Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 11:49, курсовая работа
Целью исследования является изучение франчайзинга как способа повышения конкурентного преимущества предприятия.
Задачи курсовой работы:
Дать понятие конкуренции, ее сущности и видам
Определить как оценивают конкурентоспособность предприятий гостеприимства
Выявить специфику конкуренции в туризме
Исследовать франчайзинг как новую концепцию повышения конкуренции
Изучить сущности и основные понятия франчайзинга
Введение
Глава 1: Конкуренция и ее роль в развитии гостиничного бизнеса и туризма
1.1 Понятие, сущность и виды конкуренции в индустрии гостеприимства
1.2 Оценка конкурентоспособности предприятий гостеприимства
1.3. Специфика конкуренции в индустрии гостеприимства
Глава 2: Организация бизнеса по системе франчайзинга как один из способов повышение конкурентоспособности предприятий индустрии гостеприимства и туризма
2.1 Сущность франчайзинга и его основные понятия
2.2. Особенности применения франчайзинга в индустрии гостеприимства
Заключение
Список использованной литературы
Наиболее развернутое определение франчайзинга дает Международная ассоциация франчайзинговых организаций (МА-ФО). Она определяет франчайзинг «как длящиеся во времени взаимоотношения, по которым франчайзер (франшизодатель) предоставляет защищенное в законном порядке право заниматься определенной предпринимательской деятельностью, а также помощь в организации этой деятельности, обучении, реализации и управлении за вознаграждение от франчайзи (франшизополучателя).»6
Франчайзинг, как форма ведения бизнеса, используется более чем в 120 странах, и везде, кроме России, она обознается как франчайзинг. В ГК РФ этот термин получил название “коммерческая концессия" и “договор коммерческой концессии".
Концессия (от лат. concessio – разрешение, уступка) – договор, в соответствии с которым концедент (публично-правовое образование) на временной и возмездной основе предоставляет концессионеру (частному лицу) право пользования государственной / муниципальной собственностью либо право осуществления определенного вида деятельности, монополия на которую принадлежит концеденту.
Договор коммерческой концессии – договор, по которому правообладатель торговой марки обязуется предоставить пользователю за вознаграждение возможность продажи товаров или услуг под своим брендом.
Франчайзинговая система – организационная структура в сфере франчайзингового бизнеса, которая состоит из компании-франшизодателя, возглавляющей структуру, и находящейся под ее контролем сети франшизных предприятия, или франшизной сети.
Франчайзер (правообладатель) - это компания, которая предлагает на продажу соглашение на условиях франшизы и обеспечивающее со своей стороны выполнение условий такого соглашения. Франчайзер является владельцем исключительных прав: товарного знака, фирменного стиля, ноу-хау, патента, идеи, авторского права и аналогичных прав. Он предлагает продать партнеру (франчайзи) право на использование своей торговой марки, обучение, использование своих технологий, а также распространение своих товаров. Например, франчайзер создает успешный продукт или услуги, скажем, особую формулу организации бизнеса. Франчайзер исследует, и развивает бизнес, тратит деньги на продвижение бизнеса, создает хорошую репутацию и узнаваемый имидж. После того, как компания доказала работоспособность своей бизнес концепции и успешную воспроизводимость этого бизнеса, она может начать предлагать предпринимателям тиражировать бизнес, и купить ее франшизу.
Франчайзер организует обучение и контролирует работу франчайзи. При этом франчайзер обязуется оказывать содействие в становлении бизнеса, обеспечивать техническую и консультационную помощь.
Франчайзи (пользователь) - юридическое лицо, действующее в соответствии с приобретенной франшизой, стремящееся создать собственное предприятие на основе рентабельной формулы бизнеса. Это человек или компания, которая покупает возможность обучения и помощь при создании бизнеса у франчайзера и выплачивает сервисную плату (роялти) за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзера. Франчайзи осуществляет свою деятельность под товарным знаком франчайзера, использует его репутации на рынке и по своему стилю идентифицируется с франчайзером.
Франчайзи является собственником своего предприятия, инвестирует средства на его создание и развитие, продает продукт или услуги в соответствии с правилами, установленными франчайзером, и, как правило, оплачивает помощь франчайзера. Очень часто франчайзер предоставляет очень выгодные скидки на важные поставки (материалы, сырье, расходные средства, полуфабрикаты, рецептуру, инвентарь, мебель, униформу и символику). Эти скидки всегда дают возможность франчайзи покупать продукты у франчайзера по более низкой цене и таким образом это стоит дешевле, чем развивать бизнес без франчайзера.
При этом франчайзи должен поддерживать стандарты качества и уровень обслуживания не ниже, чем на предприятиях франчайзера. Если все идет по плану, то франчайзи ведет успешный бизнес, и его прибыль превосходит затраты.
Продавая франчайзинг,
франчайзодатель развивает
Развития бизнеса с помощью франчайзинга позволяет без больших инвестиций в развитие собственной сети в течение небольшого времени расширять масштабы торговых операций с минимальными затратами и рисками.
Франчайзер заинтересован в привлечении в свою рыночную сеть новых членов. С этой целью он обычно специально готовит для заинтересованных лиц документы, наиболее важным из которых является Заявление об условиях. Этот документ предоставляет предполагаемым франчайзи информацию о том, кем является франчайзер, какой характер носит осуществляемый им бизнес. В Заявлении об условиях также говорится о квалификации руководящего состава предприятия, о его финансовой стабильности, непосредственно затрагиваются вопросы франчайзинга: в чем будет заключаться суть отношений в случае заключения контракта; в каких конкретных вопросах франчайзер будет помогать франчайзи; какое дополнительное оборудование обязан приобрести франчайзи и т.д.
Процесс вступления в качестве франчайзингового члена оказывается чрезвычайно прост. Заявление об условиях рассматривается потенциальным франчайзопокупателем, который выражает согласие с условиями.
Если предложение о продаже франчайзинга, сделанное франшизодателем, принято, подписывается франчайзинговый договор (договор коммерческой концессии). Это юридический документ, который закрепляет правоотношения между франчайзодателем и франчайзополучателем.
Франчайзинговый договор (договор коммерческой концессии) — договор, по которому одна сторона (правообладатель) передает другой стороне (пользователю) за соответствующую плату на определенный срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав («комплекс исключительных прав») - товарный знак, знак обслуживания, технологии и т.д.
Франшиза - право осуществлять определенную экономическую деятельность с использованием принципа франчайзинга, закрепленное договором, соглашением, а также деятельность (производство, оказание услуг и т.п.) осуществляемая с использованием принципа франчайзинга. Это полная бизнес система, которую франчайзер продает франчайзи. Другим названием для подобной системы служит франчайзинговый пакет, который обычно включает пособия по ведению работ и другие важные материалы, принадлежащие франчайзеру.
Договор коммерческой концессии должен быть заключен в письменной форме, иначе он считается недействительным. Договор регистрируется по месту регистрации правообладателя, а если правообладателем является иностранное лицо, то договор регистрируется по месту регистрации пользователя - российского резидента.
Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть юридические и физические лица (коммерческие организации и граждане), зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.
Договор коммерческой концессии предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме (в частности, с установлением минимального и (или) максимального объема использования), с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг).
Договор может касаться работы предприятий в конкретной географической или рыночной среде, количества предприятий, охватываемых франчайзингом, сроков действия договора и ряда других моментов.
Очень сложно в договоре изложить все нюансы, которые могли бы гарантировать установленные стандарты качества. Поэтому некоторые франчайзодатели берут на себя определение места будущего строительства, выбирают поставщиков строительных материалом и т. п. Но далеко не все и те, кто этого не делает, оставляют эти вопросы на усмотрение франчайзополучателя, следя лишь за тем, чтобы он выполнял стандарты и нормы, оговоренные в договоре.
Цена франчайзинга, а также платежи за использование имущества и вознаграждение также оговариваются в договоре.
Важнейшим элементом договора франчайзинга является согласование форм оплаты. В зарубежной практике используются такие формы оплаты, как вступительный взнос, отчисления или годовые фиксированные выплаты (роялти) и плата за маркетинговые услуги.
Покупка франшизы происходит в несколько этапов, на которых франчайзи выплачивает франчайзеру первоначальный взнос (стоимость франшизы), инвестиции в оборудование и материалы; ежемесячные выплаты: роялти, рекламный сбор. Взамен франчайзи получает так называемый франчайзинговый пакет, стандартно включающий права на использование торговой марки, условия поставки оборудования, материалов и обучение технологии бизнеса.
Способы установления платы могут быть весьма различными. Как правило, это может быть единовременный вступительный взнос, плата за лицензию и последующие периодические платежи в виде отчислений от прибыли. Однако могут устанавливаться и другие виды оплаты, в частности за услуги по обучению, взносы на рекламу.
Паушальный взнос - единовременное вознаграждение франчайзера в виде определенной твердо зафиксированной в договоре (соглашении) суммы, которая устанавливается исходя из оценок возможного экономического эффекта и ожидаемых прибылей франчайзи на основе использования франшизы, также может рассчитываться как оплата затрат франчайзера связанных с продажей франшизы. Как правило, он включает стоимость комплекта проектных документов, полного набора инструкций по управлению предприятием, повышения квалификации высшего и среднего руководящего звена, обучения обслуживающего персонала до открытия предприятия, а также стоимость периодической подготовки персонала обслуживания в течение всего времени действия договора. Выплата вступительного взноса осуществляется сразу же по подписании договора франчайзинга или делится на две части: 50 % до обучения, 50 % во время обучения.
В дополнение к вступительному взносу франчайзи обязан осуществлять роялти (отчисления), размеры которых напрямую зависят от объемов операций.
Роялти - вознаграждение в виде периодических отчислений фиксированных ставок, определяемых франчайзером на основании собственной оценки стоимости права использования торговой марки единой франчайзинговой сети, которые выплачиваются франчайзи франчайзеру ежемесячно.
В целях получения больших роялти франчайзер проводит периодические проверки предприятий, осмотр производства и выдачу рекомендаций о путях повышения производительности. Франчайзер может порекомендовать новые продукты или виды обслуживания, новое оборудование или изменения во внешнем оформлении предприятия для создания необходимого имиджа.
Первоначальный взнос и роялти зависят от известности марки франчайзера. Чем сильнее рыночная позиция фирмы, тем большую цену имеет ее фирменный знак.
Бывают случаи, когда проводится дополнительный рекламный сбор, который обычно не превышает 1-5 % валового дохода. На средства из рекламного фонда проводятся рекламные кампании, осуществляется стимулирование продаж и организуется осуществление специальных программ. Наблюдательный совет франчайзера следит за проведением рекламной программы и дает соответствующие рекомендации.
Договор франчайзинга предусматривает также условия его расторжения. Число расторгнутых договоров невелико, но, несмотря на это, условиям расторжения уделяется серьезное внимание и тексты их всесторонне проработаны. Потенциальные причины расторжения договора могут быть различными.
Наиболее часто встречаются случаи, когда:
Практика показала, что для гостиничной индустрии характерной причиной расторжения договоров франчайзинга было нарушение качественных показателей.
Серьезность намерения
расторгнуть договор должна быть
подтверждена доказательствами. Требование
истца удовлетворяется не сразу,
франчайзополучателю