Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 11:49, курсовая работа
Целью исследования является изучение франчайзинга как способа повышения конкурентного преимущества предприятия.
Задачи курсовой работы:
Дать понятие конкуренции, ее сущности и видам
Определить как оценивают конкурентоспособность предприятий гостеприимства
Выявить специфику конкуренции в туризме
Исследовать франчайзинг как новую концепцию повышения конкуренции
Изучить сущности и основные понятия франчайзинга
Введение
Глава 1: Конкуренция и ее роль в развитии гостиничного бизнеса и туризма
1.1 Понятие, сущность и виды конкуренции в индустрии гостеприимства
1.2 Оценка конкурентоспособности предприятий гостеприимства
1.3. Специфика конкуренции в индустрии гостеприимства
Глава 2: Организация бизнеса по системе франчайзинга как один из способов повышение конкурентоспособности предприятий индустрии гостеприимства и туризма
2.1 Сущность франчайзинга и его основные понятия
2.2. Особенности применения франчайзинга в индустрии гостеприимства
Заключение
Список использованной литературы
Конкуренция может быть и недобросовестной. Это конкуренция под которой понимаются способы укрепления рыночного положения фирмы, связанные не с повышением качества продукции и снижением издержек ее производства, а с использованием таких методов как:
• продажа по цене ниже себестоимости;
• установление дискриминационных цен или коммерческих условий;
• ложная информация и реклама, вводящая в заблуждение;
• недобросовестное копирование товаров конкурентов;
• нарушение качества, стандартов и условий поставок товаров;
• промышленный шпионаж;
• переманивание ведущих специалистов из соперничающих фирм и т.п.
Недобросовестная конкуренция
запрещается законодательством
большинства стран с рыночной
экономикой, гражданскими и уголовными
кодексами.
«Кроме ценовой и неценовой конкуренции,
выделяют межотраслевую, внутриотраслевую,
функциональную.
Внутриотраслевая конкуренция
— это соперничество между производителями
аналогичных товаров, удовлетворяющих
одну и ту же потребность.
Межотраслевая конкуренция
представляет собой конкуренцию производителей
продукции, удовлетворяющих различные
потребности. Соперничество в данном случае
ведется за наибольшую прибыль.
Функциональная конкуренция
— это конкуренция между производителями
определенного товара.»3
В условиях рынка организация управления предприятием заключается в проведении ряда мероприятий по анализу и оценке факторов, способствующих повышению или понижению конкурентоспособности предприятия, выбору и реализации соответствующей стратегии и тактики для достижения той или иной намеченной цели.
При выработке стратегии
С другой стороны, требуется отслеживать основные факторы макросреды организации (демографические, экономические, технологические, политические, природные, культурные), а также значимые факторы микросреды (доля рынка, качество услуг, уровень цен, эффективность сбыта и средств продвижения, издержки, квалификацию персонала, мощности, эффективность рекламы, гибкость и адаптивность потребителей, конкурентов, поставщиков, посредников, широкую общественность и другие, которые влияют на возможность получения прибыли).
Итак, конкуренция является необходимым инструментом рыночного механизма, способом достижения рыночного равновесия, благодаря которому производители работают над привлекательностью товара или услуги для потребителей. Характер конкуренции может быть различным, но, несомненно, обеспечение конкурентоспособности на современном этапе является основной стратегической задачей любого предприятия.
1.2. Оценка конкурентоспособности предприятий гостеприимства
Для предпринимательской
Основные компоненты процесса формирования конкурентной стратегии предприятия гостиничного бизнеса включают в себя выявление потенциальных возможностей и угроз во внешней среде компании, а также оценку рисков и возможных альтернатив. Одной из составляющих разработки стратегического плана является оценка внутренней и внешней среды предприятия. Прежде чем принимать какие-либо решения, следует взвесить все сильные и слабые стороны фирмы в совокупности с наличными или доступными ресурсами. Для стратегической перспективы компании особенно значимы сильные стороны, так как они являются важными составляющими стратегии и на их основе должно строиться достижение конкурентных преимуществ. Но, то же время хорошая стратегия требует вмешательства и в слабые стороны.
Основой для оценки конкурентоспособности любого вида продукции должно являться комплексное исследование рынка методами прикладного системного анализа и маркетинга.
Существуют определенные экономические, финансовые показатели, например, прибыльность, производительность, оборачиваемость, деловая активность, ликвидность, которые характеризуют результативность деятельности фирмы. Однако они не дают однозначного ответа о конкурентоспособности предприятия на рынке. Эту задачу может решить мониторинг конкурентоспособности предприятия, который должен проводиться постоянно. Систему показателей мониторинга экономического состояния предприятия можно представить как мониторинг уровня маркетинговой работы предприятия, мониторинг финансового положения предприятия, мониторинг имиджа организации, мониторинг конкурентоспособности наукоемкой продукции.
Наиболее известным приемом
оценки конкурентоспособности
Для всестороннего SWOT – анализа требуется оценить конкурентоспособность турпродукта по показателям издержек и цен (относительной позиции по издержкам и относительной ценовой позиции) и по тенденции в изменении доли рынка (относительной доли рынка). Кроме того, необходимо исследование рентабельности «товарных линий» - предлагаемого туристской организацией ассортимента услуг.
SWOT-анализ весьма полезен
даже в тех случаях, когда
он производится не в полном
объеме: его преимущество - возможность
охвата широкого спектра
SWOT-анализ помогает ответить на следующие вопросы:
Помимо SWOT-анализа, достаточно широкое распространение для определения конкурентоспособности получили методы, основанные на интегральной оценке ряда показателей. Применение таких методов в практике маркетинга туристских организаций особенно уместно ввиду комплексного характера самого турпродукта и трудностей количественного измерения, отдельных его параметров.
Изучение и оценка конкурентной среды туристского предприятия является необходимостью для предприятий туризма. Однако следует подчеркнуть, что конкурентоспособность услуги или фирмы можно определить, только сравнивая конкурентов между собой.
Анализ конкурентов и выработка конкретных действий в отношении основных соперников часто приносят больше пользы, чем даже существенный рост на данном сегменте рынка. Потому что зная сильные и слабые стороны конкурентов, можно оценить их потенциал, цели, настоящую и будущую стратегию. Практически все выдающиеся успехи в области маркетинговой деятельности фирм основываются на концепции собственных лучших сил против слабых мест конкурентов. Для этого туристское предприятие должно владеть налаженной системой маркетинговых исследований конкурентов.
Система маркетинговых исследований конкурентов открывает туристскому и гостиничному предприятию ряд возможностей:
Проведение анализа
конкурентов связано с
Результаты анализа показывают:
Все вышеперечисленные методы оценки конкурентных преимуществ являются общетеоретическими. Их применение на практике является достаточно простым, но при этом важно знать какие показатели в большей степени позволяют раскрыть конкурентное состояние отрасли. Для предприятий отрасли гостеприимства таковыми будут являться:
Анализируя вышеизложенное, следует подчеркнуть, что в основе исследования конкурентоспособности гостиничного предприятия лежит метод сравнительного анализа, он показывает, какой из сравниваемых отелей лучше работал на рынке и получил соответственно лучший результат. Однако применение данного метода в отношении гостиниц, которые не являются прямыми конкурентами, практически не имеет смысла.
1.3. Специфика конкуренции в индустрии гостеприимства
Гостиничная индустрия сегодня
представляет собой отрасль с
растущим уровнем конкуренции на
рынке гостиничных услуг. Новые
предприятия создаются, но через
некоторое время часть из них
не выдерживает конкуренции и
выходит из бизнеса. Конкуренция — сильный
стимул для улучшения работы гостиницы.
На современном этапе
гостиничные предприятия
В современных условиях,
когда сложился и работает рынок
гостиничных услуг, который разбит
на сегменты и внутри каждого сегмента
идет жесткая конкуренция, для сохранения
конкурентоспособности
Основными задачами в сфере гостиничного бизнеса становятся создание конкурентных преимуществ и повышение конкурентоспособности, создание стабильной клиентуры через умение найти своего клиента, поиск и создание новых путей развития, постоянное обновление собственной политики с учетом динамично развивающегося рынка гостиничных услуг.
Конкурентоспособность
предприятия гостиничного хозяйства
возможна за счет предоставления новых
дополнительных услуг, с одновременным
процессом реконструкции и
Управление процессами предоставления услуг в гостиничном предприятии имеют ряд важных особенностей:
Во-первых, услуга не существует до ее предоставления, т.е. продукт создается в процессе предоставления услуги. Это делает невозможным сравнение предложений двух конкурирующих фирм даже в том случае, когда продукты кажутся идентичными. Сравнение возможно только после получения услуги, тогда как товары в материальной форме можно сравнивать различными способами еще до покупки.
Во-вторых, очень часто
предоставление услуг требует