Повышение конкурентоспособности предприятий индустрии гостеприимства и туризма на примере организации бизнес по системе франчайзинга (

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 11:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение франчайзинга как способа повышения конкурентного преимущества предприятия.
Задачи курсовой работы:
Дать понятие конкуренции, ее сущности и видам
Определить как оценивают конкурентоспособность предприятий гостеприимства
Выявить специфику конкуренции в туризме
Исследовать франчайзинг как новую концепцию повышения конкуренции
Изучить сущности и основные понятия франчайзинга

Содержание

Введение
Глава 1: Конкуренция и ее роль в развитии гостиничного бизнеса и туризма
1.1 Понятие, сущность и виды конкуренции в индустрии гостеприимства
1.2 Оценка конкурентоспособности предприятий гостеприимства
1.3. Специфика конкуренции в индустрии гостеприимства
Глава 2: Организация бизнеса по системе франчайзинга как один из способов повышение конкурентоспособности предприятий индустрии гостеприимства и туризма
2.1 Сущность франчайзинга и его основные понятия
2.2. Особенности применения франчайзинга в индустрии гостеприимства
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 249.50 Кб (Скачать файл)

Заявление об условиях и договор являются двумя важными источниками информации, помогающими определить характер взаимоотношений между франчайзером и франчайзи. Они помогают в развитии и понимании вопросов предоставления услуг, а также ответственности сторон по отношению друг к другу. Кроме того, они закрепляют операционные и управленческие планы обоих предприятий.

Франчайзинговые взаимоотношения  являются прибыльными для обеих  сторон и на первый взгляд франчайзинг – это очень удобная форма ведения бизнеса в туризме – заплатил франшизу и работай. Действительно, в такой форме сотрудничества много преимуществ как для франчайзи, так и для франчайзера. Но при этом, нельзя не отметить, что франчайзинг имеет и определенный ряд недостатков.

 

Преимущества и недостатки франчайзинга  для франчайзера.7

 

Преимущества

Недостатки

Более глубокое проникновение на рынок  и  увеличение сбыта продукции  с минимальными инвестициями, что  позволяет значительно сэкономить собственный капитал, а также свои трудовые ресурсы и получение от этого дополнительного дохода;

Опасность приобретения негативного  имиджа в случае несоблюдения франчайзи установленных стандартов качества и других необходимых договорных условий;

Возможность сбыта на удаленных  территориях;

Риск утраты конкурентных преимуществ, связанный с раскрытием франчайзи конфиденциальной информации;

Приобретение новых идей от партнеров  по улучшению системы;

Использование франчайзи марки  и фирменного стиля франчайзера после расторжения договора;

Возможность более быстрого вывода на рынок модифицированных и новых  товаров/услуг/работ, преимущества в их продвижении и распределении;

Сокрытие франшизополучателем  важной информации или предоставление неверной информации, дающей ложное представление о рынке;

Уменьшение  риска, сопутствующего каждому бизнесу, т.к. капитал франчайзера участвует  в его расширении  в минимальной  степени;

Сложность контроля удаленных франшизных предприятий  для головной компании, поскольку владельцы франшиз – не наемные управленцы и руководить ими на расстоянии достаточно сложно, а плохая репутация лишь одного франшизного предприятия способна испортить репутацию всей франчайзинговой сети, поставить под сомнение качество товара или услуг в сети, бросить тень на товарный знак;

Благодаря возможности  использования чужих ресурсов как  финансовых, так и управленческих, франчайзинговый бизнес может развиваться  значительно быстрее и в своей  стране, и на международном уровне;

Обучая франчайзи  тонкостям франшизного бизнеса, передавая ему свой накопленный опыт головная компания фактически готовит себе потенциального конкурента, особенно если с течением времени, набравшись опыта, франшизополучатель выйдет из франшизной системы и станет уже реальным конкурентом;

Крупной компании всегда легче осваивать территории регионов с помощью франчайзинговых  предприятий, у которых есть хорошие  знания местных условий и региональные интерес;

Определенные  трудности сохранения коммерческой тайны головной компании, поскольку франчайзи имеет доступ к коммерческим секретам, проходя обучение по франчайзинговой программе  на действующих франшизных предприятиях;

Имеет возможность  накапливать свой опыт ведения бизнеса  за счет использования положительной  информации от своей региональной сети франшизополучателя;

Доходы ограничиваются фиксированными выплатами от франчайзи;

Дополнительный доход от получения  различных выплат.

