Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 22:11, курсовая работа
Актуальность исследования. Структуру рынка размещения определяют, наряду с предприятиями гостиничного хозяйства, так называемые нетрадиционные, или дополнительные, средства размещения, которые возникли и стремительно развиваются в течение последних 30-40 лет, успешно конкурируют с традиционным гостиничным хозяйством и даже создают определенную угрозу его существованию.
Основным отличительным признаком предприятий традиционного гостиничного бизнеса является то, что они предлагают полный комплекс услуг по приему, размещению, питанию гостей, обслуживанию их пребывания в гостинице.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА В МИРЕ И В РФ 6
1.1. Сельский туризм – сектор современной туриндустрии 6
1.2. Классификация средств размещения туристов 22
1.3. Российский агротуристский рынок как часть мирового рынка сельского туризма 28
ГЛАВА II. СЕЛЬСКИЙ ТУРИЗМ В РФ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ………………………...……………………..37
2.1. История развития сельского туризма в России ……………....…………..37
2.2. Факторы и условия развития сельского туризма на примере муниципальных образований Астраханской области……………....…………41
2.3. Потенциал развития сельского туризма в Камызякском районе Астраханской области…………………………………………………...………50
ГЛАВА III. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ……………………………….56
3.1. Рекомендации по развитию системы сельского туризма в Астраханской области……………………………………………………………………………57
3.2. Пути повышения эффективности функционирования сельского туризма в Камызякском районе Астраханской области………………………………..…60
3.3. Расчет программы тура по Камызякскому району…………………….….67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…….70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………. ........74
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА II. СЕЛЬСКИЙ ТУРИЗМ В
РФ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ………………………...……………………..
2.1. История развития сельского туризма в России ……………....…………..37
2.2. Факторы и условия развития сельского туризма на примере муниципальных образований Астраханской области……………....…………41
2.3. Потенциал развития сельского туризма в Камызякском районе
Астраханской области…………………………………………………...…
ГЛАВА III. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ……………………………….56
3.1. Рекомендации по развитию
системы сельского туризма в
Астраханской области…………………………
3.2. Пути повышения эффективности функционирования сельского туризма в Камызякском районе Астраханской области………………………………..…60
3.3. Расчет программы тура по
Камызякскому району…………………….….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….
Актуальность исследования. Структуру рынка размещения определяют, наряду с предприятиями гостиничного хозяйства, так называемые нетрадиционные, или дополнительные, средства размещения, которые возникли и стремительно развиваются в течение последних 30-40 лет, успешно конкурируют с традиционным гостиничным хозяйством и даже создают определенную угрозу его существованию.
Основным отличительным признаком предприятий традиционного гостиничного бизнеса является то, что они предлагают полный комплекс услуг по приему, размещению, питанию гостей, обслуживанию их пребывания в гостинице.
Дополнительные (нетрадиционные) средства размещения предполагают, как правило, только возможность размещения. Питание, обслуживание по пребыванию туриста (уборка номеров, дополнительные услуги) или полностью отсутствуют и обеспечиваются туристом самостоятельно или могут быть заказаны за дополнительную плату.
Существенно отличаются оба эти сектора дополнительных средств и по форме правовых отношений с клиентом. В предприятиях гостиничного хозяйства турист является гостем, заказчиком услуг, в отношении дополнительных средств размещения турист выступает либо как собственник, либо как арендатор.
Быстрое развитие сектора дополнительных средств размещения в первую очередь обусловлено такими факторами как:
- рост благосостояния и
- вложение гражданами свободных средств;
- повышение степени мобильности общества, особенно в странах Европы;
- изменение в психологии и
поведении потребителя туристск
- индивидуализация туристского
спроса и углубление его
Таким образом, мы видим, что проблема дополнительных (нетрадиционных) средств размещения достаточно актуально.
Сельский туризм - это сектор туристической отрасли, ориентированный на использование природных, культурно-исторических и иных ресурсов сельской местности и её специфики для создания комплексного туристского продукта. Обязательным условием является то, чтобы средства размещения туристов находились в сельской местности (или малых городах без промышленной и многоэтажной застройки).
