Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 12:47, реферат
Краткое описание
В плане-конспекте лекционного курса «Конституционное право Рос- сии» последовательно раскрываются основные характеристики и содержа- ние российского конституционного права – от общих вопросов о его месте и роли в системе национального права, о значении и структуре Конститу- ции РФ – к конкретным характеристикам и содержанию основных консти- туционно-правовых институтов. Порядок изложения соответствует струк- туре Конституции РФ и общей логике построения основ конституционного строя правового государства.
конституционности: никакие
нормативные правовые акты, прини-маемые
на уровне Федерации или ее субъектов,
не могут перерас-пределять и (или) исключать
установленные Конституцией РФ предметы
ведения Российской Федерации и предметы
совместного ведения Федерации и ее субъектов,
изменять конституционно-правовой статус
субъектов Федерации, ущемлять конституцион-ные
права и свободы человека и гражданина,
нарушать государст-венную целостность
Российской Федерации и единство системы
государственной власти;
Конституционное право России
38
верховенства Конституции Российской
Федерации и федеральных законов: договоры
и соглашения между федеральными органами
государственной власти и органами государственной
власти субъ-ектов Федерации должны соответствовать
положениям федераль-ного законодательства,
принятым по предметам ведения Россий-ской
Федерации и предметам совместного ведения;
в случае такого несоответствия действуют
федеральные нормы;
равноправия субъектов Российской
Федерации: все субъекты Рос-сийской Федерации
равноправны во взаимоотношениях с феде-ральными
органами государственной власти, в том
числе при подготовке и заключении договоров
и соглашений;
недопустимости ущемления прав
и интересов субъектов Россий-ской Федерации:
при разграничении предметов ведения
и полно-мочий в отношении одного из субъектов
Российской Федерации недопустимо нарушение
прав и интересов других субъектов;
добровольности заключения
договоров и соглашений: договоры и соглашения
заключаются на добровольной основе;
по вопросам, отнесенным Конституцией
РФ к предметам совмест-ного ведения Федерации
и ее субъектов, издаются федеральные
законы, устанавливающие основы (общие
принципы) правового регулирования; в
случае принятия федеральных законов
исчерпы-вающего характера (кодексов и
других законов прямого действия) должны
быть предусмотрены процедуры полноценного участия
в их разработке законодательных органов
субъектов Федерации; до принятия соответствующих
федеральных законов субъекты Федерации
вправе осуществлять собственное правовое
регулиро-вание.
Таким образом, приведенные
положения Конституции РФ и текущего федерального
законодательства создают определенные
правовые предпо-сылки для единства и
целостности системы государственной
власти в Рос-сии; остальные вопросы курса,
посвященные конституционно-правовому
институту «Основы системы органов государственной
власти», следует рассматривать прежде
всего под углом зрения достаточности
этих предпо-сылок для эффективного и
согласованного функционирования государст-венной
власти.
Подробнее см.: 1,
2, 4, 5.
ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Основные вопросы
темы
Конституционно-правовой статус
Президента РФ.
Порядок избрания, срок и порядок
прекращения полномочий Прези-дента РФ.
Полномочия Президента РФ.
Контроль за деятельностью
Президента РФ.
ТЕМА 9 План-конспект лекционного
курса 39
1. Институт президентства
был учрежден в РСФСР в составе
СССР в 1991 г. Первоначально статус Президента
РСФСР определялся специ-альным законом
о Президенте РСФСР, основные положения
которого за-тем были включены в действовавшую
в тот период Конституцию РСФСР 1978 г. В
настоящее время правовой статус,
порядок избрания, полномо-чия и порядок
прекращения полномочий Президента РФ
регулируются гл. 4 Конституции РФ. Принятие
специального закона о Президенте РФ Конституцией
не предусматривается. Основы правового
статуса Президента РФ отражены в ряде
конституционных положений.
В соответствии со ст. 80 Конституции
РФ Президент РФ:
является главой государства;
гарантом Конституции РФ, прав
и свобод человека и гражданина;
в установленном Конституцией
РФ порядке принимает меры по охране суверенитета
Российской Федерации, ее независимо-сти
и государственной целостности, обеспечивает
согласованное функционирование и взаимодействие
органов государственной власти;
в соответствии с Конституцией
РФ и федеральными законами определяет
основные направления внутренней и внешней
поли-тики государства.
Президент РФ в соответствии
с ч. 4 ст. 78 Конституции РФ обеспечи-вает
осуществление полномочий федеральной
государственной власти на всей территории
Российской Федерации.
Президент РФ обладает неприкосновенностью.
Для Президента РФ не предусмотрена политическая
ответственность, т.е. ответственность
за про-водимую им политику, подобная той,
которая существует в отношении Правительства.
Однако Президент может нести государственно-правовую
ответственность в форме отрешения его
от должности. Основанием для ее наступления
являются совершение Президентом государственной
измены или иного тяжкого преступления.
2. Порядок избрания Президента
РФ регулируется ст. 81 Конституции
РФ и Федеральным законом «О
выборах Президента РФ». Президент
РФ избирается на четыре года
гражданами Российской Федерации
на основе всеобщего равного
и прямого избирательного права
при тайном голосова-нии. Безальтернативные
выборы Президента в Российской
Федерации недопустимы. Российским
Президентом может быть избран
гражданин Российской Федерации
не моложе 35 лет, постоянно проживающий
в Рос-сии не менее 10 лет. Ограничение
по максимально возможному возрасту
для Президента не установлено.
Одно и то же лицо не может
занимать должность Президента
РФ более двух сроков подряд.
Конституционное право России
40
2 Условия и процедуры установления
первых двух обстоятельств остаются до
сих пор законо-дательно не урегулированными,
хотя прецедент отставки уже создан первым
Президентом России Б.Н. Ельциным, по собственной
инициативе сложившим с себя полномочия
до истечения конституцион-ного срока
их окончания.
