Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 12:47, реферат
Краткое описание
В плане-конспекте лекционного курса «Конституционное право Рос- сии» последовательно раскрываются основные характеристики и содержа- ние российского конституционного права – от общих вопросов о его месте и роли в системе национального права, о значении и структуре Конститу- ции РФ – к конкретным характеристикам и содержанию основных консти- туционно-правовых институтов. Порядок изложения соответствует струк- туре Конституции РФ и общей логике построения основ конституционного строя правового государства.
обладание учредительной властью,
право принятия своих консти-туций (уставов);
самостоятельность в установлении
своей системы органов государ-ственной
власти, в создании собственного законодательства
в сфере соответствующей компетенции;
право на участие в решении
общефедеральных вопросов, в том числе
в принятии федеральных законов;
равноправие во взаимоотношениях
с федеральными органами государственной
власти.
Конституционное право России
28
Субъекты Российской Федерации,
однако, не обладают полным суве-ренитетом.
Они не имеют права на свободный выход
из Федерации и права изменения своего
статуса без согласия Российской Федерации;
они не яв-ляются субъектами международного
публичного права и осуществляют международные
и внешние экономические связи в пределах,
установлен-ных федеральным законом; принимаемые
ими вне сферы собственной исключительной
компетенции нормативные правовые акты
не должны противоречить Конституции
Российской Федерации, а также федеральным
законам.
Субъекты, входящие в Российскую
Федерацию, разделяются на три основных
вида: первый – республики (их 21); второй
– края (6), области (49), города федерального
значения (Москва и Санкт-Петербург); третий
– автономная область (1) и автономные
округа (10).
Республики в составе
Российской Федерации имеют статус государства и
образованы по национальному принципу.
Наименования республик про-исходят от
названия коренных этнических групп, проживающих
на их тер-риториях (которые, однако, в
подавляющем числе случаев не составляют
большинства соответствующего населения).
Республика как государство имеет свою
конституцию, государственные символы
(герб, флаг и гимн), органы государственной
власти, включая главу государства. Республика
вправе устанавливать свой государственный
язык, употребляемый в госу-дарственных
органах и органах местного самоуправления
наряду с госу-дарственным языком Российской
Федерации. Некоторые республики ввели
свое гражданство, охватываемое единым
российским гражданством.
Края, области, города
федерального значения являются государст-венно-территориальными
образованиями в составе Российской Федерации.
Их статус устанавливается Конституцией
РФ и уставами, принимаемыми в соответствии
с Конституцией РФ, законодательными (представительными)
органами соответствующего субъекта Российской
Федерации. Эти субъекты Федерации также
имеют свои органы государственной власти
и свое зако-нодательство.
Автономные образования – автономная область и автономные
округа представляют собой национально-государственные
образования. Их сле-дует рассматривать
как конституционную форму реализации
права мало-численных народов Севера,
Сибири и Дальнего Востока на свое сохране-ние
и развитие через приобретение собственной
государственности. Статус автономных
образований при основных сходных чертах
со статусом иных субъектов Федерации
имеет определенные отличия. девять из
десяти авто-номных округов входят в состав
тех или иных областей или краев, что порождает
определенные проблемы в реализации конституционного
положения о равноправии субъектов Федерации. План-конспект лекционного
курса 29
В соответствии с Конституцией
РФ отношения таких автономных округов
с соответствующими краями (областями)
могут регулироваться федеральным законом
и договорами между органами государственной
власти автономного округа и края (области).
Кроме того, по представле-нию законодательных
и исполнительных органов автономного
образова-ния может быть принят федеральный
закон об автономной области, авто-номном
округе.
Подробнее см.: 3,
5.
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО, СИСТЕМА И ПРОЦЕСС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Основные вопросы
темы
1. Понятия избирательной
системы, избирательного права и
процесса.
2. Принципы и источники
российского избирательного права.
3. Избирательный процесс
и его основные стадии.
4. Финансирование выборов.
5. Гарантии избирательных
прав граждан.
