Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 10:16, контрольная работа
Краткое описание
1. Коллективный трудовой спор. 2. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией. 3. Участие Службы по урегулированию коллективных трудовых споров (Службы) в их разрешении.
В ч. 3 ст. 402 ТК РФ сторонам коллективного
трудового спора запрещено уклоняться
от создания примирительной комиссии.
Нарушение этого запрета влечет для них
неблагоприятные последствия. В частности,
действия представителей работников по
урегулированию коллективного трудового
спора при нарушении данного запрета могут
быть признаны незаконными.
Нарушение данного запрета полномочным
представителем работодателя позволяет
представителям работников перейти к
следующим этапам урегулирования коллективного
трудового спора, а также потребовать
его привлечения к административной ответственности
за нарушение норм трудового права.
В соответствии с ч. 5 ст. 402 ТК РФ коллективный
трудовой спор должен быть рассмотрен
примирительной комиссией в течение пяти
дней с момента издания приказа (распоряжения)
о ее создании. Указанный срок может быть
продлен по соглашению сторон, которое
оформляется в виде протокола, подписанного
полномочными представителями. Законодательство
не ограничивает каким-либо сроком продление
времени работы примирительной комиссии
по соглашению сторон коллективного трудового
спора.
Однако этот срок должен соответствовать
требованиям разумности и справедливости.
В данном случае, исходя из принципа процессуальной
аналогии, применим трехмесячный срок,
установленный в ч. 2 ст. 40 ТК РФ для ведения
коллективных переговоров по заключению
коллективного договора.
Заключение соглашения о продлении срока
работы примирительной комиссии влечет
возникновение у сторон коллективного
трудового спора обязанности по его соблюдению.
Нарушение данного соглашения имеет те
же правовые последствия, что и уклонение
от создания примирительной комиссии
и участия в примирительных процедурах.
Регламент работы примирительной комиссии
определяется самой комиссией. Заседания
комиссии проводятся, как правило, в рабочее
время. В связи с чем на основании ч. 1 ст.
405 ТК РФ членам примирительной комиссии
гарантируется освобождение от основной
работы с сохранением среднего заработка
на срок не более трех месяцев в течение
одного года.
Поэтому работодатель, являющийся стороной
коллективного трудового спора, обязан
освободить членов примирительной комиссии
от основной работы и сохранить за ними
средний заработок в течение указанного
срока. Стороны коллективного трудового
спора могут заключить соглашение о сохранении
среднего заработка за работниками за
больший промежуток времен. Следует отметить,
что законодательство не возлагает на
участников коллективного трудового спора
обязанность по включению в состав примирительной
комиссии лишь работников организации
или обособленного структурного подразделения,
в котором возник коллективный трудовой
спор.
В связи с этим стороны могут включить
в состав примирительной комиссии в качестве
своих представителей и лиц, которые не
состоят в трудовых отношениях с работодателем,
являющимся стороной коллективного трудового
спора. Однако в этом случае у работодателя
не может возникнуть обязанности по сохранению
за членами примирительной комиссии среднего
заработка, так как они не состоят с ним
в трудовых отношениях.
В связи с чем вознаграждение за время
работы в комиссии членам, не состоящим
с работодателем в трудовых отношениях,
должна выплачивать сторона коллективного
трудового спора, делегировавшая их в
состав примирительной комиссии.
Члены примирительной комиссии имеют
право:
запрашивать и получать от сторон коллективного
трудового спора необходимые документы
и сведения по существу возникших разногласий
в период урегулирования коллективного
трудового спора при необходимости проводить
совместные или раздельные заседания
его сторон
предлагать собственные возможные варианты
разрешения коллективного трудового спора
подписывать решения, принятые сторонами
спора при их участии
При рассмотрении коллективного трудового
спора члены примирительной комиссии
исследуют материалы и документы, необходимые
для обсуждения всех возможных вариантов
разрешения коллективного трудового спора.
Решение примирительной комиссии принимается
по соглашению сторон. Поэтому решение
примирительной комиссии считается принятым,
если за него проголосовало большинство
представителей каждой из сторон коллективного
трудового спора, входящих в ее состав.
Например, если в состав примирительной
комиссии входят по три представителя
от работодателя и работников, то решение будет принято
при наличии не менее двух голосов за него
от представителей работников и от представителей работодателя, входящих в ее состав. Принятое комиссией
решение оформляется протоколом заседания
примирительной комиссии по рассмотрению
коллективного трудового спора, примерная
форма которого дана в качестве Приложения
№ 1 к названным Рекомендациям.
В соответствии с ч. 6 ст. 402 ТК РФ решение
примирительной комиссии является обязательным
для сформировавших ее сторон. Однако
решение примирительной комиссии не должно
ухудшать положение работников по сравнению
с законодательством. Наличие в решении
комиссии положений, умаляющих права и
свободы работников, гарантированные
в законодательстве, исключает возможность
их применения.
Поэтому неисполнение таких положений
не может рассматриваться в качестве нарушения
законодательства. Решение примирительной
комиссии, оформляемое в виде протокола,
подписывается представителями сторон
коллективного трудового спора, а также
ее членами.
По этой причине решение примирительной
комиссии следует признать соглашением
по урегулированию коллективного трудового
спора, то есть сделкой, заключенной между
полномочным представителем работодателя
и полномочными представителями работников,
по разрешению разногласий, входивших
в предмет данного спора. В связи с чем
имущественные права работников, возникающие
на основании решения примирительной
ко- миссии, могут быть реализованы в приказном
производстве, как основанные на сделке,
совершенной в простой письменной форме.
