Контрольная работа по "Трудовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 16:56, контрольная работа

Краткое описание

Труд – это целенаправленная деятельность человека, реализация его физических и умственных способностей для получения определенных материальных или духовных благ. Труд может быть индивидуальным (на своем садово-огородном участке или кустаря-одиночки и т.д.) и в общественной кооперации труда (на производстве). Нормы трудового права регулируют труд только в общественной кооперации труда и не регулируют индивидуальный труд.

Содержание

1. Понятия труда, его общественной организации, отрасли и предмета трудового права.
2. Метод трудового права.
3. Сфера действия трудового права.
4. Роль и функции трудового права. Цели и задачи трудового законодательства.
5. Система отрасли и система науки трудового права.

Вложенные файлы: 1 файл

трудовое право.docx

— 146.32 Кб (Скачать файл)

Инспектирование работодателей (порядок инспектирования, права  и обязанности государственных  инспекторов труда)

 

Инспектирование работодателей  происходит на всей территории РФ независимо от их организационно-правовых форм и  форм собственности.

 

При проверке государственный  инспектор труда может уведомлять о своем присутствии работодателя или его представителя, если только не считает, что такое уведомление  может нанести ущерб эффективности  контроля. Организации Вооруженных  Сил РФ, органы безопасности, органы внутренних дел, Государственная противопожарная  служба, другие правоохранительные органы, исправительные учреждения, организации  атомной и оборонной промышленности и другие подлежат инспекционным  проверкам с особым порядком их проведения, который предусматривает:

доступ только для государственных  инспекторов труда, получивших заблаговременно  соответствующий допуск;

проведение проверок в  назначенное время;

ограничение на проведение проверок во время маневров или учений, объявленных  периодов напряженности, боевых действий.

 

Государственные инспектора труда при осуществлении надзорноконтрольной деятельности имеют право:

беспрепятственно в любое  время суток посещать в целях  проведения инспекции работодателей  всех организационно-правовых форм и  форм собственности;

запрашивать у работодателей, органов исполнительной власти и  органов местного самоуправления и  безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые  для выполнения надзорных и контрольных  функций;

изымать для анализа образцы  используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя и составлять соответствующий  акт;

приостанавливать работу организации работодателя при выявлении  нарушений требований охраны труда, создающих угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных  нарушений;

расследовать в установленном  порядке несчастные случаи на производстве;

привлекать к административной ответственности лиц, виновных в  нарушении законов и иных нормативных  правовых актов, содержащих нормы трудового  права, и др.

 

В то же время государственные  инспектора труда обязаны:

 

а) соблюдать законодательство РФ и права и законные интересы работодателей (физических и юридических  лиц);

б) хранить охраняемую законом  тайну, ставшую им известной при  осуществлении полномочий;

в) воздерживаться от сообщения  работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи  с его обращением, а заявитель  возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.

Понятие и виды трудовых споров

 

Трудовой спор – поступившие  на разрешение юрисдикционного органа разногласия субъектов трудового права по вопросам применения трудового законодательства или об установлении в партнерском порядке новых условий труда.

 

Среди форм разрешения противоречий выделяют: выступления на собраниях  коллектива; проведение демонстраций; обращение в прессу; обращение  к вышестоящему руководству организации; предъявление требований через профсоюзный  комитет; обращение в комиссию по трудовым спорам; организацию пикетов; забастовки.

 

Конституцией РФ признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры. Закрепление этого  права является важнейшей гарантией  соблюдения трудовых прав работающих граждан. Также ст. 46 Конституции  РФ гарантирует каждому гражданину судебную защиту его прав и свобод, закрепляет то, что решения и действия (бездействие) органов и должностных  лиц могут быть обжалованы в суд. Эти положения Конституции лежат  в основе разрешения всех трудовых споров.

 

Классификация трудовых споров осуществляется по следующим критериям.

По характеру спора  трудовые споры подразделяются на:

 

а) споры работников с работодателем  или их представителями по поводу установления или изменения условий  труда, заключения или изменения  коллективных договоров, соглашений по вопросам труда и быта работников. Таких коллективных споров абсолютное большинство;

б) споры о применении норм трудового законодательства, в которых  защищается и восстанавливается  нарушенное право работника или  коллектива работников.

По правоотношениям, из которых  возникают трудовые споры, они подразделяются на:

 

а) споры, возникающие из трудовых правоотношений;

б) споры из правоотношений по трудоустройству;

в) споры из правоотношений по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда;

г) споры из правоотношений по подготовке кадров и повышению  квалификации работников;

д) споры из правоотношений по возмещению материального ущерба работником работодателю;

е) споры из правоотношений по возмещению работодателем ущерба работнику в связи с повреждением его здоровья на работе или нарушением его права на труд;

ж) споры из правоотношений профкома с работодателем по вопросам труда и быта;

з) споры из правоотношений коллектива работников с работодателем;

и) споры из социальнопартнерских правоотношений.

 

Правильная классификация  трудовых споров по спорящим субъектам, по характеру спора и по спорным  правоотношениям имеет очень  большое значение, поскольку необходима для определения подведомственности (органа, правомочного рассматривать  и разрешать данный трудовой спор).

