Расторжение трудового договора по собственному желанию, или по требованию работника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 21:00, реферат

Краткое описание

Трудовой договор – это соглашение между работником и нанимателем, в соответствии с которым работник обязуется выполнять работу по определённой одной или нескольким профессиям, специальностям или должностям соответствующей квалификации согласно штатному расписанию и соблюдать внутренний трудовой распорядок, а наниматель обязуется предоставлять работнику обусловленную трудовым договором работу, обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, локальными нормативными актами и соглашением сторон, своевременно выплачивать работнику заработную плату.2

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная Т.П..doc

— 359.50 Кб (Скачать файл)

Суд обоснованно восстановил Н. на прежнем месте работы и взыскал оплатьу за время вынужденного прогула, поскольку приказ об увольнении был издан после решения суда первой инстанции о направлении в ЛТП. Вместе с тем решение суда было обжаловано в кассационном порябке и отменено с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении ходатайства о направлении Н. в ЛТП. В данном случае нанимателем не был соблюден порядок увольнения, то есть решение суда не вступило в законную силу в связи с его кассационным обжалованием.

Направление в лечебно-трудовой профилакторий – мера административно-медицинского характера.

Время пребывания в лечебно-трудовом  профилактории не прерывает трудового стажа и засчитывается в общий стаж. При добросовестном отношении к труду и соблюдению правил внутреннего распорядка лицу, содержащемуся в лечебно-трудовом профилактории, за этот период предоставляется отпуск в соответствии с трудовым законодательством. В других случаях ему выплачивается денежная компенсация в соответствии с отработанным временем.

Наниматель делает запись в приказе об увольнении работника по данному основанию следующего содержания. Например: Жукова Василия Петровича, токаря цеха № 6, уволить 20 мая 2006 г. в связи с направлением в лечебно-трудовой профилакторий (п. 4 ст. 47 ТК). Основание: постановление Ленинского районного суда г. Могилева.

В трудовой книжке работника делается запись следующего содержания: ″Уволен в связи с направлением в лечебно-трудовой профилакторий ″(п.4 ст. 47 ТК).

Трудовое и бытовое устройство лиц, возвратившихся из лечебно-трудовых профилакториев, возлагается на исполнительные комитеты, комитеты по месту жительства этих лиц в установленном порядке.

После окончания срока лечения в трудовой книжке гражданина делается отметка о времени нахождения в профилактории, а при ее отсутствии выдается соответствующая справка.

Прекращение трудового договора в связи с неподписанием, либо нарушением работником, уполномоченным на выполнение государственных функций, письменных обязательств по выполнению предусмотренных законодательством мер по предупреждению коррупции.

  Введение указанной нормы  в Трудовой Кодекс обусловлено необходимостью ряда законов, направленных на создание организационных и правовых основ борьбы с организованной преступностью и коррупцией, обеспечение при этом гарантий защиты законных интересов физических и юридических лиц.

Определение понятия коррупции приводится в ст. 8 Закона Республики Беларусь от 26 июня 1997 г. ‹‹О мерах борьбы с организованной преступностью и коррупцией››.46

Коррупция – умышленное использование лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, или лицами, приравненными к ним, своего служебного положения и связанных с ним возможностей в целях противоправного приобретения для себя или близких родственников имущественных или неимущественных благ, льгот и преимуществ, а так же подкуп указанных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами этих благ, льгот и преимуществ.

Особенность дополнительных оснований прекращения трудового договора по п. 5 ст. 47 состоит в том, что они могут применяться лишь к некоторым категориям работников и, что важно отметить, только при определенных условиях, предусмотренных специальными нормами.

К лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, законодатель относит представителей власти, в том числе работников правоохранительных органов, судей; депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местных Советов депутатов; служащих государственного аппарата; лиц, определяемых законодательством как должностных, в том числе в Вооруженных Силах Республики Беларусь и иных воинских формированиях; должностных лиц субъектов хозяйствования, в имуществе которых доля государственной собственности является преобладающей.

Конечно же, речь об увольнении по рассматриваемому основанию может идти только в отношении тех из перечисленных лиц, которые приняты на службу на основании трудового договора или контракта.

Это касается, прежде всего, государственных служащих, должностных лиц субъектов хозяйствования, других должностных лиц. В тоже время с судьями, депутатами местных Советов депутатов, депутатами Палаты представителей, членами Совета Республики трудовой договор (контракт) не заключается.

