Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 12:47, реферат
Краткое описание
В плане-конспекте лекционного курса «Конституционное право Рос- сии» последовательно раскрываются основные характеристики и содержа- ние российского конституционного права – от общих вопросов о его месте и роли в системе национального права, о значении и структуре Конститу- ции РФ – к конкретным характеристикам и содержанию основных консти- туционно-правовых институтов. Порядок изложения соответствует струк- туре Конституции РФ и общей логике построения основ конституционного строя правового государства.
Правовое закрепление местного
самоуправления основывается на ряде
принципов.
ТЕМА 15 Конституционное право России
68
Принципы местного
самоуправления как института народовластия:
гарантированное государством
равное право граждан на самостоя-тельное
решение вопросов местного значения;
самостоятельность местного
самоуправления и его организаци-онная
обособленность от системы органов государственной
власти;
реализация прав граждан (населения)
на демократию, соблюдение прав и свобод,
законность и гласность деятельности
органов мест-ного самоуправления.
Принципы организации
и деятельности местного самоуправления:
территориальная основа и пределы
местного самоуправления;
многообразие организационных
форм местного самоуправления при обязательном
наличии и законодательно закрепленной
исклю-чительной компетенции представительного
органа;
соответствие финансово-экономических
и материальных ресурсов полномочиям
местного самоуправления;
ответственность органов и
должностных лиц местного самоуправ-ления
перед населением и государством, физическими
и юридиче-скими лицами.
Функциями (основными
видами деятельности) местного самоуправ-ления являются:
обеспечение участия населения
в решении вопросов местного зна-чения;
управление муниципальной собственностью,
финансовыми сред-ствами муниципального
образования;
обеспечение социально-экономического
развития территории муниципального образования;
удовлетворение потребностей
населения в социально-культурных, коммунально-бытовых
и иных жизненно важных услугах;
охрана общественного порядка,
обеспечение режима законности на данной
территории;
защита интересов и прав местного
самоуправления, гарантирован-ных Конституцией
РФ и федеральным законодательством.
2. Территориальные
основы местного самоуправления представляют
собой урегулированные нормативными правовыми
актами вопросы терри-ториальной организации
местного самоуправления, состава и границ
План-конспект лекционного
курса 69
территории муниципального
образования, порядка их установления
и из-менения.
Конституция РФ дает лишь общее
представление о том, что местное самоуправление
осуществляется в городских, сельских
поселениях и на других территориях с
учетом местных традиций. Федеральный
закон «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации» закрепляет положение, в соответствии
с которым население городского, сельского
поселения независимо от его численности
не может быть лишено права на осуществление
местного самоуправления. Террито-рии
же конкретных муниципальных образований
– городов, поселков, рай-онов (уездов),
сельских округов и др. – устанавливаются
в соответствии с федеральными законами
и законами субъектов Российской Федерации
с обязательным учетом мнения населения.
Законом субъекта Российской Федерации
определяется также порядок образования,
объединения, преоб-разования или упразднения
муниципальных образований, установления
и изменения их границ. Границы и состав
территории муниципального образования
указываются в его уставе. Вопросы об образовании
и преоб-разовании внутригородских муниципальных
образований отнесены феде-ральным законом
к предмету регулирования устава города
и к компетенции представительного органа
местного самоуправления города. Допускается,
что одно муниципальное образование может
быть образовано в границах другого, однако
без какой-либо подчиненности муниципальных
образова-ний друг другу.
Организационные
основы местного самоуправления определяют структуру органов
местного самоуправления, порядок, формы
и принципы их деятельности, а также организацию
муниципальной службы.
В соответствии с Конституцией
РФ структура органов местного само-управления
определяется населением самостоятельно.
Федеральный закон относит к таким органам
выборные органы, образуемые в соответствии
с федеральным законом, законами субъектов
Российской Федерации, уста-вами муниципальных
образований; другие органы, образуемые
в соответ-ствии с уставами муниципальных
образований. Наличие выборных орга-нов
является обязательным.
Федеральный закон устанавливает
порядок образования и вопросы исключительного
ведения представительного органа местного
самоуправ-ления: он состоит из депутатов,
избираемых на основе всеобщего, равного
и прямого избирательного права при тайном
голосовании; в отдельных поселениях может
быть предусмотрена возможность осуществления
пол-номочий представительных органов
собраниями, сходами граждан; в ис-ключительном
ведении представительных органов находятся:
принятие общеобязательных правил по
предметам ведения муниципального образо-
Конституционное право России
70
вания, утверждение местного
бюджета, программ развития муниципального
образования, установление местных налогов,
порядка управления и распо-ряжения муниципальной
собственностью, контроль за деятельностью
органов и должностных лиц местного самоуправления.
Органы местного самоуправления не входят
в систему органов государственной власти
и управления.
Уставом муниципального образования
могут быть предусмотрены, помимо представительного
органа, должность главы муниципального
образования – выборного должностного
лица, возглавляющего деятель-ность по
осуществлению местного самоуправления,
должности иных выборных должностных
лиц, а также иные органы и должностные
лица местного самоуправления.
Федеральным законом устанавливаются
также формы прямого воле-изъявления граждан
(местный референдум, муниципальные выборы),
а также иные формы осуществления местного
самоуправления, такие, как собрания (сходы)
граждан, народная правотворческая инициатива,
терри-ториальное общественное самоуправление
и некоторые другие.
