Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 23:22, курсовая работа
Международные автомобильные перевозки грузов до распада СССР осуществлялись специализированным объединением «Совтрансавто», в которое входило более десятка крупных автомобильных организаций с численностью парка по 300 - 400 автомобилей. «Совтрансавто» представляло собой стройную и эффективную систему международных перевозок и осуществляло, главным образом, доставку крупных партий внешнеторговых грузов. Иностранные перевозчики осуществляли незначительное количество рейсов. Соотношение количества рейсов между советскими и иностранными перевозчиками составляло десять к одному.
После распада СССР в Республике Беларусь получили бурное развитие международные перевозки грузов. Этому способствовал переход на рыночные методы хозяйствования, либерализация внешней политики и свободный доступ развитых стран Европы к дешевому сырью стран СНГ для удовлетворения нужд своей промышленности.
1 ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ
1.1 Анализ состояния международных автомобильных перевозок грузов
Международные автомобильные перевозки грузов до распада СССР осуществлялись специализированным объединением «Совтрансавто», в которое входило более десятка крупных автомобильных организаций с численностью парка по 300 - 400 автомобилей. «Совтрансавто» представляло собой стройную и эффективную систему международных перевозок и осуществляло, главным образом, доставку крупных партий внешнеторговых грузов. Иностранные перевозчики осуществляли незначительное количество рейсов. Соотношение количества рейсов между советскими и иностранными перевозчиками составляло десять к одному.
После распада СССР в Республике Беларусь получили бурное развитие международные перевозки грузов. Этому способствовал переход на рыночные методы хозяйствования, либерализация внешней политики и свободный доступ развитых стран Европы к дешевому сырью стран СНГ для удовлетворения нужд своей промышленности.
Увеличению объемов международных перевозок грузов белорусскими перевозчиками способствовали заключенные Республикой Беларусь с государствами Западной и Восточной Европы межправительственные соглашения о международном автомобильном сообщении, предоставляющие право осуществлять перевозки грузов без ограничения из указанных государств в третьи страны, если маршрут следования проходит через Беларусь.
Большое значение для повышения эффективности деятельности белорусских автомобильных перевозчиков приобретает участие Республики Беларусь в работе Европейской конференции министров транспорта (ЕКМТ). Членство Республики Беларусь в ЕКМТ позволило белорусским перевозчикам не только беспрепятственно осуществлять перевозки по многосторонним разрешениям в любую страну, входящую в ЕКМТ, но и одновременно открыло широкие возможности для работы на белорусском рынке транспортных услуг перевозчикам всех стран, являющихся членами ЕКМТ. Естественно, из-за этого значительно повысилась конкуренция на белорусском рынке транспортных услуг, которая вынуждает белорусских перевозчиков вести постоянный поиск новых направлений международных перевозок грузов. До 1997 года белорусскими транспортными организациями перевозки грузов в Закавказье и республики Средней Азии (Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Кыргызстан) практически не выполнялись или носили разовый характер, так как основные грузопотоки шли из Западной Европы на Российскую Федерацию. Однако, в связи с финансовым кризисом 1998 года и из-за падения объемов перевозок грузов, направляющихся из стран Западной Европы в Россию, произошло увеличение поездок белорусских перевозчиков в страны Средней Азии, а также в Турцию.
Кроме транспортных рынков азиатских стран, белорусские перевозчики постепенно осваивают транспортные рынки стран Северной и Северо-Западной Европы (Великобритания, Финляндия, Швеция), а также стран Балканского полуострова (Греция, Македония, Хорватия, Югославия).
На развитие
международных автомобильных
- изменение
спроса населения на
- колебания
конъюнктуры цен на
- изменение
условий конкуренции на рынке
международных автомобильных
- количество
получаемых от иностранных
- потребность экономики Республики Беларусь в международных автомобильных перевозках;
- наличие достаточных
провозных возможностей у
- транспортную и фискальную политику, проводимую в рамках Европейского союза (ЕС), а также в странах, не являющихся его членами.
1.2 Правовые основы регулирования
международных автомобильных
Международная транспортная деятельность регулируется нормативными правовыми актами Республики Беларусь в том числе с двухсторонними и многосторонними договорами, конвенциями, соглашениями, протоколами. Международная транспортная деятельность является разновидностью внешнеэкономической деятельности. Международные перевозки выполняются на основе 2-хсторонних межправительственных соглашений, а также действующих многосторонних международных договоренностей.
Порядок взаимоотношений между
грузоотправителями, перевозчиками
и грузополучателями при
Сфера действия Конвенции – заключение и исполнение договора перевозки, ответственность перевозчика и отправителя грузов, претензии и иски, осуществление перевозки последовательно несколькими перевозчиками, заключительные положения [1].
В Конвенции подробно определены права отправителя и получателя по распоряжению транспортируемым грузом и порядок действий в случае возникновения препятствий к перевозке и выдаче груза. Особое практическое значение имеют положения конвенции о предъявлении к перевозчику претензий и исков.
Договор международной автомобильной перевозки оформляется международной транспортной накладной CMR, разработанной в соответствии с конвенцией КДПГ. Накладная CMR представляет собой бланк состоящий из двенадцати страниц пустых граф, отпечатанных на самокопирующейся бумаге.
При оформлении CMR на страны Западной Европы составляется не менее двенадцати листов. Накладная CMR оформляется как минимум в семи экземплярах (страницах). Причем первые четыре экземпляра (страницы) накладной пронумерованы и определены участникам договора перевозки: первый экземпляр – грузоотправителю; второй – грузополучателю; третий – перевозчику; четвертый – для расчетов. Все остальные экземпляры – для затаможивания, проезда погранпереходов, для перецепок и т. д.