Отказ выплаты роялти.


Для того чтобы избежать всех этих трудностей, франчайзеры  должны тщательно отбирать предпринимателей, которым они хотят продавать франшизы.

Преимущества и недостатки франчайзинга  для франчайзи

 

Преимущества

Недостатки

Покупает надежный готовый бизнес, завоевавший определенную нишу в определенном сегменте рынка, зарекомендовавший себя с положительной стороны и всесторонне опробованный головной компанией на практике в течение определенного времени и использует  его конкурентные преимущества;

Для того чтобы купить франшизу и  начать работать необходимо иметь определенный начальный капитал, величина которого изменяется в значительных пределах от вида деятельности франшизы;

Покупая франшизу фактически получает право ведения  бизнеса под общепризнанным товарным знаком, что приводит к мгновенному  приобретению репутации среди потребителей;

Необходимость осуществления выплат франчайзеру (вступительный взнос, роялти);

Головная компания передает стандартный пакет франшизной документации в виде четких инструкций по материалам, сырью, оборудованию, поставщикам, системе сбыта, технологии ведения бизнеса и проводит курс обучения, для того чтобы владелец франшизы мог в кратчайшие сроки начать свой новый бизнес, причем в процессе работы головная компания обеспечивает франчайзи помощь, необходимые консультации и находит вместе с ним решение возникающих проблем;

Необходимость строго соответствовать стандартам, установленным франчайзером. Франчайзи является важным звеном в сети владельцев франшизных предприятий и должен соблюдать все правила франчайзингового сотрудничества, предписанные для него головной компанией в договоре о предоставлении франшизы;

Франчайзи является самостоятельным  юридическим лицом и не теряет свою независимость при принятии решений;

Экономия ресурсов на обучение персонала, изучение, становление бизнеса, маркетинга, рекламу, поиск поставщиков и т.д.;

Чрезмерное ограничение деятельности франчайзером;

Совершенствование технологий и методов  работы согласно стандартам франчайзера;

Возможность приобретения негативного имиджа в случае неудовлетворительной работы франчайзера. Франчайзи перед подписанием франшизного договора должен помнить, что потеря репутации франшизодателя, как правило, ведет к потере доброго имени и репутации владельца франшизы;

Возможность каждому владельцу  франшизы пользоваться всей мощью рекламы (готовой маркетинговой стратегией)

этого товарного  знака, рекламировать свой товар  или услугу в региональной франшизной сети более масштабно, чем это  делают обычные малые фирмы;

Ложные обещания франчайзера, его  неспособность управлять ростом сети, утрата интереса к развитию;

Франшизное  предприятие меньше подвержено риску  банкротства, чем обычное малое  предприятие, поскольку владелец франшизы получает помощь со стороны головной компании в рамках договора о предоставлении франшизы;

Франчайзер  может продать весь свой действующий франшизный бизнес, в результате чего управление перейдет к новому владельцу, причем политика компании может радикально поменяться и не обязательно в благоприятную для франшизополучателя сторону;

Обычно головная компания в рамках франшизной системы предоставляет франчайзи возможность приобретения по льготным ценам сырья либо у самой компании-франшизодателя, либо у определенных поставщиков, причем такие возможности делают систему снабжения надежной и выгодной для владельца франшизы;

Франчайзи перед подписанием франшизного договора должен помнить, что договор франчайзинга обычно заключается с головной компанией на относительно большой срок, что не дает возможности владельцу франшизы «попробовать» этот бизнес и, если не понравилось, бросить его без существенных материальных потерь;

Доступ к централизованной системе  бронирования.

Досрочное прекращение франчайзером договора при отсутствии серьезных нарушений со стороны франчайзи.


 

В рамках договора франчайзинга стороны имеют, как правило, противоположные интересы, разные права и обязанности. Каждый из них стремится к извлечению максимальной прибыли за счет контрагента. Вместе с тем в качестве общей цели для сторон является расширение франчайзинговой системы, привлечение к ней как можно большего числа предпринимателей путем заключения других договоров.

Взаимоотношения сторон в договоре франчайзинга имеет лично-доверительный  характер и характеризуется установлением  партнерских отношений, предполагающих особый уровень доверия, согласованные  действия, высокую степень сотрудничества и кооперации сторон.

Наиболее сложным элементом  сотрудничества франчайзера и франчайзи  является психологическое взаимодействие. Франчайзер должен помнить, что франчайзи - это не его наемный работник, а предприниматель, обладающий полной юридической и экономической самостоятельностью. В то же время франчайзи должен запомнить, что после вступления во франчайзинговую систему его решения должны строго подчиняться договору франчайзинга, так как любое его действие влияет не только на его собственное финансовое положение, но и на все франшизированные предприятия (предприятия франчайзера и других франчайзи).

Отношения между франшизодателем  и франшизополучателем принципиально  отличаются от обычных деловых отношений  в компаниях, поскольку франчайзинг, являясь партнерским бизнесом, предполагает длительное взаимозависимое партнерство.

При этом положение партнеров  во франшизном предприятии неравноправное. Взаимоотношения сторон изменяются во времени: в начальной стадии держатель  франшизы сильнее зависит от головной компании, но по мере накопления опыта, приобретения знаний и навыков его зависимость значительно ослабевает.

В целом ответственность  за успешное развитие франшизной системы  лежит на обоих партнерах. Однако ведущая роль принадлежит головной компании, и именно она должна стремиться создать доверительный рабочий климат, который поможет франшизополучателю почувствовать себя причастным к единой структуре франшизной системы.

Совместная деятельность, основанная на договоре франчайзинга, представляет собой эффективную форму предпринимательской деятельности, в ходе которой одна из сторон прилагает все усилия к тому, чтобы реализовать опыт, знания, использовать технические новинки и деловую репутацию другой стороны. Франчайзинг предполагает объединение большого числа пользователей (франчайзи), связанных с головной, «родительской» компанией, то есть с правообладателем (франчайзером), на основе заключаемых между ними договоров. Это своего рода сеть, форма стратегического альянса, союз, функционирующий под общей торговой маркой и использующий единые схемы и методы управления и организации своей деятельности.

Система договорных отношений  франчайзинга многообразна, условия  каждого контракта зависят от вида деятельности франчайзера, его  стабильности и места на определенном рынке товаров и услуг, особенностей местного рынка.

На сегодняшний день организация бизнеса через договор  франчайзинга является одной из наиболее перспективных и конкурентоспособных.

         

2.2. Особенности применения франчайзинга в индустрии гостеприимства

Франчайзинг – это  схема функционирования бизнеса, которая  используется сегодня во многих сферах. В мире франчайзинг чаще всего  представлен в сфере услуг: рестораны, гостиницы, магазины, туристические  бюро, сервисные центры, автозаправки, рекламные агентства.

Фанчайзинг в индустрии  гостеприимства с каждым годом становится все более популярным и относится, в первую очередь, к гостиницам, затем (в меньшей степени) к ресторанам и еще в меньшей - к турагентствам. Ни культурные, ни спортивные заведения не входят в системы, связанные франчайзинговыми договорами, несмотря на то, что они - нераздельная часть индустрии гостеприимства. 
Особенность современного рынка такова, что франчайзинг в туризме сегодня – это оптимальный вариант для тех, кто только собирается вступить или вступил совсем недавно в турбизнес.

Сегодня любой предприниматель  может создать свой бренд, зарегистрировать его, но для того, чтобы он засиял на туристическом небосклоне, нужно  вложить немалые средства в создание и пропаганду своей торговой марки и улучшение качества товара и услуги, которые он предлагает. Необходима широкая рекламная компания, участие в выставках и т.д. Это многим малым предприятиям сейчас не по карману. Им проще приобрести права на использование солидного товарного знака в рамках франчайзинга.  
Так как самое неприятное в новом бизнесе — это возможность потерпеть неудачу на начальном этапе, то риск намного уменьшается, если работаешь под известной торговой маркой. Для работы под известным брендом требуется в несколько раз меньше капиталовложений. А деньги, которые вы платите за бренд, в десятки раз меньше суммы, которые вы потратили на создание и укрепление бизнеса по своей схеме.

Франчайзинг в туризме  — наиболее удобный и быстрый  путь к коммерческому успеху в сфере туристических услуг.

По договору франчайзинга крупная фирма или компания (франчайзер) передает свои права на использование  торговой марки, системы маркетинга, сбыта и централизованного резервирования номеров, системы управления операциями франчайзи, который подчиняется управленческим критериям франчайзера, поддерживает его стандарты обслуживания и комфорта.

Для гостиничной индустрии  договор франчайзинга определяет требования к внешнему виду гостиничных зданий, интерьеру номеров, холлов и других помещений; количество номеров и предлагаемые услуги; уровень и качество обслуживания.

Цена франчайзинга, а  также платежи за использование  имущества и вознаграждение также  оговариваются в договоре.

В дополнение к первоначальной сумме, выплачиваемой при заключении договора, франчайзополучатель обязан осуществлять периодические отчисления, размеры которых напрямую зависят от объемов операций. Для гостиничной индустрии отчисления составляют от 1,5 до 5% от доходов с номерного фонда.

Существует несколько вариантов сотрудничества между франчайзинговой сетью и гостиницей, различающихся взаимными обязательствами.

Франчайзинговый договор  по продаже лицензии на использование  торговой марки и прав на участие  в системах сбыта и маркетинга сети считается одним из наиболее успешных в мировой практике.

Франчайзинг может базироваться на контракте на управление, включающем несколько договоров — на использование  торговой марки, на предоставление персонала  и ноу-хау, на участие в системах бронирования, на техническое обслуживание и т.д.

Наиболее распространен  вариант договора, по которому оплата услуг отельного оператора складывается из вступительного взноса(для высококлассных отелей $100-150 тыс.), роялти(составляют в  среднем 3-4 % от дохода с каждого сданного номера), отчислений на маркетинговые цели и комиссионных за использование каналов сбыта.

В Европе в группы и  консорциумы входят лишь 16 % гостиниц, а в Северной Америке франчайзинговые  сети охватывают более 70 % всех отелей. Практика ведения бизнеса показывает, что входящие в цепь отели имеют средний доход на 60 % больше и заполняемость на 8 % больше, чем независимые гостиницы.

При построении отношений  франчайзера и франчайзи возможны два основных варианта:

  • прямой франчайзинг, когда франчайзер продает франшизу напрямую местному предпринимателю. Если образуется сеть международного франчайзинга, где велико географическое расстояние между франчайзером и франчайзи, то возникает проблема достаточной поддержки на местном уровне и учета местных особенностей;
  • косвенный франчайзинг, когда международный франчайзер продает исключительные права на развитие всей системы на территории другой страны одному франчайзи, который в последующем будет заключать субфранчайзинговые договоры со следующими франчайзи. Таким образом, франчайзи становится франчайзером в данной стране, продавая и предлагая франшизы другим предпринимателям и собирая с них сервисную плату.

Информация о работе Повышение конкурентоспособности предприятий индустрии гостеприимства и туризма на примере организации бизнес по системе франчайзинга (