Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 10:16, контрольная работа
Краткое описание
1. Коллективный трудовой спор. 2. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией. 3. Участие Службы по урегулированию коллективных трудовых споров (Службы) в их разрешении.
Данная формулировка не исключает возможности
использования в качестве посредника
работника организации или обособленного
структурного подразделения, в котором
возник коллективный трудовой спор, поскольку
способность посредника выступить в качестве
независимого специалиста при урегулировании
возникших разногласий определяется сторонами
данного спора.
В соответствии с ч. 4 ст. 403 ТК РФ рассмотрение
коллективного трудового спора с участием
посредника должно быть проведено в течение
семи рабочих дней со дня его приглашения
(назначения). В случае необходимости по
соглашению сторон коллективного трудового
спора и получения согласия посредника
этот срок может быть продлен, что также
следует оформлять протоколом, подписываемым
полномочными представителями работников
и работодателя, а также посредником. Данное соглашение
может быть отменено по волеизъявлению
его сторон.
Согласованное решение сторон коллективного
трудового спора, принятое с участием
посредника, оформляется протоколом совместного
заседания полномочных представителей
его сторон и посредника, примерная форма
которого дана в качестве Приложения №
2 к Рекомендациям об организации работы
по рассмотрению коллективного трудового
спора с участием посредника.
Названный протокол подписывается полномочными
представителями сторон коллективного
трудового спора и посредником, в нем должны
быть зафиксированы конкретные меры по
урегулированию возникших разногласий,
а также указано на прекращение коллективного
трудового спора в связи с их урегулированием.
В том случае, если разногласия, составляющие
предмет коллективного трудового спора,
полностью не разрешены, составляется
протокол разногласий совместного заседания
представителей сторон коллективного
трудового спора и посредника, примерная
форма которого дана в качестве Приложения
№ 3 к названным Рекомендациям.
Протокол подписывается полномочными
представителями сторон коллективного
трудового спора и посредником, в нем следует
отражать намерения сторон коллективного
трудового спора, в частности по созданию
трудового арбитража.
Решение, принятое сторонами коллективного
трудового спора при участии посредника,
также обязательно для исполнения, имеющиеся
в нем обязательственные условия представителей
работников и работодателя подлежат исполнению в установленные
ими сроки. При неисполнении имущественных
прав работников, предусмотренных таким
решением, они могут быть реализованы
в приказном производстве, как основанные
на сделке, совершенной в простой письменной
форме.
Если после участия посредника в урегулировании
коллективного трудового спора остаются
разногласия, то его стороны могут продолжить
примирительные процедуры путем создания
трудового арбитража. В установленных
законодательством случаях создание трудового
арбитража является обязательной примирительной
процедурой при разрешении коллективных
трудовых споров.
В соответствии с п. 1 ст. 404 ТК РФ трудовой
арбитраж представляет собой временно
действующий орган по рассмотрению коллективного
трудового спора, который создается в
случае, если стороны этого спора заключили
соглашение в письменной форме об обязательном
выполнении его решений.
Из данной формулировки следует, что
создание трудового арбитража, как правило,
является правом, а не обязанностью сторон
коллективного трудового спора. После
рассмотрения такого спора примирительной
комиссией его стороны по общему правилу
могут выбрать в качестве примирительной
процедуры обращение к посреднику либо
создание трудового арбитража.
Однако при создании трудового арбитража
стороны должны заключить соглашение
о принятии на себя обязательств по исполнению
вынесенных им решений. Однако в ч. 3 ст.
406 ТК РФ говорится о том, что создание
трудового арбитража обязательно в организация,
в которых законом запрещено или ограничено
проведение забастовок. Создание трудового
арбитража в обязательном порядке имеет
иные правовые последствия, чем его образование
соглашением сторон.
Созданный в обязательном порядке арбитраж
выносит решения, имеющие для сторон коллективного
трудового спора рекомендательный характер,
что не лишает их права заключить соглашение
о придании этим решениям обязательной
силы. Такое соглашение может быть заключено
сторонами коллективного трудового спора
как до вынесения решения трудовым арбитражем,
так и после. Тогда как создание трудового
арбитража по соглашению сторон коллективного
трудового спора влечет придание будущим
его решениям обязательной силы.