После окончания перевозки водителю необходимо приложить к путевому листу не менее пяти экземпляров CMR на перевозку груза (по одному экземпляру для расчета по иностранной территории и СНГ, один экземпляр для отдела расчетов, один прикладывается к путевому листу и один резервный в случае обращения в суд). При перевозке мелкопартионных грузов к CMR прилагается грузовой манифест (описание каждого вида груза, его количество, место назначения каждого груза). CMR заполняется на каждый вид груза, каждую его партию, и общая CMR заполняется на весь груз.
К CMR прилагаются следующие товарно-транспортные документы: отгрузочная спецификация, счет-фактура контрактной стоимости груза, сертификаты качества и происхождения, карантинный и ветеринарный сертификаты, акт загрузки автомобиля.
1.3 Таможенный контроль за международными автомобильными перевозками
Беларусь применяет на своей таможенной территории международные процедуры перевозки грузов под таможенным контролем, утвержденные Конвенцией МДП и Конвенцией АТА. Эти конвенции имеют глобальный характер и основаны на международных финансовых гарантиях и унифицированных таможенных документах – книжке МДП и книжке АТА. Процедура АТА распространяется только на грузы временного ввоза/вывоза и предполагает передачу товаров перевозчику с книжкой АТА, которая оформлена грузоотправителем в таможне страны вывоза. В силу особой специфики грузов и редкого использования грузоотправителями книжки АТА белорусские перевозчики практически не сталкиваются с этой процедурой при международных автомобильных перевозках.
Главная цель таможенных транзитных
систем – облегчить в максимально
возможной степени
Наиболее важной среди региональных таможенных процедур, условиями которых могут воспользоваться белорусские перевозчики, является западноевропейская процедура «Т», или процедура «общего транзита» с использованием документа «SAD». Процедура «общего транзита» предполагает минимум таможенных формальностей и действует на территории стран ЕС, стран Европейской ассоциации сводной торговли (ЕАСТ), в которую входят Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Швейцария. Процедура «Т» основывается на двух концепциях, подписанных странами ЕС и ЕАСТ в мае 1987 года – Конвенции SAD и Конвенции об общем транзите. Обе конвенции вступили в силу 1 января 1988 года, география их применения поэтапно расширяется на восток Европы и вытесняет применение Конвенции МДП при международных перевозках в пределах региона. Европейская процедура «общего транзита» равнозначна по своему содержанию «коммунитарному транзиту» ЕС, который включает процедуры «Т1» и «Т2». «Т1» распространяется на перевозки иностранных товаров под таможенным контролем по территории Европейского Союза. Процедура «Т2» применяется только к товарам ЕС для целей подтверждения их принадлежности к товарам таможенного союза в тех случаях, когда они возвращаются на территорию ЕС после временного вывоза и перевозки под таможенным контролем по странам, применяющем Конвенцию об общем транзите.
1.4 Основные принципы эффективности системы перевозок
Интенсивное развитие всех отраслей экономики приводит к значительному росту грузопотоков как на сложившихся, так и на открываемых новых направлениях всех видов транспорта. Перемещение товарно-материальных ценностей от районов производства в пункты потребления является основной функцией транспортных отраслей. Правильная постановка задач планирования, управления и рационализации перевозок является основой эффективной эксплуатации транспорта и оптимизации всех элементов перевозочного процесса в транспортных системах.
Главной задачей каждой транспортно-экспедиционной организации стала разработка тщательно взвешенного и обоснованного предложения, которое способствовало бы достижению наибольшей эффективности работы организации, повышению ее рыночной доли и получению преимуществ над конкурентами.
Организация перевозок грузов заключается в установлении порядка подготовки и выполнения перевозок, руководства, учета и контроля, системы документооборота, системы расчетов за перевозки грузов и т. д.
От уровня организации перевозок зависит качество перевозочного процесса, т. е. сохранность грузов, своевременность (надежность) и экономичность перевозок, удобство пользования системой перевозок, что можно увидеть на рисунке 1.1.
Приспособление к интересам клиентов в условиях острой рыночной конкуренции потребовало от транспортно-экспедиционной организации адекватной реакции на качество обслуживания, прежде всего на сокращение времени выполнения заказов и безусловное соблюдение графика поставок. Тем самым фактор времени наряду с качеством транспортных услуг стал определять успех функционирования организации.
Процесс перемещения грузов, как всякий производственный процесс, состоит из отдельных последовательно выполняющихся элементов:
- погрузки грузов в подвижной состав в пунктах отправления;
- перемещения грузов между пунктами отправления и назначения;
- выгрузки грузов из подвижного состава в пункте назначения.
Рисунок 1.1 – Качество перевозок грузов
При перевозке грузов первый элемент транспортного процесса (погрузка груза) включает работы по подготовке груза к отправлению, сортировке его по получателям, погрузке в автомобиль, закреплению в кузове автомобиля, взвешиванию, оформление документации на груз.
Перемещение груза происходит на основе выбора типа подвижного состава, определения маршрута движения, обеспечения безопасности движения и сохранности груза, собственно перемещения груза, обеспечения устранения могущих возникнуть во время движения технических неисправностей подвижного состава, организации заправки его горюче-смазочными материалами в пути, организации контроля за движением подвижного состава с целью выполнения графика движения и своевременности доставки грузов.
Выгрузка груза складывается
из таких операций, как ознакомление
грузополучателя с товарно-
Информация о работе Повышение эффективности системы грузоперевозок