Развитие велосипедного туризма в Ленинградской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 16:23, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования данной курсовой работы является современный велосипедный туризм.
Предмет исследования – велосипедный туризм в Ленинградской области.
Цель работы – дать характеристику современному велосипедному туризму в Ленинградской области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ВЕЛОСИПЕДНЫЙ ТУРИЗМ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ.......5
1.1. История развития велосипедного туризма в Ленинградской области ….......5
1.2. Рекреационный потенциал Ленинградской области для туристских велопоходов ………………………………………………………………………. 10
1.3. Формы проведения велосипедных походов……………………………........22
1.4. Перспективы развития велотуризма в Ленинградской области…………..27
Выводы………………………………………………………………………….......29
ГЛАВА 2. ВЕЛОСИПЕДНЫЙ ТУР В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ .….......32
2.1. Описание маршрута……………………. …………………………………….32
2.2. Описание состава снаряжения для велосипедного тура…………………….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………...………………

Вложенные файлы: 1 файл

Велотуризм в Ленинградской области.docx

— 164.77 Кб (Скачать файл)

Здесь же находятся уникальные памятники  северного деревянного зодчества, находящиеся под охраной ЮНЕСКО. Наибольшее внимание привлекает к себе архитектурный ансамбль о. Кижи. Именно на острове собраны лучшие образцы деревянного зодчества. Здесь находится деревянная церковь, построенная по чертежам самого Петра I, а также единственный в России морской клуб, где реставрируются суда разных эпох. Успенская церковь - один из самых замечательных памятников деревянного зодчества, воздвигнутый в 1774 году. Церковь расположена на небольшом скалистом полуострове, на самой высокой его точке. Это самая высокая из всех сохранившихся деревянных церквей, высота сооружения составляет 42 м.

Получили  признание маршруты, которые проходят по историческим, культурным и литературным местам Ленинградской области. Познавательным, с этой точки зрения, представляется маршрут, пролегающий по  пушкинским  местам – «Литературное кольцо». На маршруте взглядам туристов откроются великолепные пейзажи пушкинских мест. Велосипедистам, заинтересованным в духовном просвещении и одновременно в физическом совершенствовании, предлагается стартовать в г. Пушкин. Пушкин был основан в 1710 году как императорская загородная резиденция Царское Село, город с 1808 года. В городе находится музей-заповедник «Царское Село» – памятник градостроительного искусства и дворцово-парковый ансамбль XVIII — начала XX веков. В состав заповедника входит Екатерининский парк с Екатерининским дворцом и другими сооружениями. Минуя лежащий на пути г.  Павловск, маршрут проходит по второстепенным дорожкам, на которых отсутствуют автомобили. Крутить педали придется до Гатчины, откуда прямой путь к пос. Суйда, известной тем, что в ней находится дом-музей Ганнибала, бывшее поместье Абрама Петровича Ганнибала - прадеда великого русского поэта по материнской линии. К сожалению, очень мало уцелело до наших дней сведений о суйдинской усадьбе Ганнибала и о таинственных, последних годах жизни чернокожего предка Пушкина. Умер Ганнибал в Суйде в 1781 году и был похоронен на Старом кладбище, но могила его впоследствии затерялась. Уже в наше время на предполагаемом месте захоронения установлена памятная гранитная стела. В суйдинской усадьбе родилась и выросла будущая мать поэта Надежда Осиповна Ганнибал. Сейчас в Суйде находится музей. Созданный в 1986 году как общественный, в год 200-летнего юбилея со дня рождения поэта он получил статус государственного и теперь официально называется музеем-усадьбой "Суйда". А совсем рядом – еще два значительных историко-культорологических объекта. Это Дом станционного смотрителя в д. Выра, первый в нашей стране музей литературного героя. Музей создан по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» и архивным документам. Далее путь лежит в уникальный музей-домик няни А.С.Пушкина– Арины Родионовны – в д. Кобрино. Небольшой деревянный домик, что стоит у самой дороги стал любимым местом туристов. На протяжении двух веков был он тесно связан с жизнью Арины Родионовны, ее семьи и потомков. Имя Арины Родионовны навсегда и неразрывно связано с именем А.С. Пушкина. Она была первой слушательницей многих его стихов. Многие сказки, записанные со слов няни, легли в основу произведений Пушкина. Среди них сказки "О царе Салтане", "О попе и работнике его Балде" и др. Немало стихов посвятил поэт Арине Родионовне. Вплоть до времени открытия в 1974 году музея в доме жили потомки Арины Родионовны, храня память о простой крестьянской женщине, друге великого поэта. В "Домике няни" воспроизведено убранство крестьянской избы конца XVIII - начала XIX века. Заканчивается велосипедное «Литературное кольцо» либо в пос. Вырице, либо в пос. Сиверский. Гатчинский район вообще очень интересен сам по себе с точки зрения своей истории. Данный маршрут может иметь в перспективе свое логическое продолжение на юг области, а в идеале – проложить трассу в Новгородскую область, далее на озеро Селигер, с выходом на природные достопримечательности столичного региона.

Гатчина - еще один известный пригород Петербурга. Помимо Гатчинского дворца здесь  имеется уникальный землебитный  Приоратский дворец, история которого связана с таинственным Мальтийским орденом. Неподалеку от Гатчины есть аэродром, где можно прыгнуть с парашютом или «прокатиться» на планере. Эти места связаны с именами заводчика Демидова и писателя Набокова. А под Лугой на острове находится замечательный Череменецкий монастырь.

Следующий из разработанных велосипедных маршрутов предлагает отправиться к западной границе Ленинградской области, в Ивангород. Исходным пунктом этого маршрута является музейный Петергоф («двор Петра», с 1944 по 1997 – Петродворец), который возводился Петром I как «Русский Версаль». Петергоф основан в 1710 году, как императорская загородная резиденция, статус города – с 1762 года. В городе находится памятник мировой архитектуры и дворцово-паркового искусства XVIII-XIX веков музей-заповедник «Петергоф». Из него по дорожке, ведущей вдоль небольшой местной речушки, являющейся природным заказником, маршрут выходит на д. Гостилицы, и, минуя родоновое озеро, попадает в д. Копорье, где почти в центре деревни на скале с обрывистыми склонами высятся каменные стены и башни старинной русской крепости Копорье. Копорская крепость - один из выдающихся памятников древнерусского каменного военно-оборонительного зодчества начала XVI века, сохранившихся на территории Ленинградской области. Древняя каменная твердыня привлекает внимание историков и многочисленных туристов, любителей русской старины. Насладившись видами средневекового оборонного сооружения, велосипедисты вновь погружаются в царство леса, следуя в Кингисепп, где расположены краеведческий музей, православный храм и остатки крепости. И уже из этого районного центра – прямая дорога в Ивангород, из которого великолепно просматриваются зарубежные эстонские виды. Ивангород был основан как крепость в 1492 г. московским князем Иваном III Васильевичем и назван в его честь. Крепость Ивангород с мощными каменными стенами и десятью башнями –  первое русское оборонительное сооружение с регулярным, прямоугольным планом. Далее из Ивангорода веломаршрут ведет на восток в сторону Кингисеппа. Кингисепп основан как крепость Ям г. С 1703 по 1922 гг. город назывался Ямбург, затем был переименован в честь эстонского революционера Виктора Кингисеппа. Ямбург – небольшой городок, где на месте бывшей крепости расположен местный краеведческий музей и «малый смольный» - Екатерининский собор.

Другой  маршрут довольно подробно был описан Александром Радищевым в романе «Путешествие из Петербурга в Москву». Интересно сравнить, как изменился Московский тракт со времен классика. Здесь сохранились красивые церкви, есть пещеры и водопады, а окрестности дороги так красивы, что заслужили сравнения со Швейцарией [16].   

До границы  России можно добраться и в  ходе другого велосипедного маршрута. Для этого первым делом необходимо попасть в курортный Зеленогорск – климатический курорт на северном берегу Финского залива Балтийского моря. Именно оттуда велопутешественники берут свой старт на север. Среди наиболее крупных населенных пунктов, встречающихся на пути - портовые города  Приморск и Выборг. Приморск – популярное место отдыха на северо-восточном берегу Финского залива, известное песчаными пляжами и сосновыми борами. Выборг - один из крупнейших и красивейших городов Ленинградской области, с 2010 года является единственным историческим поселением области. Он расположен на северо-западе Карельского перешейка, на берегу Финского залива. Основная часть города расположена на полуострове, изрезанном глубокими бухтами, остальная - на нескольких мелких островах. Выборг привлекает многочисленных туристов живописными окрестностями, замечательными архитектурными памятниками, в числе которых и сохранившиеся древние оборонительные сооружения, тесно связанные с его многовековой историей. Среди достопримечательностей выделяется  Выборгский замок, построенный шведами в 1293 году.

Конечная  цель маршрута – пограничный переход  пос. Торфяновка, известный практически всем автомобилистам, выезжающим по делам и на отдых в Финляндию.

Велосипедистам, тяготеющим к путешествиям на восток области, предлагается  не менее увлекательный велосипедный маршрут в Старую Ладогу, правда путешествие туда наиболее актуально летом, в конце июня, когда там традиционно проводится одноименный международный военно-исторический фестиваль по эпохе раннего средневековья. В Старой Ладоге, на месте впадения речки Ладожки в Волхов, расположена древняя крепость Святого Георгия XII века, построенная по всем правилам древнерусского фортификационного искусства. Могучие стены, башни — настоящая северная твердыня. В течение многих веков она защищала северо-западные рубежи Руси, была свидетельницей многих событий. В крепости Старая Ладога открыт  музей с очень интересной, постоянно пополняющейся экспозицией. В 2003 году отмечалось 1250-летие Старой Ладоги, в ходе которого село позиционировалось как «древняя столица Северной Руси».

Вдоль автомобильного Мурманского шоссе проложены сопутствующие пути, которые задействованы велосипедистами. Они проходят по очень красивым местам, в частности Синявинским высотам и каньонам, где высота берегов бегущей в долине речки достигает 30-40 метров. Синявинские высоты – место удивительное и интригующее. Собственно таким его сделала война. В этом районе проходили многочисленные сражения, в первую очередь – попытки прорыва блокады.  Веломаршрут идет по пустынным местам, в основном по грунтовым лесным дорожкам, проходящим по местам жарких сражений. Вся местность изрыта окопами и траншеями, везде стоят многочисленные братские могилы и монументы павшим. Синявинские высоты после войны полностью обезлюдели, но дорожки остались. Некоторые из них легко и с удовольствием проезжаются на велосипедах, но не доступны для легковых автомашин. По всем высотам установлены знаки, позволяющие находить интересные места и понимать, что здесь происходило. Рекомендуемое время для поездки – начало августа, когда на летнем солнце все подсыхает, а комаров становится меньше [20].   

Еще один велотур, который связан с воспоминаниями о прошедшей войне,  проходит по легендарной Дороге жизни, которая во время Великой Отечественной войны служила едва ли не единственной ниточкой, связывавшей блокадный город с Большой землей. В конце маршрута можно отдохнуть на побережье Ладожского озера, которое в этих местах отличается особой красотой.

Популярен у велотуристов маршрут Петербург – Зеленогорск, которой пролегает по велодорожке вдоль Приморского шоссе. Начало маршрута от парка «Трехсотлетия Петербурга». Этот парк – самый молодой в Санкт-Петербурге – был заложен в 1995 году для увековечения юбилейной даты – 300 лет со дня основания города. Далее дорога пролегает вдоль Финского залива, открываются прекрасные виды на заросшее камышом море, сосновые и смешанные леса. Далее маршрут проходит через поселок Лисий нос. Лисий Нос – исторический район Санкт-Петербурга на северном берегу Финского залива. Небольшой поселок с забавным названием едва заметен на огромной карте Ленинградской области. А между тем летом 2000 г. жители поселка отпраздновали 500-летний юбилей. Оказывается, это место гораздо старше самого Петербурга и упоминается еще в переписных книгах 1500 года. Оно было записано как село Лисичье в Корине носу. Корин – финское название песчаной косы, близ которой находился поселок. Песчаную косу еще называли «нос» и когда впоследствии финское название косы было утрачено, вот тогда и образовалось Лисий Нос. Удобное расположение на самом берегу Финского залива, у песчаной косы, сделали это место одним из наиболее популярных в районе и для семейного отдыха. Заканчивается маршрут в Зеленогорске . Среди всех других пригородов Санкт-Петербурга Зеленогорск выделяется своей неповторимой атмосферой и настроением, которое всегда здесь царит. Это настоящий курорт, гордо носящий это звание вопреки всем климатическим недостаткам. А достопримечательности Зеленогорска своей красотой и оригинальностью не оставят равнодушным никого. Интересны Храм Казанской Божьей матери, Старая Кирха, своеобразная городская скульптура.

