Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 22:11, курсовая работа
Актуальность исследования. Структуру рынка размещения определяют, наряду с предприятиями гостиничного хозяйства, так называемые нетрадиционные, или дополнительные, средства размещения, которые возникли и стремительно развиваются в течение последних 30-40 лет, успешно конкурируют с традиционным гостиничным хозяйством и даже создают определенную угрозу его существованию.
Основным отличительным признаком предприятий традиционного гостиничного бизнеса является то, что они предлагают полный комплекс услуг по приему, размещению, питанию гостей, обслуживанию их пребывания в гостинице.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА В МИРЕ И В РФ 6
1.1. Сельский туризм – сектор современной туриндустрии 6
1.2. Классификация средств размещения туристов 22
1.3. Российский агротуристский рынок как часть мирового рынка сельского туризма 28
ГЛАВА II. СЕЛЬСКИЙ ТУРИЗМ В РФ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ………………………...……………………..37
2.1. История развития сельского туризма в России ……………....…………..37
2.2. Факторы и условия развития сельского туризма на примере муниципальных образований Астраханской области……………....…………41
2.3. Потенциал развития сельского туризма в Камызякском районе Астраханской области…………………………………………………...………50
ГЛАВА III. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ……………………………….56
3.1. Рекомендации по развитию системы сельского туризма в Астраханской области……………………………………………………………………………57
3.2. Пути повышения эффективности функционирования сельского туризма в Камызякском районе Астраханской области………………………………..…60
3.3. Расчет программы тура по Камызякскому району…………………….….67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…….70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………. ........74
- Привлечение денежных средств для предоставления займов членов Кооператива;
- Розничная и оптовая торговля сельскохозяйственной продукцией.
- Консультационно-методическая помощь в создании, оборудовании гостевых домов;
- Предоставление займов для целей создания, оборудования гостевых домов;
- Предоставление инвентаря с оплатой в рассрочку;
- Обеспечение гостевых домов транс портными услугами, специальным снаряжением и оборудованием;
- Продвижение услуг гостевых домов (обеспечение "потока" гостей).
Такой комплексный подход к решению задач позволил уже в первый год развития сельского туризма привлечь людей в малый бизнес, принять первых гостей.
На данный момент уже функционируют гостевые дома в селах Икрянинского и Володарского районов Астраханской области. Дома разного стиля и на любой вкус. Туристы смогут выбрать то, что им действительно по душе. Каждый из домиков оснащен необходимым оборудованием, баней, комфортабельными комнатами и кухней.
На базе гостевых домов в богатом традициями рыбной кухни крае развивается Гастрономический туризм. Благодаря организации этого направления туризма в Астрахани и качественного обслуживания рекреантов, наш город может стать одним из популярных этнических центров России, где собраны рецепты и культурные обрядовые традиции народов понизовья. Это будет способствовать привлечению не только большого числа туристов - любителей экологического и дающего здоровье отдыха, но и значительных вкладов в экономику региона.
Преимущества сотрудничества с СПКА "Лотос" в том что, кооператив координирует деятельность владельцев гостевых домов, осуществляет обмен опытом работы, предоставляет актуальную маркетинговую программу для развития и продвижения на российском рынке туристических услуг. Это дает возможность продвигать сельский туризм с использованием современных (дорогостоящих) рекламных технологий, за счет объединения ресурсов всех членов кооператива, что обеспечивает "поток" туристов. Устанавливается более справедливое распределение доходов между турфирмами и владельцами гостевых домов. Участие в кооперативе — это возможность получения государственной поддержки из федерального бюджета на "развитие несельскохозяйственных видов деятельности", оптимизация налоговых выплат (сельхозтоваропроизводитель), возможность привлечения кредитов Россельхозбанка в рамках Госпрограммы развития сельского хозяйства.
Один из самых популярных маршрутов туристов — дельта Волги — ждет с нетерпением своих дорогих гостей.
Астрахань — это атмосфера российского юга, радушие хозяев, бесконечность архитектурных стилей и незабываемые впечатления от общения с уникальной природой.
