Повышение конкурентоспособности предприятий индустрии гостеприимства и туризма на примере организации бизнес по системе франчайзинга (

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 11:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение франчайзинга как способа повышения конкурентного преимущества предприятия.
Задачи курсовой работы:
Дать понятие конкуренции, ее сущности и видам
Определить как оценивают конкурентоспособность предприятий гостеприимства
Выявить специфику конкуренции в туризме
Исследовать франчайзинг как новую концепцию повышения конкуренции
Изучить сущности и основные понятия франчайзинга

Содержание

Введение
Глава 1: Конкуренция и ее роль в развитии гостиничного бизнеса и туризма
1.1 Понятие, сущность и виды конкуренции в индустрии гостеприимства
1.2 Оценка конкурентоспособности предприятий гостеприимства
1.3. Специфика конкуренции в индустрии гостеприимства
Глава 2: Организация бизнеса по системе франчайзинга как один из способов повышение конкурентоспособности предприятий индустрии гостеприимства и туризма
2.1 Сущность франчайзинга и его основные понятия
2.2. Особенности применения франчайзинга в индустрии гостеприимства
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 249.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки  РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования 

«Саратовский  государственный социально-экономический  университет»

 

Кафедра  гостинично-туристического бизнеса  и сервиса

 

  • Курсовая работа

  •  

     

    по дисциплине «Экономика гостиничного предприятия»

     

    Повышение конкурентоспособности  предприятий индустрии гостеприимства и туризма на примере организации бизнес по системе франчайзинга (коммерческой концессии): анализ тенденций и закономерностей.

     

     

     

     

     

     

    Выполнила: студентка

    2 курса 8 группы 

    Егорова Екатерина Андреевна

    Научный руководитель:

    Маркелов Антон Юрьевич

     

     

     

     

    Саратов –2013

    Содержание:

    Введение  

    Глава 1: Конкуренция и ее роль в развитии гостиничного бизнеса и туризма

       1.1 Понятие, сущность и виды конкуренции в индустрии гостеприимства

       1.2  Оценка конкурентоспособности предприятий гостеприимства 
       1.3. Специфика конкуренции в индустрии гостеприимства 

    Глава 2: Организация бизнеса по системе франчайзинга как один из способов повышение конкурентоспособности предприятий индустрии гостеприимства и туризма

    2.1 Сущность франчайзинга и его  основные понятия

    2.2. Особенности применения франчайзинга  в индустрии гостеприимства

    Заключение 

    Список использованной литературы

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Введение

     

    Обострение конкурентной борьбы в современном мире приводит к тому, что перед каждым предприятием, осуществляющим свою деятельность в  туристической индустрии, встает проблема поиска таких методов формирования конкурентных преимуществ по сравнению с другими организациями, которые позволили бы укрепить ее собственные позиции в конкурентной борьбе за клиента.

    В настоящее время  предпринимателям приходится искать новые  пути для «выживания», т.к. сегодня  о собственном бизнесе мечтают многие люди. Но лишь небольшой их процент способен в будущем реализовать свою мечту. И еще меньше тех, кто остается на плаву после первого года работы. На сегодняшний день по общепризнанной статистике из 100 только что открывшихся предприятий через пять лет остается только 5, а остальные закрываются. Причины этому кроются обычно в недостатке знаний и неопытности начинающих предпринимателей. Начинающий бизнесмен зачастую боится идти на те шаги, которые без колебаний предпринимает опытный владелец собственного бизнеса.

    Но для компаний, работающих в системе франчайзинга, верны  другие данные. Закрытие предприятий  франчайзи в первые пять лет их работы составляет 4%. Общее исследование, проведенное Международной организацией франчайзинговых организаций, показало, что среди ее членов количество банкротов составляет менее 1%. 
    Франчайзинг с этой точки зрения можно рассматривать как один из механизмов повышения конкурентных преимуществ предприятий индустрии гостеприимства и туризма. Он выгоден как для франчайзера, так и для франчайзи.

