Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 22:11, курсовая работа
Актуальность исследования. Структуру рынка размещения определяют, наряду с предприятиями гостиничного хозяйства, так называемые нетрадиционные, или дополнительные, средства размещения, которые возникли и стремительно развиваются в течение последних 30-40 лет, успешно конкурируют с традиционным гостиничным хозяйством и даже создают определенную угрозу его существованию.
Основным отличительным признаком предприятий традиционного гостиничного бизнеса является то, что они предлагают полный комплекс услуг по приему, размещению, питанию гостей, обслуживанию их пребывания в гостинице.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА В МИРЕ И В РФ 6
1.1. Сельский туризм – сектор современной туриндустрии 6
1.2. Классификация средств размещения туристов 22
1.3. Российский агротуристский рынок как часть мирового рынка сельского туризма 28
ГЛАВА II. СЕЛЬСКИЙ ТУРИЗМ В РФ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ………………………...……………………..37
2.1. История развития сельского туризма в России ……………....…………..37
2.2. Факторы и условия развития сельского туризма на примере муниципальных образований Астраханской области……………....…………41
2.3. Потенциал развития сельского туризма в Камызякском районе Астраханской области…………………………………………………...………50
ГЛАВА III. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ……………………………….56
3.1. Рекомендации по развитию системы сельского туризма в Астраханской области……………………………………………………………………………57
3.2. Пути повышения эффективности функционирования сельского туризма в Камызякском районе Астраханской области………………………………..…60
3.3. Расчет программы тура по Камызякскому району…………………….….67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…….70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………. ........74
Кроме того, для выхода на международный туристический рынок необходимо ежегодно представляться хотя бы на одной крупной международной выставке, проходящей за рубежом. Помимо участия в российских и зарубежных выставках, крайне важно обеспечить качественное проведение ежегодной астраханской туристической выставки, которая могла бы стать серьезным поводом для привлечения внимания к региону со стороны средств массовой информации, потенциальных инвесторов, крупных туроператоров.
На сегодняшний день подготовкой кадров для туристической отрасли Астраханской области занимаются два высших учебных заведения - Астраханский государственный технический университет (АГТУ) и Астраханский государственный университет (АГУ).
АГТУ ежегодно выпускает 70 - 80 молодых специалистов в сфере сервиса и туризма. Первый выпуск 35 специалистов по туризму, подготовленных АГУ, состоится в 2013 году.
Кроме того, подготовкой специалистов для туристической отрасли занимается еще несколько средних специальных учебных заведений.
Вместе с тем отмечается серьезный разрыв между потребностями отрасли и предложением со стороны образовательных учреждений. При нехватке грамотных специалистов среднего звена и обслуживающего персонала наблюдается переизбыток молодых специалистов с высшим образованием. Как следствие, сервис, предоставляемый рядом туристских объектов Камызякского района, находится на невысоком уровне, а успешное позиционирование на международном рынке предъявляет высокие требования к обслуживающему персоналу. Проблема качественного сервиса недостаточно эффективно решается не только в рамках подготовки работников туризма, но и специалистов смежных отраслей, обслуживающих туристов.
Пристального внимания требуют также вопросы повышения квалификации обслуживающего персонала - егерей, официантов, горничных и т.д.
Построение эффективной системы кадрового обеспечения туротрасли, основанной на динамическом мониторинге потребности субъектов туристского рынка Камызякского района в кадрах, является одной из важных задач, решить которую можно, используя программно-целевой метод.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Камызякского района до 2020 года экономической устойчивости в инновационном сценарии будет способствовать поддержка отраслей специализации, которые демонстрируют высокую устойчивость к конъюнктурным колебаниям, таких, как туризм. Однако рост данных секторов будет возможен только при переходе на новую технологическую платформу, радикальном повышении эффективности и производительности труда, а также формировании сильной маркетинговой позиции этого кластера.
Решение проблем возможно только программно-целевым методом в виде реализации комплекса взаимоувязанных мероприятий, поскольку процесс является долгосрочным и высокозатратным: его продолжительность составляет 6 лет, а финансовые затраты - не менее 15 млрд. рублей.
3.3. Расчет программы тура по Камызякскому району
Произведем расчет программы тура по Камызякскому району:
Программа тура:
(с 1 мая по 1 октября ежегодно. Летняя программа)
День 1
Встреча туристов на вокзале или в аэропорту Астрахани. Трансфер в гостиницу Камызяка. Размещение. Чай, кофе. Бутерброды.
Обзорная экскурсия
на автобусе или микроавтобусе по городу
Астрахани. С гидом. Посещение центра Астрахани,
17 пристани, Кремля. Обед.
Продолжение экскурсионной программы —
посещение Краеведческого музея и Картинной
галереи им. Кустодиева. Ужин. Свободное
время.
Дополнительно вечером: шейпинг-класс,
фитнес-класс, баня-сауна, бассейн или
бассейн-СПА, инфракрасная кабина, массажный
салон, домашний кинотеатр, танцевальные
программы варьете для взрослых.
День 2
Завтрак. Отправление на теплоходе в дельту Волги. Водное путешествие в места проживания древних аистов и первой осетродобывающей тони. Обед-дегустация рыбной астраханской кухни на теплоходе. Послеобеденная рыбалка или отдых на песчаном пляже, островах. Путешествие к Каспийскому взморью в места отдыха правительства РФ, в Астраханский международный биосферный заповедник, в места произрастания самого большого лотоса в мире и самых больших лотосовых полей на Земле. Стоянка на ночь у острова. Ужин.
День 3
Завтрак. Знакомство с Каспийским взморьем, заповедником, рыболовными промыслами, флорой и фауной дельты. Рыбалка на взморье, фотографии на память в лотосовых полях (п.Кировский и Караульное Камязякский район) (с 20 июля по 10 сентября), отдых на природе. Возвращение обратно в Камызяк с зеленой стоянкой для купания. В пути обед и полдник. По прибытию — отправление в аэропорт или на вокзал.
Стоимость программы:
Трансферы — группа до 5 чел — 4800 руб.
6-8чел. — 5900 руб.
VIP — 2 чел — 10000 руб.
VIP — 3-8 чел — 17000 руб.
Размещение в гостинице 1 ночь — номера с удобствами — 1800 руб.
взрослый, 600 руб. — дети до 12 лет
VIP — двухместный — 2540 руб. одноместный — 2900 руб.
Экскурсия в Кремль и обзорная по городу и на теплоходе — 2200 руб.
Трехразовое питание в 1 день — 480 руб.
(для детей до 12 лет — 700 руб.
Комплексное обслуживание группы на теплоходе 2 суток со спальными местами в простых каютах — питание, обед-дегустация, чай, кофе — 2000 у.е. — группа
VIP — 900 у.е. — группа
Организационный сбор — 620 руб.
Входные билеты в картинную галерею и Краеведческий
музей — дополнительно.
Сопровождение теплоходной прогулки
группой артистов с концертной программой —
7000 руб. с группы, с сольной программой восточного
варьете — 12000 руб. с группы.
Таким образом, можно сделать вывод, что сельский туризм – это не только организация проживания туриста в сельском доме, но и функционирование целой инфраструктуры, которая включает комфортные транспортные сообщения между населенными пунктами, места проведения досуга, наличие служб, оказывающих услуги по предоставлению информации и иному обслуживанию, маленькие ресторанчики, кафе и трактиры. При этом каждый гость, а в сельском туризме всех называют «гостями», должен ощущать домашний уют и повышенное внимание. Этим всегда славился Астраханский многонациональный край.
Сельский туризм в Камызякском районе Астраханской области, достаточно молодое направление туризма, но уникальная природа, сочетание различных ландшафтов, многослойный этнический состав, сочетание различных хозяйственных укладов, традиционное гостеприимство легли в основу базового потенциала этого перспективного направления. Особенности геополитического положения региона, его природные ресурсы, историческое наследие стали основными предпосылками развития сельского, деревенского туризма в Астраханской области как решения проблем, связанных с безработицей в сельской местности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В России уже отмечен опыт организации агротуристских предприятий по моделям типа "пансион", "тур с проживанием в кочевом традиционном жилище", "национальная деревня", "VIP-деревня", "сельская гостиница" и др. Однако работа в агротуристском секторе только начинается и ее масштабы, способы организации и объемы финансирования пока не позволяют говорить о развертывании сельского туризма в сектор современной туриндустрии.
По показателю цена-качество российский агротуристский продукт вряд ли сможет сейчас конкурировать на международном рынке. Основная ориентация для российского агротуристского сектора показана на внутренний туризм, что, впрочем, не исключает разработки отдельных высококачественных турпродуктов специально для внешнего рынка. Международный опыт говорит, что во многих странах Европы, где сельский туризм получил значительное развитие, это в основном сектор внутреннего туризма, хотя доля зарубежных туристов постепенно растет (например, Италия, Франция, Германия).
Можно сделать вывод, что российский рынок выездного сельского туризма пока не развит и спрос россиян малоизучен, у зарубежных лидеров туристической отрасли специальной политики продвижения своего агротуристского продукта на российском рынке пока нет. Таким образом, популяризация сельского туризма как вида отдыха – внутренняя задача, которую необходимо решить для развертывания сельского туризма в масштабный сектор российской туриндустрии.
В России ориентированные на отдых в сельской местности люди обычно имеют собственные дачи. Однако, по мере роста нового среднего класса (он появился в России в конце 90-х гг.) эта ситуация скорее всего будет меняться. Практически нигде в мире средний класс не живет "на два дома", как в России. Это обусловлено его образом жизни, который регламентируется напряженным темпом и жестким графиком работы. Последнее, кстати, очень затрудняет организацию "группового отдыха" (экскурсионно-групповой туризм). Средний класс в развитых странах выбирает индивидуальный отдых со свободным временным графиком и маршрутом. Новое поколение российского среднего класса, вероятнее всего, будет все больше ориентироваться при организации отдыха и досуга не на "грядки" на даче, а на покупку комплексного и индивидуально подобранного пакета услуг.
Сельский туризм как вид индивидуального отдыха удовлетворяет запросы различных групп среднего класса, предполагая независимость передвижения, индивидуальную организацию досуга и экскурсионной программы.
Однако никакие концепции и программы развития туризма не помогут переориентировать платежеспособный российский спрос на внутренний турпродукт, пока соотношение "цена-качество" не будет удовлетворять запросов более требовательного нового российского клиента.
А в России появился принципиально новый российский клиент:
Он уже много видел, имеет возможность сравнить с условиями за рубежом, предъявляет более высокие требования к качеству туруслуг
Более мобилен и автономен
Стремится к независимому времяпрепровождению
Требует индивидуализации туруслуг (по срокам, по маршруту, по условиям проживания, по характеру развлечений и досуга и т. д.)
И свой выбор клиент делает, оценивая соотношение "цена-качество". Даже самый простой анализ показывает, что по цене многие предлагаемые сегодня на рынке российские турпродукты уже подошли к пределу конкурентоспособности (находятся в зоне международной конкуренции), однако показатель качества пока не на должном уровне. Сильная сторона составляющих российской цены – дешевый труд и относительно дешевая дорога, определяющие себестоимость турпродукта, но на сегодня маржа турфирм "съедает" эти преимущества. Определяющим фактором для российского турпродукта становится качество.
Без повышения качества услуг - избегая при этом значительного роста цен на них - проблему переориентации платежеспособного спроса на внутренний туризм не решить.
Новый характер спроса диктует необходимость поиска новых форм турпродукта. Ориентация на групповой туризм, на "массовые заезды" - не отвечает сегодняшним требованиям. Передовой зарубежный опыт говорит о мировой тенденции к индивидуализации турпродукта. Это требует:
-новых форм организации туротрасли
-открытия новых направлений (секторов) туриндустрии
-новых видов турпродуктов
Проблема сегодняшнего дня российской туриндустрии еще и в том, что старые марки турпродуктов (например, брэнд "Золотое кольцо") морально устарели. Они были ориентированы на групповой (автобусный) туризм и не учитывают запросов и специфики образа жизни современного российского среднего класса. С другой стороны, они равно не учитывают возможности и потенциал малых городов и сельской местности, поскольку изначально ориентированы на несколько крупных "отлакированных" туристических центров.
Опираясь на мировой опыт современной туриндустрии, следует создавать новую форму турпродукта, учитывающую возможности малых городов и сельских муниципалитетов, с одной стороны, и современные запросы и потребности среднего класса - с другой. Перспективным может стать развитие индивидуального или малогруппового туризма, а также создание принципиально нового турпродукта, спецификой которого стало бы посещение именно малых городов и достопримечательностей сельской местности (маршруты по выбору туриста). Малые города и сельские туробъекты стали бы "опорными пунктами" при свободном формировании маршрутов туристами. Перспективной формой могло бы стать создание специализированных " агротуристских деревень", реализуемых как комплексные туристические бизнес-проекты в рамках региональных программ развития туризма. Кроме того, при тщательном изучении существующего международного опыта для России могут быть подобраны и иные варианты агротуристских проектов.
Разработка национальной концепции развития сельского туризма для российской провинции, с учетом региональной, национальной и прочей специфики, и активное развитие этого нового сектора могли бы помочь в решении задач, стоящих перед российской провинцией в целом, с одной стороны, и перед туристической отраслью – с другой. Возглавить эту работу должны уполномоченные федеральные ведомства, а ее активными субъектами могут и должны стать располагающие соответствующим туристическим потенциалом муниципальные образования, региональные власти, деловые круги и заинтересованные общественные организации.