Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 10:16, контрольная работа
Краткое описание
1. Коллективный трудовой спор. 2. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией. 3. Участие Службы по урегулированию коллективных трудовых споров (Службы) в их разрешении.
В ч. 1 ст. 398 ТК РФ коллективный трудовой
спор определен как неурегулированные
разногласия между работниками (их представителями)
и работодателями (их представителями)
по поводу установления и изменения условий
труда (включая заработную плату), заключения,
изменения и выполнения коллективных
договоров, соглашений, а также в связи
с отказом работодателя учесть мнение
выборного представительного органа работников
при принятии локальных нормативных правовых
актов.
Стороной коллективного трудового спора
являются работники организации, ее структурных
подразделений, а также их представители,
которые имеют полномочия на представительство
большинства работников соответственно
организации либо ее структурного подразделения.
Следует помнить, что совокупность индивидуальных
требований большинства работников организации
или ее структурного подразделения не
позволяет признать этих работников стороной
коллективного трудового спора.
Работники могут обратиться за защитой
своих индивидуальных интересов в суд,
государственную инспекцию труда, они
могут воспользоваться самозащитой для
восстановления нарушенного индивидуального
права. В ходе судебного разбирательства
индивидуальные требования работников,
имеющие сходный характер, могут быть
объединены в одно производство. Однако
и в этом случае, суд будет рассматривать
требования каждого работника и выносить
решение по отношению к каждому из них.
Стороной коллективного трудового спора
могут стать лишь работники, которые выдвигают
коллективные требования, то есть требования,
которые не могут быть индивидуализированы.
Стороной коллективного трудового спора
признаются работники организации и ее
структурного подразделения. Работники
нескольких организаций одной отраслевой
принадлежности не могут быть признаны
стороной коллективного трудового спора.
В этом случае работники каждой организации
выдвигают собственные требования и становятся
стороной коллективного трудового спора.
Однако коллективные требования работников
различных организаций, являющихся самостоятельной
стороной коллективного трудового спора,
в том числе и принадлежащих к одной отрасли,
могут быть одинаковыми. Хотя они будут
проходить собственную процедуру урегулирования
коллективного трудового спора с участием
работодателя в лице его полномочных представителей.
Другой стороной коллективного трудового
спора в ч. 1 ст. 398 ТК РФ названы работодатели
в лице полномочных представителей, к
компетенции которых относится рассмотрение
заявленных работниками коллективных
требований. В соответствии с ч. 2 ст. 20
ТК РФ работодателем признается лицо,
вступившее в трудовые отношения с работником.
Следовательно, стороной коллективного
трудового спора является организация
или ее структурное подразделение, являющиеся
стороной трудового договора работников,
выдвинувших коллективные требования.
Нельзя не заметить, что полномочные
представители работодателя далеко не
всегда имеют возможность удовлетворить
коллективные требования работников.
Например, организации, получающие бюджетное
финансирование, не могут самостоятельно
решить вопрос о повышении заработной
платы работников, который может быть
предметом коллективного трудового спора.
В связи с чем работники лишаются возможности
предъявить претензии в ходе ведения коллективного
трудового спора к лицам, полномочным
удовлетворить их требования. Однако в
соответствии с ч. 5 ст. 20 ТК РФ представители
органов, осуществлявших финансирование,
могут быть привлечены к урегулированию
коллективных требований работников представителями
работодателя.
Отказ полномочных представителей работодателя
от привлечения к урегулированию коллективных
требований работников лиц, имеющих полномочия
по их удовлетворению, позволяет представителям
работников требовать продолжения коллективного
трудового спора, в том числе и с использованием
крайней меры его урегулирования – забастовки.
Следовательно, при ведении коллективного
трудового спора работники в лице своих
полномочных представителей вправе требовать
от лиц, представляющих работодателя,
привлечение к его урегулированию представителей
органов, имеющих полномочия по удовлетворению
выдвинутых работниками требований.
Обстоятельством, характеризующим правовое
понятие коллективного трудового спора,
является предмет выдвигаемых работниками
требований. В ч. 1 ст. 398 ТК РФ к числу требований,
которые могут составить предмет коллективного
трудового спора, отнесены:
требования по установлению и изменению
условий труда (включая заработную плату)
работников организации или ее структурного
подразделения
требования по заключению, изменению
и выполнению коллективных договоров,
соглашений
требования по учету мнения выборного
представительного органа работников
организации при издании работодателем
локальных нормативных правовых актов,
если полномочные представители работодателя
отказались от такого учета при принятии
локального акта
Другие требования не могут стать предметом
коллективного трудового спора. Например,
Верховный Суд Чувашской Республики решением
от 17 ноября 2002 года, оставленным без изменения
Судебной коллегией по гражданским делам
Верховного Суда РФ, отказал в признании
забастовки незаконной, так как недовольство
работой руководителя организации не
может быть признано предметом коллективного
трудового спора.
Поэтому коллективные требования по
другим вопросам не должны признаваться
коллективным трудовым спором. Сказанное
позволяет сделать вывод о том, что при
оценке законности проводимого работниками
коллективного трудового спора судебные
органы должны давать оценку и существу
заявленных в ходе этого спора требований.
Обстоятельством, характеризующим правовое
понятие коллективного трудового спора,
является момент его начала. В ч. 3 ст. 398
ТК РФ говорится о том, что моментом начала
коллективного трудового спора следует
признавать день сообщения работодателем
(его представителем) об отклонении всех
или части требований работников или их
представителей либо несообщение работодателем
(его представителем) по истечении трех
рабочих дней своего решения по заявленным
коллективным требованиям, а также дату
составления протокола разногласий в
ходе коллективных переговоров.
Таким образом, в ч. 3 ст. 398 ТК РФ определены
три даты, каждая из которых признается
началом коллективного трудового спора.
Во-первых, моментом начала коллективного
трудового спора является дата сообщения
работникам полномочным представителем
работодателя об отклонении всех или части
заявленных работниками коллективных
требований, которые могут стать предметом
коллективного трудового спора.
Самостоятельным началом коллективного
трудового спора дата такого сообщения
становится в том случае, когда сообщение
сделано в течение трех рабочих дней со
дня получения полномочным представителем
работодателя коллективных требований
работников, которые могут стать предметом
коллективного трудового спора.
Во-вторых, моментом начала коллективного
трудового спора является дата, наступившая
по истечении трех рабочих дней со дня
получения полномочным представителем
работодателя коллективных требований
работников, которые могут быть предметом
коллективного трудового спора, когда
работодателем не дан ответ на заявленные
работниками коллективные требования.
Сообщение работодателем своего решения
по поводу заявленных работниками требований
по истечении трех рабочих дней со дня
их получения позволяет считать датой
начала коллективного трудового спора
следующий после истечения указанного
срока день.
В-третьих, моментом начала коллективного
трудового спора признается дата составления
протокола разногласий в ходе коллективных
переговоров. Составление протокола разногласий
также может стать самостоятельным началом
коллективного трудового спора, если такой
протокол составлен до истечения трех
рабочих дней, отведенных для рассмотрения
работодателем заявленных работниками
коллективных требований, которые могут
стать предметом коллективного трудового
спора.
То есть в течение трех рабочих дней,
которые установлены законом для рассмотрения
коллективных требований работников работодателем,
представители работодателя и работников
могут вести переговоры по поводу их удовлетворения.
Результатом таких переговоров может
стать протокол разногласий. Если он не
составлен в течение трех дней, отведенных
работодателю для рассмотрения коллективных
требований работников, то датой начала
коллективного трудового спора становится
день, наступивший после истечения срока
в три рабочих дня со дня получения работодателем
коллективных требований работников.
Таким образом, сообщение работодателя
об отказе от удовлетворения требований
работников, протокол разногласий могут
рассматриваться в качестве обстоятельства,
имеющего значение для возникновения
коллективного трудового спора, если дата
их получения работниками не выходит за
пределы срока, установленного для рассмотрения
коллективных требований работников работодателем.
В связи с изложенным можно сделать вывод
о том, что обстоятельствами, которые характеризуют
правовое понятие коллективного трудового
спора, являются:
стороны коллективного трудового спора
– работники (их представители), имеющие
полномочия по выдвижению коллективных
требований, и работодатель, состоящий
с работниками, выдвинувшими коллективные
трудовые требования, в трудовых отношениях
Урегулирование
разногласий, составляющих предмет
коллективного трудового спора,
происходит путем проведения
примирительных процедур. В ч. 2 ст.
398 ТК РФ к числу примирительных
процедур отнесено рассмотрение
коллективного трудового спора
в целях его разрешения примирительной
комиссией, с участием посредника
и (или) в трудовом арбитраже.
В соответствии с ч. 2 ст. 401 ТК РФ рассмотрение
коллективного трудового спора примирительной
комиссией является обязательным этапом
его урегулирования. Следовательно, представители
работников и работодателя не могут уклоняться
от урегулирования коллективного трудового
спора путем создания примирительной
комиссии.
В связи с чем представители работодателя
при полном или частичном отклонении коллективных
требований работников одновременно с
письменным уведомлением об этом должны
направить представительному органу работников
предложение об образовании примирительной
комиссии, ее количественном и персональном
составе со стороны работодателя. Направление
такого предложения является доказательством
того, что работодатель не уклоняется
от примирительных процедур по урегулированию
разногласий, составляющих предмет коллективного
трудового спора.
Если работодатель в течение трех рабочих
дней со дня получения коллективных требований
работников не сообщил представительному
органу работников свое решение, то представителю
работников следует направить руководителю
организации предложение об образовании
примирительной комиссии, ее количественном
и персональном составе со стороны работников.
В соответствии с ч. 1 ст. 402 ТК РФ примирительная
комиссия создается в срок до трех рабочих
дней с момента начала коллективного трудового
спора. Помимо норм ТК РФ при решении вопросов
о создании и организации работы примирительной
комиссии применимы Рекомендации об организации
работы по рассмотрению коллективного
трудового спора примирительной комиссией,
утвержденные постановлением Минтруда
РФ от 14 августа 2002 года № 57. В ч. 2 п. 15 названных
Рекомендаций говорится о возможности
включения в состав комиссии в зависимости
от масштаба коллективного трудового
спора и сложности выдвигаемых требований
от 2 до 5 представителей от каждой стороны,
знающих проблему и владеющих искусством
ведения переговоров.
На основании ч. 2 ст. 402 ТК РФ примирительная
комиссия формируется из представителей
сторон коллективного трудового спора
на равноправной основе, то есть в состав
комиссии должно входить равное количество
представителей работников и работодателей.
Поэтому при получении предложения работодателя
представители работников должны выделить
такое же количество своих представителей
в примирительную комиссию. Работодатель
при получении предложения работников
о создании примирительной комиссии также
должен выделить предложенное ими количество
своих представителей в состав этой комиссии.
Решение сторон об образовании примирительной
комиссии оформляется приказом (распоряжением)
работодателя и решением представителя
работников либо протоколом совместного
решения сторон коллективного трудового
спора.