Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 22:11, курсовая работа
Актуальность исследования. Структуру рынка размещения определяют, наряду с предприятиями гостиничного хозяйства, так называемые нетрадиционные, или дополнительные, средства размещения, которые возникли и стремительно развиваются в течение последних 30-40 лет, успешно конкурируют с традиционным гостиничным хозяйством и даже создают определенную угрозу его существованию.
Основным отличительным признаком предприятий традиционного гостиничного бизнеса является то, что они предлагают полный комплекс услуг по приему, размещению, питанию гостей, обслуживанию их пребывания в гостинице.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА В МИРЕ И В РФ 6
1.1. Сельский туризм – сектор современной туриндустрии 6
1.2. Классификация средств размещения туристов 22
1.3. Российский агротуристский рынок как часть мирового рынка сельского туризма 28
ГЛАВА II. СЕЛЬСКИЙ ТУРИЗМ В РФ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ………………………...……………………..37
2.1. История развития сельского туризма в России ……………....…………..37
2.2. Факторы и условия развития сельского туризма на примере муниципальных образований Астраханской области……………....…………41
2.3. Потенциал развития сельского туризма в Камызякском районе Астраханской области…………………………………………………...………50
ГЛАВА III. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ……………………………….56
3.1. Рекомендации по развитию системы сельского туризма в Астраханской области……………………………………………………………………………57
3.2. Пути повышения эффективности функционирования сельского туризма в Камызякском районе Астраханской области………………………………..…60
3.3. Расчет программы тура по Камызякскому району…………………….….67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…….70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………. ........74
Кипрская программа по сельскому туризму – государственная программа поддержки агротуристского направления.
На Кипре концепция сельского туризма была разработана "сверху", государственным агентством – Кипрской организацией по туризму (КОТ). Был проведен комплексный анализ перспектив развития туристической отрасли на Кипре с учетом различных факторов. Одним из них был экологический: принятие программы по развитию сельского туризма на Кипре последовало после введения в 1989 г. моратория на строительство на побережье в связи с непомерной нагрузкой на окружающую среду в прибрежной зоне. Это решение имело целью переключить поток туристов на внутренние районы острова. Одним из мотивов разработки программы был учет новых запросов европейского среднего класса. Учитывался и исторический опыт – до второй мировой войны на Кипре у местной и иностранной элиты существовала традиция отдыха летом на виллах в горной части острова.
Программа предусматривает предоставление финансовой помощи хозяйствам для перестройки, реставрации и оборудования традиционных домов в сельских районах с целью подготовки их к приему туристов.
Схема организации проста: желающий принимать туристов хозяин сельского дома делает заявку в Кипрскую организацию по туризму о желании организовать пансион и получает либо кредит, либо даже безвозмездную ссуду от КОТ (муниципалитеты к этому отношения не имеют). Информация об агрохозяйстве включается в базу данных специально созданной Кипрской агротуристской компании (Cyprus Agrotourism Company), которая напрямую работает с обращающимися к ее базе данных турагентствами и частными лицами. Турфирмы направляют туристов непосредственно на места (в пакет их услуг входит трансфер). На время пребывания турист, как правило, арендует машину, которая может его ждать уже в аэропорту. Кроме того, развита практика частных гидов со своими машинами.
Координирует агротуристскую деятельность вышеупомянутая Кипрская агротуристская компания, которая занимается исключительно организацией отдыха во внутренних, сельских районах страны. Она располагает базой данных по всем агротуристским хозяйствам и продает о них информацию всем желающим.
Агротуристский бизнес на Кипре ориентирован на иностранный (въездной) туризм, едут в основном туристы из Германии и Великобритании (российского спроса почти нет). Контингент – средний класс (в широком диапазоне, в том числе и верхний слой среднего класса).11
6. Ассоциации субъектов агротурис
Важным звеном в организации агротуристского сектора становятся ассоциации субъектов этого бизнеса.
Перед ассоциациями производителей агротуристского продукта стоит задача защиты общих интересов; категоризация, стандартизация и сертификация агротуристских услуг; поддержание стандарта качества туруслуг, а значит и конкурентоспособности сектора сельского туризма в целом в данной стране или регионе. Поэтому в ряде государств действуют различные ассоциации субъектов агротуристской индустрии. Например, в Италии это Всеобщая конфедерация собственников земли Италии (Agriturist -Confagricoltura), Национальная ассоциация сельского туризма и окружающей среды Италии. В Испании владельцы агротуристских усадеб, ферм и сельских гостиниц объединены в ассоциации, задача которых состоит в том, чтобы проводить категоризацию сельских туробъектов в зависимости от уровня предоставляемых услуг и контролировать их соответствие требованиям ассоциаций.
