Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 12:47, реферат
Краткое описание
В плане-конспекте лекционного курса «Конституционное право Рос- сии» последовательно раскрываются основные характеристики и содержа- ние российского конституционного права – от общих вопросов о его месте и роли в системе национального права, о значении и структуре Конститу- ции РФ – к конкретным характеристикам и содержанию основных консти- туционно-правовых институтов. Порядок изложения соответствует струк- туре Конституции РФ и общей логике построения основ конституционного строя правового государства.
Половина (225) депутатов Думы
избирается на основе мажоритарной системы
по одномандатным (один округ – один депутат)
избирательным округам; избранным считается
кандидат, набравший большее число голо-сов
при условии, что в голосовании приняли
участие не менее 25% общего числа избирателей.
Другие 225 депутатов избираются по общефе-деральному
избирательному округу на основе системы
пропорционального представительства
в Думе избирательных объединений: каждое
избира-тельное объединение, набравшее
более 5% голосов от общего числа прого-лосовавших
избирателей, получает количество депутатских
мандатов, пропорциональное набранному
им количеству голосов.
Государственная Дума собирается
на свое первое заседание на 30-й день после
избрания нового депутатского корпуса.
С этого момента полномочия Государственной
Думы прежнего созыва прекращаются.
Конституция РФ (ст. 109, 111, 117)
устанавливает условия досрочного прекращения
полномочий Государственной Думы. Дума
может быть рас-пущена Президентом РФ
в случаях: трехкратного отклонения представлен-ных(ной)
ей Президентом кандидатур(ры) Председателя
Правительства,
ТЕМА 11 Конституционное право России
48
выражения недоверия Правительству
(дважды в течение трех месяцев) по инициативе
самой Думы, отказа в доверии Правительству.
В этой же статье оговаривается условие,
что Дума не может быть распущена по ос-нованиям
выражения ею недоверия или отказа в доверии
Правительству в течение года после ее
избрания. Устанавливается также, что
Дума не мо-жет быть распущена: с момента
выдвижения ею обвинения против Прези-дента
РФ до принятия соответствующего решения
Советом Федерации; в период действия
военного или чрезвычайного положения;
за полгода (6 мес.) до окончания срока полномочий
Президента РФ. В случае роспуска Думы
Президент РФ назначает дату новых выборов
с тем, чтобы вновь избранная Дума собралась
не позднее чем через четыре месяца с момента
роспуска.
В соответствии с Конституцией
РФ в Совет Федерации
входят по должности по два представителя
от каждого субъекта Российской Федера-ции:
по одному от его представительного и
исполнительного органов госу-дарственной
власти. За время действия российской
Конституции порядок формирования Совета
Федерации, устанавливаемый федеральным
зако-ном, изменялся трижды.
Редакцией Федерального закона
«О порядке формирования Совета Федерации
Федерального собрания Российской Федерации»
от 5 августа 2000 г. предусмотрено, что членом
верхней палаты может быть избран (назначен)
гражданин Российской Федерации не моложе
30 лет, обладаю-щий правом избирать и быть
избранным в органы государственной власти.
Член Совета Федерации – представитель
законодательного (представи-тельного)
органа государственной власти избирается
этим органом на срок полномочий входящих
в него депутатов. Представитель в Совете
Федера-ции от исполнительного органа
государственной власти назначается высшим
должностным лицом (руководителем высшего
исполнительного органа) на срок полномочий
этого органа. Решение об избрании в Совет
Федерации представителя законодательного
органа субъекта Федерации вступает в
силу немедленно, если на очередном или
внеочередном заседа-нии законодательного
(представительного) органа государственной
власти соответствующего субъекта Российской
Федерации против избранного кандидата
проголосуют менее двух третей депутатов.
Полномочия члена Совета Федерации
могут быть прекращены досрочно избравшим
(назначившим) его органом (должностным
лицом) государственной власти в том же
порядке, в котором осуществляется его
избрание (назначение).
2. Общие вопросы организации
деятельности палат Федерального
собрания устанавливаются ст. 95–101
Конституции РФ. В соответствии
с положениями Конституции и
федерального законодательства
Федераль-
План-конспект лекционного
курса 49
ное собрание является постоянно
действующим органом. Палаты Феде-рального
собрания самостоятельно решают вопросы,
отнесенные к их ведению. Совет Федерации
и Государственная Дума заседают раздельно.
Палаты могут собираться совместно для
заслушивания посланий Прези-дента РФ,
посланий Конституционного суда РФ, выступлений
руководителей иностранных государств.
