денежная сумма, которую должник обязуется уплатить кредитору в процентном отношении к сумме просроченного платежа за каждый день или иной период просрочки.
В магазине «Грамада» постоянно используются одни и те же тарифы: за просрочку поставки, нарушение ассортимента товаров и недопоставку поставщик обязан уплатить 10% от общей суммы; за поставку товаров ненадлежащего качества – 25%.
Магазин «Грамада» работает напрямую с поставщиками Республики Татарстан и через поставщиком с иностранными производителями, и производителями с других регионов России. Таким образом, внешнеэкономической деятельностью данное предприятие не занимается.
В магазин «Грамада» продукция поступает от поставщиков, их силами и «Грамада» не взаимодействует с транспортными организациями.
В магазинной розничной торговле отличают следующие методы продажи товаров: самообслуживание; через прилавок обслуживания; по образцам; с открытой выкладкой; по предварительным заказам. В магазине «Грамада» продажа товаров осуществляется через прилавок обслуживания; по образцам ( они представлены на экспозиции).
При продаже по методу обслуживания через прилавок или ручной подачи покупатели не имеют непосредственного доступа к товарам — он ограничен прилавком, лотком, иным торговым оборудованием В данном случае покупатели могут произвести выборку товара посредством обслуживающего персонала. Покупатели указывают продавцу на тот экземпляр, который они хотят приобрести. Расчет производится либо в едином кассовом центре (товар выдается на основании кассового чека), либо непосредственно через кассовый аппарат, усыновленный на прилавке.
При методе открытой выкладки товары выкладываются не посреди пенно на прилавках, прилавках-холодильниках, в корзинах, и покупатель имеет право осуществить выборку товара с помощью продавца. Покупатель после знакомства с характеристикой товара указывает его продавцу, и последний либо передает покупателю отобранный экземпляр, либо иной экземпляр, осуществляет завес (если товар весовой), отмеривание, фасовку, упаковку, расчет стоимости и оформление покупки.
При продвижении товаров от поставщиков до покупателей возникают транспортные расходы и проблемы их оплаты.
Транспортные расходы могут оплачиваться: поставщиком; покупателем; частично поставщиком, частично покупателем.
В зависимости от договора поставки товары могут оплачиваться после или до их получения покупателями.
Бухгалтер торгового магазина «Грамада» контролирует полноту и своевременность оприходования товаров и правильность их оплаты.
Контроль начинается с момента оплаты товаров, а если товары поступают раньше - с момента их фактического поступления.
Сущность контроля заключается в сопоставлении двух показателей:
X - сумма, уплаченная поставщику за товары;
Y - стоимость по покупной цене товаров и тары, получаемой от поставщиков и оприходываемой материально ответственным лицом.
Х определяется на основании документов, приложения к выписке банка из расчетного счета или отчета кассира, а Y на основании сопроводительных документов, приложенных к отчету материально ответственного лица. Это сопоставление может предусматривать пять ситуаций:
1.Товары получены и полностью оплачены.
2.Переплата денег.
3.Недоплата денег.
4.Товары поступили, но не оплачены.
5.Товары оплачены, но не получены.
Если Х = Y, то партия товаров оплачена и оприходована по одинаковой стоимости, то есть правильно.
Если X Y, то разница между ними при:
X>Y свидетельствует о переплате денег поставщику;
X<Y свидетельствует о недоплате денег поставщику.
Необходимо выяснить причины этих расхождений. Ими могут быть доставка товаров в большем или меньшем количестве по сравнению с количеством, указанным в документах поставщика, неполное оприходование товаров, ошибки в ценах, таксировке и т.д.
Если есть X, а нет Y, то это значит, что деньги поставщику перечислены, но товары еще не оприходованы. Обратная ситуация означает, что товары оприходованы, но не оплачены. Сопоставление X и Y осуществляется по каждой партии поступающих товаров в отдельности.
На практике в условиях ручного ведения учета применяются в основном два способа бухгалтерского контроля над полнотой и своевременностью оприходования товаров, а также за правильностью их оплаты:
1 способ - ведение позиционного учетного регистра по счету «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
2 способ - безрегистрационный.
Для анализа товароснабжения на предприятии существуют специальные методики, одной из такой методик является «расчет показателей поставки». Данная методика предполагает вычисление показателей ритмичности, аритмичности, планомерности и вариации.
Рассчитаем показатели, характеризующие общую ситуацию с поставками на предприятии.
1 – Пирожное мелкое десертное «Сластёна»;
2 – Вафли «Мишутка» с орехами;
3 – Печенье "Sweet message" марки «TATAWA»;
4 – Печенье «Сдобное» ;
5 – Рахат – лукум фруктовый.
Таблица 12 - Оценка ритмичности поставки на примере кондитерских изделий за период с 1 января по 1 декабря 2011 года
Месяц | Плановые объёмы поставки, шт. | Фактические объёмы поставки, шт. | Отклонение фактических объёмов поставки от плановых, шт. | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Январь | 50 | 40 | 50 | 70 | 50 | 50 | 40 | 50 | 70 | 50 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Март | 70 | 45 | 60 | 70 | 60 | 65 | 60 | 60 | 70 | 60 | -5 | +15 | 0 | 0 | 0 |
Май | 70 | 40 | 60 | 70 | 65 | 70 | 40 | 55 | 70 | 70 | 0 | 0 | -5 | 0 | +5 |
Июль | 80 | 50 | 65 | 75 | 60 | 85 | 50 | 65 | 80 | 60 | +5 | 0 | 0 | +5 | 0 |
Сентябрь | 85 | 40 | 55 | 70 | 70 | 85 | 30 | 55 | 65 | 70 | 0 | -10 | 0 | -5 | 0 |
Ноябрь | 85 | 45 | 60 | 80 | 65 | 85 | 40 | 65 | 80 | 70 | 0 | -5 | +5 | 0 | +5 |