Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 10:16, контрольная работа
Краткое описание
1. Коллективный трудовой спор. 2. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией. 3. Участие Службы по урегулированию коллективных трудовых споров (Службы) в их разрешении.
Уклонение работодателя от участия в
этих процедурах позволяет работникам
приступить к ор- ганизации забастовки,
а также потребовать привлечения представителей
работодателя к административной ответственности
за нарушение норм трудового законодательства.
Уклонение работников от участия в примирительных
процедурах позволяет признать совершаемые
ими действия, в частности по проведению
забастовки, незаконными с вытекающими
из такого признания последствиями. Доказательством
уклонения стороны коллективного трудового
спора от участия в примирительных процедурах
могут стать документы должностных лиц
названной Службы.
В состав трудового арбитража не должны
входить представители работников и работодателя,
являющихся стороной коллективного трудового
спора, подлежащего рассмотрению. Список
арбитров, привлекаемых к урегулированию
коллективных трудовых споров, составляется
Службой с учетом мнения представителей
работников и работодателей. Арбитры могут
неоднократно привлекаться к рассмотрению
коллективных трудовых споров трудовым
арбитражем, но при этом общая продолжительность
их участия в данном процессе не должна
превышать трех месяцев в году.
Данное правило не распространяется
на работников, для которых участие в урегулировании
коллективных трудовых споров в составе
трудовых арбитражей входит в их должностные
обязанности, а также на лиц, не имеющих
постоянной работы.
По соглашению сторон коллективного
трудового спора арбитрам может быть выплачена
денежная компенсация по возмещению понесенных
ими расходов.
Решение о создании трудового арбитража,
его состав, регламент работы оформляются
протоколом совместного заседания сторон
коллективного трудового спора и Службы,
примерная форма которого дана в качестве
Приложения № 1 к Рекомендациям об организации
работы по рассмотрению коллективного
трудового спора в трудовом арбитраже.
В этом протоколе целесообразно отражать
условия участия трудовых арбитров в рассмотрении
коллективного трудового спора, согласовав
их непосредственно с трудовыми арбитрами,
руководителями организаций, где они работают,
и Службой.
Количественный и персональный состав
арбитров также следует отразить в данном
протоколе. Протокол подписывается полномочными
представителями сторон коллективного
трудового спора и Службы, дата его подписания
считается днем создания трудового арбитража.
Коллективный трудовой спор должен быть
рассмотрен в трудовом арбитраже в течение
пяти рабочих дней с даты его создания.
По согласованию сторон коллективного
трудового спора этот срок может быть
продлен, что оформляется соответствующим
соглашением полномочных представителей.
Процедура рассмотрения коллективного
трудового спора трудовым арбитражем
определяется его сторонами и Службой,
в частности, могут быть установлены: продолжительность
ежедневных заседаний, правила замены
арбитров при наступлении чрезвычайных
обстоятельств, возможность и порядок
отвода арбитров представителями сторон
коллективного трудового спора, порядок
предоставления доказательств представителями
сторон, требования к выносимым арбитражем
рекомендациям, порядок их вручения представителям
сторон и т.д.
Трудовые арбитры имеют право:
запрашивать и получать от сторон необходимые
документы и сведения, касающиеся разногласий,
входящих в коллективный трудовой спор
заслушивать объяснения и ходатайства
представителей сторон коллективного
трудового спора
приглашать на заседания трудового арбитража
специалистов, имеющих познания в решении
вопросов, составляющих предмет коллективного
трудового спора
требовать от представителей сторон
коллективного трудового спора доведения
решения трудового арбитража до сведения
работников организации или структурного
подразделения, в котором возник данный
спор
предлагать возможные варианты урегулирования
коллективного трудового спора
информировать в случае необходимости
соответствующие органы исполнительной
власти и местного самоуправления о возможных
социальных последствиях коллективного
трудового спора
Трудовые арбитры обязаны сохранять
государственную, служебную, коммерческую
и иную, охраняемую законом тайну при исполнении
своих обязанностей по участию в примирительных
процедурах. Невыполнение этой обязанности
может стать основанием для привлечения
трудового арбитра к установленным законодательством
мерам ответственности, в частности, для
увольнения с работы лица, выполняющего
функцию трудового арбитра на профессиональной
основе.
Порядок рассмотрения коллективного
трудового спора трудовым арбитражем
состоит из нескольких этапов:
изучения арбитрами документов и материалов,
представленных сторонами коллективного
трудового спора
получения объяснений полномочных представителей
сторон возникшего спора
получения заключения экспертов, если
в этом имеется необходимость
разработки рекомендаций по существу
коллективного трудового спора
вручения рекомендаций полномочным представителям
сторон конфликта, а при необходимости
– доведение их до сведения работников
организации или обособленного структурного
подразделения, в котором возник коллективный
трудовой спор
Рекомендации трудового арбитража принимаются
большинством голосов, входящих в его
состав арбитров. Несогласный с вынесенным
решением арбитр обязан их подписать,
но имеет право составить в письменном
виде свое особое мнение по поводу возможных
вариантов урегулирования возникших между
сторонами коллективного трудового спора
разногласий. Данное мнение доводится
до сведения представителей сторон коллективного
трудового спора наряду с вынесенным трудовым
арбитражем решением.