Неправильно рассматривать сельский туризм исключительно как фермерский и связывать его с наличием фермерского слоя: это занятие фермеров в тех странах, где они есть и хотят заниматься туристическим бизнесом. Где их нет или мало, сельским туризмом занимаются владельцы средств размещения – сельских усадеб, пансионов, небольших гостиниц. Есть ещё один вариант, когда частные дома не имеют возможности принимать туристов, но имеется исключительный турпотенциал, практикуют иной подход – в сельской местности вне курортных зон создаются крупные туристские центры (культурные центры, «национальная деревня», «дома охотника/ рыбака).
Целью выпускной квалификационной работы является выявить тенденции мирового развития сельского туризма и возможности его развития в Астраханской области.
Задачи исследования:
- определить сельский туризм
как сектор современной
- провести классификацию
- рассмотреть Российский агротуристский рынок как часть мирового рынка сельского туризма;
- изучить историю развития сельского туризма в России;
- рассмотреть факторы и условия развития сельского туризма на примере муниципальных образований Астраханской области;
- определить потенциал развития сельского туризма в Камызякском районе Астраханской области;
- привести рекомендации по развитию системы сельского туризма в Астраханской области;
- определить пути повышения эффективности функционирования сельского туризма в Камызякском районе Астраханской области.
Объект исследования: сельский туризм как сектор современной туриндустрии.
Предмет исследования: основные тенденции сельского туризма в Астраханской области.
Методы исследования: анализ экономической и страноведческой литературы и Интернет-ресурсов; аналитический, картографический, моделирования; сравнительного анализа и т.д.
1.1. Сельский туризм – сектор современной туриндустрии
История пансионов, сельских гостиниц, аренды дач уходит в века, и положить точку начала агротуризма не представляется возможным. Однако рассматривать это явление как сектор современной туристической индустрии стало можно только недавно, а именно с конца 80-х гг., когда применение новых информационных технологий и приемов организации туристического бизнеса позволило увеличить объемы продаваемых услуг в ряде стран до индустриальных масштабов.
На примере Италии хорошо видно, что объемы и уровень организации агротуристского бизнеса позволяют рассматривать его как динамично растущий сектор современной туриндустрии (см. Таблицу 1).
Таблица 1
Агротуристский сектор Италии
Год |
Число туристов(тыс. чел.) |
В т. ч. въездной туризм |
Число ночевок (млн.) |
Средний срок пребывания (дней) |
Финансовый оборот сектора(млрд. ит. лир) |
Число агротур. ферм (тыс.) |
Число койко-мест (тыс.) |
2002 |
550 |
10 % |
4,1 |
7,5 |
85 |
6 |
55 |
2005 |
1000 |
15% |
6,8 |
6,8 |
240 |
6,8 |
85 |
2008 |
1730 |
18 % |
11,2 |
6,5 |
615 ( $ 340 млн.) |
8,5 |
125 |
2010 |
2070 |
18% |
13,5 |
6,5 |
680( $ 375 млн.) |
9 |
135 |
2012 |
- |
25% |
- |
- |
- |
- |
- |
По данным Национальной ассоциации агротуризма и окружающей среды Италии |
В 2008 г. в "пиковые" периоды (например, пасхальных каникул) 1000 турферм Италии пропускала уже до 300 тыс. отдыхающих. В 2009 г. только в августе ("высокий сезон") более 600 тыс. туристов отдохнули в агротуристских центрах, а за все лето 2009 г. планировалось принять 1,25 млн. человек.
Итак, сельский туризм - это сектор туристической отрасли, ориентированный на использование природных, культурно-исторических и иных ресурсов сельской местности и ее специфики для создания комплексного туристского продукта. Обязательным условием является то, чтобы средства размещения туристов (как правило, индивидуальные, специализированные) находились в сельской местности (или малых городах без промышленной и многоэтажной застройки)1.