В соответствии с ч. 2 ст. 412 ТК РФ перечень
минимума необходимых работ (услуг) в организациях,
филиалах, представительствах, деятельность
которых связана с безопасностью людей,
обеспечением их здоровья и жизненно важных
интересов общества, в каждой отрасли
(подотрасли) экономики разрабатывается
и утверждается федеральным органом исполнительной
власти, на который возложена координация
и регулирование деятельности в соответствующей
отрасли (подотрасли) экономики, по согласованию
с соответствующим отраслевым общероссийским
профессиональным союзом в порядке, определенном
Правительством РФ.
Данный порядок определен Постановлением
Правительства РФ от 17 декабря 2002 года
№ 901 "О порядке разработки и утверждения
минимума необходимых работ (услуг) в отрасли
(подотрасли) экономики, обеспечиваемых
в период проведения забастовок в организациях,
филиалах и представительствах". Утверждение
такого минимума работ (услуг) означает
ограничение права на забастовку.
Следовательно, в организациях и обособленных
структурных подразделениях отраслей
(подотраслей) экономики, в которых утвержден
в установленном законодательством порядке
минимум указанных работ (услуг), создание
трудового арбитража при возникновении
коллективного трудового спора является
обязательным
В настоящее время действуют следующие
нормативные правовые акты по установлению
минимума необходимых работ (услуг) при
проведении забастовок:
приказ Минэнерго России от 20 мая 2003 года
№ 193 "Об утверждении Перечня минимума
необходимых работ (услуг) в угольной отрасли,
обеспечиваемых в период проведения забастовок
в организациях, филиалах и представительствах,
деятельность которых связана с безопасностью
людей, обеспечением их здоровья и жизненно
важных интересов общества" (Регистрационный
№ 4624 от 3 июня 2003 г.)
приказ Минздрава России от 25 июля 2003
года № 326 "Об утверждении Перечня минимума
необходимых работ услуг на период проведения
забастовки в организациях здравоохранения"
(Регистрационный № 5061 от 10 сентября 2003
года)
приказ Минэнерго России от 11 августа
2003 № 350 "Об утверждении Перечня минимума
необходимых работ (услуг) в электроэнергетике,
обеспечиваемых в период проведения забастовок
в организациях, филиалах и представительствах,
деятельность которых связана с безопасностью
людей, обеспечением их здоровья и жизненно
важных интересов общества" (Регистрационный
№ 5053 от 8 сентября 2003 года)
приказ Минэнерго России от 2 сентября
2003 года № 365 "Об утверждении Перечня
минимума необходимых работ (услуг) в торфяной
отрасли экономики, обеспечиваемых в период
проведения забастовок в организациях,
филиалах и представительствах, деятельность
которых связана с безопасностью людей,
обеспечением их здоровья и жизненно важных
интересов общества" (Регистрационный
№ 5085 от 18 сентября 2003 года)
приказ МПРТ России от 7 октября 2003 года
№ 214 "Об утверждении Перечня минимума
необходимых работ (услуг) в организациях
печати, телерадиовещания и средств массовых
коммуникаций по обеспечению в период
забастовки общественного порядка, сохранности
имущества организации и работников, а также машин
и оборудования, остановка которых представляет
непосредственную угрозу жизни и здоровью
людей" (Регистрационный № 5324 от 10 декабря
2003 года)
приказ Минтранса России от 7 октября
2003 года № 197 "Об утверждении Перечня
минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых
в период проведения забастовок в организациях
(филиалах, представительствах) транспортного
комплекса" (Регистрационный № 5379 от
6 января 2004 года)
приказ Росгидромета от 5 декабря 2003 года
№ 244 "О введении в действие Перечня
минимума необходимых работ (услуг), выполняемых
организациями (учреждениями) Росгидромета
в период проведения забастовок" (Регистрационный
№ 5382 от 6 января 2004 года)
приказ Минпромнауки России от 2 марта 2004 года № 63 "Об утверждении Перечня минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества" (Регистрационный № 5633 от 9 марта 2004 года)
Аналогичные перечни утверждены и в ряде
других отраслей (подотраслей) экономики,
что влечет за собой при возникновении
коллективного трудового спора в организациях
этих отраслей (подотраслей) обязанность
его сторон по созданию трудового арбитража.