Указанным лицам в силу ст. 8 вышеупомянутого Закона от 26 июня 1997г. запрещается:

  • вмешательство в деятельность других государственных и негосударственных органов, предприятий, учреждений и организаций, если это не входит в круг их обязанностей;
  • использование своего служебного положения при решении вопросов, затрагивающих их личные интересы и интересы членов их семьи и близких родственников;
  • предоставление необоснованных льгот и привилегий физическим и юридическим лицам или оказание содействия в их предоставлении;
  • участие в качестве проверенных физических лиц по делам, относящимся к компетенции органа, в котором они находятся на службе или который им подчинен либо деятельность которого они контролируют;
  • использование в личных интересах или в интересах физических или юридических лиц информации, полученной при исполнении служебных обязанностей, если она не подлежит официальному распространению;
  • отказ в даче информации физическим и юридическим лицам, предоставление которой предусмотрено правовыми актами, необоснованная задержка ее, передача недостоверной или неполной информации;
  • неправомерная передача организациям независимо от форм собственности и физическим лицам государственных финансовых и материальных ресурсов;
  • искусственное создание препятствий физическим или юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов;
  • выполнение оплачиваемой работы на условиях штатного совместительства, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельностью;
  • получение подарков в связи с исполнением служебных обязанностей, за исключением символических знаков внимания и символических сувениров при проведении протокольных или иных официальных мероприятий.

Закон предписывает должностным лицам, занимающим ответственное положение, в срок не более одного месяца после вступления в должность передать на время исполнение своих обязанностей принадлежащие им ценные бумаги и имущество, от владения, использования и распоряжения которыми они получают доходы, в доверительное управление другим лицам.

Данные требования предъявляются не только в отношении лиц, принимаемых на службу, но и в отношении тех, с кем трудовой договор уже заключен. При этом сторонами трудового договора подписываются соответствующие письменные обязательства, отражающие указанные ограничения и запреты.

Так, например, согласно п. 5 Положения в порядке и условиях заключения контрактов со служащими государственного аппарата, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 января 1994 г. № 49 (с изменениями и дополнениями)47, контракты не могут заключаться с лицами, не подписавшими письменных обязательств по выполнению мер по предупреждению коррупции, предусмотренных ст. 8 Закона Республики Беларусь ‹‹О мерах борьбы с организованной преступностью и коррупцией››. (см. приложение № 10).

Нарушение указанных обязательств является основанием для прекращения с работником трудового договора (по основаниям п. 5 ст. 47 ТК).

Суд отказал И. в восстановлении на работе, так как необоснованность увольнения истец мотивировал тем, что ему не дали возможности обдумать предложение и через месяц он согласился бы подписать письменные обязательства по выполнению мер по принуждению коррупции.48

Пленум Верховного Суда Республики Беларусь в п. 45 постановления от 29 марта 2001 г. № 2 разъяснил: При рассмотрении иска о восстановлении на работе лица, уволенного согласно п. 5 ст. 47 ТК, судам  следует исследовать факты о том, относится ли истец к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций и приравненным к ним; обоснованно ли к нему предъявлены нанимателем требования о подписании письменных обязательств по выполнению мер по предупреждению коррупции; соответствует ли текст письменных обязательств, представленных нанимателем, положениям ст. 8 Закона Республики Беларусь ‹‹О мерах борьбы с организованной преступностью и коррупцией››; в чем конкретно выразились виновные действия истца и неисполнение принятых обязательств.

Кроме указанных обстоятельств, суд должен исследовать круг должностных обязанностей истца, всесторонне проверить доводы сторон по заявленным истцом требованиям″.

Судебная практика свидетельствует, что в правоприменительной практике очень редко встречаются случаи прекращения трудового договора или контракта по п. 5 ст. 47 ТК.

Как известно, ряд оснований увольнения по инициативе нанимателя за виновные действия работника (п. 4, 5, 7, 8, 9 ст. 42 ТК) являются мерами дисциплинарного взыскания (ст. 198 ТК). При их применении следует строго соблюдать порядок наложения дисциплинарных взысканий, предусмотренный ст. 198 – 203 ТК. Увольнение по п. 5 ст. 47 ТК законом не отнесено к мерам дисциплинарного взыскания. Поэтому увольнение по данному основанию может быть применено и по истечении времени более месяца со дня обнаружения совершения соответствующими лицами запрещенных действий и спустя более 6 месяцев со дня совершения таких действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Темой данной дипломной работы является  «Прекращение трудового договора».

На основе всестороннего исследования можно сделать следующие выводы.

Современное законодательство закрепляет свободу труда в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека. Согласно ст. 23 Декларации каждый гражданин имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и защиту от безработицы. Названная норма соответствует ст.41 Конституции Республики Беларусь, которая закрепляет право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека.      

       Часть 2 ст .35 ТК  содержит указания на наличие  правовых оснований для прекращения  трудового договора, а сами основания  установлены соответствующими статьями Трудового кодекса.

