Конституционное право в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 12:47, реферат

Краткое описание

В плане-конспекте лекционного курса «Конституционное право Рос- сии» последовательно раскрываются основные характеристики и содержа- ние российского конституционного права – от общих вопросов о его месте и роли в системе национального права, о значении и структуре Конститу- ции РФ – к конкретным характеристикам и содержанию основных консти- туционно-правовых институтов. Порядок изложения соответствует струк- туре Конституции РФ и общей логике построения основ конституционного строя правового государства.

Вложенные файлы: 1 файл

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ.docx

— 140.75 Кб (Скачать файл)

Равноправие субъектов Российской Федерации. В соответствии с Конституцией РФ субъекты Российской Федерации имеют различный конституционно-правовой статус. Поэтому принцип их равноправия следует трактовать как равенство возможностей по самостоятельному установлению своей системы органов государственной власти, созданию собственного законодательства в сфере соответствующей компетенции, участию в решении общефедеральных вопросов, а также как равноправие во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. План-конспект лекционного курса 23

Последнее выражается, в частности, в единообразии конституционного подхода к распределению предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и всеми ее субъектами.

Равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации. Данный принцип является одним из важнейших достижений современной демократии и относится к общепризнанным принципам международного права. Однако в международном праве устанавливается и ряд условий для реализации права народов на самоопределение, которое не должно приво-дить к нарушению иных норм. Как указано в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотруд-ничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24 ок-тября 1970 г., при реализации права народа на самоопределение ничто не должно толковаться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных демократических государств.

3. Концепция российского  федерализма определена прежде  всего Конституцией РФ. Базовое  значение имеет ст. 5, закрепляющая  изложен-ные выше принципы федеративного  устройства России. Статья 11 опреде-ляет  основы организации государственной  власти на федеральном уровне  и в субъектах Федерации, а  также устанавливает, что разграничение  пред-метов ведения и полномочий  между органами государственной  власти Федерации и ее субъектов  осуществляется Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами  о соответствующем разграничении. Эти статьи явля-ются частью  основ конституционного строя  России.

Статьи, составляющие гл. 3 «Федеративное устройство», устанавли-вают конкретные федеративные отношения: состав Российской Федера-ции; положения, обеспечивающие единство России; статус Российской Федерации и ее субъектов; компетенцию Российской Федерации и сферу совместного ведения Федерации и ее субъектов; систему и иерархические взамоотношения нормативных правовых актов Федерации и ее субъектов. Эти положения дополняются статьями других глав Конституции, регули-рующими порядок разрешения споров между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектами, между государственными органами самих субъектов, а также иные элементы федеративных отно-шений.

Конституция РФ имеет прямое действие, в части регулирования феде-ративных отношений ее нормы нуждаются в конкретизации. В том числе сама Конституция предусматривает принятие ряда федеральных конститу-ционных законов и федеральных законов: о порядке принятия в Россий-ской Федерации и образования в ее составе нового субъекта Федерации, о порядке изменения статуса субъекта Федерации и некоторых других. Конституционное право России 24

В настоящее время в этой сфере приняты и действуют федеральные законы «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Феде-рации и органами государственной власти субъектов Российской Федера-ции». В первом чтении принят проект Федерального конституционного закона «О порядке принятия в Российской Федерации и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».

Важное место в регулировании федеративных отношений занимают конституции и уставы субъектов Российской Федерации, а также договоры и соглашения о разграничении компетенции Федерации и ее субъектов. Определенные элементы федеративных отношений регулируются не только конституционным правом, но и другими отраслями российского законода-тельства. Так, например, финансовое законодательство определяет отно-шения между Российской Федерацией и ее субъектами в бюджетной сфере.

В целях обеспечения верховенства федеральной Конституции и феде-ральных законов по отношению к законодательству субъектов Российской Федерации, соблюдения режима законности на всей территории России Федеральным законом «Об общих принципах организации законодатель-ных (представительных) и исполнительных органов государственной вла-сти субъектов Российской Федерации» установлена государственно-правовая ответственность органов и высших должностных лиц региональ-ной государственной власти за принятие нормативных правовых актов, противоречащих федеральному законодательству. Предусмотрены различ-ные меры такой ответственности, вплоть до роспуска представительного (законодательного) органа, отрешения от должности высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта Россий-ской Федерации.

Подробнее см.: 4, 5, 7.

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Основные вопросы темы

1. Конституционно-правовой  статус Российской Федерации.

2. Разграничение предметов  ведения и полномочий между  Российской Федерацией и ее  субъектами.

3. Нормотворческая компетенция  Российской Федерации и ее  субъектов.

4. Конституционно-правовой  статус субъектов Российской  Федерации.

