Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 12:47, реферат
Краткое описание
В плане-конспекте лекционного курса «Конституционное право Рос- сии» последовательно раскрываются основные характеристики и содержа- ние российского конституционного права – от общих вопросов о его месте и роли в системе национального права, о значении и структуре Конститу- ции РФ – к конкретным характеристикам и содержанию основных консти- туционно-правовых институтов. Порядок изложения соответствует струк- туре Конституции РФ и общей логике построения основ конституционного строя правового государства.
К федеральным специальным
судам относятся Конституционный суд
РФ и система федеральных арбитражных
судов: Высший арбитражный суд РФ, арбитражные
суды округов и арбитражные суды субъектов
Россий-ской Федерации.
К специальным судам субъектов
Российской Федерации относятся конституционные
суды республик и уставные суды иных субъектов
Российской Федерации.
Единство судебной системы
при таком сложном ее построении обес-печивается
в соответствии со ст. 3 Федерального конституционного
закона «О судебной системе Российской
Федерации» за счет отнесения судоуст-ройства
к исключительной компетенции Федерации;
соблюдения всеми федеральными судами
и мировыми судьями единых, установленных
феде-ральным законодательством правил
судопроизводства; применения всеми судами
федерального законодательства, общепризнанных
принципов и норм международного права,
законодательства субъектов Российской
План-конспект лекционного
курса 63
Федерации; признания обязательности
применения судебных постановлений, вступивших
в законную силу на всей территории Российской
Федерации; законодательного закрепления
единого статуса судей; финансирования
федеральных судов и мировых судей из
федерального бюджета.
Принципы и порядок
функционирования судебной системы и деятель-ности входящих в
нее судебных учреждений в основном являются
предметом процессуальных (уголовно-процессуального,
гражданско-процессуального, арбитражно-процессуального)
кодексов. Однако важнейшие из этих прин-ципов,
имеющие конституционный характер, закреплены
в Конституции РФ, федеральных конституционных
и федеральных законах, устанавли-вающих
основы судебной системы. Сюда относятся:
независимость, несменяемость
и неприкосновенность судей (ст. 120–122
Конституции);
сочетание профессиональных
и общественных начал в осуществ-лении
судебной власти (ч. 2 ст. 47, ч. 4 ст. 123 Конституции);
открытость и гласность деятельности
судов (ч. 1, 2 ст. 123 Консти-туции);
состязательность и равноправие
сторон в судопроизводстве (ч. 3 ст. 123 Конституции).
Состояние и тенденции развития
законодательства в сфере судебно-правовой
реформы позволяют сделать общий вывод
о том, что правовые основы для формирования
судебной системы в значительной мере
заложены. Основная задача теперь заключается
в реализации конституционных прин-ципов,
создании необходимых условий и обеспечении
эффективного функционирования судов.
Косвенным подтверждением этому является
преобразование Совета по судебной реформе
при Президенте РФ в Совет при Президенте
РФ по вопросам совершенствования правосудия.
2. Правовая охрана
конституции – это совокупность юридических
средств, с помощью которых достигается
выполнение всех установленных ею норм,
соблюдение режима конституционной законности.
В соответст-вии с федеративным устройством
России на всей ее территории действует
Конституция РФ, а на территориях субъектов
Федерации – конституции (уставы) соответствующих
субъектов, в совокупности образующие
конституционную систему Российской Федерации.
Действие конституционной системы
в России обеспечивается средст-вами парламентского
и внепарламентского контроля.
Парламентский контроль за
соблюдением Конституции РФ осуществ-ляют
палаты Федерального собрания. Внепарламентский
контроль осуще-ствляют Президент РФ,
Конституционный суд РФ, все иные судебные
органы, а также высшие должностные лица
(в том числе главы республик) субъектов
Российской Федерации.
Конституционное право России
64
Соответствующие виды контроля
за соблюдением конституций (уста-вов)
субъектов Российской Федерации осуществляют
законодательные (представительные) органы,
высшие должностные лица, конституционные
(уставные) суды соответствующих субъектов
Федерации, а также иные суды, действующие
на территории этих субъектов.
Контроль может быть предварительным
или последующим в зависи-мости от того,
применяется он к проектам нормативных
правовых актов на предмет их соответствия
конституции или к действующим актам (к
совер-шенным действиям).