В решении трудового арбитража должна
быть дана оценка разногласиям, составляющим
предмет коллективного трудового спора,
а также предлагаемым по их урегулированию
вариантам.
Решение трудового арбитража оформляется
протоколом заседания трудового арбитража,
примерная форма которого дана в качестве
Приложения № 2 к Рекомендациям по организации
работы по рассмотрению коллективного
трудового спора в трудовом арбитраже.
В нем должны быть указаны дата вынесения
решения, присутствующие на заседании
трудовые арбитры, представители сторон
спора, существо возникших разногласий,
составляющих предмет коллективного трудового
спора, перечень мер, необходимых для их
урегулирования. Решение трудового арбитража
подписывается его членами, оно имеет
обязательную силу по соглашению сторон
коллективного трудового спора.
Таким образом, рассмотрение коллективного
трудового спора в трудовом арбитраже
является одной из примирительных процедур
по урегулированию возникающих при его
ведении разногласий.
В качестве обязательной данная процедура
выступает в силу прямого указания в законодательстве.
В остальных случаях она используется
по соглашению сторон коллективного трудового
спора. Непременным условием использования
данной процедуры по соглашению сторон
коллективного трудового спора является
придание решению арбитража обязательной
силы.
Использование этой процедуры на основании
обязательных требований законодательства
предполагает вынесение решения трудовым
арбитражем, которое имеет рекомендательный
характер. Но и в подобной ситуации стороны
своим соглашением могут придать ему обязательную
силу.
3 вопрос.
Участие Службы
по урегулированию коллективных трудовых
споров (Службы) в их разрешении
В соответствии с ч. 1 ст. 407 ТК РФ Служба
по урегулированию коллективных трудовых
споров (Служба) представляет собой систему
государственных органов (подразделений),
формируемых в составе федерального органа
исполнительной власти, ведающего вопросами
трудовых отношений, соответствующих
органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного
самоуправления, которая предназначена
для содействия в урегулировании коллективных
трудовых споров путем организации примирительных
процедур и участия в них.
Таким образом, Служба существует для
организации примирительных процедур
и участия в них с целью урегулирования
разногласий, составляющих предмет коллективного
трудового спора.
Для достижения этой цели в ч. 2 ст. 407 ТК
РФ Службе предоставлены следующие полномочия:
по осуществлению уведомительной регистрации
коллективных трудовых споров
по проверке в случае необходимости полномочий
представителей сторон коллективного
трудового спора
по формированию списка трудовых арбитров
по проведению подготовки трудовых арбитров,
специализирующихся в рассмотрении коллективных
трудовых споров
по выявлению и обобщению причин коллективных
трудовых споров, по подготовке предложений
по их устранению
по организации в установленном порядке
финансирования примирительных процедур
по организации работы по урегулированию
коллективных трудовых споров во взаимодействии
с представителями работников и работодателей,
органами государственной власти и органами
местного самоуправления
Федеральная служба по труду и занятости
находится в настоящее время в ведении
Министерства здравоохранения и социального
развития РФ. Структурным подразделением
Федеральной службы по труду и занятости
является Служба по урегулированию коллективных
трудовых споров (Служба), в виде отдельных
подразделений она может существовать
на уровне органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации. Аналогичные
подразделения могут быть созданы в органах
местного самоуправления.
Полномочия Службы непосредственно связаны
с правами и обязанностями сторон коллективного
трудового спора, органов исполнительной
власти и местного самоуправления.
Каждая из сторон коллективного трудового
спора вправе обратиться в соответствующее
подразделение Службы с заявлением о регистрации
коллективного трудового спора. После
получения такого заявления у Службы возникает
обязанность по регистрации коллективного
трудового спора.
В уведомлении о регистрации, направляемом
должностными лицами подразделения Службы
стороне коллективного трудового спора,
обратившейся в Службу, могут быть указаны
разногласия, которые в соответствии с
законодательством не могут входить в
предмет коллективного трудового спора.
В силу чего такие разногласия должны
быть разрешены в ином порядке.
Стороны коллективного трудового спора
должны иметь полномочных представителей
при его ведении. Отсутствие таких представителей
не позволяет проводить примирительные
процедуры и заключить соглашение об урегулировании
разногласий, составляющих предмет коллективного
трудового спора. В связи с чем по требованию
работников
Службы, участвующих в урегулировании
разногласий, входящих в предмет коллективного
трудового спора, представители его сторон
должны подтвердить свои полномочия. Полномочия
представителей работодателя могут быть
подтверждены приказом (распоряжением)
или доверенностью полномочного представителя
работодателя. При этом должны быть определены
полномочия представителей работодателя,
в частности, по участию в примирительных
процедурах, заключению соглашений на
определенных условиях, в том числе связанных
с предоставлением дополнительных льгот
и преимуществ работникам за счет средств
работодателя.
Полномочия представителей работников
подтверждаются решением их представительного
органа, например, протоколом собрания
(конференции) работников организации
или обособленного структурного подразделения,
в котором возник коллективный трудовой
спор, доверенностью профсоюза организации,
объединяющего более половины работников.
Полномочия работников по заключению
соглашений на соответствующих условиях
также следует определять в документах,
подтверждающих их полномочия.