Следует помнить, что утверждение указанных
перечней необходимых работ (услуг) должно
происходить по согласованию с соответствующими
отраслевыми общероссийскими профсоюзами.
Отсутствие такого согласования позволяет
признать в Верховном Суде РФ нормативный
правовой акт об утверждении такого перечня
работ (услуг) недействующим.
В ч. 3 ст. 412 ТК РФ утверждение рассматриваемых
перечней работ и услуг обусловлено деятельностью
организаций и обособленных структурных
подразделений по обеспечению безопасности
людей, их здоровья и жизненно важных интересов
общества. В связи с чем при оспаривании
в Верховном Суде РФ нормативных правовых
актов об утверждении указанных перечней
работ (услуг) на принявших такие акты
органах лежит обязанность по доказыванию
того, что они утверждены для достижения
перечисленных в ч. 3 ст. 412 ТК РФ целей.
Отсутствие таких целей также позволяет
признать названные акты недействующими.
В соответствии с ч. 1 ст. 413 ТК РФ не допускаются
забастовки в органах и организациях Вооруженных
сил РФ, других военных, военизированных
и иных формированиях и организациях,
ведающих вопросами обеспечения обороны
страны, безопасности государства, аварийно-
спасательных, поисково-спасательных,
противопожарных работ, предупреждения
или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных
ситуаций; в правоохранительных органах;
в организациях, непосредственно обслуживающих
особо опасные виды производств или оборудования,
на станциях "скорой" и неотложной
медицинской помощи; в организациях, связанных
с обеспечением жизнедеятельности населения
(энергообеспечение, отопление и теплоснабжение,
водоснабжение, газоснабжение, авиационный,
железнодорожный и водный транспорт, связь,
больницы), в том случае, если проведение
забастовок создает угрозу обороне страны
и безопасности государства, жизни и здоровью
людей.
В ст. 21 ФЗ "Об альтернативной гражданской
службе" запрещено проводить забастовки
лицам, проходящим альтернативную гражданскую
службу, что вступает в противоречие со
ст. 19, 37, 45,
55 Конституции РФ. При возникновении
коллективного трудового спора
в названных организациях при
выполнении перечисленных работ
у сторон такого спора также
возникает обязанность по созданию
трудового арбитража.
Трудовой арбитраж должен быть создан
при уклонении одной из сторон коллективного
трудового спора от участия в создании
или в работе примирительной комиссии,
а также при отсутствии согласованного
решения сторон коллективного трудового
спора по истечении трех рабочих дней
при определении кандидатуры посредника.
Таким образом, трудовой арбитраж создается
в следующих случаях:
уклонения одной из сторон коллективного
трудового спора от участия в создании
или в работе примирительной комиссии
недостижения сторонами согласованного решения относительно кандидатуры посредника по истечении трех рабочих дней
рассмотрения коллективного трудового
спора в перечисленных организациях и
обособленных структурных подразделениях,
а также при выполнении отдельных работ,
где законодательство запрещает или ограничивает
проведение забастовок
недостижения согласия при рассмотрении коллективного трудового спора примирительной комиссией, если стороны в качестве следующей примирительной процедуры выбрали урегулирование спора трудовым арбитражем
При рассмотрении спора трудовым арбитражем
применимы Рекомендации по организации
работы по рассмотрению коллективного
трудового спора в трудовом арбитраже,
утвержденные постановлением Минтруда
РФ от 14 августа 2002 года № 59.
Трудовой арбитраж создается сторонами
коллективного трудового спора и Службой
по урегулированию коллективных трудовых
споров (далее – Служба) в течение трех
рабочих дней с момента окончания рассмотрения
коллективного трудового спора примирительной
комиссией или посредником.
При уклонении одной из сторон коллективного
трудового спора от создания примирительной
комиссии или от работы в ней, другая сторона
этого спора может обратиться в Службу
с заявлением о формировании трудового
арбитража. Отказ стороны коллективного
трудового спора от создания трудового
арбитража является уклонением от участия
в примирительных процедурах, что влечет
наступление предусмотренных законодательством
неблагоприятных последствий.