Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 10:16, контрольная работа
Краткое описание
1. Коллективный трудовой спор. 2. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией. 3. Участие Службы по урегулированию коллективных трудовых споров (Службы) в их разрешении.
Отсутствие четкого определения полномочий
представителей работодателя и работников
при ведении коллективного трудового
спора делает спорными заключенные между
ними соглашения. В частности, подобные
соглашения могут быть оспорены заинтересованными
лицами в связи с их заключением представителями,
не наделенными соответствующими полномочиями.
Полномочные представители работодателя
и работников вправе требовать от подразделения
Службы предоставления списка трудовых
арбитров с целью формирования трудового
арбитража.
В этом случае у Службы возникает обязанность
по предоставлению такого списка, а также
по оказанию содействия сторонам коллективного
трудового спора в привлечении к урегулированию
избранных ими арбитров.
По требованию сторон коллективного
трудового спора Служба должна представить
им информацию об уровне профессионального
образования трудовых арбитров, повышать
их профессиональные навыки путем организации
обучения.
Служба вправе направить свои предложения
по устранению причин и условий коллективных
трудовых споров работодателям, профсоюзам
(их объединениям), органам исполнительной
власти, местного самоуправления, которые
должны их рассмотреть и принять в пределах
имеющейся у них компетенции меры по их
устранению.
Служба обязана при обращении сторон
коллективного трудового спора организовать
с соблюдением действующего законодательства
финансирование примирительных процедур.
В частности, арбитры, находящиеся в штате
подразделений Службы, должны выполнять
свою трудовую функцию по участию в примирительных
процедурах за выплачиваемую им заработную
плату. По отношению к другим арбитрам
стороны коллективного трудового спора
при участии представителей Службы могут
заключить соглашение о компенсации им
понесенных расходов, связанных с участием
в примирительных процедурах.
По ходатайству стороны коллективного
трудового спора работники Службы оказывают
содействие по организации примирительных
процедур, в частности по рассмотрению
коллективного трудового спора примирительной
комиссией, с участием посредника или
в трудовом арбитраже. Представители Службы
могут обращаться в органы исполнительной
власти, органы местного самоуправления
с целью принятия ими в пределах имеющейся
компетенции мер по урегулированию разногласий,
входящих в предмет коллективного трудового
спора.
В соответствии с ч. 3 ст. 407 ТК РФ работники
Службы по предъявлении удостоверения
установленного образца могут беспрепятственно
посещать организации, их обособленные
структурные подразделения в целях урегулирования
коллективных трудовых споров, выявления
и устранения причин, порождающих такие
споры.
Поэтому работники Службы по ходатайству
сторон коллективного трудового спора
могут присутствовать при проведении
ими примирительных процедур, принимать
участие в урегулировании возникших между
ними разногласий, контролировать соблюдение
принятых с участием Службы соглашений
по урегулированию коллективного трудового
спора. Невыполнение полномочными представителями
работодателя законных требований работников
Службы является нарушением трудового
законодательства, за совершение которого
они могут быть привлечены к административной
ответственности.
Таким образом, Служба по урегулированию
коллективных трудовых споров призвана
оказывать содействие сторонам коллективного
трудового спора в организации и проведении
примирительных процедур, а также выявлять
причины возникновения коллективных трудовых
споров и вносить предложения по их устранению.
4 вопрос.
Реализация права
на забастовку
В ч. 4 ст. 37 Конституции РФ признается
право работников на коллективные трудовые
споры с использованием установленных
федеральным законом способов их разрешения,
включая право на забастовку. В ч. 1 ст.
409 ТК РФ также признается право работников
на забастовку в качестве одного из способов
разрешения коллективного трудового спора.
В соответствии с действующим законодательством
забастовка является крайним способом
урегулирования коллективного трудового
спора. В частности, в ч. 2 ст. 409 ТК РФ говорится
о том, что если примирительные процедуры
не привели к разрешению коллективного
трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур,
не выполняет соглашение, достигнутое
в ходе урегулирования коллективного
трудового спора, то работники или их представители
вправе приступить к организации забастовки.