1. В соответствии с
Конституцией РФ свободные выборы
наряду с ре-ферендумом являются
высшей формой народовластия. Они
обеспечивают гражданам непосредственное
участие в формировании органов
государст-венной власти и местного
самоуправления.
Под избирательной системой
понимается совокупность общественных
отношений, складывающихся в процессе
выборов.
Избирательное право может пониматься в двух значениях.
Избира-тельное право в объективном смысле
– это совокупность конституционно-правовых
норм, закрепляющих принципы, порядок
организации и прове-дения выборов в органы
государственной власти и местного самоуправле-ния.
Избирательное право в субъективном смысле
– это гарантированная государством возможность
гражданина участвовать в выборах. В этом
зна-чении различается активное избирательное
право – право граждан Россий-ской Федерации
избирать и пассивное избирательное право
– право граждан быть избранными в органы
государственной власти и местного самоуправ-ления.
Избирательный процесс – это порядок назначения, подготовки,
про-ведения и подведения итогов выборов.
2. Современное российское
избирательное право основывается
на ря-де принципов. Основными
из них являются: всеобщность
избирательного права (в субъективном
смысле), равенство граждан при
выборах, прямые выборы, тайное голосование.
ТЕМА 7 Конституционное право России
30
Всеобщий характер
избирательного права означает возможность для каждого
гражданина при достижении 18-летнего возраста
пользоваться своим активным, а при достижении
возраста, определяемого Конституцией
Российской Федерации, федеральными законами,
законами субъектов Рос-сийской Федерации,
– пассивным избирательным правом без
каких-либо дискриминирующих условий.
Для кандидатов в депутаты представительных
органов Российской Федерации и ее субъектов,
а также для кандидатов на выборах в органы
местного самоуправления устанавливается
общее возрастное ограничение – не моложе
21 года, на выборах глав субъектов Российской
Федерации – не моложе 35 лет. Ограничения
избирательного права по максимальному
возрасту не допускаются. Исключения из
правила всеобщности установлены Конституцией
РФ: не имеют права избирать и быть избранными
граждане, признанные судом недееспособными,
а также содержащиеся в местах лишения
свободы по приговору суда. Законода-тельством
могут также устанавливаться дополнительные
условия на при-обретение активного и
пассивного избирательного права в связи
с посто-янным или преимущественным проживанием
на конкретной территории.
Принцип равенства
граждан Российской Федерации при выборах означают, что каждый
избиратель наравне с другими имеет только
один голос по одному избирательному округу.
Прямые выборы (в отличие от косвенных или
многоступенчатых) означает, что все избираемые
депутаты представительных органов и
долж-ностные лица избираются непосредственно
избирателями.
Тайное голосование выражается в исключении какого-либо
контроля за волеизъявлением избирателя.
Основополагающие принципы
дополняются рядом других, также важных
для демократической организации избирательного
процесса, раз-вития политической структуры
общества и представительных органов.
К этим принципам относятся: свобода и
добровольный характер выборов; участие
общественности и общественный контроль
в избирательном про-цессе; гласность
и открытый характер выборов; сочетание
мажоритарной и пропорциональной систем1 при выборах в представительные
органы; равенство возможностей и состязательность
кандидатов; полнота избира-тельных прав
граждан Российской Федерации, проживающих
за рубежом;
1 При мажоритарных выборах голосование
проводится за конкретных кандидатов
по территори-альным избирательным округам.
Различаются мажоритарные системы: абсолютного
большинства – при которой победившим
считается кандидат, получивший более
50% голосов, и относительного боль-шинства
– при которой победившим считается кандидат,
получивший наибольшее число голосов
из всех кандидатов; в любом случае необходимо
наличие законодательно установленного
избирательного кво-рума. Под системой
пропорционального представительства
понимается распределение мест в законода-тельном
(представительном) органе между политическими
партиями и избирательными объединениями,
перешагнувшими законодательно установленный
избирательный барьер, в соответствии
с относитель-ным количеством набранных
каждой (каждым) из них голосов. План-конспект лекционного
курса 31
запрет на проведение выборов
одновременно с проведением референдума
Российской Федерации; отказ от императивного
мандата; юридическая защищенность избирателей
и кандидатов.