ТЕМА 6 План-конспект лекционного курса 25

1. Статус Федерации в России включает важнейшие черты ее феде-ративной государственности. Он характеризуется прежде всего тем, что Российская Федерация является суверенным государством, полноправным субъектом международного сообщества, обладающим всей полнотой госу-дарственной власти на своей территории, за исключением тех предметов ведения и полномочий, которые в соответствии с Конституцией Россий-ской Федерации и текущим законодательством отнесены к компетенции субъектов Федерации. Российская Федерация имеет Конституцию и феде-ральные законы, которые обладают верховенством на всей территории страны. Конституция РФ устанавливает и иные нормы, принципиально важные для статуса Федерации: государственные флаг, герб и гимн, обес-печивает свой государственный суверенитет, целостность и неприкосно-венность своей территории, устанавливает режим и защиту государствен-ной границы, имеет право на международные отношения с иностранными государствами. При этом она представляет и защищает интересы как Федерации в целом, так и каждого ее субъекта.

Еще одна группа положений Конституции РФ направлена на обеспе-чение единства и государственной целостности Федерации: единое граж-данство РФ; единство государственного языка на всей ее территории; единство экономического пространства, бюджетной, денежной и кредит-ной системы; единые Вооруженные силы РФ (более подробно см. тему 5).

Государственная власть Федерации и ее субъектов осуществляется на основе принципа единства системы государственной власти (более под-робно см. темы 5, 8). Властные полномочия Российской Федерации осуще-ствляют федеральные органы государственной власти: Президент – глава государства, Федеральное собрание – парламент РФ, федеральное Прави-тельство, высшие и иные федеральные суды, единая Прокуратура РФ. В пределах компетенции Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти. При решении общефедеральных вопросов представлены и учитываются интересы субъектов Федерации. Так, в соответствии с Конституцией РФ в Совет Федерации (верхнюю палату) Федерального собрания – парламента Российской Федерации – входят по два представителя от каждого субъекта – по одному от предста-вительного и исполнительного органов государственной власти.

2. Статус Федерации находит  свое конкретное выражение и  в ее ком-петенции, закрепленной  Конституцией РФ при разграничении предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами. В ст. 71 Кон-ституции РФ установлена сфера исключительного ведения Российской Федерации, в которой условно можно выделить: государственное строи-тельство Российской Федерации и федеральное правотворчество; регули-Конституционное право России 26

рование и защиту прав и свобод человека и гражданина; экономическое, социально-культурное и национальное развитие Российской Федерации; внешнюю политику, международные и внешнеэкономические отношения Российской Федерации; оборону и безопасность страны. Полномочия Российской Федерации в этой сфере не подлежат передаче субъектам Федерации.

Статья 72 Конституции РФ устанавливает сферу совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В нее, в частности, входят: обеспе-чение соответствия законодательства субъектов Федерации Конституции РФ и федеральному законодательству; обеспечение законности, правопо-рядка, общественной безопасности; вопросы владения, пользования и рас-поряжения землей, недрами и другими природными ресурсами; природо-пользование и охрана окружающей среды; общие вопросы образования, науки, культуры; координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации и т.д. Совместная деятельность Федерации и субъектов Федерации в этой сфере осуществляется на основе дополни-тельного разграничения и взаимной передачи полномочий между ними, которое является предметом отдельных договоров и соглашений между соответствующими органами государственной власти.

Разграничение полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федера-ции в данной сфере осуществляется также федеральными законами, регу-лирующими те или иные вопросы совместного ведения (это положение не содержится в явном виде в Конституции РФ, оно подтверждено постанов-лением федерального Конституционного суда от 9 января 1998 г.).

Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ).

3. Нормотворческую компетенцию  Российской Федерации и субъек-тов  Российской Федерации устанавливает  ст. 76 Конституции РФ.

Часть 1 этой статьи определяет, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и феде-ральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Россий-ской Федерации.

В ч. 2 разграничиваются нормотворческие полномочия Российской Федерации и ее субъектов в сфере их совместного ведения: по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в со-ответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Россий-ской Федерации. При этом Конституция не предъявляет особых требова-ний к правовому содержанию этих федеральных законов, что может План-конспект лекционного курса 27

вызвать нарушения прав субъектов Федерации в тех случаях, когда такие законы имеют не рамочный, а исчерпывающий характер. Необходимо отметить, что в данном отношении Федеративный договор от 1992 г. лучше соответствовал принципам федерализма; им определялось, что по вопро-сам, относящимся к совместному ведению Федерации и ее субъектов, федеральные органы издают Основы соответствующего законодательства. Аналогичная норма воспроизведена в принятом в 1999 г. Федеральном законе «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и пол-номочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» (см. также тему 8, вопрос 4).

Часть 4 данной статьи устанавливает, что вне пределов ведения РФ, а также совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов последние осуществляют собственное правовое регулирование.

Части 5 и 6 определяют иерархические отношения и способы разре-шения коллизий между нормативными правовыми актами Федерации и ее субъектов: нормативные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. 1 и 2 настоящей статьи; в случае противоречия между ними действует феде-ральный закон; в случае же противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Федерации, изданным в соответ-ствии с ч. 4 настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъ-екта Федерации.

4. Статус субъекта Российской Федерации включает в себя совокуп-ность его прав, обязанностей и ответственности, а также принадлежность к определенному виду субъектов. Поэтому он включает в себя элементы, как общие для всех субъектов Федерации, так и специфические для кон-кретного вида субъектов.

Общими статусными элементами всех субъектов Федерации являются:

обладание всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федера-ции по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

Информация о работе Конституционное право в России