Город-крепость Кронштадт – излюбленное место летнего отдыха петербуржцев – побережье Финского залива на Карельском перешейке, где находятся такие курортные места, как Сестрорецк, Комарово, Репино, Зеленогорск.  По пути можно искупаться в море и позагорать на пляже. Путешествие заканчивается в городе Приморске, который известен старинной кирхой [17].   

           1.3. Формы проведения велосипедных  походов

Велосипедный  туризм – это вид туризма, в  котором основным средством передвижения участников путешествия является велосипед. Это вид активного отдыха, имеющий множество разновидностей: от небольших прогулок и экскурсий до велосипедных путешествий различной категории сложности.

По массовости велосипедный туризм стоит, по сути, в одном ряду с такими видами туризма как пешеходный, водный, горный и лыжный. Велосипедный туризм имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами  спортивного туризма:

1) велотуризм позволяет преодолевать за поход большие расстояния;

2) высокая  скорость велотуризма обеспечивает быструю смену впечатлений;

3) для велосипедного туризма нет недостижимых мест;

4) для  велотуризма доступны все районы;

5) велотуризм – всесезонный вид туризма.

 Самыми  простыми велопоходами являются походы выходного дня, более сложными – многодневные некатегорийные походы и наиболее сложные – категорийные маршруты (I, II, III, IV и V категории сложности).

Походы выходного дня – самая массовая форма велосипедного туризма. Можно с уверенностью сказать, что ни для одного человека велотуризм не начинается сразу с многодневных походов. Прежде чем отправиться в поход с ночлегом, он непременно должен совершить несколько однодневных поездок. Походы выходного дня приобщают начинающих велотуристов к основам техники и тактики велотуризма, воспитывают чувство любви к своему краю, содействуют повышению уровня всесторонней физической подготовки. Именно в походах выходного дня закладываются основы тех знаний и навыков, которые составляют фундамент дальнейшего роста спортивного мастерства велотуриста.

Походы  выходного дня могут быть однодневными, двухдневными с одной ночевкой и  двухсуточными, когда туристы выезжают во второй половине дня в пятницу  и проводят поход с двумя ночевками.

В зависимости  от целей и задач, поставленных перед  походом выходного дня, их можно  условно разделить на прогулочные, оздоровительные, тренировочные и спортивные. Друг от друга они отличаются протяженностью, скоростью движения, в меньшей степени – характером дороги и естественных препятствий. Однако разделение это весьма условное, четких границ между видами походов нет.

Прогулочные походы проводят в выходной день либо после работы на расстояние до 50 км. Туристы едут со скоростью не более 15 км в час, часто без привала. В прогулочные походы обычно отправляются начинающие туристы и люди пожилого возраста.

Расстояние, которое туристы проходят во время  оздоровительных и тренировочных  походов намного больше – от 50 до 160 км, а скорость движения достигает 30 км в час. В этих походах туристы учатся ориентироваться на местности, устраивать ночлег, разжигать костер,  готовить пищу в походных условиях. Во время тренировочных походов перед туристами могут стоять различные цели: преодолеть участок дороги с плохим покрытием или сложным рельефом с определенной скоростью.

Информация о работе Развитие велосипедного туризма в Ленинградской области