Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 16:56, контрольная работа
Труд – это целенаправленная деятельность человека, реализация его физических и умственных способностей для получения определенных материальных или духовных благ. Труд может быть индивидуальным (на своем садово-огородном участке или кустаря-одиночки и т.д.) и в общественной кооперации труда (на производстве). Нормы трудового права регулируют труд только в общественной кооперации труда и не регулируют индивидуальный труд.
1. Понятия труда, его общественной организации, отрасли и предмета трудового права.
2. Метод трудового права.
3. Сфера действия трудового права.
4. Роль и функции трудового права. Цели и задачи трудового законодательства.
5. Система отрасли и система науки трудового права.
Инспектирование работодателей (порядок инспектирования, права и обязанности государственных инспекторов труда)
Инспектирование работодателей происходит на всей территории РФ независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
При проверке государственный
инспектор труда может
доступ только для государственных инспекторов труда, получивших заблаговременно соответствующий допуск;
проведение проверок в назначенное время;
ограничение на проведение проверок во время маневров или учений, объявленных периодов напряженности, боевых действий.
Государственные инспектора
труда при осуществлении
беспрепятственно в любое время суток посещать в целях проведения инспекции работодателей всех организационно-правовых форм и форм собственности;
запрашивать у работодателей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя и составлять соответствующий акт;
приостанавливать работу организации работодателя при выявлении нарушений требований охраны труда, создающих угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений;
расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
привлекать к административной ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и др.
В то же время государственные инспектора труда обязаны:
а) соблюдать законодательство РФ и права и законные интересы работодателей (физических и юридических лиц);
б) хранить охраняемую законом тайну, ставшую им известной при осуществлении полномочий;
в) воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.
Понятие и виды трудовых споров
Трудовой спор – поступившие на разрешение юрисдикционного органа разногласия субъектов трудового права по вопросам применения трудового законодательства или об установлении в партнерском порядке новых условий труда.
Среди форм разрешения противоречий выделяют: выступления на собраниях коллектива; проведение демонстраций; обращение в прессу; обращение к вышестоящему руководству организации; предъявление требований через профсоюзный комитет; обращение в комиссию по трудовым спорам; организацию пикетов; забастовки.
Конституцией РФ признается
право на индивидуальные и коллективные
трудовые споры. Закрепление этого
права является важнейшей гарантией
соблюдения трудовых прав работающих
граждан. Также ст. 46 Конституции
РФ гарантирует каждому гражданину
судебную защиту его прав и свобод,
закрепляет то, что решения и действия
(бездействие) органов и должностных
лиц могут быть обжалованы в суд.
Эти положения Конституции
Классификация трудовых споров осуществляется по следующим критериям.
По характеру спора трудовые споры подразделяются на:
а) споры работников с работодателем или их представителями по поводу установления или изменения условий труда, заключения или изменения коллективных договоров, соглашений по вопросам труда и быта работников. Таких коллективных споров абсолютное большинство;
б) споры о применении норм трудового законодательства, в которых защищается и восстанавливается нарушенное право работника или коллектива работников.
По правоотношениям, из которых возникают трудовые споры, они подразделяются на:
а) споры, возникающие из трудовых правоотношений;
б) споры из правоотношений по трудоустройству;
в) споры из правоотношений по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда;
г) споры из правоотношений по подготовке кадров и повышению квалификации работников;
д) споры из правоотношений по возмещению материального ущерба работником работодателю;
е) споры из правоотношений
по возмещению работодателем ущерба
работнику в связи с
ж) споры из правоотношений профкома с работодателем по вопросам труда и быта;
з) споры из правоотношений коллектива работников с работодателем;
и) споры из социальнопартнерских правоотношений.
Правильная классификация
трудовых споров по спорящим субъектам,
по характеру спора и по спорным
правоотношениям имеет очень
большое значение, поскольку необходима
для определения
Индивидуальные трудовые споры. Органы по их рассмотрению
Индивидуальный трудовой
спор – неурегулированные
Сторонами индивидуального
трудового спора являются работник
и работодатель. Действующее законодательство
предусматривает несколько
Индивидуальные трудовые споры рассматриваются КТС и судами в том случае, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем. Нормативной базой, регулирующей порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров, является трудовое законодательство, апорядок рассмотрения дел по трудовым спо рам в судах определяется гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.