Палаты Федерального собрания
осуществляют в соответствии со своими
регламентами контроль за соответствием
Конституции РФ вноси-мых на их рассмотрение
законопроектов (законов). Выявленное
противо-речие является достаточным основанием
для непринятия законопроекта Государственной
Думой, отклонения закона Советом Федерации.
Кроме того, в практике работы палат Федерального
собрания применяется и кон-троль за соответствием
Конституции РФ конституций (уставов)
и иных законодательных актов субъектов
Российской Федерации в форме парламентских
слушаний.
Важную роль в укреплении конституционной
законности играет Пре-зидент РФ. Он выступает
гарантом Конституции и федеральных законов,
вправе в соответствующих случаях отклонять
законы, принятые палатами Федерального
собрания РФ, отменять правовые акты федерального
прави-тельства, а также приостанавливать
действие нормативных актов до реше-ния
вопроса о их законности в судебном порядке.
Особое значение имеет учреждение
в Российской Федерации и в ее субъектах
института судебного конституционного
контроля. Судебный контроль за соблюдением
Конституции РФ возложен на Конституционный
суд РФ, который вправе рассматривать
вопросы о конституционности нормативных
актов, издаваемых федеральными органами
государственной власти и органами государственной
власти субъектов Федерации.
В соответствии с Федеральным
конституционным законом «О судеб-ной
системе Российской Федерации» субъектами
Российской Федерации могут создаваться
конституционные (уставные) суды соответствующих
субъектов. В их компетенцию входит рассмотрение
вопросов о соответст-вии конституциям
(уставам) субъектов Российской Федерации
законов этих субъектов, нормативных правовых
актов, изданных органами госу-дарственной
власти и органами местного самоуправления
на территории соответствующих субъектов,
а также толкование конституций (уставов)
субъектов Федерации.
Решения конституционного (уставного)
суда, принятые в пределах его полномочий,
не могут быть пересмотрены иными судами.
С принятием данного конституционного
закона должны быть пересмотрены те консти-
План-конспект лекционного
курса 65
туции (уставы) субъектов Федерации,
которыми соответствующие суды наделялись
несвойственными им полномочиями, например
такими, как (Республика Саха (Якутия)):
рассмотрение вопросов о соответствии
консти-туции и законам республики актов
государственных органов Российской Федерации,
непосредственно затрагивающих интересы
республики, а также о соответствии Федеративному
договору и Конституции РФ федеральных
законов и иных нормативных правовых актов.
Высший надзор за соблюдением
законности в Российской Федерации, в
том числе и надзор за соблюдением конституционного
законодательства, осуществляют Генеральная
прокуратура и ее органы в субъектах Россий-ской
Федерации совместно с конституционным
контролем со стороны парламента, Правительства,
Президента и других органов и должностных
лиц, конституционный надзор Прокуратуры
является одним из способов правовой охраны
конституционной системы Российской Федерации.
3. Несмотря на отсутствие
какой-либо подчиненности и прямых
форм взаимодействия между федеральным
Конституционным судом и консти-туционными
(уставными) судами субъектов Российской
Федерации, Кон-ституционный суд
РФ играет особую, ведущую роль
в правовой охране режима конституционной
законности и в системе конституционного
правосудия России.
Компетенция, принципы и порядок
организации и деятельности Кон-ституционного
суда РФ устанавливают ст. 125 Конституции
РФ, федеральные конституционные законы
«О судебной системе Российской Федерации»
и «О Конституционном суде Российской
Федерации».
Конституционный суд РФ является
судебным органом конституцион-ного контроля,
самостоятельно и независимо осуществляющим
судебную власть посредством конституционного
судопроизводства. Целями деятель-ности
Конституционного суда являются защита
основ конституционного строя, основных
прав и свобод человека и гражданина, обеспечение
верхо-венства и прямого действия Конституции
РФ.
В соответствии со ст. 125 Конституции
РФ Конституционный суд РФ осуществляет
ряд функций:
разрешает дела о соответствии
Конституции России федеральных законов,
нормативных актов федеральных органов
государствен-ной власти, конституций
(уставов), законов и иных нормативных
актов субъектов Федерации (за исключением
актов, изданных по вопросам исключительного
ведения субъектов), а также не всту-пивших
в силу международных договоров Российской
Федерации. Конституционный суд не вправе
рассматривать эти вопросы по собственной
инициативе, а лишь по запросу определенного
Кон-
Конституционное право России
66
ституцией круга субъектов.
