Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 12:47, реферат
Краткое описание
В плане-конспекте лекционного курса «Конституционное право Рос- сии» последовательно раскрываются основные характеристики и содержа- ние российского конституционного права – от общих вопросов о его месте и роли в системе национального права, о значении и структуре Конститу- ции РФ – к конкретным характеристикам и содержанию основных консти- туционно-правовых институтов. Порядок изложения соответствует струк- туре Конституции РФ и общей логике построения основ конституционного строя правового государства.
Необходимо отметить наличие
весьма спорных прецедентов расшире-ния
конституционных полномочий Президента
актами текущего законода-тельства. Так,
Федеральным законом «Об общих принципах
организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государ-ственной
власти субъектов Российской Федерации»
установлен целый ряд полномочий Президента
в отношении высших должностных лиц субъектов
Российской Федерации в случае издания
ими нормативных правовых актов, противоречащих
Конституции и федеральным законам, и
неиспол-нения решения суда, установившего
такие противоречия. В этом случае Президент
РФ уполномочен законом выносить этому
должностному лицу предупреждение, отстранять
его от должности, назначать временно
испол-няющего обязанности этого высшего
должностного лица.
Федеральным законом «Об общих
принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации» установлены
сходные полно-мочия Президента в отношении
глав муниципальных образований.
4. Роль Президента РФ
как главы государства и координатора
всех ветвей и органов государственной
власти не снимает вопроса
о контроле за
его деятельностью, являющемся обязательным
элементом системы сдержек и противовесов
властных структур.
План-конспект лекционного
курса 43
Помимо контроля со стороны
гражданского общества существуют две
основные формы контроля со стороны государственных
органов – судеб-ный и парламентский.
Основным инструментом судебного
контроля является Конституци-онный суд
РФ, имеющий возможность рассматривать
нормативные акты Президента РФ с точки
зрения их соответствия Конституции, а
также споры о разграничении компетенции
между Президентом РФ и иными органами
государственной власти.
Парламентский контроль выражается
в согласовании или утвержде-нии палатами
Федерального собрания представляемых
Президентом кан-дидатур для назначения
на высшие государственные должности.
Кроме того, важной формой контроля является
обязательное ознакомление Парламента
с указами Президента РФ о введении военного
или чрезвычайного поло-жения, а также
решение Парламентом вопроса о возможности
использова-ния Вооруженных сил РФ за
пределами территории страны.
Формой парламентского контроля
является и возможность отрешения Президента
РФ от должности Советом Федерации на
основании выдвину-того Государственной
Думой обвинения в государственной измене
или совершении иного тяжкого преступления.
Соответствующая процедура регулируется
ст. 93 Конституции РФ и является достаточно
сложной. Для предотвращения возможных
нарушений конституционной процедуры
и ошибок в принимаемых решениях в конституционной
процедуре отре-шения Президента от должности
важное место отводится Верховному и Конституционному
судам РФ.
В Конституции РФ не оговаривается
порядок наступления соответст-вующей
уголовной ответственности за эти правонарушения.
Однако можно полагать, что в случае отрешения
Президента от должности и, как следст-вие,
прекращения статуса его неприкосновенности,
такая ответственность может наступать
в общем порядке, установленном уголовным
законода-тельством.
Анализ полномочий Президента
РФ в соотношении с полномочиями органов
законодательной и исполнительной власти
Российской Федерации показывает, что
Конституцией РФ установлена президентско-парламентская
форма правления. Учитывая дополнительное
усиление федеральными законами президентских
полномочий в отношении органов и должностных
лиц субъектов Российской Федерации, можно
констатиро-вать, что подобная конструкция
российской государственной власти явля-ется
уникальной и в значительной степени дискуссионной
с точки зрения мирового опыта организации
власти в федеративных государствах с
рес-публиканской формой правления.
Подробнее см.: 2,
4, 6. Конституционное право России
44
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ – ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Основные вопросы
темы
1. Конституционно-правовой
статус и структура Федерального
собрания.
2. Компетенция палат Федерального
собрания.
3. Законодательный процесс.
1. Согласно ст. 94 Конституции
РФ Федеральное собрание
– Парла-мент Российской
Федерации является представительным
и законодатель-ным органом Российской
Федерации.