КТС – орган по разрешению индивидуальных трудовых споров, возникающих в организации или ее подразделении. КТС рассматривают споры о переводах на другую работу, применении других условий договора, об индивидуальной норме и режиме рабочего времени, о продолжительности и использовании работником полагающегося ему отдыха, наложении дисциплинарных взысканий, об оплате труда и другие споры.
КТС образуются по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателя. Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников организации. Представители работодателя назначаются в комиссию руководителем организации. Организационно-техническое обеспечение деятельности КТС осуществляется работодателем. КТС избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии.
Работник может обратиться в КТС в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока КТС может его восстановить и разрешить спор по существу.
Коллективные трудовые споры: виды, общие правила разрешения
Коллективный трудовой спор
– неурегулированные
Каждая из сторон коллективного трудового спора в любой момент после начала этого спора вправе обратиться в Службу по урегулированию коллективных трудовых споров для уведомительной регистрации спора. Примирительная комиссия создается в срок до 3 рабочих дней с момента начала коллек тивного трудового спора. Решение о создании комиссии оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников. Спор должен быть рассмотрен в срок до 5 рабочих дней с момента издания приказа (распоряжения) о ее создании.
Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон коллективного трудового спора, оформляется протоколом, имеет для сторон этого спора обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением примирительной комиссии. При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора продолжают примирительные процедуры с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.
Трудовой арбитраж – временно
действующий орган по рассмотрению
коллективного трудового спора,
который создается в случае, если
стороны этого спора заключили
соглашение в письменной форме об
обязательном выполнении его решений.
Трудовой арбитраж создается сторонами
коллективного трудового спора
и соответствующим
Спор рассматривается в срок до пяти рабочих дней со дня создания арбитража. Рекомендации трудового арбитража по урегулированию коллективного спора передаются сторонам этого спора в письменной форме. Результатом рассмотрения коллективных трудовых споров является соглашение. Соглашение, достигнутое сторонами, оформляется в письменной форме и имеет для сторон коллективного трудового спора обязательную силу.
Понятие забастовки, право на забастовку
Забастовка представляет собой временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей в целях разрешения коллективного трудового спора. Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от проведения примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, или не исполняет решение трудового арбитража, имеющее обязательную для сторон силу, то работники или их представители вправе приступить к организации забастовки.
Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке. Лица, принуждающие работников к участию или отказу от участия в забастовке, несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность. Забастовку возглавляет представительный орган работников. Данный орган избирается одновременно с принятием решения о забастовке и имеет право созывать собрания (конференции) работников, получать от работодателя информацию по вопросам, затрагивающим интересы работников, привлекать специалистов для подготовки заключений по спорным вопросам. Полномочия этого органа прекращаются в случае подписания сторонами соглашения об урегулировании коллективного трудового спора или в случае признания забастовки незаконной. В период проведения забастовки стороны коллективного трудового спора обязаны продолжить разрешение этого спора путем проведения примирительных процедур, которые обычно заканчиваются заключением соглашения об урегулировании коллективного трудового спора. В этом случае забастовка прекращается.
Работодатель, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и орган, возглавляющий забастовку, обязаны принять все зависящие от них меры по обеспечению общественного порядка в период проведения забастовки, сохранности имущества организации и работников, а также работы машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей. По соглашению сторон до л жен быть обеспечен минимум необходимых работ. Если соглашение не достигнуто, то минимум необходимых для населения работ и услуг устанавливается органом исполнительной власти. При необеспечении минимума необходимых работ и услуг забастовка может быть признана незаконной.
Забастовка прекращается в случае:
а) разрешения коллективного трудового спора и заключения соответствующего соглашения;
б) принятия решения о прекращении забастовки органом, ее возглавляющим;