Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 12:47, реферат
Краткое описание
В плане-конспекте лекционного курса «Конституционное право Рос- сии» последовательно раскрываются основные характеристики и содержа- ние российского конституционного права – от общих вопросов о его месте и роли в системе национального права, о значении и структуре Конститу- ции РФ – к конкретным характеристикам и содержанию основных консти- туционно-правовых институтов. Порядок изложения соответствует струк- туре Конституции РФ и общей логике построения основ конституционного строя правового государства.
Избирательное законодательство
детально регламентирует источники и
максимальные размеры соответствующих
средств, их целевое назначе-ние, предельные
суммы расходов кандидатов, право и порядок
распоряже-ния средствами.
Кандидаты представляют в установленные
сроки в соответствующие избирательные
комиссии финансовые отчеты с указанием
источников денежных поступлений в избирательные
фонды и всех совершенных затрат.
Финансовые отчеты избирательных
комиссий представляются в уста-новленные
сроки в вышестоящие комиссии, а также
(соответственно уровню выборов) – в представительные
органы местного самоуправления, в органы
законодательной (представительной) власти
субъектов Российской Феде-рации, в палаты
Федерального собрания РФ. План-конспект лекционного
курса 33
5. Законодательством о
гарантиях избирательных прав
граждан, а также о порядке
проведения конкретных выборов
устанавливаются необ-ходимые правовые
и организационные гарантии избирательных
прав граждан – как избирателей, так
и кандидатов.
К основным из них относятся:
гарантии реализации вышеперечисленных
конституционных прин-ципов проведения
выборов;
обязательности проведения
выборов, в том числе досрочных, а также
в отсутствие необходимого избирательного
законодатель-ства субъектов Российской
Федерации;
соблюдения прав избирателей
на участие в выборах, в том числе при невозможности
их непосредственного присутствия на
соответ-ствующем избирательном участке;
соблюдения законодательства
при формировании и деятельности всех
избирательных комиссий;
соблюдения законодательства
при формировании и использовании финансовых
средств на подготовку и проведение выборов;
равного статуса зарегистрированных
кандидатов;
соблюдения установленных законодательством
форм и методов проведения предвыборной
агитации, обеспечения равных условий
доступа кандидатов к СМИ;
достоверности учетных и итоговых
данных о волеизъявлении избирателей.
Действующее федеральное законодательство
предусматривает уго-ловную и административную
ответственность за нарушение законодатель-ства
о выборах.
Уголовная ответственность
предусмотрена специальными статьями
Уголовного кодекса: о воспрепятствовании
осуществлению гражданином Российской
Федерации избирательных прав либо работе
избирательных комиссий; о подлоге, подделке
избирательных документов, заведомо неправильном
подсчете голосов или установлении результатов
выборов; о нарушении избирательного законодательства
лицом, ранее подвергав-шимся административному
взысканию. По этим статьям предусматрива-ются
различные сроки лишения свободы.
Большой перечень статей, предусматривающих
административную ответственность лиц
за правонарушения при организации и проведении
выборов, содержится в Кодексе об административных
правонарушениях.
Подробнее см.: 2,
6. Конституционное право России
34
КОНСТИТУЦИОННАЯ СИСТЕМА ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Основные вопросы
темы
Понятия органа и системы органов
государственной власти.
Конституционные принципы организации
и деятельности системы органов государственной
власти в России.
Единая система и виды государственных
органов.
Принципы разграничения предметов
ведения и полномочий между федеральными
органами государственной власти и органами
государ-ственной власти субъектов Федерации.
1. Орган государственной
власти – организационно и структурно
обособленная часть государственного
механизма (аппарата), образуемая в установленном
законом порядке и наделенная законом
государственно-властными полномочиями,
необходимыми для осуществления задач
и функций государственной власти.
Государственно-властные полномочия
– это полномочия, связанные с принятием
решений, обязательных для исполнения
всеми субъектами, на которых распространяется
компетенция данного органа, организацией
исполнения принятых решений, охраной
принятых решений от нарушения.
Органы государственной власти
Российской Федерации указаны в Конституции
РФ. Так, государственную власть в Российской
Федерации осуществляют Президент РФ,
Федеральное собрание, Правительство
РФ, суды Российской Федерации (ч. 1 ст.
11 Конституции РФ). В соответствии с ч.
2 ст. 11 Конституции государственную власть
в субъектах Российской Федерации осуществляют
образуемые ими органы государственной
власти. Все соответствующие органы власти
указаны в конституциях (уставах) субъектов
Федерации.
В то же время наличие ветвей
власти – законодательной, исполни-тельной
и судебной – и относящихся к ним органов
власти не исключает наличия иных самостоятельных
государственных органов (Центральный
банк РФ, Счетная палата РФ, Прокуратура
РФ и др.). Это определяется необходимостью
реализации дополнительных функций, обеспечивающих
деятельность государственной власти
как целостной системы. Федераль-ные государственные
органы, как правило, также прямо поименованы
в Конституции РФ со ссылкой на необходимость
принятия соответствую-щих законодательных
актов, регламентирующих их статус, порядок
формирования и деятельности. Исключение
составляют органы исполни-тельной власти,
состав которых утверждается Президентом
РФ по пред-ставлению Председателя федерального
Правительства.
ТЕМА 8 План-конспект лекционного
курса 35
Вся совокупность взаимодополняющих
и взаимодействующих госу-дарственных
органов Российской Федерации и субъектов
Федерации обра-зует единую систему (органов)
государственной власти, основы которой
регулируются нормами одного из основных
конституционно-правовых институтов.
