Конституционное право в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 12:47, реферат

Краткое описание

В плане-конспекте лекционного курса «Конституционное право Рос- сии» последовательно раскрываются основные характеристики и содержа- ние российского конституционного права – от общих вопросов о его месте и роли в системе национального права, о значении и структуре Конститу- ции РФ – к конкретным характеристикам и содержанию основных консти- туционно-правовых институтов. Порядок изложения соответствует струк- туре Конституции РФ и общей логике построения основ конституционного строя правового государства.

Вложенные файлы: 1 файл

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ.docx

— 140.75 Кб (Скачать файл)

К федеральным специальным судам относятся Конституционный суд РФ и система федеральных арбитражных судов: Высший арбитражный суд РФ, арбитражные суды округов и арбитражные суды субъектов Россий-ской Федерации.

К специальным судам субъектов Российской Федерации относятся конституционные суды республик и уставные суды иных субъектов Российской Федерации.

Единство судебной системы при таком сложном ее построении обес-печивается в соответствии со ст. 3 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» за счет отнесения судоуст-ройства к исключительной компетенции Федерации; соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями единых, установленных феде-ральным законодательством правил судопроизводства; применения всеми судами федерального законодательства, общепризнанных принципов и норм международного права, законодательства субъектов Российской

План-конспект лекционного курса 63

 

 

Федерации; признания обязательности применения судебных постановлений, вступивших в законную силу на всей территории Российской Федерации; законодательного закрепления единого статуса судей; финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Принципы и порядок функционирования судебной системы и деятель-ности входящих в нее судебных учреждений в основном являются предметом процессуальных (уголовно-процессуального, гражданско-процессуального, арбитражно-процессуального) кодексов. Однако важнейшие из этих прин-ципов, имеющие конституционный характер, закреплены в Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законах, устанавли-вающих основы судебной системы. Сюда относятся:

  • независимость, несменяемость и неприкосновенность судей (ст. 120–122 Конституции);

  • сочетание профессиональных и общественных начал в осуществ-лении судебной власти (ч. 2 ст. 47, ч. 4 ст. 123 Конституции);

  • открытость и гласность деятельности судов (ч. 1, 2 ст. 123 Консти-туции);

  • состязательность и равноправие сторон в судопроизводстве (ч. 3 ст. 123 Конституции).

  • Состояние и тенденции развития законодательства в сфере судебно-правовой реформы позволяют сделать общий вывод о том, что правовые основы для формирования судебной системы в значительной мере заложены. Основная задача теперь заключается в реализации конституционных прин-ципов, создании необходимых условий и обеспечении эффективного функционирования судов. Косвенным подтверждением этому является преобразование Совета по судебной реформе при Президенте РФ в Совет при Президенте РФ по вопросам совершенствования правосудия.

  • 2. Правовая охрана конституции – это совокупность юридических средств, с помощью которых достигается выполнение всех установленных ею норм, соблюдение режима конституционной законности. В соответст-вии с федеративным устройством России на всей ее территории действует Конституция РФ, а на территориях субъектов Федерации – конституции (уставы) соответствующих субъектов, в совокупности образующие конституционную систему Российской Федерации.

    Действие конституционной системы в России обеспечивается средст-вами парламентского и внепарламентского контроля.

    Парламентский контроль за соблюдением Конституции РФ осуществ-ляют палаты Федерального собрания. Внепарламентский контроль осуще-ствляют Президент РФ, Конституционный суд РФ, все иные судебные органы, а также высшие должностные лица (в том числе главы республик) субъектов Российской Федерации.

    Конституционное право России 64

     

     

    Соответствующие виды контроля за соблюдением конституций (уста-вов) субъектов Российской Федерации осуществляют законодательные (представительные) органы, высшие должностные лица, конституционные (уставные) суды соответствующих субъектов Федерации, а также иные суды, действующие на территории этих субъектов.

    Контроль может быть предварительным или последующим в зависи-мости от того, применяется он к проектам нормативных правовых актов на предмет их соответствия конституции или к действующим актам (к совер-шенным действиям).

    Палаты Федерального собрания осуществляют в соответствии со своими регламентами контроль за соответствием Конституции РФ вноси-мых на их рассмотрение законопроектов (законов). Выявленное противо-речие является достаточным основанием для непринятия законопроекта Государственной Думой, отклонения закона Советом Федерации. Кроме того, в практике работы палат Федерального собрания применяется и кон-троль за соответствием Конституции РФ конституций (уставов) и иных законодательных актов субъектов Российской Федерации в форме парламентских слушаний.

    Важную роль в укреплении конституционной законности играет Пре-зидент РФ. Он выступает гарантом Конституции и федеральных законов, вправе в соответствующих случаях отклонять законы, принятые палатами Федерального собрания РФ, отменять правовые акты федерального прави-тельства, а также приостанавливать действие нормативных актов до реше-ния вопроса о их законности в судебном порядке.

    Особое значение имеет учреждение в Российской Федерации и в ее субъектах института судебного конституционного контроля. Судебный контроль за соблюдением Конституции РФ возложен на Конституционный суд РФ, который вправе рассматривать вопросы о конституционности нормативных актов, издаваемых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации.

    В соответствии с Федеральным конституционным законом «О судеб-ной системе Российской Федерации» субъектами Российской Федерации могут создаваться конституционные (уставные) суды соответствующих субъектов. В их компетенцию входит рассмотрение вопросов о соответст-вии конституциям (уставам) субъектов Российской Федерации законов этих субъектов, нормативных правовых актов, изданных органами госу-дарственной власти и органами местного самоуправления на территории соответствующих субъектов, а также толкование конституций (уставов) субъектов Федерации.