В некоторых странах (особенно "второй волны") действуют государственные агротуристского агентства. Например, в Венгрии – государственное объединение сельского туризма. В большинстве стран среднего размера эти объединения создаются по региональному принципу. Например, в Польше агротуристские объединения группируются по регионам (воеводствам) (Любельский союз агротуристических товариществ и т. п.).
7. Информационная форма
Ключевым моментом функционирования сельского туризма как сектора современной туриндустрии является перевод турпродукта в информационную форму и создание баз данных по агротуристских хозяйствам, предназначенных для широкого круга клиентов.
Возьмем пример Польши, которая не так давно стала развивать агротуристский сектор. Здесь сразу приступили к формированию региональных и общенациональных интернет-каталогов по агротуристской сети, например: "Агро Лето – Сервис предложений агротуристского рынка" (интерактивная карта агротуристских хозяйств по всей Польше), "Агротуризм - АРХ" - актуальные предложения на территории Польши, адреса агротуристских хозяйств и полезная информация для агротуристов (сгруппированные по воеводствам).
Региональные информационные порталы: Это, прежде всего, туристическая реклама регионов и региональные базы данных по агротуристским хозяйствам. Каждая позиция – это ссылка, ведущая на подробное описание с фотоснимками агротуристских хозяйств и услуг (стандарт, цены, условия пребывания). По такому принципу организованы, например, "Агро-тур – предложения агротуристского отдыха" (поморское воеводство, местность Вицко), "Кашубский агротуристский сервис" (агротуристские объекты Кашуб), "Виртуальные Мазуры" и др. Кроме того, есть специальные интернет-порталы по конкретным региональным агротуристским объектам. Например, "Конный завод Кежбунь" (агротуристский центр верховой езды) представляет историю завода с 1378 г., описание коней, календарь соревнований.
Организация агентств, ведущих базы данных по агротуристским хозяйствам и объектам и открытые порталы, является важнейшим условием функционирования современного агротуристского рынка. В перспективе это должны быть самоокупаемые структуры - частные компании, продающие информацию, однако на этапе становления сектора во многих странах эту функцию выполняют либо структуры, созданные при поддержке региональных (центральных) властей, либо базы данных и порталы, открытые на основе ассоциаций субъектов агротуристского бизнеса.
Средствами размещения туристов являются любые объекты, которые предоставляют туристам эпизодически или регулярно место для ночевки (обычно в помещении). В качестве дополнительных условий принимается:
а) общее число мест ночевки превышает некоторый минимум,
б) объект размещения имеет руководство,
в) управление объектом строится на коммерческой основе.
В соответствии с рекомендациями Всемирной туристической организации (ВТО) все средства размещения можно представить двумя категориями — коллективными и индивидуальными (табл. 3).
В состав коллективных средств размещения туристов включаются гостиницы и аналогичные заведения, специализированные заведения, прочие коллективные средства размещения туристов12.
Из основных признаков гостиниц следует отметить, прежде всего, наличие номеров. В зависимости от особенностей управления гостиницы могут представлять собой обособленные предприятия или образовывать гостиничные цепи. Примерами развитых гостиничных целей являются гостиницы Аккор (Франция), Холидей Инн (США), Форте (Великобритания), Шератон (США). Гостиницы предоставляют перечень обязательных услуг: уборку номера, ежедневную заправку постелей и уборку санитарного узла, а также обширную номенклатуру дополнительных услуг.
Таблица 3
Стандартная классификация средств размещения туристов13
Категории |
Разряды |
Группы |
1.Коллективные средства |
1.1 Гостиницы и аналогичные |
|
1.2. Специализированные заведения |
1.2.1. Оздоровительные заведения 1.2.2. Лагеря труда и отдыха 1.2.3. Общественные средства 1.2.4. Конгресс-центры | |
|
1.3. Прочие коллективные заведения |
1.3.1. Жилища, предназначенные для отдыха 1.3.2. Площадки для кемпинга 1.3.3. Прочие коллективные заведения |
2.Индивидуальные средства |
2.1. Индивидуальные средства |
2.1.1. Собственные жилища 2.1.2. Арендуемые комнаты в семейных домах 2.1.3. Жилища, арендуемые у частных лиц или агентств 2.1.4. Размещение, предоставляемое бесплатно родственниками или знакомыми 2.1.5. Прочее размещение на |
В зависимости от конкретного оборудования и особенностей предоставляемых услуг в составе гостиниц различают гостиницы широкого профиля, гостиницы квартирного типа, мотели, придорожные гостиницы, курортные гостиницы, клубы с проживанием и пр.