Примирительные комиссии могут создаваться
и для урегулирования разногласий между
профсоюзами (их объединениями) и работодателями
(их объединениями), в том числе и на вышестоящем
по отношению к организации уровне, например,
для урегулирования разногласий при заключении
соглашений на территориальном, региональном,
отраслевом уровнях. Свою деятельность
они могут осуществлять по правилам, применяемым
при работе примирительной комиссии организации
или ее обособленного структурного подразделения
по урегулированию коллективного трудового
спора.
При отсутствии соглашения во всем или
отдельным разногласиям, составляющим
предмет коллективного трудового спора,
должен быть составлен протокол разногласий
совместного заседания примирительной
комиссии и представителей сторон по рассмотрению
коллективного трудового спора, примерная
форма которого дана в Приложении № 2 к
Рекомендациям об организации работы
по рассмотрению коллективного трудового
спора примирительной комиссией.
В этом протоколе следует отражать дальнейшие
намерения сторон коллективного трудового
спора, например, по приглашению посредника
или созданию трудового арбитража.
Работодатель обязан обеспечить следующие
необходимые условия для работы примирительной
комиссии:
помещение для заседаний примирительной
комиссии, оборудованное соответствующим
образом (отопление, освещение, средства
связи и оргтехника)
информационное обеспечение для рассмотрения
выдвинутых работниками требований
гарантии членам примирительной комиссии
не ниже предусмотренных законодательством
Невыполнение представителями работодателя
перечисленных обязанностей следует рассматривать
как его уклонение от участия в примирительных
процедурах по урегулированию коллективного
трудового спора.
Отсутствие согласованного решения в
примирительной комиссии влечет возникновение
у сторон коллективного трудового спора
обязанности по продолжению примирительных
процедур с участием посредника и (или)
в трудовом арбитраже.
Рассмотрение коллективного
трудового спора с участием посредника.
На основании ч. 1 ст. 403 ТК РФ после составления
примирительной комиссией протокола разногласий
стороны коллективного трудового спора
могут в течение трех рабочих дней пригласить
посредника для урегулирования имеющихся
между ними разногласий. Приглашение посредника
является правом, а не обязанностью сторон
коллективного трудового спора.
Хотя в установленных законодательством
случаях приглашение посредника является
основанием для освобождения сторон коллективного
трудового спора от обязанности по созданию
трудового арбитража.
При рассмотрении коллективного трудового
спора с участием посредника применимы
Рекомендации об организации работы по
рассмотрению коллективного трудового
спора с участием посредника, утвержденные
постановлением Минтруда РФ от 14 августа
2002 года № 58.
Посредник определяется по соглашению
сторон коллективного трудового спора.
В случае необходимости стороны коллективного
трудового спора могут обратиться в Службу
по урегулированию коллективных трудовых
споров за рекомендацией кандидатуры
посредника. Как уже отмечено, кандидатура
посредника должна быть определена соглашением
сторон коллективного трудового спора
в течение трех рабочих дней после окончания
рассмотрения возникших разногласий примирительной
комиссией.
Соглашение сторон об участии конкретного
лица в качестве посредника и условиях
его участия в урегулировании коллективного
трудового спора после предварительного
соглашения с будущим посредником должно
быть оформлено протоколом заседания
представителей сторон коллективного
трудового спора, примерная форма которого
дана в качестве Приложения № 1 к указанным
Рекомендациям.
Данный протокол подписывается полномочными
представителями сторон коллективного
трудового спора. Если стороны коллективного
трудового спора не пришли к согласию
по кандидатуре посредника, то в этом протоколе
должна быть сделана соответствующая
запись.
Законодательство не исключает возможности
использования в качестве посредника
работника организации или обособленного
структурного подразделения, в котором
возник коллективный трудовой спор. В
качестве посредника может быть привлечен
работник другой организации, что предполагает
заключение соответствующего соглашения
с ним и руководителем организации, в которой
он работает.
Общая продолжительность участия посредника
в урегулировании коллективных трудовых
споров не должна превышать трех месяцев
в году. Данное положение не распространяется
на работников, для которых участие в урегулировании
коллективных трудовых споров входит
в их должностные обязанности, и на лиц,
не имеющих постоянной работы.
Возможная компенсация затрат лицу, привлекаемому
к урегулированию коллективного трудового
спора в качестве посредника, может быть
осуществлена по соглашению его сторон.
При этом за посредником может быть сохранена
средняя заработная плата по месту работы на срок до трех месяцев в течение года, а также
компенсированы расходы по проезду, проживанию,
суточные расходы.
Посредник имеет право:
запрашивать и получать от сторон коллективного
трудового спора документы и сведения,
касающиеся возникших при его ведении
разногласий
проводить в случае необходимости совместные
и раздельные заседания представителей
сторон коллективного трудового спора
предлагать возможные варианты урегулирования
коллективного трудового спора
подписывать решения, принятые сторонами
коллективного трудового спора при его
участии
Порядок рассмотрения коллективного
трудового спора с участием посредника
определяется соглашением его сторон
с участием приглашенного ими посредника.
Посредник призван оказать помощь сторонам
коллективного трудового спора в поиске
взаимоприемлемого решения по урегулированию
возникших разногласий на основе конструктивного
диалога. В п. 6 названных Рекомендаций
говорится о том, что посредником может
быть любой независимый специалист.