       Основаниями прекращения  трудового договора являются: соглашения сторон, истечение срока трудового договора, перевод работника, с его согласия, к другому нанимателю или переход на выборную должность, расторжение трудового договора с предварительным испытанием, отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с нанимателем. К основаниям расторжения трудового договора отнесено и несколько самостоятельных составов. Это расторжение трудового договора по собственному желанию работника (ст.40 ТК), по требованию работника (ст. 41 ТК) и по инициативе нанимателя (ст. 42 ТК). К числу оснований прекращения трудового договора отнесены обстоятельства, не зависящие от воли сторон (ст. 44 ТК).

       Трудовой кодекс  устанавливает общий порядок  и условия расторжения,  как срочного трудового договора, так и заключённого на неопределённый срок.  Возможность прекратить трудовой договор до истечения срока  связана с наличием уважительных причин, которые изложены в ст. ст. 41, 42 ТК.

        В то же  время трудовое законодательство  предусматривает ряд дополнительных оснований расторжения трудового договора для отдельных категорий работников при определённых условиях (ст. 47 ТК).

        Помимо Трудового  кодекса, основания для прекращения, расторжения трудового договора  устанавливаются также  Декретом  Президента Республики Беларусь  от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» и Постановлением Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29 марта 2001 г. № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде».

После внесенных изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 20 июля 2007 года №272-3, в статью 47 настоящего кодекса, помимо оснований, предусмотренных в ней, внесены п. 11 и 12, которые тоже были рассмотрены в данной дипломной работе.

На основании данных документов можно сделать вывод, что для признания увольнения законным необходимо не только наличие основания для увольнения, но и соблюдение установленного порядка расторжения трудового договора. Изучив теоретический и практический материал по данной теме, хочется отметить, что не всегда расторжение трудового договора проходит законно и обоснованно. На практике бывает немало нарушений законодательства. Чтобы избежать подобных нарушений, необходимо стабилизировать трудовые отношения. А такая стабилизация возможна только при ситуации, когда обе стороны трудового договора: и наниматель, и работник стремятся к одному результату – успешной и плодотворной работе. И возможно тогда мы сможем добиться низкого уровня безработицы и полного гарантированного обеспечения конституционных прав граждан. 

Список использованных источников:

 

Нормативные правовые акты:

 

  1. Всеобщая декларация прав человека 1948 года / Представительство ООН в РБ: Мн.,2000.
  2. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) – Мн.: Амалфея, 2005.
  3. Гражданский кодекс Республики Беларусь 1999 г. (в редакции Закона Республики Беларусь от 08. 01. 2004 г.). // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2004. № 4. 2 / 1016.
  4. Трудовой Кодекс Республики Беларусь. С обзором изменений, внесенных Законом РБ от 20 июля 2007 года. № 272-З. – Минск: Амалфея, 2007.
  5. Декрет Президента Республики Беларусь от 26июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительной дисциплины» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.1999.
  6. О мерах борьбы с организованной преступностью и коррупцией: Закон Республики Беларусь от 26 июня 1997г. // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1997. № 24.
  7. О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины: Декрет Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29, с изм. и доп. от 27 февраля 2002 г. № 145, 4 апреля 2002 г. № 10, 30 августа 2002 г. № 22 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 58. 1/512; 2002. № 27. 1/3550, № 43. 1/3611, № 100. 1/4003.
  8. О порядке и условиях заключения контрактов со служащими государственного аппарата: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 января 1994 г. № 49 // Собрание постановлений Правительства Республики Беларусь 1994. № 4. ст. 41; Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 1997. № 9. ст. 317; № 26 – 27. ст.893; 1998. № 1. ст. 17; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 1, 5/2169.
  9. Об утверждении примерной формы контракта нанимателя с работниками: Постановление Правительства от 2 августа 1999 г. № 1180 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 62. 5/1417; 2000. № 8. 5/2409, № 56. 5/3337; 2002. № 30. 5/10072, № 51. 5/10357; 2004. № 137. 5/14714, № 172. 5/15054.
  10. Об утверждении Положения о порядке и условиях заключения контрактов нанимателя с работниками: Постановление Правительства от 25 сентября 1999 г. № 1476 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 78. 5/1741; 2000. № 8. 5/2409; 2002. № 30. 5/10072; 2004. № 137. 5/14714, № 172. 5/15054.
  11. Положение о порядке и условиях заключения контрактов с государственными служащими, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1271 от 7 октября 2003 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. № 115. 5/13153; 2004. № 172. 5/15054. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 02. 08.1999 г. № 1180 (с изменениями и дополнениями от 06. 01. 2000 г. № 19 и от 01. 06. 2000 г. № 787) «Об утверждении примерной формы контракта нанимателя с работниками». – НЦПИ. 2000.
  12. Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29.03.2001 г. № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде». // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 6/277.

Информация о работе Расторжение трудового договора по собственному желанию, или по требованию работника