Группа заведений, аналогичных гостиницам, обладает номерным фондом, предоставляет перечень обязательных услуг, Таковы пансионы, меблированные комнаты, туристские общежития и т.п.
Специализированные заведения (с единым руководством) также предназначены для обслуживания туристов. Они не имеют номеров. Здесь исходной единицей может быть жилище, коллективная спальня, площадка. Кроме предоставления места для ночлега туристам, заведение может осуществлять и другие виды деятельности. Примерами таких специализированных заведений служат оздоровительные заведения (здравницы, курорты, санатории, оздоровительные «фермы» и пр.), лагеря, средства размещения в общественных видах транспорта (поезда, суда), в конгресс - центрах14.
Функция предоставления мест для ночевки в здравницах, в санаториях, на курортах является не главной. Прежде всего, необходимы лечение и профилактика заболеваемости приезжающих с привлечением естественных факторов (климат, море, минеральная вода и пр.). Материальные и духовные влияния на человеческий организм включают устранение привычных условий труда и отдыха, обогащение приезжающих новыми впечатлениями. Наряду с лечением организуется питание, отдых, спорт, быт и, естественно, ночевка проживающих.
Прочие коллективные средства размещения включают, прежде всего, жилища, предназначенные для отдыха. Примерами этой группы средств размещения служат гостиницы квартирного типа, комплексы домов или бунгало. Эти помещения имеют единое управление, сдаются за плату, в аренду, бесплатно любым лицом (лицами) или организацией. Ирландский совет по туризму, например, предусматривает следующую организацию комплекса домов для отдыха. Комплекс включает не менее девяти построек, в одной из них находится контора. Постройки являются долговременными сооружениями, с отдельными входами, в хорошем эксплуатационном состоянии. В каждом доме находится помещение для сна, обеда, отдыха, склад, ванная и туалеты с соответствующим оборудованием. Предусмотрено использование пространства вне дома. Каждое средство размещения подготавливается и убирается для каждого нового постояльца. Услуги по текущей уборке постелей и помещения клиенту не оказываются. В состав прочих коллективных средств размещения входят объекты (с единым управлением) на площадках для кемпингов, в бухтах для малых судов.
Туристские общежития, молодежные гостиницы, школьные и студенческие общежития, дома отдыха для престарелых и аналогичные объекты социальной значимости следует также считать прочими коллективными средствами размещения.
Индивидуальные средства размещения предоставляются за плату, в аренду, бесплатно. Сюда включаются жилища (квартиры, коттеджи, особняки), которые арендуются поочередно членами домохозяйства (тайм - шеринг).
Турист может также разместиться в семейном доме на правах аренды. Турист может получить в аренду у частного лица или агентства полностью оборудованное жилище (дом, квартиру, коттедж), либо бесплатно остановиться у родственников, знакомых.
Структуру рынка размещения определяют, наряду с предприятиями гостиничного хозяйства, так называемые нетрадиционные, или дополнительные, средства размещения, которые возникли и стремительно развиваются в течение последних 30 – 40 лет, успешно конкурируют с традиционным гостиничным хозяйством и даже создают определенную угрозу его существованию.
Основным отличительным признаком предприятий традиционного гостиничного бизнеса является то, что они предлагают полный комплекс услуг по приему, размещению, питанию гостей, обслуживанию их пребывания в гостинице15.
Дополнительные (нетрадиционные) средства размещения предполагают, как правило, только возможность размещения. Питание, обслуживание по пребыванию туриста (уборка номеров, дополнительные услуги) или полностью отсутствуют и обеспечиваются туристом самостоятельно или могут быть заказаны за дополнительную плату.
Существенно отличаются оба эти сектора и по форме правовых отношений с клиентом. В предприятиях гостиничного хозяйства турист является гостем, заказчиком услуг, в отношении дополнительных средств размещения турист выступает либо как собственник, либо как арендатор.
Производственные мощности сектора дополнительных средств размещения до последнего времени неуклонно увеличивались, сокращая долю гостиничного хозяйства в совокупном количестве мест. Более 2/3 от общего количества мест во всех средствах размещения приходится в настоящее время на дополнительные средства размещения. К ним в первую очередь относятся частные квартиры и комнаты.
Быстрое развитие сектора дополнительных средств размещения в первую очередь обусловлено такими факторами как: