Повышение эффективности системы грузоперевозок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 23:22, курсовая работа

Краткое описание

Международные автомобильные перевозки грузов до распада СССР осуществлялись специализированным объединением «Совтрансавто», в которое входило более десятка крупных автомобильных организаций с численностью парка по 300 - 400 автомобилей. «Совтрансавто» представляло собой стройную и эффективную систему международных перевозок и осуществляло, главным образом, доставку крупных партий внешнеторговых грузов. Иностранные перевозчики осуществляли незначительное количество рейсов. Соотношение количества рейсов между советскими и иностранными перевозчиками составляло десять к одному.
После распада СССР в Республике Беларусь получили бурное развитие международные перевозки грузов. Этому способствовал переход на рыночные методы хозяйствования, либерализация внешней политики и свободный доступ развитых стран Европы к дешевому сырью стран СНГ для удовлетворения нужд своей промышленности.

Вложенные файлы: 1 файл

GOTOV_J_DIPLOM_06_06_2011.doc

— 2.31 Мб (Скачать файл)

Задачами маршрутизации  перевозок называют задачи выбора рациональных или оптимальных схем перемещения грузов между конечным числом пунктов с помощью определенной совокупности транспортных средств. Рациональность и оптимальность маршрутов определяется размером затрат на перевозку, длинами маршрутов, числом достаточных транспортных средств. Причем рациональными считаются те маршруты, которые обеспечивают не превышение требуемых значений показателей, а оптимальными – те маршруты, которые обеспечивают наилучшие значения этих показателей.

Таким образом, в процессе разработки мероприятий по повышению эффективности системы грузоперевозок необходимо использовать принципы, изображенные на рисунке 1.2.

Рисунок 1.2 – Принципы эффективности системы грузоперевозок

 

1.5 Организация работы подвижного состава на линии

 

При организации работы транспортных средств на линии учитываются объемы и расстояния перевозок, режим работы терминалов и их пропускная способность, режим труда и отдыха водителей, состояние дорожной сети, допустимые скорости движения, допустимые нагрузки на оси, допустимая полная масса транспортного средства, ограничения на движение по времени суток и по дням недели, которые отличаются в различных странах.

Основанием для начала осуществления перевозки является заявка от экспедиторской фирмы или  грузоотправителя, получаемая в оригинале  или по факсу. Далее водитель получает задание на перевозку груза, в котором указаны данные о грузе и об условиях перевозки, авансовые деньги на рейс, необходимую документацию на перевозимый груз, путевой лист, командировочное удостоверение. Водитель проходит необходимый инструктаж.

В процессе перевозки водитель сообщает информацию о своем местонахождении, прохождении пограничных переходов, таможенном оформлении, а также о прибытии в определенные пункты маршрута посредством телефонной, факсимильной связи.

Необходимым условием при выполнении международной перевозки грузов является обеспечение обратной загрузки. В связи с необходимостью выполнения этого условия могут возникать простои автомобилей до получения заказа на обратную загрузку. Задание водителю на обратную загрузку передается посредством факсимильной связи. Получение задания водитель подтверждает в смс-сообщении. Автомобиль в большинстве случаев совершает порожний пробег до места обратной загрузки. После загрузки и получения всех необходимых сопроводительных документов водитель отправляется в обратный рейс.

Важной задачей при  осуществлении перевозок грузов является обеспечение автомобиля бланками строгой отчетности – книжка МДП,      СМR-накладной, дорожными разрешениями, полисами страхования гражданской ответственности, денежное обеспечение водителя в период рейса. За выполнение этой задачи отвечает отдел эксплуатации. Специалист отдела эксплуатации должен контролировать и своевременно сообщать в бухгалтерию о необходимости денежного обеспечения для выдачи командировочных водителям, покупки бланков строгой отчетности, страховок на автомобили.

Оперативное управление перевозками осуществляется отделом транспорта и включает в себя регулярное уточнение местоположения и статуса автопоезда, оперативное руководство в процессе рейса, выяснение обстоятельств и виновных в случаях простоев, перегрузов, контроль таможенного оформления, отчетность перед заместителем директора по эксплуатации.