Акты или их отдельные положения, признанные
неконституционными, утрачивают силу;
международ-ные договоры не подлежат введению
в действие и применению;
• разрешает споры о компетенции
между федеральными органами государственной
власти, между ними и органами государственной
власти субъектов Федерации, а также между
высшими органами государственной власти
субъектов Федерации. Право на обраще-ние
в Конституционный суд в связи с возникшим
спором имеет любой из этих органов, а
также Президент РФ в случае его участия
в разрешении разногласий между участниками
спора и недостиже-ния согласованного
решения. По итогам рассмотрения спора
Кон-ституционный суд либо подтверждает
оспариваемое полномочие соответствующего
органа, либо отрицает его, что влечет
за собой утрату изданным в соответствии
с данным полномочием правовым актом юридической
силы;
• проверка по жалобам на нарушение
конституционных прав и сво-бод граждан
и по запросам судов конституционности
закона, при-мененного или подлежащего
применению в конкретном деле. В случае
признания соответствующего закона неконституционным
данное дело подлежит пересмотру компетентным
органом в обыч-ном порядке, а закон или
его отдельные нормы утрачивают юридическую
силу;
• толкование Конституции РФ
по запросам федеральных органов государственной
власти и органов законодательной власти
субъек-тов Федерации. Такое толкование
является официальным и обяза-тельным
для всех государственных органов, органов
местного самоуправления, организаций,
предприятий, должностных лиц, граждан
и их объединений;
• выдача по запросу Совета
Федерации заключения о соблюдении установленного
порядка выдвижения обвинения против
Президента РФ в государственной измене
или совершении иного тяжкого пре-ступления.
Такое заключение должно быть дано не
позднее десяти дней после поступления
запроса. В случае, если Конституционный
суд принял решение о несоблюдении установленного
порядка выдвижения обвинения, процедура
рассмотрения обвинения, пре-дусмотренная
Конституцией РФ, прекращается.
Конституционный суд состоит
из двух палат, полномочных на разре-шение
вопросов в пределах компетенции суда,
за исключением тех вопро-сов, которые
отнесены законом к решению исключительно
на пленарном заседании суда.
План-конспект лекционного
курса 67
Решение по существу рассматриваемого
дела, принятое как в пленарном заседании,
так и в заседании палаты, является решением
Конституционного суда РФ и оформляется
постановлением (решение по запросу о
соблюдении установленного порядка выдвижения
обвинения против Президента РФ называется
заключением, решения по процедурным и
организационным вопросам принимаются
в виде определений). Решение Конституционного
суда РФ окончательное, обжалованию не
подлежит и вступает в силу немедленно
после его провозглашения.
Подробнее см.: 4,
7.
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Основные вопросы
темы
Понятие, общие принципы и функции
местного самоуправления.
Территориальные, организационные
и финансово-экономические основы местного
самоуправления.
Предметы ведения и полномочия
местного самоуправления.
Конституционные и иные гарантии
местного самоуправления.
1. Местное самоуправление
как выражение власти народа составляет
одну из основ конституционного строя
Российской Федерации.
Конституционно-правовая база
местного самоуправления на феде-ральном
уровне установлена Конституцией РФ (ч.
2 ст. 3, 8, 9, 12, 15, ч. 1 п. «н» ст. 72 и гл. 8), а также
Федеральным законом «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации» 1995 г., действующим
до 1 января 2006 г. В октябре 2003 г. опубликован
новый Федеральный закон с одноименным
названием (№131-ФЗ), который всту-пает в
силу в период с 8 октября 2003 г. по 1 января
2006 г.
Местное самоуправление в Российской
Федерации – это признаваемая и гарантируемая
Конституцией РФ самостоятельная и под
свою ответст-венность деятельность населения
по решению непосредственно или через
органы местного самоуправления вопросов
местного значения, исходя из интересов
населения, его исторических и иных местных
традиций. Местное самоуправление осуществляется
в рамках муниципального образования,
под которым понимается городское, сельское
поселение, несколько посе-лений, объединенных
общей территорией, часть поселения, иная
населен-ная территория, в пределах которой
имеются муниципальная собствен-ность,
местный бюджет и выборные органы местного
самоуправления.