Совет Федерации и Государственная
Дума избирают из своего состава председателей
палат и их заместителей, которые ведут
заседания и ведают внутренним распорядком
палат. Совет Федерации и Государственная
Дума образуют комитеты и комиссии, проводят
по вопросам своего ведения парламентские
слушания. Каждая из палат принимает свой
регламент, устанавливающий официальный
порядок ее деятельности, процедуры подготовки
и решения всех вопросов, отнесенных к
ведению палаты.
Заседания палат являются открытыми,
но каждая из палат вправе про-водить и
закрытые заседания в случаях, предусмотренных
регламентом палаты. Как правило, основанием
для проведения закрытого заседания является
рассмотрение вопросов, связанных с государственной
или иной охраняемой законом тайной, однако
для принятия палатой решения о про-ведении
такого заседания соответствующей мотивировки
не требуется.
Особенности формирования Государственной
Думы и специфика ее деятельности в условиях
представительства политических партий
требуют соответствующих организационных
форм, создаваемых внутри Государст-венной
Думы и способствующих ее эффективной
деятельности. Такой формой являются прежде
всего депутатские объединения, которые
могут быть двух видов: фракции и депутатские
группы. Фракция – это объедине-ние депутатов,
прошедших в Государственную Думу по спискам
опреде-ленной политической партии или
избирательного объединения (блока). Численный
состав фракции соответственно определяется
количеством депутатских мандатов, полученных
партией (избирательным объединением)
по результатам выборов. Депутатская группа
– это объединение депутатов, прошедших
в Государственную Думу по одномандатным
округам, сфор-мировавшееся после начала
работы Думы. Численность депутатской
группы в соответствии с регламентом Государственной
Думы должна быть не менее 35 депутатов.
Все депутатские объединения, вне зависимости
от способа их образования, имеют практически
равные права на участие в решении организационных
вопросов работы палаты. Так, комитеты
Думы образуются на основе пропорционального
представительства депу-татских объединений.
Руководители депутатских объединений
представ-лены наряду с председателем
палаты в Совете Государственной Думы,
создаваемом для предварительной подготовки
организационных решений по вопросам
деятельности палаты.
Конституционное право России
50
3. Правовые основы статуса
члена Совета Федерации и депутата
Государственной Думы установлены
Конституцией РФ и Федеральным
законом «О статусе депутата
Совета Федерации и депутата
Государствен-ной Думы Федерального
собрания Российской Федерации».
Депутаты Государственной Думы
работают на постоянной профес-сиональной
основе. В соответствии с новым порядком
формирования Совета Федерации то же самое
относится и к его членам. Члены Совета
Федерации и депутаты Думы не могут замещать
иные выборные должно-сти, заниматься
другой оплачиваемой деятельностью, кроме
преподава-тельской, научной и творческой
деятельности. Члены Совета Федерации
и депутаты Государственной Думы обладают
неприкосновенностью в те-чение всего
срока их полномочий. Вопрос о лишении
их неприкосновенности решается соответствующей
палатой Федерального собрания по представ-лению
Генерального прокурора РФ.
Упомянутый закон определяет
формы работы парламентариев в соот-ветствующих
палатах Федерального собрания, задачи
и формы работы депутатов Государственной
Думы со своими избирателями, устанавливает
соответствующие обязанности парламентариев
и регламентирует необхо-димые для их
работы условия.
4. В соответствии с
Конституцией РФ для осуществления
контроля за исполнением федерального
бюджета Совет Федерации и
Государственная Дума образуют Счетную палату;
Государственная Дума назначает на должность
и освобождает от должности уполномоченного
по правам человека.
Состав и порядок деятельности
Счетной палаты регулируются Феде-ральным
законом «О Счетной палате Российской
Федерации». В соответ-ствии с законом
Счетная палата Российской Федерации
– постоянно дей-ствующий орган государственного
финансового контроля, образуемый Федеральным
собранием и подотчетный ему. В ведении
Счетной палаты – организация и осуществление
контроля за исполнением федерального
бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных
фондов; определение эффективности и целесообразности
расходов федерального бюджета и ис-пользования
федеральной собственности; финансовая
экспертиза проектов федеральных законов
и нормативных актов федеральных органов
исполни-тельной власти, влияющих на доходную
и расходную части федерального бюджета.
Закон устанавливает возможность образования
аналогичных государственных органов
в субъектах Российской Федерации соответст-вующими
законодательными (представительными)
органами.