2. Система органов государственной
власти является механизмом реализации
власти народа – носителя суверенитета
и единственного источника власти
в Российской Федерации. В той
же степени система органов
государственной власти должна
обеспечивать реализацию всех
основ конституционного строя
России – демократического федеративного
правового государства с республиканской
формой правления. Обеспечение основ
конституционного строя является
целью функционирования, а сами
основы – принципами организации системы
органов государственной власти. Такими
принципами являются:
принцип реализации полновластия
народа в республиканском государстве:
органы государственной власти формируются
либо непосредственно народом, либо представительными
органами – по мандату народа. Так, Президент
Российской Федерации и Госу-дарственная
Дума избираются посредством прямых всеобщих
выборов на определенный, установленный
Конституцией срок, а все остальные федеральные
органы власти формируются Прези-дентом
и парламентом в соответствии с их конституционными
полномочиями. Этот же принцип распространяется
и на субъекты Федерации;
принцип разделения власти
и самостоятельности органов законо-дательной,
исполнительной и судебной властей. Этот
принцип является общим как для организации
власти на федеральном уровне, так и на
уровне субъектов Федерации;
принцип организации системы
государственной власти в федера-тивном
государстве – децентрализация, территориальная
организа-ция и самостоятельное формирование
Федерацией и ее субъектами своих властных
структур;
принципы организации власти
в правовом государстве – законность
деятельности органов государственной
власти, осуществление властных полномочий
в интересах соблюдения и защиты прав
и свобод человека и гражданина.
3. Единство системы
органов государственной власти является,
наряду с рассмотренными принципами, одной
из основ конституционного строя России:
«Федеративное устройство Российской
Федерации основано на ... единстве системы
государственной власти...» (ч. 3 ст. 5 Конституции
РФ).
Конституционное право России
36
Принцип разделения государственной
власти на самостоятельные ветви – законодательную,
исполнительную и судебную – должен быть
дополнен принципом их взаимного уравновешивания
и взаимодействия. Это необходимо для
исключения узурпации власти каким-либо
государст-венным органом либо должностным
лицом, для эффективной реализации всей
совокупности государственно-властных
полномочий, для организа-ции единой системы
государственной власти.
Единство этой системы должно
выражаться:
в совокупной компетенции имеющихся
государственных органов, охватывающей
все вопросы и полномочия, необходимые
для осу-ществления государственной власти;
исключении предписания различными
органами государственной власти одним
и тем же субъектам в одних и тех же обстоятельствах
взаимоисключающих правил поведения.
Конституция РФ предусматривает
определенные правовые основы такого
единства:
система органов государственной
власти субъектов Российской Федерации
устанавливается ими самостоятельно в
соответствии с основами конституционного
строя Российской Федерации и об-щими
принципами организации представительных
и исполнитель-ных органов государственной
власти, установленными федераль-ным законом
(ч. 1 ст. 77);
Президент РФ в установленном
Конституцией РФ порядке обеспе-чивает
согласованное функционирование и взаимодействие
орга-нов государственной власти (ч. 2 ст.
80);
Президент РФ может использовать
согласительные процедуры для разрешения
разногласий между органами государственной
власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъ-ектов Российской
Федерации, а также между органами государст-венной
власти субъектов Российской Федерации
(ч. 1 ст. 85);
Конституционный суд РФ разрешает
споры о компетенции: между федеральными
органами государственной власти; между
органами государственной власти Российской
Федерации и органами госу-дарственной
власти субъектов Российской Федерации;
между высшими органами государственной
власти субъектов Российской Федерации
(ч. 3 ст. 125);
в пределах ведения Российской
Федерации и полномочий Россий-ской Федерации
по предметам совместного ведения Российской
Федерации и ее субъектов федеральные
органы исполнительной власти и органы
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации образуют единую систему исполнительной
власти в Российской Федерации (ч. 2 ст.
77);
План-конспект лекционного
курса 37
Прокуратура РФ составляет
единую централизованную систему (ч. 1
ст. 129);
Конституция РФ (ст. 46–54 гл.
2, а также гл. 3) устанавливает еди-ные принципы
правосудия и основы единой судебной системы
Российской Федерации; ст. 71 (п. «о») предусматривает
также, что судоустройство, уголовно-процессуальное,
гражданско-процессу- альное, арбитражно-процессуальное
законодательства относятся к исключительному
ведению РФ;
как системообразующий фактор,
создающий необходимые условия для согласованного
взаимодействия ветвей власти, следует
рас-сматривать и законодательную процедуру,
установленную ст. 104 – 109 Конституции
РФ.
4. Конституционные принципы
организации системы государствен-ной
власти должны развиваться и
конкретизироваться текущими законода-тельными
актами. В частности, конкретизации
федеральным законом подлежит порядок разграничения
предметов ведения и полномочий между
федеральными органами государственной
власти и органами государст-венной власти
субъектов Федерации. Такой закон принят
24 июня 1999 г. Федеральным законом РФ от
20 мая 2002 г. № 52-ФЗ внесены изменения в
ст. 13 Федерального закона «О принципах
и порядке разграничения предметов ведения
и полномочий между органами государственной
власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Российской
Федерации».
В соответствии с этим законом
при заключении договоров между федеральными
органами государственной власти и органами
государст-венной власти субъектов Федерации
о разграничении предметов ведения и полномочий,
а также при заключении соглашений между
федеральными органами исполнительной
власти и органами исполнительной власти
субъ-ектов Федерации о передаче друг
другу права осуществления части своих
полномочий должны соблюдаться следующие
принципы: