Повышение конкурентоспособности предприятий индустрии гостеприимства и туризма на примере организации бизнес по системе франчайзинга (

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 11:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение франчайзинга как способа повышения конкурентного преимущества предприятия.
Задачи курсовой работы:
Дать понятие конкуренции, ее сущности и видам
Определить как оценивают конкурентоспособность предприятий гостеприимства
Выявить специфику конкуренции в туризме
Исследовать франчайзинг как новую концепцию повышения конкуренции
Изучить сущности и основные понятия франчайзинга

Содержание

Введение
Глава 1: Конкуренция и ее роль в развитии гостиничного бизнеса и туризма
1.1 Понятие, сущность и виды конкуренции в индустрии гостеприимства
1.2 Оценка конкурентоспособности предприятий гостеприимства
1.3. Специфика конкуренции в индустрии гостеприимства
Глава 2: Организация бизнеса по системе франчайзинга как один из способов повышение конкурентоспособности предприятий индустрии гостеприимства и туризма
2.1 Сущность франчайзинга и его основные понятия
2.2. Особенности применения франчайзинга в индустрии гостеприимства
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 249.50 Кб (Скачать файл)

Наиболее развернутое  определение франчайзинга дает Международная  ассоциация франчайзинговых организаций (МА-ФО). Она определяет франчайзинг «как длящиеся во времени взаимоотношения, по которым франчайзер (франшизодатель) предоставляет защищенное в законном порядке право заниматься определенной предпринимательской деятельностью, а также помощь в организации этой деятельности, обучении, реализации и управлении за вознаграждение от франчайзи (франшизополучателя).»6

Франчайзинг, как форма ведения бизнеса, используется более чем в 120 странах, и везде, кроме России, она обознается как франчайзинг. В ГК РФ этот термин получил название “коммерческая концессия" и “договор коммерческой концессии".

Концессия (от лат. concessio – разрешение, уступка) – договор, в соответствии с которым концедент (публично-правовое образование) на временной и возмездной основе предоставляет концессионеру (частному лицу) право пользования государственной / муниципальной собственностью либо право осуществления определенного вида деятельности, монополия на которую принадлежит концеденту.

 Договор коммерческой концессии – договор, по которому правообладатель торговой марки обязуется предоставить пользователю за вознаграждение возможность продажи товаров или услуг под своим брендом.

Франчайзинговая система – организационная структура в сфере франчайзингового бизнеса, которая состоит из компании-франшизодателя, возглавляющей структуру, и находящейся под ее контролем сети франшизных предприятия, или франшизной сети.

 Франчайзер (правообладатель) - это компания, которая предлагает на продажу соглашение на условиях франшизы и обеспечивающее со своей стороны выполнение условий такого соглашения. Франчайзер является владельцем исключительных прав: товарного знака, фирменного стиля, ноу-хау, патента, идеи, авторского права и аналогичных прав. Он предлагает продать партнеру (франчайзи) право на использование своей торговой марки, обучение, использование своих технологий, а также распространение своих товаров. Например, франчайзер создает успешный продукт или услуги, скажем, особую формулу организации бизнеса. Франчайзер исследует, и развивает бизнес, тратит деньги на продвижение бизнеса, создает хорошую репутацию и узнаваемый имидж. После того, как компания доказала работоспособность своей бизнес концепции и успешную воспроизводимость этого бизнеса, она может начать предлагать предпринимателям тиражировать бизнес, и купить ее франшизу.

Франчайзер организует обучение и контролирует работу франчайзи. При этом франчайзер обязуется оказывать содействие в становлении бизнеса, обеспечивать техническую и консультационную помощь.

Франчайзи (пользователь) - юридическое лицо, действующее в соответствии с приобретенной франшизой, стремящееся создать собственное предприятие на основе рентабельной формулы бизнеса. Это человек или компания, которая покупает возможность обучения и помощь при создании бизнеса у франчайзера и выплачивает сервисную плату (роялти) за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзера. Франчайзи осуществляет свою деятельность под товарным знаком франчайзера, использует его репутации на рынке и по своему стилю идентифицируется с франчайзером.

Франчайзи является собственником  своего предприятия, инвестирует средства на его создание и развитие, продает продукт или услуги в соответствии с правилами, установленными франчайзером, и, как правило, оплачивает помощь франчайзера. Очень часто франчайзер предоставляет очень выгодные скидки на важные поставки (материалы, сырье, расходные средства, полуфабрикаты, рецептуру, инвентарь, мебель, униформу и символику). Эти скидки всегда дают возможность франчайзи покупать продукты у франчайзера по более низкой цене и таким образом это стоит дешевле, чем развивать бизнес без франчайзера.

При этом франчайзи должен поддерживать стандарты качества и уровень обслуживания не ниже, чем на предприятиях франчайзера. Если все идет по плану, то франчайзи ведет успешный бизнес, и его прибыль превосходит затраты.

Продавая франчайзинг, франчайзодатель развивает бизнес и приобретает дополнительный источник дохода. Новые сторонники и последователи помогают в совместном несении рекламных расходов и продвижении продукта (услуги) на рынок, получая взамен преимущества, связанные с участием в большей по размерам и уже работающей системе.

Развития бизнеса с  помощью франчайзинга позволяет  без больших инвестиций в развитие собственной сети в течение небольшого времени расширять масштабы торговых операций с минимальными затратами  и рисками.

Франчайзер заинтересован  в привлечении в свою рыночную сеть новых членов. С этой целью он обычно специально готовит для заинтересованных лиц документы, наиболее важным из которых является Заявление об условиях. Этот документ предоставляет предполагаемым франчайзи информацию о том, кем является франчайзер, какой характер носит осуществляемый им бизнес. В Заявлении об условиях также говорится о квалификации руководящего состава предприятия, о его финансовой стабильности, непосредственно затрагиваются вопросы франчайзинга: в чем будет заключаться суть отношений в случае заключения контракта; в каких конкретных вопросах франчайзер будет помогать франчайзи; какое дополнительное оборудование обязан приобрести франчайзи и т.д.

Процесс вступления в  качестве франчайзингового члена оказывается  чрезвычайно прост. Заявление об условиях рассматривается потенциальным франчайзопокупателем, который выражает согласие с условиями.

Если предложение о  продаже франчайзинга, сделанное  франшизодателем, принято, подписывается  франчайзинговый договор (договор  коммерческой концессии). Это юридический документ, который закрепляет правоотношения между франчайзодателем и франчайзополучателем.

Франчайзинговый договор (договор коммерческой концессии) — договор, по которому одна сторона (правообладатель)  передает другой стороне (пользователю)  за соответствующую плату на определенный срок  или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав («комплекс исключительных прав») - товарный знак, знак обслуживания, технологии и т.д.

Франшиза - право осуществлять определенную экономическую деятельность с использованием принципа франчайзинга, закрепленное договором, соглашением, а также деятельность (производство, оказание услуг и т.п.) осуществляемая с использованием принципа франчайзинга. Это полная бизнес система, которую франчайзер продает франчайзи. Другим названием для подобной системы служит франчайзинговый пакет, который обычно включает пособия по ведению работ и другие важные материалы, принадлежащие франчайзеру.

Договор коммерческой концессии должен быть заключен в письменной форме, иначе он считается недействительным. Договор регистрируется по месту регистрации правообладателя, а если правообладателем является иностранное лицо, то договор регистрируется по месту регистрации пользователя - российского резидента.

Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть юридические  и физические лица (коммерческие организации  и граждане), зарегистрированные в  качестве индивидуальных предпринимателей.

Договор коммерческой концессии  предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме (в частности, с установлением минимального и (или) максимального объема использования), с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг).

Договор может касаться работы предприятий в конкретной географической или рыночной среде, количества предприятий, охватываемых франчайзингом, сроков действия договора и ряда других моментов.

Очень сложно в договоре изложить все нюансы, которые могли  бы гарантировать установленные стандарты качества. Поэтому некоторые франчайзодатели берут на себя определение места будущего строительства, выбирают поставщиков строительных материалом и т. п. Но далеко не все и те, кто этого не делает, оставляют эти вопросы на усмотрение франчайзополучателя, следя лишь за тем, чтобы он выполнял стандарты и нормы, оговоренные в договоре.

Цена франчайзинга, а  также платежи за использование  имущества и вознаграждение также оговариваются в договоре.

Важнейшим элементом  договора франчайзинга является согласование форм оплаты. В зарубежной практике используются такие формы оплаты, как вступительный взнос, отчисления или годовые фиксированные выплаты (роялти) и плата за маркетинговые услуги.

Покупка франшизы происходит в несколько этапов, на которых  франчайзи выплачивает франчайзеру первоначальный взнос (стоимость франшизы), инвестиции в оборудование и материалы; ежемесячные выплаты: роялти, рекламный сбор. Взамен франчайзи получает так называемый франчайзинговый пакет, стандартно включающий права на использование торговой марки, условия поставки оборудования, материалов и обучение технологии бизнеса.

Способы установления платы  могут быть весьма различными. Как  правило, это может быть единовременный вступительный взнос, плата за лицензию и последующие периодические платежи в виде отчислений от прибыли. Однако могут устанавливаться и другие виды оплаты, в частности за услуги по обучению, взносы на рекламу.

Паушальный  взнос - единовременное вознаграждение франчайзера в виде определенной твердо зафиксированной в договоре (соглашении) суммы, которая устанавливается исходя из оценок возможного экономического эффекта и ожидаемых прибылей франчайзи на основе использования франшизы, также может рассчитываться как оплата затрат франчайзера связанных с продажей франшизы. Как правило, он включает стоимость комплекта проектных документов, полного набора инструкций по управлению предприятием, повышения квалификации высшего и среднего руководящего звена, обучения обслуживающего персонала до открытия предприятия, а также стоимость периодической подготовки персонала обслуживания в течение всего времени действия договора. Выплата вступительного взноса осуществляется сразу же по подписании договора франчайзинга или делится на две части: 50 % до обучения, 50 % во время обучения.

В дополнение к вступительному взносу франчайзи обязан осуществлять роялти (отчисления), размеры которых  напрямую зависят от объемов операций.

Роялти - вознаграждение в виде периодических отчислений фиксированных ставок, определяемых франчайзером на основании собственной оценки стоимости права использования торговой марки единой франчайзинговой сети, которые выплачиваются франчайзи франчайзеру ежемесячно.

В целях получения  больших роялти франчайзер проводит периодические проверки предприятий, осмотр производства и выдачу рекомендаций о путях повышения производительности. Франчайзер может порекомендовать новые продукты или виды обслуживания, новое оборудование или изменения во внешнем оформлении предприятия для создания необходимого имиджа.

Первоначальный взнос и роялти зависят от известности марки франчайзера. Чем сильнее рыночная позиция фирмы, тем большую цену имеет ее фирменный знак.

Бывают случаи, когда  проводится дополнительный рекламный  сбор, который обычно не превышает 1-5 % валового дохода. На средства из рекламного фонда проводятся рекламные кампании, осуществляется стимулирование продаж и организуется осуществление специальных программ. Наблюдательный совет франчайзера следит за проведением рекламной программы и дает соответствующие рекомендации.

Договор франчайзинга предусматривает также условия его расторжения. Число расторгнутых договоров невелико, но, несмотря на это, условиям расторжения уделяется серьезное внимание и тексты их всесторонне проработаны. Потенциальные причины расторжения договора могут быть различными.

Наиболее часто встречаются  случаи, когда:

  • невозможно достичь уровня стандартов, установленных франчайзером;
  • имеются отклонения от установленных технологий обслуживания, набора услуг, меню в ресторане;
  • отсутствуют платежи по договору;
  • нарушение принципа корпоративности в сети франчайзера;
  • принципиальное изменение стратегии развития компании-франчайзера.

Практика показала, что для гостиничной индустрии характерной причиной расторжения договоров франчайзинга было нарушение качественных показателей.

Серьезность намерения  расторгнуть договор должна быть подтверждена доказательствами. Требование истца удовлетворяется не сразу, франчайзополучателю предоставляется  возможность, для исправления недостатков. Арбитраж удовлетворяет требование истца в том случае, если предприятие не выполнило распоряжений в назначенный срок.

Информация о работе Повышение конкурентоспособности предприятий индустрии гостеприимства и туризма на примере организации бизнес по системе франчайзинга (