Это означает, что формой государства
в Российской Федерации явля-ется представительная,
т.е. опосредованная выборами парламентская
демократия и что принятие законов входит
в исключительную компетен-цию Парламента.
Рассмотрение полномочий палат
Федерального собрания позволяет сделать
вывод и о наличии у него определенных,
хотя и ограниченных контрольных функций
за деятельностью главы государства и
исполни-тельной власти. К ним могут быть
отнесены: принятие государственного
бюджета, осуществление текущего контроля
за его исполнением и утвер-ждение итогов
его исполнения Правительством, ратификация
междуна-родных договоров, участие палат
Федерального собрания в реализации кадровой
политики Президента РФ, одобрение указов
Президента о введе-нии военного и чрезвычайного
положения, решение вопросов о доверии
и недоверии Правительству РФ, возможность
отрешения Президента РФ от должности,
направление депутатских запросов в органы
государствен-ной власти и некоторые другие
функции.
В соответствии со ст. 95 Конституции
РФ Федеральное собрание состоит из двух
палат – Совета Федерации и Государственной
Думы. В Совет Федерации входят по два
представителя от каждого субъекта Рос-сийской
Федерации: по одному от представительного
и исполнительного органов государственной
власти этого субъекта. Государственная
Дума состоит из 450 депутатов. В силу установленного
Конституцией РФ и фе-деральными законами
порядка формирования палат Федерального
собра-ния, при решении общефедеральных
вопросов Государственная Дума представляет
интересы населения страны, отдельных
социальных групп и общественных объединений,
а Совет Федерации – интересы субъектов
Федерации.
2. Значительная часть
вопросов, входящих в компетенцию
Федераль-ного собрания, отнесена
Конституцией РФ к исключительному
ведению той или иной палаты
Парламента. В то же время есть
ряд вопросов, отно-сящихся к совместному
ведению палат Федерального собрания,
по кото-рым Конституция разграничивает
полномочия между Советом Федерации
ТЕМА 10 План-конспект лекционного
курса 45
и Государственной Думой. К
таким вопросам относятся: принятие феде-ральных
законов, федеральных конституционных
законов, рассмотрение предложений о пересмотре
положений гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ; обра-зование
Счетной палаты для осуществления контроля
за исполнением федерального бюджета;
осуществление процедуры отрешения от
должно-сти Президента РФ. Такое разделение
компетенции создает определенную систему
сдержек и противовесов внутри Федерального
собрания, а следо-вательно, и между интересами,
представляемыми палатами парламента.
Согласно ст. 102 Конституции
РФ, к ведению Совета Федерации относятся:
утверждение изменения границ между субъектами
Российской Федерации; утверждение указов
Президента РФ о введении военного и чрезвычайного
положения, решение вопроса о возможности
использова-ния Вооруженных сил РФ за
пределами страны; назначение выборов
Президента РФ; отрешение Президента РФ
от должности; назначение на должность
судей Конституционного, Верховного, Высшего
арбитражного судов РФ; назначение на
должность и освобождение от должности
Гене-рального прокурора РФ, а также заместителя
председателя Счетной палаты и половины
состава ее аудиторов.
Согласно ст. 103 Конституции
РФ к ведению Государственной Думы относятся:
дача согласия Президенту РФ на назначение
Председателя Пра-вительства РФ; решение
вопроса о доверии Правительству РФ; назначение
на должность и освобождение от должности
председателя Центрального банка России,
председателя Счетной палаты и половины
состава ее ауди-торов, уполномоченного
по правам человека; объявление амнистии;
выдвижение обвинения против Президента
РФ для отрешения его от должности.
3. Законодательная
функция является основной для Федерального
собрания в целом и для каждой из его палат.
Реализация этой функции осуществляется
в рамках законодательного процесса –
специальным обра-зом организованной
деятельности уполномоченных на то государственных
органов по разработке законодательных
инициатив и их внесению в Пар-ламент,
рассмотрению законопроектов, принятию,
одобрению, подписа-нию и официальному
опубликованию законов.
Законодательная процедура,
т.е. официальный порядок осуществле-ния
законодательного процесса, устанавливается
Конституцией РФ, феде-ральными законами,
регламентами палат Федерального собрания,
а также решениями Конституционного суда
РФ, касающимися вопросов законода-тельного
процесса.
Общий порядок осуществления
законодательного процесса и взаимо-действия
в его рамках уполномоченных органов и
должностных лиц госу-дарственной власти
содержится в ст. 104–108, а также 84 (п. г, д),
114 (ч. 1, Конституционное право России
46
п. а), 134, 135 (ч.2), 136 Конституции
РФ. Конституция РФ устанавливает различные
процедуры для федеральных конституционных
законов и феде-ральных законов, конституционных
поправок к гл. 3–8 и пересмотра гл. 1, 2 и
9 Конституции РФ.
Важным источником законодательной
процедуры являются федераль-ные законы,
например, о порядке опубликования и вступления
в силу феде-ральных конституционных и
федеральных законов, актов палат Федераль-ного
собрания. Федеральное законодательство
устанавливает для отдельных видов законов
особые процедуры их внесения, рассмотрения
и принятия в палатах Федерального собрания.
Такие процедуры характерны, например,
для законов о федеральном бюджете, о международных
договорах Россий-ской Федерации, а также
для специального именного закона об автономной
области или автономном округе.
Регламенты палат
Федерального собрания занимают особое место в системе
источников законодательной процедуры.
Так, в Регламенте Государственной Думы
устанавливаются условия внесения законопроек-тов
в эту палату субъектами права законодательной
инициативы, количе-ство и назначение
каждого из чтений законопроекта, порядок
подготовки и рассмотрения законопроектов
в каждом из чтений, возможные виды принимаемых
решений, характер и формы участия иных
субъектов зако-нодательного процесса
в законотворческой работе Думы; кроме
того, определяется порядок повторного
рассмотрения законов, принятых Госу-дарственной
Думой, но отклоненных Советом Федерации
или Президен-том РФ. Здесь же регламентируется
наработанная парламентской практи-кой
такая форма совместной законодательной
работы различных органов государственной
власти, как специальные согласительные
комиссии по законам, отклоненным Президентом
РФ.
В то же время, в соответствии
с Конституцией РФ (ч. 4. ст. 101) и процедурой
его принятия, регламент каждой палаты
устанавливает внут-ренний распорядок
деятельности палаты и является ее внутренним
доку-ментом. Между тем, например, в регламенте
Государственной Думы затрагиваются интересы
практически всех органов государственной
власти – субъектов законодательного
процесса. В ряде случаев нормы регламента
имеют по отношению к внешним субъектам
обязывающий характер, т.е. выходят за
пределы компетенции, отведенные Думе
Конституцией. Поэтому вопросы взаимодействия
различных органов государственной власти
в законодательном процессе требуют регламентации
на уровне федерального закона. Такой
законопроект о порядке принятия федераль-ных
конституционных и федеральных законов
принят в настоящее время Государственной
Думой в первом чтении.
Подробнее см.: 3–6. План-конспект лекционного
курса 47
ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАЛАТ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
Основные вопросы
темы
Порядок формирования и прекращения
полномочий палат Федерального собрания.
Организация деятельности палат
Федерального собрания.
Правовые основы статуса члена
Совета Федерации и депутата Государ-ственной
Думы.
Государственные органы, формируемые
палатами Федерального соб-рания.
1. В соответствии со
ст. 96 и 97 Конституции РФ Государственная
Дума избирается сроком на четыре
года; порядок формирования Совета Федерации
и порядок выборов депутатов Государственной
Думы устанав-ливаются федеральными законами;
депутатом Государственной Думы может
быть избран гражданин, достигший 21 года
и имеющий право уча-ствовать в выборах;
одно и то же лицо не может одновременно
являться членом Совета Федерации и депутатом
Государственной Думы; депутат Государственной
думы не может быть депутатом иных представительных
органов государственной власти и органов
местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным
законом «О выборах депутатов Государственной
Думы» Президент РФ назначает выборы депутатов
Госу-дарственной думы в первое воскресенье
после истечения полномочий Государственной
Думы предыдущего созыва. Срок проведения
выборов назначается не позднее чем за
четыре месяца до дня выборов.