По возвращении из рейса водитель сдает отчет о выполненном  рейсе, к которому прилагаются документы, чеки и использованные бланки строгой отчетности по рейсу. Данные документы позволяют оценить соответствие реальных расходов с планируемыми, проанализировать графики движения и рабочего времени водителя, выработать наиболее оптимальный маршрут с учетом полученной информации, а также предложения по снижению затрат рейса. В случае если во время рейса были непредвиденные расходы, то отчет о выполнении рейса заверенный бухгалтером является основанием для компенсационных выплат водителю.

Как правило, международную перевозку грузов выполняет один водитель. К исключению относятся перевозки, которые требуют незамедлительной отправки, или если груз требуется доставить в пункт назначения в кратчайшие сроки.

Перед выездом на линию  ответственный за выпуск автомобиля механик совместно с водителем обязан проверить состояние наиболее важных узлов и механизмов автомобиля, обеспечивающих безопасность движения:

-  уровень масла;

-  давление;

-  порезы тента;

-  царапины и вмятины на тягаче и полуприцепе;

-  утечки горюче-смазочных материалов и т.п.;

-  состояние шин, колёс, затяжку крепежных болтов;

- должное наличие горюче-смазочных материалов и охлаждающей жидкости;

-  наличие зеркал заднего вида;

-  рулевое управление;

-  тормозная система;

-  ходовая часть;

-  двигатель;

-  внешние световые приборы;

-  наличие крепежного оборудования;

-  наличие всех документов на борту.

Механик подтверждает росписью в путевом листе техническую исправность подвижного состава.

 

1.6 Показатели эффективности деятельности организации

 

Оценка эффективности хозяйственной деятельности включает анализ:

-  предварительный;  

-  финансовой устойчивости;

-  ликвидности баланса;

-  финансовых коэффициентов;

-  финансовых результатов;

-  коэффициентов рентабельности и деловой активности.

Анализ проводится на основе ряда экономических показателей. Набор экономических показателей, характеризующих финансовое положение организации и его эффективность, зависит от глубины исследования, однако большинство методик анализа финансового положения и эффективной деятельности предполагают расчет следующих групп индикаторов: финансовой устойчивости, платежеспособности, деловой активности, рентабельности. Результат предварительного анализа - общая оценка финансового состояния, определение платежеспособности и удовлетворительной структуры баланса организации. Для выявления причин сложившейся финансовой ситуации, перспектив и конкретных путей выхода из нее проводится детальный и комплексный анализ деятельности организации. Анализируются динамика валюты баланса, структура пассивов, источники формирования оборотных средств и их структура, основные средства и прочие внеоборотные активы, результаты финансовой деятельности организации [3].

При анализе структуры пассивов реализуются следующие цели:

- определяется соотношение между заемными и собственными источниками средств организации;

- выявляется обеспеченность запасов и затрат организации собственными источниками, а также с учетом долгосрочного, а затем и краткосрочного кредитов; этот анализ дает наиболее полное представление об обеспеченности запасов и затрат собственными источниками финансирования;

- рассматриваются причины образования кредиторской задолженности, ее удельный вес в обязательствах организации, динамика, структура, доля просроченной задолженности.

По типу финансовой устойчивости и его изменению можно судить о надежности организации с точки зрения платежеспособности. В соответствии с показателем обеспеченности запасов и затрат собственными и заемными источниками выделяют типы финансовой устойчивости:

- абсолютная устойчивость финансового состояния: собственные оборотные средства полностью обеспечивают запасы и затраты;

- нормально устойчивое финансовое состояние: запасы и затраты обеспечиваются суммой собственных оборотных средств и краткосрочными заемными источниками;

- неустойчивое финансовое состояние: запасы и затраты обеспечиваются за счет собственных оборотных средств, долгосрочных заемных источников и краткосрочных кредитов и займов, т. е. за счет всех основных источников формирования запасов и затрат;

- кризисное финансовое состояние: запасы и затраты не обеспечиваются источниками их формирования, организация находится на грани банкротства.

Анализ ликвидности  баланса позволяет оценить кредитоспособность организации, т. е. способность рассчитаться по своим обязательствам. Ликвидность определяется покрытием обязательств организации его активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения.

Рентабельность –  показатель эффективности деятельности организации, выражающий относительную величину прибыли и характеризующий степень отдачи средств, используемых в производстве.