Неправильно рассматривать сельский туризм исключительно как фермерский и связывать его с наличием фермерского слоя: это занятие фермеров в тех странах, где они есть и хотят заниматься туристическим бизнесом. Где их нет или мало, сельским туризмом занимаются владельцы средств размещения - сельских усадеб, пансионов, небольших гостиниц.
С другой стороны, в менее развитых (тропических) странах, где частные дома не в том состоянии, чтобы стать средствами размещения туристов, но имеется исключительный турпотенциал (климатический, природный, ландшафтный, историко-культурный и т. д.), практикуют иной подход – в сельской местности вне курортных зон создаются крупные частные туристические центры. Например, на Шри-Ланке, в удаленной от океанского побережья сельской местности, в центральной горной части острова действует так называемый "культурный центр" - то, что в российском турбизнесе сейчас называют "VIP-деревня": современное турпредприятие, предлагающее полный пакет туруслуг, с проживанием в отдельных стилизованных под традиционное жилище, но оборудованных всеми современными удобствами, включая кондиционер, бунгало, с обслуживанием и питанием на уровне отеля "5 звезд"2. Богатая культурно-развлекательная программа, кухня, сопровождение – все выдержано в национальных традициях и стиле. При этом туристу обеспечен контакт с "живой природой", знакомство с сельскими ремеслами и промыслами, элементами традиционного быта и национальной культуры. Такой формат также может рассматриваться как сельский туризм.
В Малайзии концепция сельского туризма ориентирована прежде всего на создание сельскохозяйственных парков, являющихся в основном государственными организациями, пропагандирующими национальное сельское хозяйство и приносящими доход от туризма. Первый в мире государственный Малайзийский сельскохозяйственный парк (площадью 1295 га) был основан в 1986 г. по инициативе Министерства сельского хозяйства как постоянно действующий выставочно-туристический, а также исследовательский центр в целях содействия развитию и популяризации сельского хозяйства Малайзии. В нем представлены различные направления ее аграрного сектора. В настоящее время по всей стране развернута сеть таких парков, находящихся в собственности государства или, реже, местных фермерских ассоциаций. Туристам предлагается проживание в традиционных жилищах ("пондок"), шале или гостиницах, окруженных джунглями или плантациями, национальная кухня, возможность поучаствовать в сельскохозяйственных занятиях и развлечения (катание на лошадях и пони, лодках и т. п., прогулки по джунглям с сопровождающим, рыбалка и т. п.). Параллельно с сельскохозяйственными парками практикуется посещение туристами крупных (до 1,5 тыс. га), например, молочных ферм и исторических (начала 19 в.) деревень3.
Другими словами, принципиально важным является либо а) наличие в сельской местности свободных или условно свободных домовладений (усадеб, коттеджей, площадок на территории усадеб для размещения палаточных городков, в некоторых странах – исторических зданий сельских дворцов, монастырей и т.д.), изначально не создававшихся как гостиницы, но пригодных для переоборудования их в средства размещения туристов, либо б) строительство специальных агротуристских объектов - средств размещения туристов ("национальные деревни", "дома охотника/рыбака", "культурные центры", кемпинги и т. п.), выполняющих функцию сельских гостиниц.
Типология средств размещения.
Если брать за основу классификации средства размещения, то присутствуют большие страновые различия. При этом все же можно выделить несколько типовых моделей:
В каждой стране предпочтение отдается определенным типам размещения. Так, например, в Испании практикуются варианты размещения на фермах и в усадьбах (отдельные комнаты в наем), в сельских гостиницах, в отдельных частных домах, исторических зданиях (замках, монастырях).
Агрохозяйства Италии в основном предлагают размещение в апартаментах (предполагает несколько комнат, отдельный вход, санузел, кухню). Более того, такая агротуристская программа, как "Спорт" предполагает размещение в кемпингах (гостиницах) при специализированных спортивных объектах в сельской местности - в Италии это также входит в сектор агротуризма. Программа "Традиционная гастрономия", напротив, предполагает размещение в агрохозяйствах, специализирующихся на определенном виде продукции – вина, оливковое масло, рыба, морепродукты и т. д. – в зависимости от региона.4