Следовательно, забастовка в качестве
законного способа урегулирования коллективного
трудового спора может быть применена
только с соблюдением перечисленных в
ч. 2 ст. 409 ТК РФ условий, которые выступают
в качестве юридически значимых обстоятельств
при проверке законности и обоснованности
использования данного способа урегулирования
коллективного трудового спора. Кратко
рассмотрим перечисленные в названной
норме юридически значимые обстоятельства.
Во-первых, условием использования забастовки
в качестве законного способа разрешения
коллективного трудового спора названо
отсутствие результата по урегулированию
входящих в его предмет разногласий после
проведения примирительных процедур.
В соответствии со ст. 400 ТК РФ коллективный
трудовой спор возникает по истечении
трех рабочих дней со дня получения работодателем
коллективных требований работников,
за исключением случаев, когда полномочный
представитель работодателя до истечения
этого срока письменно сообщит работникам
о полном или частичном отказе в удовлетворении
заявленных ими требований.
Примирительная комиссия создается в
течение трех дней, она должна рассмотреть
спор в течение пяти рабочих дней. Затем,
исходя из общих правил, стороны коллективного
трудового спора могут в качестве примирительной
процедуры использовать участие посредника
в рассмотрении возникших между ними разногласий
либо создавать трудовой арбитраж.
Посредник должен быть определен в течение
трех дней, коллективный трудовой спор
рассматривается с участием посредника
в течение семи рабочих дней. Отсутствие
согласованного решения при рассмотрении
коллективного трудового спора с участием
посредника позволяет представителям
работников приступить к организации
забастовки или урегулированию имеющихся
с работодателем разногласий путем создания
трудового арбитража.
Таким образом, без использования в качестве
примирительной процедуры для урегулирования
коллективного трудового спора трудового
арбитража представители работников могут
приступить к организации забастовки
по истечении 21 дня с даты выдвижения коллективных
требований, не считая времени предупреждения
работодателя о предстоящей забастовке.
Данное правило не относится к предупредительной
забастовке, проводимой в период работы
примирительной комиссии.
Стороны вместо посредника могут использовать
в качестве примирительной процедуры
трудовой арбитраж, который создается
в течение трех рабочих дней, и рассматривает
коллективный трудовой спор в течение
пяти рабочих дней. В этом случае со дня
выдвижения коллективных требований до
возникновения права на организацию забастовки
проходит 29 рабочих дней. Стороны коллективного
трудового спора после его урегулирования
с участием посредника могут приступить
к созданию трудового арбитража.
В подобной ситуации право на организацию
забастовки возникает по истечении 29 рабочих
дней с момента выдвижения коллективных
требований. Таким образом, прохождение
примирительных процедур предваряет организацию
забастовки в качестве законного способа
урегулирования коллективного трудового
спора.
Во-вторых, условием для организации
забастовки представителями работников
является уклонение работодателя от примирительных
процедур.
Уклонение работодателя может происходить
в форме отказа от создания примирительной
комиссии, трудового арбитража, от обращения
к посреднику либо в форме отказа от участия
в работе по урегулированию коллективного
трудового спора примирительной комиссией,
трудовым арбитражем и с участием посредника.
Доказательством отказа работодателя
от формирования примирительной комиссии,
трудового арбитража, обращения к посреднику
следует считать получение его полномочными
представителями соответствующих предложений
от полномочных представителей работников
при отсутствии в течение установленных
законодательством сроков письменного
ответа работодателя о порядке использования
перечисленных примирительных процедур.
Несмотря на то, что законодательство
не предусматривает в обязательном порядке
использование каждой из трех перечисленных
примирительных процедур при разрешении
коллективного трудового спора, добросовестное
ведение коллективного трудового спора
предполагает предложение представителями
работников работодателю участия в каждой
из имеющейся примирительной процедуре.