Уполномоченный
по правам человека в Российской Федерации – должностное
лицо, действующее в соответствии с федеральным
конститу-ционным законом в целях обеспечения
гарантий государственной защиты
План-конспект лекционного
курса 51
прав и свобод граждан. Уполномоченный
назначается на должность сро-ком на пять
лет; в своей деятельности он независим
и неподотчетен каким-либо государственным
органам и должностным лицам. В соответствии
с законом в субъектах Российской Федерации
могут учреждаться соответ-ствующие должности
уполномоченных по правам человека.
Уполномоченный рассматривает
жалобы граждан Российской Феде-рации
и находящихся на территории Российской
Федерации иностранных граждан и лиц без
гражданства на решения или действия государственных
органов, должностных лиц и государственных
служащих, если ранее заявитель обжаловал
эти решения или действия в судебном либо
админи-стративном порядке, но не согласен
с результатами такого обжалования. При
массовых или грубых нарушениях прав и
свобод граждан уполномо-ченный вправе
принять по собственной инициативе соответствующие
меры в пределах своей компетенции.
Подробнее см.: 5,
7.
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Основные вопросы
темы
Понятие исполнительной власти
в современном российском конститу-ционном
праве.
Место и роль Правительства
РФ в системе исполнительной власти Рос-сийской
Федерации.
Организация деятельности и
полномочия Правительства РФ.
Порядок формирования Правительства
и федеральных органов испол-нительной
власти.
Политическая ответственность
Правительства и порядок прекращения
его полномочий.
1. С принятием Конституции
РФ 1993 г. понятие «исполнительная
власть» вошло в широкий оборот и постепенно
вытесняет использовав-шийся ранее в конституционном
и административном законодательстве
термин «государственное управление».
Принципиально изменилась и кон-цепция
исполнительной власти: теперь Президент
РФ не является главой исполнительной
власти; в соответствии с принципом разделения
властей исполнительная власть отделена
от законодательной и судебной властей
и действует самостоятельно; исполнительная
власть ориентирована прежде всего на
реализацию законов, ее основным назначением
стала организация исполнения актов законодательной
власти и главы государства; организа-ция
исполнительной власти в Российской Федерации
строится в соответст-вии с конституционными
принципами федерализма и самостоятельности
местного самоуправления.
ТЕМА 12 Конституционное право России
52
В рамках конституционного
права на федеральном уровне регулиру-ются
правовой статус Правительства РФ, его
состав, порядок образования и деятельности,
отношения с Президентом РФ и Федеральным
собранием, организация, полномочия и
порядок деятельности федеральных органов
исполнительной власти, а также общие
принципы организации исполни-тельной
власти в субъектах Российской Федерации.
Правовой статус орга-нов исполнительной
власти субъектов Федерации, порядок их
образования и деятельности регулируются
конституционно-правовыми актами этих
субъектов. Общественные отношения, возникающие
в процессе деятельно-сти органов исполнительной
власти, регулируются в основном нормами
административного законодательства
в соответствии с разграничением полномочий
между Федерацией и ее субъектами в сфере
их совместного ведения.
Вместе с тем поскольку исполнительная
власть является государст-венным механизмом
реализации законов, на ее деятельность
оказывают влияние практически все законодательные
акты, принимаемые как на федеральном
уровне, так и на уровне субъектов Федерации.
2. Основы построения
системы исполнительной власти Российской
Федерации, место и роль Правительства
РФ в этой системе устанавлива-ются Конституцией
РФ следующим образом: Правительство РФ
осуществ-ляет исполнительную власть
в Российской Федерации (ч. 1 ст. 110); в пре-делах
ведения Российской Федерации и полномочий
Российской Федерации по предметам совместного
ведения Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации федеральные органы
исполнительной власти и ор-ганы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
образуют единую систему исполнительной
власти в Российской Федерации (ч. 2 ст.
77); Правительство РФ, наряду с Президентом
РФ, обеспечивает осуществление полномочий
федеральной государственной власти на
всей территории РФ (ч. 4 ст. 78).
Для реализации Правительством
РФ его полномочий формируется система
федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с Указом Президента РФ
«О системе федеральных органов исполнитель-ной
власти» в эту систему входят: федеральные
министерства, проводящие государственную
политику и осуществляющие управление
в установлен-ной сфере деятельности,
а также координирующие деятельность
в этой сфере иных федеральных органов
исполнительной власти; государствен-ные
комитеты Российской Федерации, осуществляющие
межотраслевую координацию по вопросам,
отнесенным к их ведению, а также функцио-нальное
регулирование в определенной сфере; иные
федеральные органы исполнительной власти
(федеральные службы России, российские
агентства, федеральные надзоры), осуществляющие
специальные (исполнительные,