    Решения конституционного (уставного) суда, принятые в пределах его полномочий, не могут быть пересмотрены иными судами. С принятием данного конституционного закона должны быть пересмотрены те консти-

    План-конспект лекционного курса 65

     

     

    туции (уставы) субъектов Федерации, которыми соответствующие суды наделялись несвойственными им полномочиями, например такими, как (Республика Саха (Якутия)): рассмотрение вопросов о соответствии консти-туции и законам республики актов государственных органов Российской Федерации, непосредственно затрагивающих интересы республики, а также о соответствии Федеративному договору и Конституции РФ федеральных законов и иных нормативных правовых актов.

    Высший надзор за соблюдением законности в Российской Федерации, в том числе и надзор за соблюдением конституционного законодательства, осуществляют Генеральная прокуратура и ее органы в субъектах Россий-ской Федерации совместно с конституционным контролем со стороны парламента, Правительства, Президента и других органов и должностных лиц, конституционный надзор Прокуратуры является одним из способов правовой охраны конституционной системы Российской Федерации.

    3. Несмотря на отсутствие  какой-либо подчиненности и прямых  форм взаимодействия между федеральным  Конституционным судом и консти-туционными (уставными) судами субъектов Российской  Федерации, Кон-ституционный суд  РФ играет особую, ведущую роль  в правовой охране режима конституционной  законности и в системе конституционного  правосудия России.

    Компетенция, принципы и порядок организации и деятельности Кон-ституционного суда РФ устанавливают ст. 125 Конституции РФ, федеральные конституционные законы «О судебной системе Российской Федерации» и «О Конституционном суде Российской Федерации».

    Конституционный суд РФ является судебным органом конституцион-ного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Целями деятель-ности Конституционного суда являются защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верхо-венства и прямого действия Конституции РФ.

    В соответствии со ст. 125 Конституции РФ Конституционный суд РФ осуществляет ряд функций:

  • разрешает дела о соответствии Конституции России федеральных законов, нормативных актов федеральных органов государствен-ной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных актов субъектов Федерации (за исключением актов, изданных по вопросам исключительного ведения субъектов), а также не всту-пивших в силу международных договоров Российской Федерации. Конституционный суд не вправе рассматривать эти вопросы по собственной инициативе, а лишь по запросу определенного Кон-

  • Конституционное право России 66

     

    ституцией круга субъектов. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; международ-ные договоры не подлежат введению в действие и применению;

    • разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, между ними и органами государственной власти субъектов Федерации, а также между высшими органами государственной власти субъектов Федерации. Право на обраще-ние в Конституционный суд в связи с возникшим спором имеет любой из этих органов, а также Президент РФ в случае его участия в разрешении разногласий между участниками спора и недостиже-ния согласованного решения. По итогам рассмотрения спора Кон-ституционный суд либо подтверждает оспариваемое полномочие соответствующего органа, либо отрицает его, что влечет за собой утрату изданным в соответствии с данным полномочием правовым актом юридической силы;

    • проверка по жалобам на нарушение конституционных прав и сво-бод граждан и по запросам судов конституционности закона, при-мененного или подлежащего применению в конкретном деле. В случае признания соответствующего закона неконституционным данное дело подлежит пересмотру компетентным органом в обыч-ном порядке, а закон или его отдельные нормы утрачивают юридическую силу;

    • толкование Конституции РФ по запросам федеральных органов государственной власти и органов законодательной власти субъек-тов Федерации. Такое толкование является официальным и обяза-тельным для всех государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, предприятий, должностных лиц, граждан и их объединений;

    • выдача по запросу Совета Федерации заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого пре-ступления. Такое заключение должно быть дано не позднее десяти дней после поступления запроса. В случае, если Конституционный суд принял решение о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения, процедура рассмотрения обвинения, пре-дусмотренная Конституцией РФ, прекращается.

    Конституционный суд состоит из двух палат, полномочных на разре-шение вопросов в пределах компетенции суда, за исключением тех вопро-сов, которые отнесены законом к решению исключительно на пленарном заседании суда.

    План-конспект лекционного курса 67

     

     

    Решение по существу рассматриваемого дела, принятое как в пленарном заседании, так и в заседании палаты, является решением Конституционного суда РФ и оформляется постановлением (решение по запросу о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ называется заключением, решения по процедурным и организационным вопросам принимаются в виде определений). Решение Конституционного суда РФ окончательное, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно после его провозглашения.

     

    Подробнее см.: 4, 7.

    КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Основные вопросы темы

    1. Понятие, общие принципы и функции местного самоуправления.

    1. Территориальные, организационные и финансово-экономические основы местного самоуправления.

    1. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления.

    1. Конституционные и иные гарантии местного самоуправления.

    1. Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.

    Конституционно-правовая база местного самоуправления на феде-ральном уровне установлена Конституцией РФ (ч. 2 ст. 3, 8, 9, 12, 15, ч. 1 п. «н» ст. 72 и гл. 8), а также Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 г., действующим до 1 января 2006 г. В октябре 2003 г. опубликован новый Федеральный закон с одноименным названием (№131-ФЗ), который всту-пает в силу в период с 8 октября 2003 г. по 1 января 2006 г.

    Местное самоуправление в Российской Федерации – это признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответст-венность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Местное самоуправление осуществляется в рамках муниципального образования, под которым понимается городское, сельское поселение, несколько посе-лений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населен-ная территория, в пределах которой имеются муниципальная собствен-ность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

    Информация о работе Конституционное право в России