Большинство этих принципов
имеет уже сегодня безусловный и неос-поримый
характер; с некоторыми из них связаны
определенные проблем-ные вопросы, например,
такие, как квота мест в представительных
органах, замещаемых путем выборов по
пропорциональной системе; целесообраз-ность
отказа на местных выборах от императивного
мандата, обладатель которого связан с
наказами избирателей и может быть ими
отозван. По существу, эти принципы пока
проходят апробацию.
Нормы российского избирательного
права находятся в состоянии раз-вития;
их основными источниками являются: Конституция
РФ, федераль-ные законы о гарантиях избирательных
прав граждан Российской Федера-ции, о
выборах Президента РФ, о выборах депутатов
Государственной Думы, соответствующее
законодательство субъектов Российской
Федера-ции, а также уставы муниципальных
образований.
3. Общая регламентация
избирательного процесса содержится
в Законе о гарантиях избирательных
прав граждан. Отдельные вопросы,
связанные со спецификой конкретных
выборов, например, выборов Президента
РФ, депутатов Государственной Думы,
выборов в представительные органы
государственной власти субъектов
Российской Федерации и т.п., уточня-ются
в соответствующих законодательных
актах и рассматриваются в
со-ответствующих темах курса.
Нормативное регулирование
избирательного процесса включает в се-бя
регламентацию общих вопросов организации
и обеспечения выборов, а также процедурных
вопросов на каждом этапе процесса. К организаци-онно-правовым
вопросам относятся, например, такие: система,
статус, срок полномочий и порядок формирования
избирательных комиссий, статус их членов;
финансовое обеспечение выборов; использование
государственной автоматизированной
информационной системы при проведении
выборов и т.п.
В соответствии с федеральным
законом избирательный процесс состоит
из следующих обязательных этапов: назначение
выборов уполно-моченным органом; регистрация
(учет) и составление списков избирате-лей,
обладающих активным избирательным правом
на основании данных органов регистрационного
учета населения; образование избирательных
округов исходя из требования примерного
равенства числа избирателей в каждом
из них; образование избирательных участков
из расчета не более чем 3 тыс. избирателей
на каждом из них; выдвижение кандидатов
(спи-сков кандидатов), сбор и проверка
достоверности подписей в их поддерж-ку;
регистрация кандидатов избирательными
комиссиями; проведение предвыборной
агитации в установленных законодательством
формах и при Конституционное право России
32
обеспечении равных условий
доступа кандидатов к СМИ; организация
и проведение голосования; подсчет голосов
и протоколирование итогов голосования
участковыми избирательными комиссиями;
определение результатов выборов избирательными
комиссиями, законодательно наде-ленными
этим правом; организация и проведение
(при признании выборов несостоявшимися
или итогов голосования – недействительными)
повтор-ного голосования или повторных
выборов; опубликование итогов голосо-вания
и результатов выборов.
Законодательством о гарантиях
избирательных прав граждан, а также о
порядке проведения конкретных выборов
детально регламентируются условия, сроки
и процедуры осуществления каждого этапа
избирательного процесса, а также вопросы
организации и обеспечения выборов на
каждом этапе.
4. Финансирование
мероприятий, связанных с организацией
и прове-дением выборов различного
уровня в Российской Федерации, осуществля-ется
в основном за счет средств соответствующего
бюджета (федерального, субъекта Федерации,
местного). Расходы избирательных комиссий
преду-сматриваются в соответствующем
бюджете отдельной строкой.
Помимо этих средств для финансирования
предвыборной кампании кандидаты и избирательные
объединения вправе использовать собствен-ные
средства и добровольные пожертвования.
Кандидаты и избирательные
объединения вправе создавать избира-тельные
фонды, объединяющие бюджетные средства,
выделенные соот-ветствующей избирательной
комиссией; собственные средства; средства,
выделенные кандидату выдвинувшим его
избирательным объединением, блоком, инициативной
группой избирателей; добровольные пожертвова-ния
физических или юридических лиц. Финансирование
выборов ино-странными юридическими и
физическими лицами не допускается.