Лица, осуществляющие службу
на должностях в органах местного самоуправления,
являются муниципальными служащими. Правовая
регла-ментация муниципальной службы
определяется уставом муниципального
образования в соответствии с федеральным
законом и законами субъектов Российской
Федерации о муниципальной службе. Муниципальная
служба не относится к государственной
службе.
Финансово-экономическую
основу местного самоуправления состав-ляют муниципальная
собственность, местные финансы, имущество,
нахо-дящееся в государственной собственности
и переданное в управление органам местного
самоуправления, а также иная собственность,
служащая удовлетворению потребностей
населения муниципального образования.
Федеральный закон «Об общих принципах
организации местного само-управления
в Российской Федерации» устанавливает
правовые основы, определяющие состав
муниципальной собственности и порядок
осуществ-ления права собственника, доходную
базу и порядок формирования мест-ных
бюджетов, государственные гарантии обеспечения
минимальных местных бюджетов на основе
нормативов минимальной бюджетной обес-печенности
и минимальных государственных социальных
стандартов на удовлетворение жизненных
потребностей населения в сферах ведения
муниципальных образований, определяет
иные принципиальные вопросы обеспечения
финансово-экономической основы местного
самоуправления. Вопросы формирования
и использования местных финансов регулируются
также Федеральным законом «О финансовых
основах местного само-
План-конспект лекционного
курса 71
управления в Российской Федерации»,
бюджетным и налоговым законода-тельством.
3. Полномочия местного
самоуправления Российской Федерации
– это законодательно закрепленные за
населением, выборными и иными органами
местного самоуправления права и обязанности,
необходимые для осущест-вления задач
и функций местного самоуправления по
предметам его ведения.
Федеральный закон «Об общих
принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации» определяет предметы ведения
местного самоуправления как вопросы
местного значения, а также отдель-ные
государственные полномочия, которыми
могут наделяться органы местного самоуправления.
Закон устанавливает перечень вопросов
местного значения, а также формулирует
основные принципы наделения органов
местного самоуправления иными полномочиями:
муниципальные образования
вправе принимать к своему рассмот-рению
иные (сверх установленных данным законом)
вопросы, не исключенные из их ведения
и не отнесенные к ведению других муниципальных
образований и органов государственной
власти федеральными законами и законами
субъектов Федерации;
наделение органов местного
самоуправления отдельными разовыми государственными
полномочиями осуществляется только в
соот-ветствии с федеральными законами,
законами субъектов Россий-ской Федерации
с одновременной передачей им необходимых
материальных и финансовых средств соответственно
из федераль-ного бюджета или бюджета
субъекта Российской Федерации, в за-висимости
от того, какой государственный орган
или должностное лицо – федеральный или
субъекта Российской Федерации передает
органу местного самоуправления свои
полномочия. Орган местного самоуправления
реализует переданные полномочия за счет
пере-численных бюджетных средств. Ответственность
за неисполнение органом местного самоуправления
переданных полномочий в связи с неперечислением
бюджетных средств исключается.
В соответствии с таким подходом
полномочия местного самоуправле-ния
подразделяются на две группы:
собственные полномочия, которые
признает за муниципальным образованием
государство как необходимые для самостоятельного
решения населением вопросов местного
значения;
отдельные государственные
полномочия, которыми могут законом наделяться
органы местного самоуправления.
Конституционное право России
72
Следствием реализации этих
полномочий являются возникновение, изменение,
прекращение правомочий органов и должностных
лиц местного самоуправления, а также
прав и обязанностей предприятий, учреждений,
организаций, иных юридических лиц и граждан.
Соответствующие право-отношения регулируются
в основном нормами формирующейся в настоя-щее
время отрасли муниципального права.
4. Система гарантий прав
местного самоуправления охватывает
всю совокупность условий и
средств, обеспечивающих их реализацию
и право-вую защиту. Она включает
в себя юридические гарантии
и общие гаран-тии, такие, как существующие
в обществе экономические, политические,
культурные и духовные условия
становления и деятельности местного
самоуправления.
Основы юридических гарантий
местного самоуправления установлены
Конституцией РФ. При этом к основам конституционного
строя России относятся следующие положения:
в Российской Федерации признается и гарантируется
местное самоуправление (ст. 12); местное
самоуправление является формой осуществления
народом своего неотъемлемого права на
власть (ч. 2. ст. 3); в Российской Федерации
наряду с другими формами собственности
признается и защищается муниципальная
собственность, в том числе на землю (ч.
2 ст. 8, ч. 2 ст. 9).
Гл. 8 Конституции РФ содержит
дополнительные гарантии организа-ционной
и финансово-экономической самостоятельности
местного само-управления, а также гарантии
его права на судебную защиту, на компенса-цию
дополнительных расходов, возникших в
результате решений, приня-тых органами
государственной власти, и гарантии на
запрет ограничения любых прав местного
самоуправления, установленных Конституцией
РФ и федеральными законами.
Федеральный закон «Об общих
принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации» конкретизирует
гарантии мест-ного самоуправления, установленные
Конституцией, в том числе за счет:
обязательности решений, принятых
путем прямого волеизъявления граждан,
а также органами и должностными лицами
местного самоуправления для исполнения
всеми расположенными на терри-тории муниципального
образования предприятиями и организа-циями
независимо от их организационно-правовых
форм, а также органами местного самоуправления
и гражданами;