    Для франчайзи франчайзинг  предлагает современные отработанные технологии ведения бизнеса, что  позволяет избежать ошибок организационно-технического характера и удержаться на рынке  только что открывшемуся предприятию, благодаря поддержке зарекомендовавшей себя, известной марки. Это краткий путь к росту, так как франчайзи получает готовый, успеный бизнес. Франчайзинг позволяет предпринимателю вести свой бизнес успешно, даже не имея предварительного опыта, знаний или обучения в данной области.

    Для франчайзера это  хороший способ развития бизнеса  с помощью которого франчайзер без  больших инвестиций в развитие собственной  сети в течение небольшого времени  расширять масштабы торговых операций с минимальными затратами и рисками. Франчайзер растет, позволяя предпринимателям финансировать его рост через продажу франшиз.

    Актуальность рассмотрения темы данной курсовой работы обусловлена  тем, что в условиях нарастающей  конкурентной борьбы предприятиям гостиничной  индустрии необходимо приумножать свои конкурентные преимущества и искать новые пути их повышения, а франчайзинг как раз является таким путем.

    Вопросам исследования франчайзинга посвящено множество работ. В  основном материал, изложенный в учебной  литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы.

    Так, например, проблем  регулирования современных вопросов по теме "Франчайзинг в индустрии  гостеприимства" касается О. Ю. Акимов в монографии "Малый и средний бизнес. Эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития".

    Ряд актуальных проблем  был затронут в книге "Франчайзинг. Построение предприятия, бухгалтерский учет, правовые аспекты". Р. Б. Кац определил актуальность и новизну этой темы в своем исследовании. В книге также содержатся разъяснения по всем спорным юридическим моментам, связанным с заключением договора франчайзинга.

    В исследования вопросов конкурентоспособности внесли свой вклад ряд известных ученых-экономистов, таких как М. Портер, Ф.Котлер, П.С. Завьялов, Азоев Г.Л. и другие.

    Целью исследования является изучение франчайзинга как способа  повышения конкурентного преимущества предприятия.

    Задачи курсовой работы:

    • Дать понятие конкуренции, ее сущности и видам
    • Определить как оценивают конкурентоспособность предприятий гостеприимства
    • Выявить специфику конкуренции в туризме
    • Исследовать франчайзинг как новую концепцию повышения конкуренции
    • Изучить сущности и основные понятия франчайзинга
    • Проанализировать схему взаимоотношений участников франчайзинга, преимуществ и недостатков франчайзинга;
    • Определить особенности функционирования франчайзинга в гостиничном бизнесе

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Глава 1. Конкуренция и ее роль в развитии гостиничного бизнеса и туризма

     

     

    1.1. Понятие, сущность  и виды конкуренции в индустрии  гостеприимства

     

    В эпоху глобализации и интернационализации производства единственным критерием его эффективности  и востребованности выпускаемой  продукции является конкурентоспособность. Обеспечение конкурентоспособности на современном этапе объективно является основной стратегической задачей любого предприятия сферы обслуживания. Это сложная проблема, решение которой связано с совершенствованием всего комплекса разработки, изготовления, продажи и технического обслуживания продукции, то есть связано с осуществлением целенаправленной деятельности по установлению, формированию и поддержанию требуемого уровня конкурентоспособности на всех этапах жизненного цикла продукции, а также конкурентоспособности фирмы в целом. Фактор конкуренции носит принудительный характер, заставляя производителей под угрозой вытеснения с рынка и разорения непрестанно заниматься системой качества и в целом конкурентоспособностью своего продукта, а рынок объективно оценивает результаты их деятельности.

    «Конкурентоспособность представляет собой многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим, эргономическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (сроки поставки, каналы сбыта, цена, сервис, реклама).»1 
    Конкуренция (от лат. «concurrentia»,  «столкновение», «состязание») – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.2

    Конкуренция – это борьба предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в целях получения максимальной прибыли.

    Конкурентное преимущество организации - это уникальные осязаемые и неосязаемые ресурсы, которыми владеет организация, а также стратегически важные для данной организации сферы бизнеса, позволяющие ей побеждать в конкурентной борьбе.

    Конкурентное преимущество – превосходство, высокая компетентность фирмы в какой-либо области деятельности или в выпуске товара по сравнению с конкурирующими фирмами. Фактором конкурентного преимущества является конкретный компонент внешней или внутренней среды фирмы, по которому она превосходит конкурирующие фирмы. 

    Анализ определений  конкурентоспособности продукции  позволяет выделить следующие особенности. Во-первых, конкурентоспособность продукции - это мера ее привлекательности  для потребителя. Привлекательность  продукции определяется степенью удовлетворения совокупности разноплановых, иногда противоречивых требований. Состав предъявляемых требований, их приоритетность зависят как от видов продукции, так и от типа её потребителя. Во-вторых, конкурентоспособности присущ динамический характер - её имеет смысл рассматривать лишь применительно к конкретному моменту времени с учетом изменений рыночной конъюнктуры во времени. В-третьих, конкурентоспособность зависит от стадии жизненного цикла, на которой находится рассматриваемая продукция.

    Конкуренция является определяющим фактором упорядочения цен, стимулом инновационных  процессов (внедрение в производство нововведений). Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей (монополистов) по отношению к потребителю.

    Значение конкуренции нельзя переоценить, потому что именно в ходе конкурентной борьбы в рыночной экономике решаются вопросы: что, как и для кого следует производить. И чтобы устоять в конкурентной борьбе, предприниматель должен производить именно то, что предпочитает потребитель.

    В настоящее время  получили очень большое развитие различного рода маркетинговые исследования, целью которых является изучения запросов потребителя, его отношения к тем или иным товарам, т.к. знание подобного рода информации позволяет более точно представлять будущих покупателей продукции, более точно представлять и прогнозировать ситуацию на рынке, уменьшать риск неудачи и т.д.

    В качестве средств в  конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, условия поставок и платежей, сервисное обслуживание, ассортимент, информацию через рекламу.

    Разные виды конкуренции  зависят от определённых показателей  состояния рынка. Основными показателями являются:

    а) Количество фирм, поставляющих товары и услуги на рынок;

    б) Свобода вхождения  предприятия на рынок и выхода из него;

    в) Дифференциация товаров (придание определённому виду товара одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей – по фабричной марке, качеству, цвету и др.);

    г) Участие фирм в контроле над рыночной ценой.

    В целях обеспечения  лучших возможностей сбыта своей  продукции продавцами используются разные методы конкурентной борьбы. Различают ценовую и неценовую конкуренцию.

    Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров или предложение услуг по более низким ценам. В условиях развитой рыночной экономики снижение цен может происходить либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. Снижение цены в условиях ценовой конкуренции обычно происходит без снижения качества продукции (услуг) и изменения ассортимента товаров.

    Выделяют прямую и скрытую ценовую конкуренцию. В условиях прямой ценовой конкуренции предприятие открыто сообщает о снижении цен на товары и услуги. При скрытой ценовой конкуренции фирма улучшает свойства выпускаемой продукции, но цену увеличивает на непропорционально малую улучшениям величину. 
    Неценовая конкуренция предполагает использование технологических преимуществ, повышение качества обслуживания, выпуск новой продукции, создание товаров-заменителей, предоставление послепродажного обслуживания, рекламу продукции, что приводит в итоге к предложению на рынке товаров более высокого качества.

    В условиях неценовой конкуренции производитель обычно учитывает такие факторы, как экологичность товара, безопасность для потребления, эстетические свойства. В современном мире наиболее распространена именно неценовая конкуренция.

    Все это – методы честной, добросовестной конкурентной борьбы, они носят «законный» характер. Добросовестная конкуренция ведет к выигрышу потребителя (он получает более разнообразную продукцию, лучшего качества, по более низким ценам).

    Информация о работе Повышение конкурентоспособности предприятий индустрии гостеприимства и туризма на примере организации бизнес по системе франчайзинга (