Коэффициенты рентабельности, с одной стороны, представляют собой  частный случай показателей эффективности, когда в качестве показателя эффекта  в числителе дроби берется прибыль, а в знаменателе — величина ресурсов или затрат. С другой стороны, «рентабельность» понимается в более широком смысле, нежели «эффективность». Не случайно в прикладных науках говорят о двух группах показателей рентабельности как относительных показателях, в которых прибыль сопоставляется с некоторой базой, характеризующей предприятие с одной из двух сторон — ресурсы или совокупный доход в виде выручки, полученной от контрагентов в ходе текущей деятельности.

Существует множество  коэффициентов рентабельности (доходности) в зависимости от того, с чьей позиции пытаются оценить эффективность финансово-хозяйственной деятельности организации. Поэтому выбор оценочного коэффициента зависит от того, какой показатель эффекта (прибыли) используется в расчетах.

Исчисление рентабельности позволяет сопоставлять плановые и  фактические результаты деятельности, отслеживать динамику их изменений  за ряд периодов, выявлять складывающиеся тенденции, принимать обоснованные решения по корректировке управленческих действий в целях максимизации прибыли.

 

2 АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

2.1 Анализ объема  оказываемых услуг

 

Компания ООО «Ратипа» осуществляет широкий спектр транспортных услуг: доставляет грузы в Россию, Польшу, Германию, Францию, Казахстан, Украину, другие страны Европы и Азии. Автотранспортом компания ООО «Ратипа» перевозит как крупные, так и малогабаритные сборные грузы. Имеет сертификаты и лицензии для перевозки опасных грузов. Компания перевозит грузы по принципу склад отправителя - склад получателя. Оказывая транспортные услуги, ООО «Ратипа» работает по правилам Международной Федерации Экспедиторских Ассоциаций (FIATA).

Находясь в Беларуси, компания ООО «Ратипа» обеспечивает беспрепятственный транзит грузов из Европы в Россию, Казахстан и Среднюю Азию.

Суть экспедиторской деятельности состоит в том, чтобы  превратить потребности клиента  в доходы предприятия. Основной способ достижения этой задачи – предложить клиенту качественные услуги по перевозке, таможенному оформлению, конвою, слежению в необходимые сроки.

Объем оказанных  услуг – это основной показатель, характеризующий деятельность предприятия. Объем оказанных услуг крайне важен для установления нормированных  статей затрат – расходов на рекламу, представительских расходов, а также для исчисления целого ряда налогов.

По своему экономическому содержанию объем оказанных услуг  характеризует конечный финансовый результат работы предприятия, выполнения своих обязательств перед потребителями, степень участия в удовлетворении потребностей рынка.

 

 

Таблица 2.1 - Сравнительная таблица показателей деятельности организации, млн. руб.

Наименование показателя

2008 год

2009 год

2010 год

 

Оказано услуг   - всего

международные перевозки

экспедиция

 

6336

6117

219

 

8777

8485

292

 

9595

9221

374


 

На основании  данных из таблицы 2.1 и рисунка 2.1 можно видеть, что организация наращивает объемы оказания услуг.

Рисунок 2.1 – Изменение  показателей деятельности организации  по годам 

Если сравнивать оказание услуг по годам, то в 2009 г. по сравнению с 2008 г. он увеличился на 2441 млн. руб., а в 2010 г. по сравнению с 2009 г. – на 818 млн. руб.

Направления, по которым ООО «Ратипа» осуществляет международные перевозки, и их доля от общего объема представлены на рисунке 2.2.

    

Рисунок 2.2 – Доля направлений международных перевозок от общего объемы перевозок

 

На рост объема оказываемых услуг повлияли:

  • активная рекламная деятельность организации, которая только начинает набирать темпы на данном предприятии;
  • улучшение качества оказываемых услуг за счет использования новых более эффективных технологий (совершенствование парка подвижного состава, повышении квалификации работников);

-   расширение рынков оказания услуг.

 

2.2  Анализ  имущественного положения организации

 

К показателям оценки имущественного положения организации относятся:

- сумма хозяйственных  средств, находящихся в собственности  и распоряжении организации;

-    доля активной  части основных средств;

-     коэффициент  износа основных средств;

-     коэффициент  годности основных средств;

-     коэффициент  обновления;

-     коэффициент выбытия.

Информация о работе Повышение эффективности системы грузоперевозок