Рассмотрим задачи и меры по улучшению условий для развития сельского туризма в Астраханской области:
Создание в Астраханской области условий для привлечения инвестиций на базе государственно-частного партнерства, реализация крупных инвестиционных проектов в сфере туризма является одним из главных направлений государственной поддержки отрасли.
Пока масштабы реальной поддержки несельскохозяйственной деятельности на селе незначительны. Для ее увеличения необходимо внести определенные коррективы:
- устранить противоречия в нормативно-правовой базе, регулирующей в настоящее время данный вопрос, обеспечить выполнение действующих законодательных положений. Но и этого недостаточно для того, чтобы ускорить диверсификацию сельской экономики. Учитывая большой мультипликативный эффект для общенациональных интересов, нужен мощный «локомотив», чтобы сдвинуть с места решение этой, на первый взгляд, чисто сельской проблемы.
- необходимость проведения
- активнее информировать горожан о преимуществах сельского отдыха.
Только при взаимодействии органов федеральной, региональной, муниципальной власти, АККОР, партнеров АККОР за рубежом, ОАО Россельхозбанка возможно будет получить результат, когда создание небольшого бизнеса на селе станет повсеместным явлением;
Дать возможность потенциальным сельским предпринимателям учиться и принимать опыт эффективного развития сельского туризма – залога развития данного бизнеса на селе. В связи, с чем АККОР благодарен финской стороне, министерству сельского хозяйства Финляндии, Центральном объединению фермеров Финляндии за предоставленную возможность ознакомиться с опытом развития агротуризма в Финляндии.
Таким образом, можно сказать, сельский туризм в Астраханской области имеет все предпосылки для того, чтобы стать важным звеном в деле устойчивого развития сельских территорий.
3.2. Пути повышения эффективности
функционирования сельского
На территории области сложилось несколько подходов к достижению единой цели – создание и поддержание позитивного имиджа региона.
1 – региональные туристские
ресурсы и новые турпродукты
активно продвигает Губернатор
Астраханской области Жилкин
А.А., а затем Министерство спорта
и туризма Астраханской
2 – объединенный астраханский туристский бизнес (ООТ «Астраханская туристская Гильдия») активно продвигает на всех событийных деловых мероприятиях объекты туристского показа.
3 – субъекты
Однако для сельского
туризма данные направления
Согласно готовящейся в федеральном Министерстве культуры РФ Концепции развития туристско-информационных центров в РФ все субъекты информационной инфраструктуры будут увязаны в единую сеть, но до этого момента каждый субъект РФ решает сам о подведомственности данных структур. Как вариант по Астраханской области, считаем, что визит-центры должны быть подведомственными структурами Министерства спорта и туризма Астраханской области или муниципальным районам.
В будущем, когда сельский туризм станет агротуристским комплексом нужно создавать собственную структуру по продвижению турпродукта сельского туризма.
Целевыми рынками могут быть регионы Центрального федерального округа, Северо-западного федерального округа и других федеральных округов. В том числе верховым районам Астраханской области следует рассматривать Волгоградскую область.
На территории Астраханской области сельский туризм на сегодняшний день может развиваться в рамках сельской кооперации. С января 2010 года начал функционировать кооператив «Лотос», основной целью которого является работа по сельскому туризму. Данный кооператив создан в рамках системы областной сельской кооперации.
Сельская кооперация области предлагает ведение кооперативом документов бухгалтерской отчетности, уплаты налоговых отчислений и т.п.
Кооперация региона может предложить финансовую поддержку начинающему бизнесу. Кредитные линии на данный вид бизнеса можно получать и через Россельхозбанк по Программам несельскохозяйственного развития села.
При применении данной модели развития можно будет говорить о единой информационной поддержке сельского туризма через портал областного кооператива или в будущем собственного сайта. Интересным является тот факт, что дополнительные услуги, такие как экскурсионная деятельность, могут осуществляться через
Благодаря уникальной природе, богатейшему культурному наследию и стратегически выгодному геополитическому положению Камызякский район обладает потенциалом для развития конкурентоспособной туристской индустрии, основанной на внутреннем и въездном туризме.
Повышение конкурентоспособности туристского рынка Камызякского района достигается путем эффективного использования природных, культурно-исторических ресурсов, развития туристско-рекреационных комплексов и региональной инфраструктуры с привлечением профессиональных кадров и высококвалифицированных специалистов.
В целях грамотного рационального использования имеющегося туристического потенциала для обеспечения конкурентоспособности Камызякского района необходима разработка и принятие отраслевой долгосрочной целевой программы "Развитие туризма в Камызякском районе на 2015 - 2020 годы".
Реализация проектов в данной сфере планируется с привлечением долевого федерального финансирования в рамках федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2015 - 2020 годы)".
Задача формирования образа Камызякского района как уникального туристского центра на юге России должна стать одной из приоритетных задач, решить которую можно, создав специализированную маркетинговую структуру - туристский информационный центр.
Крайне важно создать центр в форме автономного учреждения Камызякского района, а не коммерческой структуры, так как это позволит наиболее эффективно решать задачу по комплексному продвижению турпотенциала региона и избежать при этом лоббирования узких интересов коммерческих структур.
В сфере управления развитием туризма в Камызякском районе в настоящий момент существует ряд серьезных проблем.
Туристическим компаниям в процессе своей деятельности приходится взаимодействовать с различными ведомствами и организациями, не имеющими единых подходов и требований, что создает дополнительные административные барьеры и является предпосылкой для существования теневого сектора.
Отсутствует единая политика в сфере развития туризма в Камызякском районе, что приводит к несогласованности действий исполнительных органов государственной власти Камызякского района и органов местного самоуправления муниципальных образований Камызякского района.
Необходимо уделять пристальное внимание вопросам профессиональной подготовки и повышения квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих, ответственных за вопросы туризма.
Туристские базы расположены на большой территории, зачастую труднодоступной для представителей контролирующих органов. Это дает возможность скрывать доходы и уклоняться от уплаты налогов в полном объеме. Из-за отсутствия механизма, позволяющего полностью учесть и проверить прибыль турфирм Камызякского района, отчетные данные, полученные от них, не соответствуют действительному числу обслуженных туристов.
Отсутствие объективной статистической информации препятствует выработке эффективной государственной политики в сфере туризма и принятию адекватных управленческих решений.
Таким образом, возникает необходимость разрешения в рамках данной программы вопросов организации эффективной системы сбора и анализа информации о состоянии рынка туристических услуг.
Сравнительный анализ туристских продуктов регионов Южного федерального округа, проведенный Центром стратегических разработок "Северо-Запад" показал, что туризм в Астраханской области имеет узкую рыболовно-охотничью направленность, которая уже является сформированной в качестве бренда и занимает 25 - 30% российского рынка.
Современные тенденции развития туризма, а также риски, связанные с истощением ресурсов, вынуждают изменить политику в сторону диверсификации туристского продукта.
Наличие на территории Камызякского района уникальных природных и исторических объектов создает предпосылки для развития таких видов туризма, как экологический и культурно-познавательный. При соответствующих вложениях в развитие инфраструктуры и информационной поддержке можно с уверенностью говорить об увеличении доли данных видов туризма в структуре туристических услуг региона.
Отсутствие готовых инвестиционных предложений и площадок для новых видов туризма не позволяет осуществлять активный поиск инвесторов. Инвестиции в туризм осуществляются без какого-либо регулирования со стороны государства. Инвестор приходит на рынок самостоятельно, не учитывая интересы региона.
В данном вопросе государство должно взять на себя координирующую роль, определяя стратегически важные направления развития туризма.
Важным условием повышения конкурентоспособности туристского продукта Камызякского района является последовательная реализация комплексной государственной маркетинговой политики.
Практика показывает, что повышение конкурентоспособности туристского продукта отдельного региона может быть достигнуто при условии выделения государственных бюджетных средств, достаточных для его некоммерческого продвижения на внутреннем и мировом рынках.
Продвижение, особенно на международном уровне, немыслимо без участия в специализированных туристических выставках, что, в свою очередь, также требует серьезной подготовки и финансовых затрат. Для проведения эффективной рекламной кампании и выхода на целевые рынки Камызякский район ежегодно должен участвовать в двух - трех крупных российских туристических выставках в Москве и трех - четырех региональных выставках.