3 Порядок дальнейших действий
на случай неспособности Председателя
Правительства исполнять обязанности
Президента Конституцией не предусмотрен.
Выборы Президента РФ назначает
Совет Федерации на первое вос-кресенье
после истечения конституционного срока
полномочий предыду-щего Президента. Досрочные
выборы в случае досрочного прекращения
Президентом своих полномочий назначаются
на последнее воскресенье до истечения
трехмесячного срока с момента прекращения
полномочий.
Право на выдвижение кандидатур
на пост Президента имеют инициа-тивные
группы избирателей, избирательные объединения,
избирательные блоки при наличии не менее
1 млн подписей в поддержку этого выдвиже-ния,
причем на один субъект Федерации должно
приходиться не более 7% подписей. Выборы
считаются состоявшимися при участии
более чем 50% избирателей. Избранным считается
кандидат, набравший более 50% голо-сов
избирателей, принявших участие в голосовании
при условии, что это число голосов больше
числа голосов избирателей, поданных против
всех кандидатов. В случае, если ни один
из кандидатов не наберет этого коли-чества
голосов, Центральная избирательная комиссия
назначает повторное голосование не более
чем через 15 дней по двум лидирующим кандидатам
по результатам голосования в первом туре.
При повторном голосовании избранным
считается кандидат, набравший большее
число голосов при условии, что это число
больше числа голосов, поданных против
обоих кандидатов.
Вновь избранный Президент
РФ вступает в должность на 30-й день со
дня официального объявления результатов
выборов. До этого момента действующий
Президент исполняет свои полномочия.
Президент РФ прекращает исполнение
полномочий досрочно в случае его отставки,
стойкой неспособности по состоянию здоровья
осуществлять принадлежащие ему полномочия
или отрешения от должности2. Во всех случаях, когда он не
в состоянии выполнять свои обязанности,
их времен-ное исполнение возлагается
на Председателя Правительства РФ3.
3. Полномочия Президента
РФ можно классифицировать по
следую-щим группам:
как главы государства: В дополнение к полномочиям, перечис-ленным выше, Президент РФ представляет Российскую Федера-цию внутри страны и в международных отношениях; назначает референдумы; решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища; награждает государст-венными наградами Российской Федерации; осуществляет помило-вание; назначает полномочных представителей Президента РФ;
План-конспект лекционного
курса 41
в отношениях с исполнительной
властью: Президент РФ назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; принимает решение об отставке Правительства РФ, в случае отсутствия Председателя Правительства может временно возгла-вить его, как это было в марте 1998 г., когда Б.Н. Ельцин возглавил Правительство после отставки В.С. Черномырдина и до назначе-ния С.В. Кириенко; по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности замести-телей председателя Правительства РФ, федеральных министров; утверждает по представлению Председателя Правительства РФ структуру федеральных органов исполнительной власти; вправе отменять акты федерального Правительства, а также приостанав-ливать действие актов исполнительной власти субъектов Россий-ской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам (в последнем случае – до решения этого вопроса соответствующим судом);
в отношениях с законодательной
властью: Президент РФ назначает выборы Государственной Думы; распускает Государственную Думу; вносит законопроекты в Государственную Думу; обращается к Федеральному собранию с посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики госу-дарства; подписывает и обнародует федеральные конституционные и другие законы; имеет право на отклонение федеральных законов;
в отношениях с судебной
властью: Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей высших федеральных судов; назначает судей других феде-ральных судов; обращается в Конституционный суд РФ с запросами о соответствии Конституции РФ законов, иных нормативных пра-вовых актов органов государственной власти Федерации и субъек-тов Федерации;
в сфере обороны,
безопасности, сохранения суверенитета
и цело-стности государства: Президент РФ является Верховным
главно-командующим Вооруженными силами
РФ; утверждает военную доктрину Российской
Федерации; назначает и освобождает высшее
командование Вооруженных сил РФ; формирует
и возглавляет Совет безопасности РФ;
вводит на территории Российской Феде-рации
или в отдельных ее местностях военное
положение, а также чрезвычайное положение
с незамедлительным сообщением об этом
Совету Федерации и Государственной Думе
(режимы военного и чрезвычайного положения
должны определяться конституцион-ными
законами, которые пока не приняты);
Конституционное право России
42
в сфере внешней
политики и международных отношений: Прези-дент РФ осуществляет
руководство внешней политикой Россий-ской
Федерации; ведет переговоры и подписывает
международные договоры Российской Федерации;
подписывает ратификационные грамоты;
назначает и отзывает после консультаций
с комитетами палат Федерального собрания
и по согласованию с государством или
организацией аккредитации дипломатических
представителей Российской Федерации
в иностранных государствах и междуна-родных
организациях; принимает верительные
и отзывные грамоты дипломатических представителей.
По вопросам, входящим в его
компетенцию, Президент РФ издает указы
и распоряжения, обязательные для исполнения
на всей территории Российской Федерации.
Они не должны противоречить Конституции
РФ, федеральным и конституционным законам.
В связи с установленными таким образом
Конституцией РФ нормотворческими полномочиями
Пре-зидента особо стоит вопрос об издании
им указов «законозаменяющего» характера.
Этот вопрос был урегулирован решением
Конституционного суда РФ следующим образом:
«Президент РФ является гарантом Консти-туции
РФ и обеспечивает согласованное функционирование
и взаимодей-ствие органов государственной
власти. В силу этого не противоречит Кон-ституции
РФ издание им «законозаменяющих» указов
при условии, что они не противоречат Конституции
РФ и федеральным законам, а их дейст-вие
ограничивается во времени периодом до
принятия соответствующих федеральных
законов».