Индивидуальные трудовые споры. Органы по их рассмотрению

 

Индивидуальный трудовой спор – неурегулированные разногласия  между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового  договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий  труда), о которых заявлено в орган  по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

 

Сторонами индивидуального  трудового спора являются работник и работодатель. Действующее законодательство предусматривает несколько способов разрешения индивидуальных трудовых споров. Это рассмотрение и разрешение трудовых споров в комиссии по трудовым спорам (КТС); в судебном порядке, минуя КТС, и в специальном порядке, когда  спор разрешается в вышестоящем  органе.

 

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются КТС и  судами в том случае, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия  при непосредственных переговорах  с работодателем. Нормативной базой, регулирующей порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров, является трудовое законодательство, апорядок рассмотрения дел по трудовым спо рам в судах определяется гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

 

КТС – орган по разрешению индивидуальных трудовых споров, возникающих  в организации или ее подразделении. КТС рассматривают споры о  переводах на другую работу, применении других условий договора, об индивидуальной норме и режиме рабочего времени, о продолжительности и использовании работником полагающегося ему отдыха, наложении дисциплинарных взысканий, об оплате труда и другие споры.

 

КТС образуются по инициативе работников и (или) работодателя из равного  числа представителей работников и  работодателя. Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим  утверждением на общем собрании (конференции) работников организации. Представители  работодателя назначаются в комиссию руководителем организации. Организационно-техническое  обеспечение деятельности КТС осуществляется работодателем. КТС избирает из своего состава председателя и секретаря  комиссии.

 

Работник может обратиться в КТС в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был  узнать о нарушении своего права. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока КТС  может его восстановить и разрешить  спор по существу.

Коллективные трудовые споры: виды, общие правила разрешения

 

Коллективный трудовой спор – неурегулированные разногласия  между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения  условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а  также в связи с отказом  работодателя учесть мнение выборного  представительного органа работников при принятии локальных нормативных  актов. Порядок разрешения коллективного  трудового спора состоит из рассмотрения коллективного трудового спора  примирительной комиссией; с участием посредника; в трудовом арбитраже.

 

Каждая из сторон коллективного  трудового спора в любой момент после начала этого спора вправе обратиться в Службу по урегулированию коллективных трудовых споров для уведомительной регистрации спора. Примирительная комиссия создается в срок до 3 рабочих  дней с момента начала коллек тивного трудового спора. Решение о создании комиссии оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников. Спор должен быть рассмотрен в срок до 5 рабочих дней с момента издания приказа (распоряжения) о ее создании.

 

Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон коллективного  трудового спора, оформляется протоколом, имеет для сторон этого спора  обязательную силу и исполняется  в порядке и сроки, которые  установлены решением примирительной комиссии. При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора продолжают примирительные процедуры с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

 

Трудовой арбитраж – временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, который создается в случае, если стороны этого спора заключили  соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений. Трудовой арбитраж создается сторонами  коллективного трудового спора  и соответствующим государственным  органом по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позднее  трех рабочих дней со дня окончания  рассмотрения коллективного трудового  спора примирительной комиссией  или посредником.

 

Спор рассматривается  в срок до пяти рабочих дней со дня  создания арбитража. Рекомендации трудового  арбитража по урегулированию коллективного  спора передаются сторонам этого  спора в письменной форме. Результатом  рассмотрения коллективных трудовых споров является соглашение. Соглашение, достигнутое  сторонами, оформляется в письменной форме и имеет для сторон коллективного  трудового спора обязательную силу.

Понятие забастовки, право  на забастовку

 

Забастовка представляет собой временный добровольный отказ  работников от исполнения трудовых обязанностей в целях разрешения коллективного  трудового спора. Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора  либо работодатель уклоняется от проведения примирительных процедур, не выполняет  соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, или не исполняет решение трудового  арбитража, имеющее обязательную для  сторон силу, то работники или их представители вправе приступить к  организации забастовки.

 

Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке. Лица, принуждающие работников к участию или отказу от участия в забастовке, несут  дисциплинарную, административную или  уголовную ответственность. Забастовку возглавляет представительный орган  работников. Данный орган избирается одновременно с принятием решения  о забастовке и имеет право  созывать собрания (конференции) работников, получать от работодателя информацию по вопросам, затрагивающим интересы работников, привлекать специалистов для подготовки заключений по спорным  вопросам. Полномочия этого органа прекращаются в случае подписания сторонами  соглашения об урегулировании коллективного  трудового спора или в случае признания забастовки незаконной. В  период проведения забастовки стороны  коллективного трудового спора  обязаны продолжить разрешение этого  спора путем проведения примирительных процедур, которые обычно заканчиваются  заключением соглашения об урегулировании коллективного трудового спора. В этом случае забастовка прекращается.

 

Работодатель, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и орган, возглавляющий забастовку, обязаны принять все зависящие  от них меры по обеспечению общественного порядка в период проведения забастовки, сохранности имущества организации и работников, а также работы машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей. По соглашению сторон до л жен быть обеспечен минимум необходимых работ. Если соглашение не достигнуто, то минимум необходимых для населения работ и услуг устанавливается органом исполнительной власти. При необеспечении минимума необходимых работ и услуг забастовка может быть признана незаконной.

 

Забастовка прекращается в случае:

 

а) разрешения коллективного  трудового спора и заключения соответствующего соглашения;

б) принятия решения о прекращении  забастовки органом, ее возглавляющим;

Информация о работе Контрольная работа по "Трудовому праву"