В этом случае уклонение от примирительных
процедур получает больше доказательств.
Тогда как отсутствие такого предложения
не позволяет представителям работников
представить доказательства об уклонении
работодателя в примирительной процедуре,
в которой ему не было предложено участвовать.
Уклонение полномочных представителей
работодателя от участия в работе по урегулированию
коллективного трудового спора в примирительной
комиссии, трудовом арбитраже, с участием
посредника может проявляться в неявке
на заседание по рассмотрению разногласий,
составляющих предмет данного спора, в
отказе от предоставления необходимых
документов для внесения предложений
по их урегулированию, других действиях
(бездействии) полномочных представителей
работодателя, свидетельствующих об отсутствии
намерений вести примирительные процедуры
с целью урегулирования указанных разногласий.
Доказанность отказа полномочных представителей
работодателя от участия в примирительных
процедурах по урегулированию коллективного
трудового спора в каждой из рассмотренных
форм позволяет полномочным представителям
работников приступить к организации
забастовки.
В-третьих, условием для организации
забастовки полномочными представителями
работников в ч. 2 ст. 409 ТК РФ названо невыполнение
полномочными представителями работодателя
соглашения, достигнутого при проведении
примирительных процедур по урегулированию
коллективного трудового спора. Данное
обстоятельство подтверждается сведениями
о неисполнении указанного соглашения
в установленные в нем сроки.
В соответствии со ст. 408 ТК РФ соглашение,
заключенное сторонами коллективного
трудового спора при его урегулировании,
обязательно для исполнения. Одним из
последствий его неисполнения является
возможность организации полномочными
представителями работников забастовки
с целью выполнения имеющихся в нем условий.
Однако нельзя не заметить, что условия
такого соглашения могут иметь обязательственный
и нормативный характер. Например, в соглашении
может быть предусмотрено повышение заработной
платы работников организации в определенный
в нем срок.
Данное обязательство должно быть исполнено
полномочным представителем работодателя
путем повышения заработной платы. Невыполнение
этого обязательства позволяет приступить
к организации забастовки, поскольку уровень
повышения заработной платы работников
должен быть определен нормативным правовым
актом работодателя, который не издал
его в установленный соглашением срок.
Выполнение данного нормативного условия
может быть обеспечено лишь путем проведения
забастовки с целью воздействия на работодателя
по изданию нормативного правового акта
по повышению заработной платы работников
организации или обособленного структурного
подразделения, в котором продолжается
коллективный трудовой спор. В данном
соглашении могут быть предусмотрены
конкретные обязательства работодателя
перед работниками, состоящими с ним в
трудовых отношениях, например, по повышению
заработной платы на 10 процентов к определенному
в нем сроку.
Для выполнения этого обязательства
не требуется возобновления коллективного
трудового спора, поскольку оно не может
быть предметом такого спора. Выполнение
этого обязательства должно происходить
в приказном или исковом производстве
путем заявления требований от имени каждого
работника о повышении заработной платы
на 10 процентов в установленный соглашением
срок. После вынесения судебного постановления
право работников на повышение заработной
платы с определенного соглашением срока
будет реализовано по правилам исполнительного
производства.
Невыполнение работодателем данного
обязательства перед конкретным работником
позволяет ему отказаться от выполнения
трудовой функции и выхода на работу на
основании ст. 4, 142 ТК РФ, так как в этом
случае работодателем заработная плата
выплачивается работнику не в полном размере.
Поэтому работник может отказаться от
выполнения трудовых обязанностей. Такой
отказ может иметь коллективный характер,
однако он не может быть назван забастовкой,
поскольку в этом случае каждый работник
путем отказа от работы защищает свои
индивидуальные права на повышение заработной
платы на основании соглашения, то есть
осуществляет самозащиту трудовых прав.